- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Понятие, предмет и структура теории государства и права.



Общие закономерности и конкретно-исторические формы возникновения государства

 

Гос-во представляет собой конкретное историческое социальное явление.

Возникновение гос-ва – это закономерный этап развития человечества, отделяющее от остального животного мира и переходящее к иным формам совместного проживания по законам возрастания своих потребностей.

До возникновения гос-ва люди жили в доклассовой организации об-ва, где власть исходила от родовой общины и всех взрослых членов рода. Во главе со старейшинами, вождем, жрецом.

Экономикой такого общества носила присваивающий характер, т.е. люди занималис собирательством, охотой, рыбаловством т.е. присваивали готвые продукты природы. Но в результате неолетической революции об-ва перешло от присваивания к производящей жэкономике, что послужило толчком к расколу общества.

Согласно марксистко-ленинской теории существовали 2 основных причины возникновения гос-ва из первобытного об-ва:

1. Экономическая ≥ неолетическая революция ≥ разделение труда (животноводства от земледелия; появление ремесла, купечества) ≥ рост производительности труда, появление излишков ≥ появление институтов частной собственности

2. Социальная ≥ раскол общины и появление семьи≥ появление антогонизмов (противоречий)≥ раскол общества на классы

Появление институтов частной собственности и процесс классообразования привели к тому что более сильный политический и экономический класс стал приспосабливать под себя существовавшие обычаи, навязывать обществу новые правила поведения. Закрепляя за собой властвующие позиции в управление и экономике.

Таким образом возникло государство и право.

 

Признаки государства, отличие его от доклассовой организации общества

 

1. Территориальное подразделение граждан ( если раньше люди вели кочевой образ жизни и не имели постоянной территории то с возникновением гос-ва у них появилась своя территория на которую распространяется власть и законы этого гос-ва.Гос-во объединяет своей властью и защитой всех людей.

2.наличие публичной власти- если раньше все вопросы рода решались сообща то с возникновением гос-ва появился слой людей, который взял на себя управление и охранительные органы:

- аппарат управления- органы законадательной и исполнительной власти

- аппарат принуждения- полиция, армия, тюрьмы

3.налоги и сборы – лишь с возникновением гос-ва они стали носить постоянный регулятивный характер и или на содержание гос.аппарата и бюджетных сфер 

 

Исторические концепции происхождения государства

 

1.Марксисткая, экономическая, материальная(Маркс,Энгельс, Ленин)

Гос-во это продукт классовой борьбы, это машина для подавления одного класса другим. Оно имеет не вечную природу и отмиранием классов отмирает и гос-во

2. Патриархальная (Платон, Аристотель, Михайловский)

Гос-во возникло из разросшейся семьи, где монарх- отец семьи имеет абсолютную власть в отношении всех ее членов.

3.Теологическая (божественная) (Фома Акринский, Златоуст)

Гос-во и госуд. власть имеет божественное происхождение. Где монарх – посланник божий, поэтому его власть является ничем не ограниченной и абсолютной

4. Теория насилия (Шань Ян, Дюринг, Каутский)

Гос-во возникает в результате насилия одного народа над другим.

5.Договорная (Жан Жак Руссо, Гоббс, Спиноза, Радищев)

Гос-во возникает в результате общественного договора. Народ является источником власти. Но он передает ее по договору монарху взамен на гарантию личной безопасности, народ имеет право контролировать деятельность монарха и даже восстать против него, если последний злоупотребляет властью.

6. Психологическая (Фрейд, Петродитский)

Гос-во возникло в результате потребности человека жить сообща

7. Органическая (Спенсер)

Гос-во подобно живому организму и состоит из людей, как организм состоит из клеток и органов.

Вопрос 13. Общие закономерности и пути возникновения права

ОБЩАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА — общая, независимая от времени и пространства, социальных условий первопричина происхождения права у разных народов. Для различных стран и народов, безусловно, существуют «свои» причины правогенеза. Однако есть то общее, что свойственно всем странам и континентам. Антропологи, историки, правоведы, занимаясь проблемами правогенеза и исходя из той посылки, что общий взгляд на историю права остается эволюционистским (древние и последующие правовые системы представляют право как единое явление истории и культуры), отмечают одну и ту же закономерность: история права есть разновременное, параллельное развитие правовых систем согласно общим закономерностям социальной эволюции, проявляющихся вследствие единообразия человеческой природы и схожести проблем, решаемых на одинаковых стадиях общественного развития.

Наличие отмеченной общей закономерности (первопричины) возникновения права обусловлено тем, что экономическая и социальная жизнь всякого общества нуждается в определенном упорядочении организации действий людей, участвующих в производстве, обмене и распределении материальных благ, а также в урегулировании брачно-семейных, трудовых, межличностных отношений. Такаяурегулированность достигается с помощью различных социальных норм, представляющих собой «сплетение» обычаев, ритуалов, традиций родового строя, религиозных и моральных требований. Изменившиеся социально-культурные условия, возникший новый экономический строй, и последовавшая за этим дифференциация общества на обособленные по интересам группы людей, требовали принципиально новой формы регулирования формирующихся отношений. Возникла потребность в появлении таких норм, которые распространяли бы свое действие на всех членов общества, обладали гораздо более высокой степенью обязательности и регулятивными возможностями и тем самым оказывались способными в новых условиях придать экономическим, политическим, управленческим, трудовым и иным отношениям правовую форму. Возникающее право взяло на себя выполнение этих функций. Возникновение права, таким образом, обусловлено логикой развития самого общества и может быть представлено как переход от одних социо-нормативных систем к другим, более совершенным. Право возникает как реакция на потребности организованного сообщества людей соединить в рамках одного пространства разнородные интересы, не посягая на фундаментальные ценности каждого из указанных субъектов социальных отношений

 

 

Форма правления: понятие и виды.

Характерной чертой смешанных республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства выступает президент. Он назначает главу правительства и министров. Глава государства председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путём утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

В президентской республике парламент не может вынести правительству вотум недоверия, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничить действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждения бюджета, а в ряде случаев отстранить президента от должности. В парламентской республике парламент может выразить вотум доверия и недоверия правительству.

Понятие и сущность права.

Право – явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение.

Во-первых, следует выделить право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов), в рамках которого речь идёт о нравственных , политических, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом).

Во-вторых, можно выделить право в специально-юридическом смысле как юридический инструмент, связанный с государством. Право (в юридическом смысле) – это система общеобязательных, формально определённых юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

- волевой характер (право есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества);

- общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);

- нормативность (означает, что право прежде всего состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих многочисленные общественные отношения);

- связь с государством (означает, что право принимается, применяется и обеспечивается государственной властью);

- формальная определённость (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне);

- системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет своё место и играет свою роль).

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1)то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона);

2)то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона). Главное в сущности права.

Можно выделить подходы к сущности права:

- классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведённую в закон государственную волю экономически господствующего класса (право используется в узких целях);

- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (право используется в широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма).

Наряду с основными существует и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие интересы и будут доминировать в законных и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.

Соотношение права и морали

Право и мораль явл. Наиболее важнымии регуляторами об-х отношений, имеет единые цели и задачи. Однако право и мораль имеют отличительные черты.

1. По времени возникновения – мораль возникла раньше права и содержалась в запретах, дозволениях и обязываниях первобытного общ-ва.

2. По форме закрепления–мораль носит устный хар-р и содержится в сознании чел-ка, а право письменный хар-р и содержится в статьях НПА.

3. По способу образования – мораль формируется общ-ом, а право гос-ом.

4. По сфере действия- сфера действия морали шире чем у права, т.к. право регулирует только наиболее важные общ-е отношения, а мораль все.

5. По степени конкритизации– правовая норма носит четкий конкретный хар-р, а моральная расплывчатый.

Единство права и морали заключается в следующем:

1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

 

 

Система источников права.

Система права – это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Термин система права имеет греческие корни и означает целое, состоящее из частей. Для системы права характерны следующие признаки:

1) Она складывается в соответствии с теми общественными отношениями, которые объективно возникают между людьми и требуют опосредованных правом или урегулированием.

2) Она состоит из норм, правовых институтов, субинститутов, подотраслей и отраслей. Нормы права являются первичным элементом системы права. Из норм права слагаются более крупные образования. Юридическая норма имеет свою внутреннюю связь между структурными элементами. Благодаря этому, она является регулятором конкретных общественных отношений. Норма права обладает и внешними связями.

Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи.

В системе федеральных нормативных актов России Конституция РФ имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются законы о поправках к Конституции РФ.

 

Структура правовой нормы

Норма права как системное образование имеет определенную структуру. Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость.

По характер у содержания различают общие и конкретные гипотезы.

Общая (абстрактная) гипотеза определяет условия действия норм общими родовыми признаками.

Конкретная (казуистическая) гипотеза устанавливает частные специальные условия действия нормы. Примером такой гипотезы являются нормы уголовно-процессуального кодекса, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается.

Диспозиция - это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиции содержит признаки запрещенных деяний. По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.

Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта. Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.

Санкция - это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (стимулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).

Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недействительными (санкции ничтожности).

В теории права различают логическую и фактическую структуру правовой нормы. Обязательным элементом логической структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция, санкция. Указанные элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: "Если при определенных обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие (диспозиция), то наступят предусмотренные последствия (санкция)"

Публичное и частное право.

Деление права на публичное и частное было признано в Древнем Риме.В соответствии с этим делением право состоит из двух частей, регулирующих отношения с участием государства (публичное право) или без него(частное право).Деление права на публичное и частное имеет свои достоинства и недостатки.В нашей стране в настоящее время, в условиях переходного общества, оно способствует освобождению правосознания от представлений о всевластии государства, неоправданных надежд на помощь государства в решении вопросов, имеющих сугубо частный характер, обозначает сферы общественной жизни, вмешательство государства в которые запрещено или существенно ограничено.Тем самым исключается произвольное вмешательство в частную жизнь отдельных органов и должностных лиц государства, обеспечивается большая свобода и реализация прав личности.Собственно, обращение к изучению публичного и частного права в нашей стране в немалой степени обусловлено поиском новых форм взаимодействия государства, права, общества и индивида.Публичное право-это сфера,связанная с властной деятельностью государства. Частное право-это сфера разгосударствления, децентрализации, свободы выбора частного лица.Соответственно, публичному праву свойствен императивный метод регулирования общественных отношений, а частному праву-диспозитивный.Исходя из этого к сфере публичного права относят такие отрасли, как конституционное, административное, уголовное,финансовое право; к сфере частного права-гражданское, семейное, трудовое право.К публичной и частным сферам относят, соответственно, международное публичное право и международное частное право.Недостатки деления права на публичное и частное не менее серьезны, чем его достоинства. Не случайно в нашей стране такое деление правовой системы не только не отражено в законодательстве, но и не находит поддержки у ряда ученых.Во-первых, деление права на публичное имеет надотраслевой характер.Основой такого деления является вторичный и в данном случае единственный критерий разделения права на отрасли-метод правового регулирования.Поэтому без предмета правового регулирования оно не может учитывать специфику различных общественных отношений.Во-вторых,метод правового регулирования не может быть самодостаточным основанием для разделения права на какие-либо сферы, поскольку любой метод производен и зависим от предмета регулирования.Игнорирование этой закономерности приводит к наукообразному теоретизированию и искусственному дроблению правовой системы, не обусловленному потребностями общественной практики.В-третьих, разделение права на публичное и частное ведет к чрезмерному обобщению различных по своей сути общественных отношений.Ни одна отрасль права не может быть признана полностью частной хотя бы потому, что право в целом формируется государством, которое предусматривает в конкретных отношениях свое участие(или его возможность).Таким образом, при изучении правовой системы России нельзя замкнуться на ее делении на публичное и частное право, поспешно и без должной критичности заимствованному из зарубежных правовых систем. Для практической деятельности требуется более глубокое знание правовой системы, исходя из предмета и метода регулирования каждой отрасли права.

Способы толкования.

 

Способы толкования – это совокупность приёмов и средств, направленных на установление содержания правовых норм.

Выделяют следующие способы:

- грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п; например фраза «казнить нельзя помиловать»);

Грамматическое толкование представляет собой анализ текста нормативного правового акта, то есть определение смысла отдельных слов, из которых состоит текст (лексическое толкование) и установление подлинной синтаксической связи между словами (синтаксическое толкование).

При лексическом толковании используются словари русского литературного языка для определения точного смысла слов, в котором они применяются в тексте нпа. (например, обмеривание и обвешивание)

При синтаксическом толковании применяются синтаксические правила построения предложений и применения знаков препинания. (например, если два слова связаны союзом и, то для применения данного закона необходимы оба эти обстоятельства).

- логический (толкование с помощью законов и правил логики);

При формулировании текста статей закона порой имеет место подмена понятий. Например, в ст. 105 УК рФ говорится о том, что убийство наказывается лишением свободы на определённый срок. Логический анализ данного текста говорит о том, что наказывается не убийство, а человек, совершивший убийство другого человека.

Логическое толкование также необходимо, когда в тексте не раскрывается полностью объём содержания понятия, а лишь логически предполагается. Например, в ст.124 СК записано, что усыновление или удочерение допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Объём интересов не раскрыт.

- систематический (Состоит в уяснении содержания нормы права путём сопоставления её с другими нормами и установления её связи с ними. Любая правовая норма представляет собой составную часть системы права и действует в тесной связи с другими нормами. Принимается во внимание и то, в каком нпа она сформулирована. Если данная норма находится в подзаконном акте, то необходимо убедиться, что она соответствует закону. Возможно и сопоставление норм различных отраслей права. Так, например, ст. 257 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны рыбных запасов. Из текста данной статьи следует, что для установления характера правонарушения необходимо ознакомиться с правилами охраны рыбных запасов.

- историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы);

Заключается в уяснении тех общественных условий, в которых был принят данный нпа, и тех целей, которые хотел достич законодатель, принимая этот акт. Одновременно анализируются те обстоятельства и условия, в которых этот акт подлежит применению, даётся сравнительный анализ их соответствия или несоответствия общественно-политической обстановке, в которой акт принимался. Так, например, при переходе РФ к рыночным отношениям некоторое время сохранялись и действовали, поскольку не были отменены, нормы уголовного кодекса, запрещавшие частнопредпринимателбскую деятельность, спекуляцию и другие виды хозяйственного предпринимательства.

- телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта);

Например, как следует из преамбулы Указа Президента от 7 марта 1996 г «О реализации конституционных прав граждан на землю», данный указ был принят «в целях обеспечения защиты конституционных прав граждан на землю». Поэтому толковать и понимать названный акт необходимо с учётом цели его принятия.

- специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве). Например, в в ст. 188 АПК РФ сказано, что основаниями для изменения или отмены решения суда является незаконность или необоснованность судебного акта. Для того, чтобы понять значение этих юридических понятий необходимо ознакомиться с другими статьями АПК. Так, в главе 17 АПК изложены все требования, которым должно соответствовать решение суда, чтобы быть законным.

Содержание правоотношений.

Содержание правоотношений состоит из нескольких частей, которые могут быть разделены на две группы: основные и второстепенные или сопутствующие.

К основным относятся субъективные права и юридические обязанности сторон. Субъективное право – это указанная в законе и гарантированная государством возможность для лица, наделённого правом, вести себя определённым образом. Например, право получить конкретную индивидуальную вещь является субъективным правом лица, заключившего договор купли-продажи этой вещи и оплатившего её стоимость.

Субъективное право – это не поведение или деятельность субъекта права, а лишь возможность такого поведения или деятельности. Если человек действует, то имеет место реализация его субъективного права. Субъективное право характеризуется тремя чертами:

1)оно закреплено в законе или ином нормативном правовом акте;

2) оно принадлежит конкретному лицу и является его персональной возможностью вести себя соответствующим образом4

3)исполнение его гарантируется и охраняется государством.

Субъективное право гражданина, предусматривающее охраняемую государством возможность требовать от другой стороны выполнения определённых действий, называется правомочием.

Юридическая обязанность представляет собой установленную нормами права необходимость определённого лица вести себя соответствующим образом. Выполнение юридической обязанности государство может обеспечить принудительно.

Юридическая обязанность не является действием или поведением гражданина, на которого эта обязанность возложена, а лишь необходимостью такого действия. Если имеет место деятельность, то речь идёт о выполнении обязанности. Юридическая обязанность характеризуется чертами:

1)она закреплена или вытекает из правовой нормы;

2)представляет собой необходимость вести себя определённым образом;

3)предполагает возможность применения государственного принуждения;

4)имеет персональное значение и исполняется либо по инициативе уполномоченной стороны, либо в связи с прямым указанием в законе (например, обязанность защищать родину в случае нападения на неё).

К неосновным чертам правоотношения могут быть отнесены юридические факты, правоспособность и дееспособность. Хотя названные факты не входят непосредственно в правоотношение, но без них оно не может возникнуть, существовать, изменяться или прекращаться.

Юридические факты – это указанные в законе конкретные фактические жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Понятие, предмет и структура теории государства и права.

 

Теория государства и права – это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию и с естественной необходимостью вытекающих из господствующего в обществе способа производства.

Предметом теории государства и права является изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно-правовых явлений.

Особенностями или характерными чертами предмета теории государства и права являются:

1) общие специфические закономерности: возникновение и историческое движение государства и права; развитие и функционирование государства и права; переход одного типа государства к другому; развитие демократии, законности и правопорядка; формирование правового государства;

2) основные коренные вопросы: сущность, тип, формы, функции, структура и механизм воздействия государства и права, эволюция государств, соотношении государства и установленного в нем права, характеристики современных политических взглядов в конкретном государстве;

3) общая теория - теория государства и права формулирует основные теоретические понятия или категории юриспруденции, которыми руководствуются и пользуются другие науки, является основой всех других гуманитарных наук;

4) единство науки - является единой наукой, предмет которой составляют государство и право, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимодействии.

Теория государства и права - это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности. Структура данной науки состоит из двух крупных блоков (элементов):

1. теории государства;

2. теории права.

Вместе с тем есть и некоторые общие проблемы, имеющие значение для обеих этих частей (вопросы их происхождения, развития, методологии, типологии, подходов к сущности и т.д.).

 

2.Методология теории государства и права

 

Методология представляет собой систему научных методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности по раскрытию сущности предмета, явлений действительности. С ее помощью постигается сущность государственно-правовых явлений.

Научную методологию гос-ва и права можно представить как обусловленную философским миросозерцанием совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений.

Наиболее распространенными всеобщими методами исследования являются:

1. метафизика; 2. диалектика.

При метафизическом методе государство и право воспринимаются как вечные и неизменные институты, которые существовали, существуют и будут существовать независимо от воли человека.

При диалектическом методе гос-во и право рассматриваются в их развитии.

Разновидностями диалектики являются: 1.идеализм (объективный и субъективный); 2. материалистическая диалектика.

Идеалистическая диалектика может выступать в виде объективного или субъективного идеализма.

Объективный идеализм связывает причины возникновения и функционирования гос-ва и права с божественной силой либо Мировым или объективным разумом, субъективный идеализм - с сознанием человека, с волей людей.

Материалистическая диалектика рассматривает государство и право в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. С точки зрения материалистической диалектики государство и право возникли в результате социально-экономических процессов в обществе - разделения труда, появления частной собственности и классов. Материалистическая диалектика рассматривает гос-во и право в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. С точки зрения материалистической диалектики гос-во и право возникли в результате социально-экономических процессов в обществе - разделения труда, появления частной собственности и классов.

Диалектика — учение о наиболее общих, закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. Основными общими методами изучения являются: ♦ анализ; ♦ синтез; ♦ системный подход;♦ функциональный подход.

К частнонаучным методам при изучении теории государства и права относятся:-» математический;-» формально-юридический;-» сравнительно-правовой;-» статистический;-» конкретно-социологический;-»кибернетический;-» классификационный,-» правовой аналогии и др.

Последние методы не являются исчерпывающими при исследовании теории государства и права.

3Функции и задачи теории государства и права.

 

Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.Можно выделить следующие функции:

1) онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их;

2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем

3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки.

5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;

6) политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности.

7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования.

8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;

9) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве.

10) практически-организаторская. Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации.

11) теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

 

 

4.Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук

 

Общественные науки исследуют процессы обществ.жизнедеятельности, т.е. изучают закономерности становления, развития и функционирования общества, отдельных социальных явлений, процессов и институтов.

Теория государства и права как наука является общественной наукой и тесно взаимодействует с философией, социологией, экономикой, политологией и другими науками.Непосредственно связь заключается в следующем:

- использует в своем изучении достижения других наук;

- Другие науки в той или иной степени учитывают разработки ТГП;

-использует понятия и категории других базовых наук в своем понятийном аппарате;

-использует методы других базовых наук в своей методологии.

В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место.Система юридических наук:

1. Общетеоретические науки исследуют наиболее общие закономерности формирования и функционирования различных государственно-правовых систем, теоретических представлений о сущности государства и права, методологии познания правовой реальности.

2. Историко-правовые науки исследуют закономерности формирования и функционирования различных государственно-правовых систем как изменяющиеся в процессе общественно-исторического развития явления.

3. Отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, административное право, гражданско-процессуальное право, уголовное право), изучают обособленные группы юридически значимых отношений, сложившихся в данном обществе на современном этапе его развития и урегулированных действующими источниками права.

4. Межотраслевые юридические науки (хозяйственное право, прокурорский надзор, криминология), исследуют однородные общественные отношения, возникающие в сфере правового воздействия различных отраслей права.




Теория государства и права как наука - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.Объект изучения теории государства и права - это целостное явление государства и права, изучаемое также, со стороны своего предмета иными науки.Объектом изучения науки теории государства и права выступает государство и право. Предмет теории государства и право - это то, что изучает теория государства и права под своим углом исследования объекта.Предметом науки теории государства и права выступают общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права. Структуру теории государства и права как науки составляют:- совокупность идей, взглядов, представлений, теорий об общих вопросах происхождения, становления, развития и функционирования государства и права. Функции теории государства и права как науки - это характерная и прикладная составляющая теории государства и права, отражающая значимость и необходимость науки теории государства и права для общества и исследователей государственно- правовых явлений. Можно выделить следующие функции теории государства и права: - Онтологическая, отраженна в научных изысканиях науки теории государства и права в сфере наиболее философских вопросов бытия общества, в частности, что есть государство и право. - Гносеологическая функция (познавательная), отраженная в деятельности по выявлению сущности и природы теории государства и права, накоплению теоретических знаний по этому вопросу. - Идеологическая функция, отраженна в том, что выводы и достижения науки теории государства и права влияют на правосознание, правовую культуру индивида, а также на государственную идеологию. - Эвристическая функция, находит отражение в результатах изыскания науки теории

 

 

2 Функции теории государства и права.Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции. Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни. Можно выделить следующие функции теории государства и права: 1)онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их; 2)прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;

3)гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций); 4)методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

5)прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования; 6)политическая (другие названия: политико-

 

 

3 Понятие и структура методологии теории государства и права.Методология теории государства и права представляет собой систему особых приемов, принципов и способов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений. Для права свойственно наличие не одного какого-либо отдельно взятого приема, принципа или способа исследования государства и права, их системы, совокупности. Структура методологии теории государства и права включает в себя такие составные элементы, как философские подходы, методологические принципы, логические приемы, методы. Философские подходы. Все объективные явления окружающей действительности, в том числе государство и право, могут быть опознаны, исследованы, проанализированы. В философии различают два уровня, два подхода в познании объективной действительности. Эмпирический подход основан на непосредственном изучении объекта, опирается на данные наблюдения и эксперимента. Рациональный подход предполагает изучение уже не самого объекта, а абстрактных представлений о нем, его закономерностей и взаимосвязей с реальностью. Изучение государства и права так же опирается на наблюдения, обобщения и выявления закономерностей их возникновения, развития и функционирования. Методологические принципы. В методологии юридического познания особое место занимают методологические принципы. Они представляют собой исходные оценочные установки. С целью получения объективных знаний, полноценной научной информации необходимо использовать целый ряд научных принципов. Среди них следует выделить принцип всесторонности исследования государства и права, принцип историзма, принцип комплексности. Основное значение принципа всесторонности в том, что государственно-правовые явления должны исследоваться в их взаимосвязях и взаимодействии с другими общественными явлениями и процессами, например политикой, экономикой, культурой и др.. Принцип историзма в исследованиях государства и права означает рассмотрение государственно-правовых явлений не только

6 Сущность теологической, патриархальной и договорной теорий происхождения государства. Основная статья: Теологическая теория происхождения государства Получила распространение в XIII веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства. Секулярные идеологи зачастую преподносят теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, вводя в заблуждение правоведов. Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX веке. развивал Жак Маритен. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину государства Ватикан. Основная статья: Патриархальная теория происхождения государства. Основана на правах, равных перед всеми в обществе. В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Плюсы данной теории заключаются в том, что аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а

 

 

7 Сущность органической, психологической и теории насилия по вопросу о происхождении.Органическая теория получила широкое распространение во второй половине XIX в. и изложена в трудах Спенсера, Бориса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином. По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны взаимосвязям частей живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, которая выступает лишь разновидностью эволюции биологической. Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Вместе с тем нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения. Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других — подчинять, быть образцом для подражания. Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство. Следовательно, государство необходимо

 

 

8 Сущность материалистической и ирригационной теорий происхождения государства.К представителям материалистической теории обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего служит инструментом реализации воли имущих. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функционирования общества как целостного организма. Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Наиболее видным представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является К. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Этот процесс сопровождается большим ростом чиновничества, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан, негосподствующие слои. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяя, учитывая, подчиняя и т. д. Ирригационные проблемы, по

развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти. Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства. Договорная теория происхождения государства возникла в XVII—XVIII вв.; и логически наиболее завершенном виде представлена в трудах Греция, Руссо, Радищева и др. По данной доктрине, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение субъективных.

 

 

как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения. С другой стороны, роль в процессе происхождения государства психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать. Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. и представлена в трудах Дюринга, Гумплови-ча, Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. По мнению представителей данной доктрины, государство — "естественно" (то есть путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение является основой экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности полностью отвергать нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств. С другой стороны, важно помнить, что степень его использования в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными.

 

 

мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество, к формированию «агроменеджериальной» цивилизации. Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев- чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним судоходство и т. п. (А. Б. Венгеров). К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на ход происхождения государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» режим конкретного государства до крайних деспотических форм. Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.

 

государства и права, в открытии последней новых закономерностей происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.- Образовательная функция, отраженна в том, что наука теории государства и права вырабатывает базу для учебной дисциплины теории государства. - Методологическая функция, отраженна в том, что наука теории государства и права, являясь основополагающей юридической наукой, вырабатывает систему понятий и категорий, на основе которых строятся иные юридические науки.Метод теории государства и права - это совокупность приемов, принципов и правил, с помощью которых изучаются и постигаются общие закономерности происхождения, становления, развития и функционирования государства и права. Классификация методов теории государства и права:- Всеобщие (философские) методы, подразделяются на метафизику и диалектику, последняя разделяется на материалистическую диалектику и идеалистическую диалектику, идеалистическая диалектика делится на субъективный идеализм и объективный идеализм.- Общенаучные методы, среди которых выделяется анализ, синтез, индукция, дедукция, а также системный метод и метод научного эксперимента.- Частнонаучные методы, в частности социологический, статистический и кибернетический, статистический, системный исторический и психологический метод познания.- Частноправовые методы, такие как сравнительно-правовой, формально-юридический метод.

 

управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики; 7)эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства; 8)воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства; 9)идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений; 10)практически-организаторская . Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики; 11)теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений; 12)учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

 

 

учитывая их нынешнее состояние, но и с позиций прошлого и предсказание их будущего. Принцип комплексности состоит в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и учитывая достижения других общественных наук - философии, социологии, политологии, экономической теории. Логические приемы в структуре методологии занимают особое место. Они представляют собой определенные операции, основанные на законах логики, применяемых для всестороннего теоретического познания государственно-правовых явлений, отражающих требования связанного, последовательного, убедительного и точного изложения мыслей, что в юридической науке и практике имеет большое значение. Среди основных приемов логического мышления является анализ и синтез; индукция и дедукция; обобщение; классификация и некоторые другие.

 

 

10 Современные учения о сущности и социальном назначении государства.В понимание сущности государства существуют два основных подхода классовый и надклассовый. Классовый подход в понимании сущности государства выражен в основном в марксистско-ленинской теорией государства. Согласно марксистско-ленинской теории, государство есть классовое явление. Оно всегда носит классовый характер, возникает в результате раскола общества на классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть. Государство в марксистско-ленинской теории выступает как орудие классового господства, как машина для подавления одних классов эксплуатируемых другими эксплуататорами. Другой подход – надклассовый, выражается в различных не марксистских теориях государства: теория правового государства, теория плюралистической демократии, теория государства благоденствия, теория элит, технократическая теория. Теории по-разному раскрывают сущность государства, но не одна из этих теорий не рассматривает государство как орудие классового господства. В современной отечественной ТГП вопрос о сущности государства решается по-разному. Многие исследователи исходят из того, что сущность государства не следует рассматривать только с классовых или только с надклассовых позиций. По их мнению, сущность государства имеет две стороны: классовую и общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства – двуединая сущность. В те или иные периоды истории на первый план выходит либо классовая, либо общесоциальная сторона сущности государства. Согласно другой точке зрения государство носило классовый характер в прошлом. Современное государство классовый характер утратило и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов. Существуют и др. взгляды. Небезынтересным представляется подход к характеристике сущности государства, акцентирующий внимание на управленческую

 

 

16 Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.Общество возникло гораздо раньше государства (если первое — около 3-4,5 миллионов, то второе — всего лишь 5-6 тысяч лет назад). Особенностью социальной власти и норм догосударственного периода являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда — необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и распределении продуктов на основе равенства. Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и норм первобытного общества.

Признаки социальной власти, существовавшей в догосу-дарственный период: 1) распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях; 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали); 3) органами власти выступали родовые собрания, старей шины, военоначальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества. Признаки норм, существовавших в догосударственный период: 1) отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного и длительного применения); 2) существовали в поведении и в сознании людей, не будучи, как правило, закреплены в письменной форме;

3) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода); 4) ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу), отсутствие

 

 

46 Источники (формы) права: понятие и система.Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения, способ объективирования правовых норм. Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий "форма права" и "источник права". Одни авторы отождествляют данные категории, другие считают, что второе понятие шире первого. И, действительно, если исходить из общепринятого значения слова "источник" как "всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки", то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности; людей и: т, п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права. Выделяют четыре основных формы права: нормативно-правовой акт — документ, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т. п.); правовой обычай — исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота. По этому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК РФ правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового договора); юридический прецедент — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.); нормативный договор - соглашение

52 Международный договор в системе источников праваЭто соглашение, регулирующее взаимные отношения государств или государств и международных организаций. М-н договор в ряде государств занимает 2-е место после конституции, у нас - более низкое (ст.15 ч4 КРФ). Договоры двух- и многосторонние, могут быть межгосударственные, между главами государств, межправительственные и межведомтственные Все межгосударственные договоры проходить ратификацию. Если м-н договор вошел в систему права, то все остальные законы должны ему соответствовать. Ст 15 ч 4 - общепризнанные принципы и нормы м-н права, нормы содержатся в соглашениях и договорах, а принципы - в уставах м-н организаций (декларация 1970 года о принципах м-н права), в специальных соглашениях и договорах. Например, принцип соблюдения м-н договоров, неприменения силы, соблюдения прав человека. В качестве источника права могут рассматриваться общие принципы права. Ст. 6 ГК (аналогия права). Источники права – это официальные юридические документы или положения, содержащие общеобязательные правила поведения в обществе. Международный договор – это соглашение между государствами, а также между государствами и другими субъектами международного права. Роль международного договора в современном мире возрастает, в том числе и во внутригосударственном праве. Для континентальных систем – 2e место в системе источников. I. По характеристике договоров: Двусторонние, Многосторонние II. По значению: Универсальные, Межрегиональные, Региональные – ЕС, Совет Европы, Локальные – приграничные государства, Межгосударственные – главы государств, Межправительственные – исполнительная власть, Трансформация (восприятие) межд. договоров предполагает следующие пути: Опубликование, Рецепция – прямо закреплено в гл. 2 К. РФ, Присоединение, Ратификация – специальная процедура, одобрения и принятия государством международного договора.

 

 

15 Роль органов местного самоуправления в осуществлении функций государства.Орган государства - это структурно обособленная часть государственного аппарата обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства. Местные органы - это органы, которые действуют в пределах соответствующих адм-терр единиц. Как правило, территория всех государств подразделяется на определенные части, которые именуются адм-терр единицами. Существуют самые различные адм-терр единицы, имеющие самые различные названия. В РФ адм-терр единицами являются города, районы, поселки, села. В федеративных государствах данная классификация имеет несколько иной вид. В федеративных государствах органы государства по сфере действия подразделяются на высшие органы федерации (федеральные органы), высшие органы субъекта федерации и 3-я разновидность, местные.

ОМСУ – не входят в систему гос органов, имеют представительный характер и действуют в пределах соот адм-терр единиц. Две формы организации гос власти на местах: 1) все местные дела в руках выборных ОМСУ различных уровней (Япония). 2) ограничение в своих действиях центральной властью. Такие ОМСУ ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и т.д., но поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое центром (Франция).

 


 

 

47 Правовой обычай: историческая роль и современное значение.Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения определенных действии, в результате чего закрепилось как устойчивая норма.Санкционируя обычай, государство устанавливает юридическую санкцию (меру государственного воздействия) за его несоблюдение. Делается это в тех случаях, когда обычай не противоречит интересам и воли государства, отвечает интересам общества на определенном этапе его развития. Санкция государства дается либо путём отсылки на обычай в нормативно-правовом акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов.Если рассматривать источники права в историческом аспекте то первым источником предшествующим всем остальным, в том числе и закону, был именно правовой обычай.Наиболее часто правовые обычаи использовались в древности и в средние века, образуя так называемое "обычное право". В условиях родового строя правовой обычай был основной формой регулирований поведения. Соблюдение обычая обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь изгнание и другие) либо одобрением мер, применявшихся к обидчику обиженным, его родными или членами рода (кровная месть). По мере распада родовой и соседской общин и образования государства обычай - "мировой порядок" постепенно превращается в норму должного поведения, что предполагает возможность выбора должного доведения. Постепенно содержащиеся в обычаях запреты и разрешения уступают место нормам, определяющим субъективные права и обязанности человека. Но в период образования государства и становления права оставалось еще доклассовое восприятие обычая, и по этому они были обязательны не столько в силу принуждения государства, сколько потому, что члены данной общности признают их таковыми. Законы в тот период были производными от обычая или равными с ним по силе. Например, Законы Ману предписывают царям устанавливать в качестве закона лишь то

 

 

из практики брахманов, что не противоречит обычаям, страны семей и каст. Примерами сводов законов обычного права являются законы Драконта, Законы двенадцати таблиц и другие. На известном этапе развития, обычаи (точнее определенная их часть) приобретает писаную форму, что зачастую являлось следствием систематизации обычаев и далеко не всегда предполагало государственную санкцию ("варварские правды" такие как Салическая, Баварская, Русская). Но постепенно обычай стал санкционироваться государством и его соблюдение обеспечиваться мерами государственного принуждения. Таким образом, обычай становится правовым в отличие от неправового (традиции, нравы, унаследованные привычки, и т.п.). Отношение юридической науки к правовому обычаю неоднозначно. Одни отводят обычаю ведущую роль среди других источников права, считая, что законодательные и судебные органы в своей правотворческой и правоприменительной руководствуются взглядами и обычаями, сложившимися в данном обществе. В соответствие с этой концепцией, обычай играет примерно такую же роль, какую марксистская теория отводит материальным условиям производства, как основе, над которой возникает право. Преувеличение роли обычая характерно для социологической и особенно для исторической школы права, которые воспринимают право в качестве продукта народного сознания. Юридический позитивизм, наоборот считает обычаи устаревшим и источником права, не имеющим существенного практического значения в современной жизни. Действительно в настоящее время обычаи играют меньшую роль, чем другие источники права используется он гораздо реже и в тех случаях, когда в законе встречаются пробелы или в самом законе указываются условия, в которых может использоваться правовой обычай.

 

деятельность государства. Согласно этому подходу сущность государства выражается в том, что государство есть организация, осуществляющая руководство и управление обществом. Это управление может выражаться в различных формах, в том числе и в подавлении одних классов другими.

 

 

собственно прав и обязанностей; 5) выражали интересы всех членов рода и племени.

 

 

между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.). В отличие от договоров-сделок данные соглашения не носят персонифицированного, индивидуально-разового характера, их содержание составляют общие правила поведения (нормы). В отличие же от нормативно-правовых актов, принимаемых государственными органами, данные договоры — результат соглашения равноправных субъектов по поводу деятельности, представляющем их общий интерес.