- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Понятие секта в антикультовом движении («движении депрограмматоров»)

Наряду с понятием секта в протестантской литературе еще используется понятие «культ».
Культ – происходит от лат.cultus, т.е.почитать, поклоняться к-либо. Впервые этот термин появился в 17 в, но не получил большого распространения. Активно он стал использоваться во 2 половине 20 в.
В 60-70е гг на западе на волне контркультурной революции возникло множество различных сект или молодых религий, и чтобы отделить эти течения от старых религиозных движений, их стали именовать культами, т.е.разделение не содержательное, а чисто формальное.
Мощное сектантское движение в 60-70е гг на Западе породило несколько антикультовых организаций – как конфессиональных, так и околоцерковных (общественных). Деятельность этих организаций оценивается неоднозначно. С одной стороны, они вернули многих к религ.жизни, но с другой – некрые организации использовали практику депрограммирования. К этим организациям относятся отрицательно и настороженно.
Что такое депрограммирование? Депрограмматоры придерживаются мнения, что люди присоединяются к сектам, потому что им промывают мозги, т.е.сектанты их программируют, или изменяют сознание. Такое основание послужило началу практики депрограммирования в 70-80е гг. Раз человека вовлекли в секту путем манипуляции его сознания, то его можно депрограммировать и вывести из этого состояния. Задача депрограмматора заключается в том, чтобы восстановить сектанта в том состоянии, в котором он был до секты (заставить человека отказаться от приобретения религиозной системы ценностей).
Терминология депрограмматоров: термин «промывание мозгов» был впервые введен в 1951 американским журналистом Эдвардом Хантером. Он впервые поставил перед собой задачу объяснить поведение некрых американских солдат во время корейской войны (пленные военнослужащие, главным образом летчики). Этот термин он перевел с китайского, где люди подвергались подобной операции. Эти пленные американцы признали свои военные преступления и отказались от принятой присяги.
Амер.психолог Роберт Ливтон возглавил комиссию по расследованию этих случаев (професс.разведчик). он разработал эту теорию, края легла в основу сектантской теории. Липтон считал, что люди под влиянием физич.насилия способны подвергаться перемене сознания, но впоследствии он переменил свое мнение и стал учить, что это происходит под влиянием психологического воздействия. Опыт изучения американских военнослужащих впоследствии был спроецирован в этих новых сектах во времена контрреволюции.
Франкл, о пребывании в концлагерях – противоположного мнения. «Нельзя сказать, что сделает концлагерь с человеком – превратится ли он в лагерника или же останется нормальным человеком. Нельзя сказать, что человек подчиняется принудительно давлению окружающих условий». Правда, он признает, что таких людей было немного. Но т.н.менее, все зависит от самого человека.
Насколько правомерен метод Ливтона? Можно ли его применять к людям, крые находятся в секте? Люди, крые были в концлагере, в противоположность теории Ливтона, отказались от прежних убеждений, крые были им навязаны в плену. Тот же метод проектируется и на сектантов.
Что происходило тогда? Американская молодежь разочаровалась в идеалах зап.общества, и она стала искать смысла жизни в другом – кто стал наркоманом… а иные подались в религиозные организации, самые разные. В результате этого в Америке за год-два расцвели самые разнообразные секты. И естественно, возник вопрос – какова же причина этого?
И большинство исследователей стали склоняться к тому, что сектанты использовали какие-то запретные приемы обработки психики человека, чтобы удержать их в сектах, т.е.те методы промывания мозгов, смена сознания. Попадая в секту, человеку уже трудно оттуда выбраться. Человек выступает как жертва, и ответственность с него снимается, он был вовлечен обманным путем, и к нему применялись методы промывания мозгов. Ему привили систему новых взглядов.