Повседневное — это привычное, обычное и близкое. Это тот жизненный
порядок, в котором каждый человек, кем бы и каким бы он ни был,
ориентируется свободно. Аналитическое проникновение в повседневное
представляет собой серьезную трудность ввиду того, что все здесь
кажется само собой разумеющимся. Так происходит потому, что человек
в культуру повседневности включен и своим подсознанием,
нерефлектирующей частью разума.
Повседневное — это сфера человеческого опыта, характеризующаяся
особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе
трудовой деятельности. Для нее характерно напряженно-бодрствующее
состояние сознания, личное участие в мире, представляющем собой
совокупность видимых, не вызывающих сомнения в объективности своего
существования форм пространства, времени и социальных
взаимодействий. Все эти формы являются интерсубъективно (социально)
организованными[43].
А. Шюц считает, что повседневность — это один из миров опыта, для
которого характерны следующие черты: а) бодрствующее напряженное
внимание к жизни; б) воздержание от всякого сомнения в
существовании мира; в) преобладающей формой активности является
трудовая деятельность. Среди всех видов активности последняя
«играет важнейшую роль в конституировании реальности повседневной
жизни». Реальность и трудовая деятельность вступают в когнитивную
функциональную связь, детерминированную трудом. Трудящееся Я
выступает как целостное, нефрагментированное Я, поскольку труд
наиболее полно активизирует все потенциальные качества личности,
наделяет их единством[44]. И это понятно, потому что основной
функцией повседневности выступает жизнеобеспечение.
Естественно, в трудовой деятельности присутствуют и спонтанные
физические проявления, и свойство созерцающей рефлексии (обзор
результатов действия), и деятельность воображения (проектирование
действия). Но главным остается действующее начало, чем повседневное
и отличается от мира фантазии (литературного замысла, мира
волшебной сказки, мифа и т.д.).
В последнем нет труда,
мотивированного окружающим миром и в свою очередь воздействующего
на его объекты, нет характерного для повседневности
долженствования, в силу чего и внимание к жизни ослаблено,
напряженно-бодрствующая установка заменяется созерцательной,
воображающей, практикуется воздержание от суждения о существовании
объектов этого мира (мира фантазии). Все воображаемые образы имеют
право на существование в этом безграничном мире.
Ясно, что в основе когнитивного стиля, конституирующего
повседневное, лежит принцип правдивости в коммуникациях людей,
порождающий чувство уверенности в истинности происходящего. Принцип
правдивости утверждается трудовой активностью людей. Поскольку в
мире фантазии обнаруживается дефицит деятельности (личностной и
социальной), напрашивается вывод о том, что этот мир является
трансформацией мира повседневности, а не представляет собой
изолированную от нее и равноправную с ней реальность. Поэтому в
искусстве главным принципом был и остается принцип жизнеподобия, а
не отхода от него.
В повседневной жизни людям приходится изобретать, создавать свой
мир. В «своем» мире люди участвуют и своим внешним планом
(деятельностью, поведением), и внутренним (духовно-психическим)
миром. Внутренняя жизнь стремится быть согласованной с внешней и
наоборот, поскольку люди так или иначе хотят жить в согласии с
собой, в состоянии душевного равновесия. Это возможно благодаря
способности людей создавать и накладывать на мир фактов и процессов
свой смысловой и ценностно-нормативный порядок и приводить оба эти
мира в соответствие друг другу. Ясно также, что социальное
взаимодействие невозможно без устойчивых символических форм.
Появляются артефакты — структурно сходные объекты. Культура
повседневности организуется в таких символических формах, как
позитивный опыт, имеющий свойство передаваться от человека к
человеку, от поколения к поколению. Социокультурный опыт людей
кодируется в мимике, жестах, телодвижениях, интонациях и словах,
формулах, образах, технологиях. Эти проявления существуют в
областях совместной жизнедеятельности людей, межличностной
вербальной и невербальной коммуникации, письменных текстах, сферах
невербальных эстетических объектов. Для участия в такого рода
коммуникациях человек должен обладать определенной культурной
компетентностью[45].
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КАК МИР ОПЫТА
111
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!