- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Понятие личности в психологии.



Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Новорожденный ребенок или психически больной человек, не способный самостоятельно себя обслуживать, не говоря уже о выполнении какой-либо социальной роли, личностью не является. Субъективно личность индивида – это его Я (оба Я, Я-концепция), это система представлений о себе, формируемая в процессе деятельности и общения и обеспечивающая единство и тождественность его личности.

Характерная сторона личности – ее индивидуальность, неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других – малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной или волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.

Личность - прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.

В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (черт) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Низшим уровнем личности - биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е, проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки и развития этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки (формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер). Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Эта подструктура наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе.

На каждой из подструктур у различных людей имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера.

Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)

Подструктура направлен­ности Убеждения, мировоз­зрение, личностные смыслы, интересы Социальный уро­вень (биологиче­ского почти нет)
Подструктура опыта Умения, знания, навы­ки, привычки Соц-биологичес­кий уровень (боль­ше социального, чем биологич.)
Подструктура форм отраже­ния Особенности познава­тельных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощуще­ния, внимания); осо­бенности эмоциональ­ных процессов (эмо­ции, чувства) Биосоциальный уровень (биологи­ческого больше, чем социального)
Подструктура биологических, конституцио­нальных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и тормо­жения; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социаль­ное практически отсутствует)

 

10. Структура личности по Фрейду включает три основных компонента: Ид (Id) Оно – бессознательное, Эго (Ego) Я – сознательная часть личности и Суперэго (Superego) Сверх-Я – моральная часть психологической структуры личности. Эти понятия сегодня считаются общепринятыми в психологии.

Ид. (Оно) - компонент структуры личности являющийся биологическим по природе и дающий энергию двум другим компонентам личности. Ид примитивно и не организованно, находится в подсознательном человека, не контактирует с внешним миром, не изменяется с возрастом и под влиянием опыта человека. Основная функция Ид заключается в ослаблении напряжения человека, усиления чувства удовольствия и сведения к минимуму чувства дискомфорта. Ид проявляется в человеке через его естественные инстинкты, так как будучи неосознаваемыми они не контролируются.

Эго (Я) - компонент структуры личности, которая находится во взаимодействии с реальностью внешнего мира. Эго развивается постепенно из Ид по мере того, как ребенок взрослеет и начинает осознавать свою индивидуальность, научается удовлетворять требования Ид. Основная функция Эго заключается в обеспечении жизнедеятельности человека, защите его психической целостности. Эго создает подходящие условия для удовлетворения потребности Ид так, чтобы это соответствовало нормам общества. Если бы Эго не участвовало в этом процессе, то удовлетворение потребности Ид могло бы быть более простым, но не соответствовало бы нормам и ценностям общества и могло бы повлечь даже уголовное наказание.

Суперэго (Сверх Я) - компонент психологической структуры личности по Фрейду, берет свое начало из Эго. Суперэго оценивает поступки Эго с моральной точки зрения и может накладывать запреты на некоторые поступки личности. Фрейд сравнивал Суперэго с хранилищем моральных норм и стандартов поведения. Фрейд выделял три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. Суперэго может ограничивать, осуждать или запрещать сознанию человека осуществлять определенную мыслительную активность, противоречащую моральным нормам и сформированным идеалам.


11. Понятие коллективного бессознательного по К. Юнгу

Коллективное бессознательное – понятие аналитической психологии Юнга, обозначает совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т.д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений. Согласно Юнгу, основное содержание коллективного бессознательного составляют инстинкты и архетипы. По Юнгу, оно идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. Этот слой психики непосредственно связан с инстинктами, то есть наследуемыми факторами. Динамика архетипов (напр., образов героя, демона, матери-земли), согласно Юнгу, лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. По Юнгу, любой Бог – только лишь символ Бога, обитающего внутри нас, в коллективном бессознательном, – следовательно, если мы перестаем верить в этот символ, мы сталкиваемся с Богом лицом к лицу. У людей появляется шанс постигнуть Бога как один из феноменов собственного внутреннего мира.

Теория личности А. Адлера

Чувство неполноценности и компенсации – этот принцип возник в одной из ранних работ Адлера, в котором он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь поражает больше, чем другие. Он предположил, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был «неполноценным» от рождения. Неполноценность органа, его врождённая слабость или недостаточное функционирование, может приводить к впечатляющим достижениям в жизни человека. Но она же может повлечь за собой чувство собственной неполноценности, если усилия, направленные на компенсацию дефекта, не приводят к желаемому результату.

Согласно Адлеру, фактически всё, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.

1.у детей с врождённой физической неполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности.

2.дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им во всём, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда всё делали другие. Их беспокоит укоренившееся чувство неполноценности, т.к. они убеждены, что сами неспособны преодолевать жизненные препятствия.

3.родительское пренебрежение детьми, отвержение может стать причиной появления у них комплекса неполноценности по той причине, что отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененными по достоинству другими людьми. Все эти страдания могут сыграть решающую роль в возникновении неврозов в зрелые годы.

Стремление к превосходству, по мнению Адлера, является фундаментальным законом человеческой жизни; это «нечто, без чего жизнь человека невозможно представить». Оно является врождённым, и мы никогда от него не освободимся. Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал. От рождения оно присутствует в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Каждому из нас остаётся лишь осуществить эту возможность своим путём. Стиль жизни, в первоначальном варианте «жизненный план», или путеводный образ», представляет собой наиболее характерную особенность теории Адлера. В этой концепции представлен уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни. Стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

В детстве мы чувствуем себя неполноценными или в воображении или в реальности, и это побуждает нас каким-то образом компенсироваться. Например, ребёнок с плохой координацией может сосредоточить свои компенсаторные усилия на выработке выдающихся атлетических качеств. Стиль жизни основан на наших усилиях, направленных на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства. С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте 4-5 лет, что впоследствии почти не поддаётся тотальным изменениям. Социальный интерес – ещё одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера. Люди – глубоко социальные создания, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми, т.е. социально культурный контекст, в котором мы живём. Подобно другим врождённым склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Социальный интерес развивается в социальном окружении. Прежде всего, мать, контакт с которой является первым в жизни ребёнка, оказывает на него наибольшее влияние. Здоровая любовь матери проистекает из настоящей заботы о людях и даёт возможность матери воспитывать у своего ребёнка социальный интерес. Её нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребёнка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут, также и подавлять у ребёнка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает своего мужа, избегает детей и общества, её дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления социального интереса остаются нереализованными. Любое поведение. Укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Творческое «Я» - эта концепция является главным конструктом адлеровской теории. Стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. Люди сами ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса.

Фикционный финализм – в этой концепции Адлер развил мысль о том, что наши основные цели представляют собой фиктивные цели, соотнесённость которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряжённая работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение – просто фикция, потому что многие, кто напряжённо работают, не получают ничего из того, что заслуживают.

Концепция фикционного финализма показывает, какое большое влияние оказывают на личность субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт.