- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Понятие «общество», многообразие подходов к его определению. Признаки общества.



Вопросы к экзамену по социологии в ИМ «Экономика»

1. Цель и задачи дисциплины «Социология», ее место в учебном процессе студентов вуза. Происхождение и значение термина «социология». Объект, предмет и методология исследования в социологии.

Сам термин «социология» ввел в научный оборот французский ученый Огюст Конт (1798-1857) в своей работе «Курс позитивной философии» (1830-1842). Термин «социология» происходит от двух слов: латинского «societas» (общество) и греческого «logos» (слово, учение). Из чего следует, что «социология» - есть наука об обществе в буквальном смысле слова. Сам Конт определял задачу социологии так: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять». Таким образом, социология изначально была тесно связана с социальным управлением. Огюст Конт разработал иерархию основных наук: математика — астрономия — физика — химия — биология —социология. Сложившаяся к эпохе Просвещения система наук, по его мнению, представляет собой исторический процесс развития науки от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая последующая ступенька — наука более высокого порядка, но подразумевает предыдущую как необходимую предпосылку. Следовательно, социологияосновывается на законах биологии, без них невозможна, но имеет сверх этого нечто свое, своеобразное.

Любая отрасль науки имеет свой объект и предмет. Объект науки понимается как определенная область действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. В качестве наиболее общих объектов наук выступают природа и общество, откуда и вытекает деление всех наук на естественные и социально-гуманитарные. Из вышесказанного ясно, чтообъектом исследования социологии как науки является общество. Но ограничиться определением объекта науки, конечно, недостаточно хотя бы потому, что целый ряд наук может иметь один и тот же объект. Философия, история, политология, правоведение — все это науки, изучающие общество. Поэтому ученый-социолог должен найти ту грань, «срез», специфическую качественную определенность, которая была бы интересна именно ему в отличие от историка, юриста, философа. Иначе говоря, он должен определить предмет социологии. Предмет науки предполагает, что объективная реальность берется не целиком, а лишь той стороной, которая определяется спецификой данной науки. Остальные стороны рассматриваются как условия существования объекта. Обычно предмет науки есть результат теоретического абстрагирования, позволяющий выделить вполне определенные закономерности функционирования и развития изучаемого объекта.

2. Структура и функции социологии как науки. Ее связь с другими общественными дисциплинами.

К концу XX века социология превратилась в сложно структурированную науку. Предмет социологии и научная концепция, на которой строится этот предмет, определяют структуру социологического знания, осями которой являются:

1) теоретическая и эмпирическая социология (основанием деления служит уровень знания); 2) фундаментальная и прикладная социология (основанием деления служит функция знания); 3) общая и отраслевая социология (основанием деления служит объект исследования: общество в целом или отдельная его часть).

. Теоретическая социология, по мысли П. Сорокина, изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Она решает научно-теоретические задачи, связанные с формированием знания о социальной реальности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии и др. Она отвечает на вопросы «что познается?» и «как познается?». Эмпирическая социология отвечает на вопрос «для чего познается?». М. Вебер точно определил задачи эмпирической социологии, которая может определить: а) необходимые для практики средства; б) неизбежные побочные результаты предпринятых действий; в) обусловленную этим конкуренцию между возможными различными оценками и их практические последствия. Теоретическая наука выявляет смысл таких оценок, конечную смысловую структуру и смысловые следствия, может указать на их место в ряду ценностей и провести границы в сфере их смысловой значимости. Иначе говоря, теоретическая и эмпирическая социология — две взаимообусловленные и взаимосвязанные части одной науки, две стороны одной медали. Эмпирическая социология, как подчеркивал П. Сорокин, должна быть опытной системой общей и индивидуальной этики, указывающей точные средства для борьбы с социальными болезнями[6]. Но индексы, статистика, анкеты, опросы — еще не всясоциология

. Это — инструменты, средства, но ни в коем случае не цель. Нельзя судить о социальной действительности только по мнению случайно опрошенных людей, которые вовлечены в ход событий, но в то же время являются пристрастными свидетелями. Эти данные — лишь материал для дальнейшего исследования, исследования глубоко теоретического и фундаментального. Успех развития социологии как науки зависит от взаимодействия теоретической и эмпирической социологии.

Фундаментальная социология отвечает на вопросы, что познается (определение объекта, предмета науки) и как познается (основные методы социологии). К ней относят теории общесоциологического уровня. Прикладная социология изучает и предлагает способы воздействия на социальную реальность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления. Прикладная социология предусматривает нахождение средств для осуществления социально значимых целей, осуществление практической реализации теоретической социологии, осуществление социального управления; реализацию методов социального планирования и прогнозирования. В отличие от социолога академического типа, работающего в академическом исследовательском институте или вузе и являюще­гося чаще всего специалистом в одной узкой области (скажем, в со­циологии культуры, в экономической социологии и т.п.), социолог-прикладник чаще всего является многопрофильным исследователем. Часто меняются не только его клиенты, но и тематика его исследований. Сегодня он может заниматься изучением рынка труда, состоянием безработицы в стране либо в одной из отраслей производства. Завтра - изучением уровня и характера религиозности или ценностных ориентации молодежи, состоянием преступности или социокультурных предпочтений различных возрастных и профессиональных групп.

Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и прочие. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.

Социальные общности (большие группы людей (мезо- и макроуровня)) - это социальные объединения людей, которые характеризуются общим признаком, более или менее прочными социальными связями, целеполаганием и общим типом поведения. В качестве примера можно привести естественноисторические общности - род, племя, семья, община, народность, нация; массовые объединения людей - концертная или телевизионная аудитория и др.

Социальные институты - устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающие закрепление связей и отношений в рамках общества.

Социальная группа – это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других (американский социолог Р. Мертон).

Социальная группа– это образование из двух или более человек, которые вступают в контакт с определенной целью и считают этот контакт значимым (Ч.Р. Миллс).

Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;

2) относительно высокой степенью сплоченности;

3) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;

4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большиеималые,первичныеи вторичные социальные группы.

Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы (малая социальная группа может насчитывать от 2 до 15 – 20 человек). Малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении.

Характерными чертами малой социальной группы являются:

– малочисленный состав;

– пространственная близость ее членов;

– длительность существования;

– общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;

– добровольность вступления в группу;

– неформальный контроль за поведением членов.

Вторичная группаобразуется из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции.

Основным типом вторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей, –организация(политическая, производительная, религиозная и т. д.).

Итак, вторичные группы:

– Обычно весьма значительны по размерам;

– Возникают для достижения определенной цели;

– В них поддерживаются формальные отношения;

– Отношения ограничены (представлены контактами).

Большие социальные группы – общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

Большая социальная группа – это количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

К большим социальным группам можно отнести:

– этнические общности (расы, нации, народности, племена);

– социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, обладающих сходным образом жизни). Они формируются на основе социально-территориальных различий;

– социально-демографические общности (общности, выделяемые по половозрастным признакам);

– социальные классы и социальные слои (совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда.

 

Обмен (по Д. Хоумансу) — форма социальной связи, при которой люди взаимодействуют на основе своего опыта, взвешивают возможную прибыль и затраты. Обмен возникает во время купли-продажи, оказания услуг друг другу и т. п.

Конфликт - форма социальной связи, представляющая собой борьбу противоположных мотивов (внутриличностная), людей (межличностная), социальных образований — социальных институтов, организаций, общностей (социальная).

Конкуренция - форма социальной связи, в которой люди вступают в борьбу за выгодные условия работы и сбыта товаров, за политические программы и власть, за новые идеи и организации. Как правило, она ведется в рамках моральных и юридических правил, является источником богатства (по А. Смиту), представляет собой процесс познания, обучения и открытия новых знаний, а также новых товаров, рынков, технологий (по Ф. Хайеку).

Кооперация - форма социальной связи, когда статусы, роли, действия людей четко скоординированы: например, в семье, на заводе, в магазине и т. п. В кооперации социальная связь приобретает форму социального института и организации, т. е. представляет собой систему устойчивых, непосредственных и опосредованных, формальныхи неформальных социальных связей. Кооперация может быть принудительной (административной) и добровольной (демократической). Социальная кооперация характеризуется социальным капиталом ее участников, представляющим набор таких неформальных ценностей и норм, как правдивость, честность (выполнение обязательств), сотрудничество.

Социальная связь (обмен, конкуренция, конфликт, кооперация) можетбыть демографической, экономической, политической, духовной и т. п. в зависимости от предмета, характера и субъекта связи. Например: предметом экономического взаимодействия является экономическое благо (деньги, прибыль, богатство, себестоимость, акции и т. п.); взаимодействие носит финансово-экономический характер, предполагает определенные знания, действия, опыт; экономический субъект обладает экономической потребностью, мотивом, ценностной ориентацией, которая побуждает его к экономическому взаимодействию.

 

Социальное взаимодействие: социальные контакты и социальное действие. Основные теории социального взаимодействия: М.Вебера о типах и видах социального действия, Т.Парсонса о системе социального действия.

Сущность социального действия. Впервые в социологию понятие "социальное действие" было введено и научно обосновано Максом Вебером. Социальным действием он называл "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него"

Всякому социальному действию предшествуют социальные контакты, однако в отличие от них социальное действие - достаточно сложное явление. Любое социальное действие должно включать в себя: 1. действующее лицо; 2. потребность в активизации поведения; 3. цель действия; 4. метод действия; 5. другое действующее лицо, на которое направлено действие; 6. результат действия.

Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов [1, с. 287]. Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия - это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимодействием. Общаясь с друзьями, коллегами по работе, родственниками, человек постоянно осуществляет социальные взаимодействия, которые еще разнообразнее по формам проявления, чем социальные действия.

Парсонс продолжил разработку теории социального действия Вебера. Предметом социологии он считаетсистему (социального) действия, которая в отличие от социального действия (действия индивида) включает в себя организованную деятельность многих людей. Система действия включает в себя подсистемы, выполняющие взаимосвязанные функции: 1) социальная подсистема (группа людей) — функцию интеграции людей; 2) культурная подсистема — воспроизводства образца поведения, используемого группой людей; 3) личностная подсистема — целедостижения; 4) поведенческий организм — функцию адаптации к внешней среде.

Подсистемы системы социального действия различаются функционально, имея одинаковую структуру.Социальная подсистема занимается интеграцией поведения людей и социальных групп. Разновидностями социальных подсистем выступают общества (семья, деревня, город, страна и т. п.).Культурная (религиозная, художественная, научная) подсистема занята производством духовных (культурных) ценностей — символических значений, которые люди, организованные в социальные подсистемы, реализуют в своем поведении. Культурные (религиозные, моральные, научные и т. п.) смыслы ориентируют человеческую деятельность (придают ей смысл). Например, человек поднимается в атаку, рискуя жизнью, ради зашиты родины.Личностная подсистема реализует свои потребности, интересы, цели в процессе какой-то деятельности ради удовлетворения этих потребностей, интересов, достижения целей. Личность — главный исполнитель и регулятор процессов действия (последовательности каких-то операций).Поведенческий организм представляет собой подсистему социального действия, включающую человеческий мозг, органы движения человека, способные физически воздействовать на природную среду, приспосабливая ее к потребностям людей. Парсонс подчеркивает, что все перечисленные подсистемы социального действия являются «идеальными типами», абстрактными понятиями, не существующими в действительности. Отсюда известная сложность в толковании и понимании Т. Парсонса.

Идеальные типы социальных действий по Веберу

 
Тип Цель Средства Общая характеристика  
Целерациональ-ное Осознается ясно и отчетливо. Предвидятся и оцениваются последствия Адекватные (целесообразные) Полностью рациональное. Предполагает рациональный расчет на реакцию окружения  
Ценностно- рациональное Само действие (как самостоятельная ценность) Адекватные заданной цели Рациональность может оказаться ограниченной - иррациональностью заданной ценности (ритуал; этикет; дуэльный кодекс)  
Традиционное Минимальное целеполагание (осознание цели) Привычные Автоматическая реакция на привычные раздражители  
Аффективное Не осознается Подручные Стремление к немедленному (или максимально быстрому) удовлетворению страсти, снятию нервно-эмоционального напряжения  

 

Социальное поведение - есть действие субъектов, индивидов на воздействие социальной реальности. Это форма проявления индивидуального и массового сознания. В поведении индивида, личности проявляется его интересы, ценности и стремления.

Социальное поведение проявляется в общении, в семье, в группах, общностях. Оно вызывается реальностью, состоянием экономики, идеями в обществе, опытом, традициями, обычаями, ситуациями, ценностями. Определяется поведение уровнем и содержанием социализации, социальной структурой общества, способностью индивида координировать своё поведение согласно требованиям общества.

Социальное поведение может выступать в форме деятельности, передачи информации, реакции на событие, участия в событиях и т.д. Оно регулируется нормами, властью, правовыми институтами, традициями, устоявшимися в обществе, закрепленными в культуре, в образе жизни.

В основе бихевиористких теорий лежит понимание поведения как совокупности реакций (ответов) на воздействие внешней среды (стимулов).

Взаимодействие между людьми рассматривается социологами как обмен «выгодами». Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли как именно его поступки в прошлом.

Дж. Хоманс выделяет шесть аксиоматических положениях (постулатах) теории обмена.

1. Аксиома успеха: чем чаще соответствующие действия людей получают вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определенной частотой и дальше.

2. Аксиома стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие.

3. Аксиома ценности: чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем.

4. Аксиома депривации--пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определенную награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды.

5. Аксиома агрессии -- одобрения: а) если действие индивида не вызовет ожидаемого вознаграждения или приведет к наказанию, он испытает состояние гнева, и возрастет вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида ведет к ожидаемому вознаграждению или не приведет к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастет вероятность того, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным.

6. Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.

 

Индивид – Человек как индивид –это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (ассиметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность - есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.

Два подхода:

1. Как неповторимость в совокупности его свойств, характеристик.

2. Внутренняя гармония, согласованность свойств человека (субъекта, Личности, индивида) идут в одном направлении развития.

Как социальный институт семья обладает моральным и правовым узаконением, общественной и правовой поддержкой, характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми. При анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, характерные для определенного типа культуры или социальных групп, характерные роли и распределение власти в семье.

Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современной общественной потребности. Модель семьи как институт очень важна для прогноза изменения семьи, тенденций ее развития. Исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейные роли, особенности формальных и неформальных норм и санкции в сфере брачно-семейных отношений. Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми.

 

Гостевые браки. Супружеские отношения будут занимать не все время, а проходить сеансами. Несколько раз в неделю, в месяц, или даже в год, муж и жена живут вместе, семьей. Все остальное время каждый из них свободен от рутины повседневных обязанностей и живет своей жизнью.

Экстерриториальные браки. И у нее, и у него – свой дом, совместное хозяйство они не ведут. Встречаются на работе, вместе ужинают в кафе, проводят отпуск вдвоем, ходят в гости друг к другу. Такие браки ограничивают возможность партнеров вмешиваться в привычки и стиль жизни друг друга, увеличивают потенциал их самореализации, но и создают определенные сложности в воспитании детей и уходе за ними.

Совокупная семья. Две разведенные пары с детьми вновь вступают в браки, вводя детей от обоих браков (как и взрослых) в новый, расширенный тип семьи. Сейчас полагают, что 25% американских детей являются или скоро будут членами таких семей. Такие семьи со многими родителями могут стать основной формой семьи будущего. Распространение этого типа семьи сопровождается увеличением случаев завязывания половой связи между приемными родителями и неродными детьми. При растущей временности последовательных моногамных браков клан «полуродных» детей приобретает не только множество «полуродных» родителей, братьев и сестер, но и бесчисленное множество тетей и дядей, бабушек и дедушек.

Социальные функции семьи.

Семья во всех обществах развивается как институциональная структура, целью которой является решение определенных социальных задач. Эти задачи в целом актуальны для любого общества, от самого примитивного до высокоразвитого. Однако в зависимости от типа общества, периода его развития или религиозной принадлежности те или иные задачи выходили на первый план. Какие же задачи решает семья в целом и какие из них не утратили актуальность сегодня? Каковы ее функции как основного социального института?

1. Функция сексуального регулирования. Семья это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении добрачного сексуального опыта молодых людей. Во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи — служащими подготовкой к браку. С другой стороны, в так называемых патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере в отношении женщин).

2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества — воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья — это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение. Однако в последнее время семья все хуже и хуже справляется с этой функцией. Демографический кризис затронул не только большинство стран Европы, но и Россию, и Беларусь. Уже в 1998 г. в мире насчитывалось 61 государство с общей численностью населения 2,6 млрд чел. (44%, то есть почти половина человечества!), в которых суммарный коэффициент рождаемости ниже критической черты простого замещения поколений (2,1 ребенка на одну женщину)[5]. В Беларуси положение немногим лучше. Впервые число умерших превысило количество новорожденных в 1993 году, с тех пор Беларусь также переживает эпоху депопуляции. Средний размер семьи в современном обществе составляет 2,6 человека. 52,3% семей в Беларуси – это семьи с одним ребенком, 41,2% - с двумя, 6,6% - с тремя и больше детьми. В последнее десятилетие в стране растет число детей, родившихся у женщин, не состоящих в браке. В 1990 году родившихся вне брака детей было 8,5 % от общего числа родившихся, в 2000 – 18,6%, в 2003 – 23%, в 2005 каждый четвертый ребенок родился вне браке, а в сельской местности каждый третий ребенок. Мы стремительно догоняем по этому показателю Европу. К примеру, в Швеции половина детей рождается вне брака.

Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности.

4. Эмоциональная функция. Она направлена на эмоциональную стабилизацию семейных отношений, получение людьми психологической поддержки в семье, удовлетворения их потребности в любви и личном счастье. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общении в первичной группе, и, прежде всего, в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьезные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и т. д. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни. От материального положения семьи зависит набор стартовых возможностей ребенка при вхождении в общество.

Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. Во многих обществах до недавнего времени эта функция семьи была абсолютизирована и проявлялась в существовании обычаев кровной мести и кровной вражды.

7. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

Досуговая функция имеет своей целью организацию рационально и благотворно для членов семьи проведения свободного времени, оказания им поддержки в развитии своих способностей и талантов, в удовлетворении потребности в совместном проведении досуга.

9. Рекреативная функция ориентирована на совместный отдых членов семьи, на восстановление их сил, израсходованных в процессе труда или обучения. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

 

Социологическое исследование– это система методологических, методических и организационно-технических процедур, взаимосвязанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в научной или практической деятельности.

Характеристики социологического исследования:

1. Социологическое исследование носит научный характер, т.е. строится в соответствии с требованиями науки.

2. Следовательно, оно должно быть объективным, максимально приближенным к истине.

3. Социологическое исследование носит достоверный характер, т.е. его данные можно перепроверить.

4. Наконец, результаты исследования должны быть репрезентативными(представительными) – способными отражать реальную ситуацию в объекте исследования.

Специалисты считают, что единой схемы СИ, годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида исследования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых задач. Иными словами, глубиной требуемого анализа социальной проблемы, масштабом охвата событий.

Выделяют несколько видов эмпирического исследования– по критерию, положенному в основание классификации.

1. По степени сложности решаемых задач, в зависимости от глубины анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий:

1. Разведывательное (пробное)– для предварительного ознакомления с явлением. Близкое к нему –пилотажное – применяется для испытания методики, анкеты.

2. Описательное – дает системное описание изучаемого явления.

3. Аналитическое– кроме описания, дает понимание причин и факторов, определяющих развитие данного явления.

2. По характеру изучения объекта, т.е. в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя объект в статике или в динамике:

1. Точечное (разовое)– дает информацию о состоянии или характеристиках социального явления на момент изучения.

2. Повторные исследования— это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят следующие виды исследований:

· лонгитюдные— длительное изучение одной совокупности лиц;

· когортные- изучение лиц одного возраста (поколение) на про­тяжении длительного времени (цель: анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения; объекты исследования меняются, но люди сохраняются);