- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Порядок отправления вечерни в сочельник с литургией св. Василия Великого.



Если сочельник случится в седмичный день, кроме субботы, и воскресенья, то в сочельник читаются великие часы, после которых идут изобразительные (Символ веры и пс. 33-й не читаются) и отпуст. Затем начинается вечерня[40] с литургией св. Василия Великого[41].

Священник с диаконам молятся перед престолом: "Царю Небесный..." "Слава в вышних Богу..." и т.д. Затем - возглас:

"Благословенно Царство", после которого читается "Приидите, поклонимся" (по Уставу - "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный..." и далее по порядку. См. Типикон, под 25 декабря) и псалом 103-й: "Благослови, душе моя...". Далее - ектения "Миром Господу помолимся...". После возгласа священники уходят в алтарь, если служит архиерей. Затем хор: "Господи, воззвах...". Иерей совершает проскомидию. При пении стихиры на "И ныне" - вход с Евангелием, "Свете тихий". Прокимен дня (если праздник совпадает с субботой, то в пяток вечера - великий прокимен: "Кто Бог велий"). Чтение восьми паремий, подбор которых сделан применительно к великому празднику. Так, первая паремия повествует о сотворении мира (Быт. 1,12-14). Помимо того, что чтение этой паремии производит впечатление чтения целой Библии в сокращении, содержание ее указывает и на то, что воплощение Сына Божия было невотворением.

Проследим содержание других паремий.

Закономерно для второй паремии избрано пророчество Валаама о звезде от Иакова (Числ. 24, 2-18), для третьей - пророчество Михея (4,6-8; 5, 2-8) о рождении Мессии в Вифлееме, для четвертой - пророчество Исаии (11,1-10) о жезле от кореня Иесеева, на котором почил Дух Божий; для пятой - пророчество Варуха (названное вследствие неканоничности его книги именем учителя Варухова Иеремии в предположении, - что Варух передал пророчество Иеремии) о явлении Бога на земле между людьми (/3,36-38; 4, 1-4); шестая паремия - пророчество Даниила о нерукосечном камне (2,31-45). Добавочные две паремии пополняют приведенное пророчество Исаии двумя другими его наиболее важными и прямыми предсказаниями о Мессии: о рождении царственного Отрока (9, 6-7) и Еммануила от Девы (7, 11-15; 8, 1-4; 8-10)[42].

После первых трех паремий открываются царские врата. Чтец читает тропарь: "Тайно родился еси в вертепе" до конца. Хор припевает конец: "С ними же помилуй нас". Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет тот же конец тропаря. В заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его.

Также исполняется тропарь после следующих 3-х паремий. Конец этого тропаря: "Жизнодавче, слава Тебе".

После окончания тропаря читаются еще две паремии, после которых малая ектения и возглас: "Яко свят еси, Боже наш"... Далее литургия совершается своим порядком, т.е. Трисвятое, прокимен: "Господь рече ко мне...", Апостол (к Евреям, зач. 303), Евангелие (от Луки, зач. 5) и т.д. После литургии бывает прославление (пение праздничных тропаря и кондака перед свечой).

(Так же совершается вечерня и в Крещенский сочельник. После заамвонной молитвы бывает освящение воды "Глас Господень на водах..." После освящения воды бывает "Слава, и ныне", стихира и "Буди имя Господне благословенно...". Читают 33 пс., а затем "Премудрость" и отпуст праздничный. Но если вечерня совершается после литургии, то "Буди имя Господне" не поют, а сразу после стихиры - "Премудрость". См. Типикон под 6 января).

Порядок отправления вечерни в сочельник с литургией св. Иоанна Златоуста

Если сочельник случится в субботу или воскресенье, то царские часы в таком случае переносятся на пятницу. Литургии в этот день не бывает.

В сочельник в обычное время совершаются часы и литургия св. Иоанна Златоуста. После обычного литургийного отпуста (т.е. "Христос истинный Бог наш...") затворяются царские врата и возгласом "Благословен Бог наш" начинается великая вечерня. В Типиконе указывается, что следует петь псалом 103: "Благослови, душе моя, Господа", затем "Блажен муж"[43]. (См. Типикон под 6 января). Но в практике, поскольку вечерня совершается отдельно от литургии, положено обычное начало: "Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Царю Небесный", Трисвятое и т.д. (См. Богослужебные указания на 1951, стр. 57, и на 1950, стр. 84). После входа с Евангелием - "Свете тихий", прокимен дня и паремии, после которых - малая ектения и возглас: "Яко свят еси Боже наш" (См, Никольский, стр. 545; Богослужебные указания на 1950 г., стр. 85). Трисвятое не поется, но сразу прокимен: "Господь рече ко мне". Затем следует чтение Апостола (Гал., зач. 207) и Евангелие (Мф., зач. 53), ектении: "Рцем вси"; "Сподоби, Господи" и ектения "Исполним вечернюю молитву", после возгласа сразу "Премудрость". Хор: "Благослови". Священник:

"Сый благословен Христос Бог наш". Хор: "Аминь". "Утверди, Боже..." Священник: "Пресвятая Богородице, спаси нас"; хор:

"Честнейшую". Священник: "Слава Тебе..." и отпуст обычный. После вечерни прославление.

Краткая схема вечерни в Рождественский сочельник

Если нет литургии, то Если есть литургия
после чтения паремий, малой ектении и возгласа - хор: "Аминь" ("Святый Боже" не поется), а диакон - Вонмем. Прокимен: "Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты..." Хор: "Аминь, Святый Боже" и прочее последование литургии св. Василия Великого.
Следует чтение Апостола (Гал., зач. 207) и Евангелия (Мф., зач. 53)[44]. На литургии читаются Апостол (Евр., зач.303) и Евангелие (Лк.,зач.5).
Затем ектения: "Рцем вси", "Сподоби, Господи..." и ектения: "Исполним вечернюю". Возглас "Премудрость" и прочее по обычаю и отпуст обычный (но в календаре на 1976 год указан отпуст праздничный).  

Чин "Славления" Христа в навечерие Рождества Христова

После отпуста вечерни или литургии, выносится на середину храма свеча. Перед ней священнослужители и певцы ("клирицы") поют "велегласно" - громко и торжественно - пропарь и кондак праздника. После чего молящиеся расходятся. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме.

На этом кончается богослужение навечерия праздника.

Тропарь праздника Рождеству Христову (глас 4-й)

"Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи: слава Тебе!"[45]

Кондак праздника (глас 3-й)

"Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо превечный Бог".

Всенощное бдение

Всенощное бдение состоит из великого повечерия, литии и утрени с 1-м часом.

1. Великое повечерие

Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть его заключается молитвой; разделяются между собой части повечерия воззванием к молящимся: "Приидите, поклонимся..." Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, которая начинается шестопсалмием, и на которой поется "Бог Господь" с тропарями и стихословится Псалтирь с седальнами. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава.

К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной.

Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, которая начинается пением канона.

Великое повечерие совершается следующим образам. Священник с диаконам, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, слово "Востаните" не произносится, но сразу возглашает: "Благослови, владыко" и возвращается в алтарь. Священник: "Благословен Бог наш..." и совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются. Чтец читает великое повечерие: "Аминь, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе; Царю Небесный" и прочее обычное начало.

Представим для наглядности краткую схему великого повечерия на Рождество Христово (и на Крещение).

Я часть

После обычного начала читается шесть псалмов: 4-й,6-й, 12-й. "Слава, и ныне", "Аллилуиа" (3), "Господи, помилуй" (3), "Слава, и ныне" и псалмы: 24-й, 30-й и 90-й. Затем: "Слава, и ныне", "Аллилуиа" (3). "Слава, и ныне". Хор: "С нами Бог..." (открываются царские врата). Чтец читает прочие стихи, кончая 20-м стихом: "Отец будущаго века". Хор: припевает к каждому стиху: "Яко с нами Бог" и после конечного стиха заключает пением: " С нами Бог".

Чтец: "День прешед...", "Верую". Стихи: "Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных". "Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел, молите..." и т.д. Затем - Трисвятое по "Отче наш".

Хор: Тропарь праздника (Царские врата открываются). Чтец: "Господи, помилуй (40). "Честнейшую..." и читает заключительную молитву св. Василия Великого: "Господи, Господи...".

Я часть

Чтец: "Приидите, поклонимся", псалмы 50-й, 101-й, молитва Маноссии, Трисвятое по "Отче наш". Вместо тропарей: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас" - поется кондак праздника (Царские врата открываются).

Чтец: "Господи, помилуй" (40), "Честнейшую..." и читает заключительную молитву: "Владыко, Боже Отче Вседержителю".

Я часть

Чтец: "Приидите, поклонимся", псалмы 69-й, 142-й и вседневное славословие.

После этого бывает выход духовенства на литию при пении стихир праздника. Обычное окончание великого повечерия здесь опускается. После литии - утреня, как на обычной праздничной всенощной.

Утреня

После возгласа "Благословение Господне на вас" - шестопсалмие. По полиелее - величание:

"Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии". Степенна - 1-й антифон 4-го гласа: "От юности моея..." Прокимен гл. 4 "Из чрева прежде денницы родих Тя..." Евангелие (Мф., зач. 2).

По 50-м псалме вместо "Молитвами" поется: "Слава: Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы". "И ныне" - то же, но конец: "Христос родися в Вифлееме..." Стих: "Помилуй мя, Боже...".

И стихира: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем..." Канонов два - св. Космы Маиумского и св. Иоанна Дамаскина: первый с ирмосами на 8 и другой на 8, ирмосы на дважды. По 3-й песни поется ипакой: "Начаток языков", по 6-й - кондак и икос. Вместо "Честнейшую..." - припев: "Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу". И ирмос: "Таинство страннее вижду и преславное...". К каждому тропарю первого канона поются свои припевы. Ко второму канону свой припев: "Днесь Дева раждает Владыку..." Катавасия на 9-й песни - ирмос второго канона: "Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь".

(В русском переводе - М. Скабаллановича: "Удобнее нам было бы по страху (из опасения как бы не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами), предостеречь молчание, как дело безопасное; по любви же к Тебе, Дева, составлять стройно сложенные песни трудно; но Ты, и Мать, дай силу (к песням), поскольку есть (у нас) усердие").

Этот ирмос "Любити убо нам" вместе с первым припевом 9-й песни является Задостойником на литургии. По 9-й песни поется светилен: "Посетил ны есть свыше..." (трижды). В конце утрени отпуст праздника (см. Служебник):

"Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш..." и прочее до конца.