- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Понятие общественного прогресса, его категории.



Прогресс — это поступательное движение, развитие, идущее по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному.
Противоположным по значению является понятие регресса. Это движение по нисходящей линии, упадок, деградация.
Всеобщие диалектические законы бытия по-разному проявляются в различных формах движения материи, в качественно различных областях действительности, процессах. Это относится и к тем связям и отношениям, которые фиксируются в категориях материалистической диалектики, в том числе в категории прогресса. Поступательное движение получает особые, специфические черты в зависимости от качественного своеобразия тех явлений и процессов, в которых это поступательное движение осуществляется. Прогресс в неорганической природе отличается от прогресса в природе органической, прогресс в человеческом обществе имеет свои особые черты, присущие только ему. Маркс указывал, что «понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции». Рассмотрение категории прогресса как звена в общей системе законов и категорий марксистско-ленинской фило-
софии, обязательная опора на материал истории — таковы условия, при соблюдении которых категория прогресса наполняется конкретным содержанием, предстает как многообразная совокупность отношений и определений.
Прогресс в истории общества отнюдь не является процессом автоматическим. Ленинское указание, что марксизм сочетает признание объективной закономерности в развитии общества с признанием чрезвычайно важного значения сознательной, преобразующей деятельности людей имеет самое непосредственное отношение к марксистскому пониманию хода и движущих сил социального прогресса. Раскрытие диалектики объективной необходимости и сознательной деятельности людей в прогрессе общества — одна из самых важных черт марксистской концепции социального прогресса.
Следует иметь также в виду, что прогресс в истории человечества — процесс чрезвычайно сложный, противоречивый. Для понимания диалектики социального прогресса особо важное значение имеет учение Маркса об общественно-экономических формациях. Социальный прогресс человечества на протяжении тысячелетий его истории представляет собою чередование общественно-экономических формаций, причем каждая новая формация представляет более высокую ступень в сравнении с предшествующей, поскольку она открывает и реализует новые возможности развития. Это в полной мере относится и к нашей эпохе — эпохе перехода человечества от капиталистической формации к коммунистической.

Высшим критерием общественного прогресса, писал Ленин в 1908 г., являются интересы развития производительных сил. Позже, уже после Октябрьской революции, Ленин, выступая на X съезде РКП (б), повторил, по сути дела, это определение, указав, что состояние производительных сил — основной критерий всего общественного развития.
В приведенной ленинской формулировке понятие развития употребляется как тождественное понятию прогресса. Поэтому марксистско-ленинскую формулу критерия общественного прогресса можно изложить следующим образом: высшим и основным критерием общественного прогресса является прогресс производительных сил общества. По этому критерию и надлежит судить о прогрессе в истории, рассматривая последнюю под углом зрения смены общественно-экономических формаций. Выведение высшего критерия общественного прогресса — плод диалектико-материалистического исследования проблемы. В. И. Ленин назвал развитие производительных сил основным и высшим критерием общественного прогресса. Это определение, естественно, предполагает существование целого ряда критериев общественного развития, среди которых на известных основаниях один критерий и выделяется как высший и основной. Все другие — «частные» критерии. Поскольку поступательное движение происходит в самых различных областях общественной жизни и любая такая область включает специфический круг явлений, для каждой из них можно и нужно найти и сформулировать свой специфический, «частный» критерий прогресса. Так, например, критерием прогресса в науке служат успехи в познании объективной истины, применение научных достижений в практике.
В современной буржуазной социологической литературе довольно много места отводится проблеме общественного прогресса и его критерия. Общей чертой этой литературы является ее антимарксистская и антисоциалистическая заостренность. В освещении проблемы общественного прогресса эта черта проявляется особенно резко.
После второй мировой войны в связи с обострением общего кризиса капитализма в буржуазной философии и социологии широко распространяются идеи социального пессимизма, отрицание социального прогресса. «Основным лейтмотивом нынешней философии истории является идея апокалиптического конца,— пишет западногерманский социолог О. Файт.— Крушение, катастрофа, закат, сумерки, конец — все эти слова встречаются в любом исследовании по истории культуры». Идеологи буржуазии воспринимают и изображают неизбежное крушение капитализма как гибель цивилизации вообще. Но в отказе от идеи прогресса есть и другая сторона: этот отказ направлен против социализма, он выступает как средство подрыва воли народных масс к борьбе за лучшую жизнь, за прогресс, за социализм. Нет прогресса, впереди гибель, борьба за лучший общественный строй тщетна и бессмысленна — вот что пытаются внушить народам буржуазные ниспровергатели идеи прогресса.
В 60-х годах потребности идеологической борьбы против социализма породили в буржуазной литературе новый подход к проблеме социального прогресса. Прямое и грубое отрицание прогресса оказалось малоэффективным средством в борьбе против марксизма, утверждающего идею прогресса, и против стран социализма — живого воплощения этой идеи. В этих условиях буржуазные идеологи прибегают к новым средствам борьбы против прогресса, против социализма. Они объявляют себя сторонниками идеи общественного прогресса, но определяют и изображают его таким образом, что у них получаются выводы против социализма, в защиту капитализма. Выдвигаются теории «стадий экономического роста», «единого индустриального общества», «постиндустриального общества», «конвергенции» и др.
Теория «единого индустриального общества» утверждает, что социализм и капитализм — это разновидности одного и того же индустриального социального типа и что развитие идет в сторону их конвергенции, т. е. слияния, итогом которого явится общество, организованное на частнособственнической основе с некоторыми «социалистическими» заплатами в виде планового хозяйства и др. Авторы теорий «стадий экономического роста» и «постиндустриального общества» в своих рассуждениях о прогрессе пытаются использовать в интересах капитализма временное преимущество США перед СССР в уровне производства. Они считают, что критерием общественного прогресса является уровень индустриального развития, и на этом основании объявляют США воплощением прогресса, самой передовой страной, показывающей путь всем другим странам. При этом полностью игнорируется общественно-экономический строй, характер производственных отношений, определяющих темпы развития производительных сил общества. Но марксистско-ленинская теория, обобщающая историю, показывает, что решающим при сопоставлении стран с разным экономическим строем являются те устойчивые темпы роста производства, которые создает экономический строй; от них зависит уровень производства. Уже сейчас СССР в результате превосходящих темпов производственного роста обогнал США по производству цемента, железной руды и стали — этого фундамента современной индустрии. Нет сомнения, что СССР в ближайшие годы обгонит США и по другим видам производства. Приведенные теории, как мы видим, говорят о социальном прогрессе в нашу эпоху и в то же время, по сути дела, отрицают его, поскольку смысл этих теорий состоит в защите и увековечении капитализма и отвержении социализма.