- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

ПРАЗДНИКИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ДОСУГ



 

В быт москвичей глубоко вошли христианские, так называемые двунадесятые (от слова «двенадцать») праздники — 12 наиболее почитаемых праздников, к числу которых относятся Рождество, Крещение, Вербное воскресенье, Троица и др., а также Пасха. Однако бытуют и нехристианские праздники, сопряженные как с языческими верованиями, так и с событиями годового природно-трудового цикла или личной жизни. На рубеже XIX и XX вв. в семьях интеллигенции, а позднее и всех москвичей стали праздновать не столько Рождество, сколько наступление Нового года, для чего наряжали елку и дарили детям подарки. Татьянин день (25 января по старому стилю) праздновали и теперь отмечают как памятный день открытия Московского университета (1755) и День студентов.

В числе уличных развлечений можно назвать молодежные хороводы на Троицу, которые на окраинах Москвы исчезли лишь в конце 1920-х гг. Вплоть до послевоенных лет перед Новым годом по городу ходили ряженые. Вот как зафиксировал этот обычай А. П. Чехов в 1893г.: «По улице идет пестрая толпа... Смех, говор и приплясывание. Впереди толпы прыгает маленький солдатик в старой шинелишке и с шапкой набекрень. Навстречу идет «унтер» (унтер-офицер. —Авт.). —Ты отчего же мне чести не отдаешь — набрасывается

 

 

«унтер» на солдатика... — Миленький, да ведь мы ряженые, — говорит бабьим голосом солдатик».

Уличные развлечения включали в себя представления шарманщиков, ярмарочные представления во временных театрах-балаганах. Зимой на льду Москвы-реки устраивались состязания троек, а также кулачные бои «стенка на стенку». Особенно много ныло в Москве любителей гонять голубей. До сей поры сохраняется традиционная любовь москвичей к цирку.

В советскую эпоху с ее мощной атеистической пропагандой значение христианских праздников уменьшилось, но в последние полтора-два десятилетия пин восстанавливают свое былое влияние. Под влиянием западной культуры в обиход горожан входят новые праздники, например День св. Валентина (День влюбленных), отмечаемый 14 февраля.

 

ГОРОДСКОЙ ФОЛЬКЛОР

 

Причитания. В Москве имели распространение классические формы и жанры фольклора, характерные для всей территории расселения русского народа. Вот пример свадебного причитания матери невесты:

— Вот выживаем тебя из дому, словно ворога из п >рода, а там схватимся, да спохватимся, да негде взять. 11осудите, люди добрые, каково жить в чужой дальней стороне, чужим куском давишься, кулаком слезы ути-р.почи (А.Н. Островский).

 

Песни. Фольклорное творчество (созданное в Москве или описывающее Москву) изображало столичный город как центр России, почитаемое и желанное место. Поздний цикл русских былин некоторые исследователи называют московским. В свадебных песнях упоминается о «сватовьях» «из славной Москвы». Завидная, привлекательная невеста — персонаж одной из свадебных песен — говорит о себе:

Мое имя Катерина,

Московского купца дочь.

 

 

Герой лирической песни подчеркивает торговое значение Москвы и одной из ее центральных частей — Китай-города:

Япоеду ль, я поеду ль

В Китай-город погуляти.

Я куплю ли, я куплю ли

Молодой жене покупку...

 

Фольклор рабочей среды. Московская городская специфика нашла свое выражение в песнях городских окраин и рабочего люда, в которых народ горько жаловался на свою судьбу:

У Морозова, у Саввушки завод —

Обирают там без жалости народ

Уж найдите вы управушку

На Морозова, на Саввушку...

 

Художественная самодеятельность. Особая насыщенность Москвы фольклором вследствие постоянного притока в столицу рабочей силы из русских губерний питала народную художественную самодеятельность. Среди объединений «писателей из народа» особенно выделялся «Суриковский кружок» (1872— 1933), основатель которого И.З. Суриков, был автором очень популярных стихов «Вот моя деревня», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина...» и др. В число участников кружка входили также ставший известным поэтом С.Д. Дрожжин и А.Е. Разоренов (автор слов известной песни «Не брани меня, родная...»).

«Фольклорный потенциал» широких масс москвичей послужил исходным условием для повсеместного распространения художественной самодеятельности в послереволюционное время. Коллективы или группы любителей, проводившие концерты, театрализованные представления, появились всюду — на заводах и фабриках, в учреждениях и школах, при жилищных кооперативах и в воинских частях. Нередки были смотры художественной самодеятельности (районные и городские).

 

 

Московская фольклорная среда стала благоприятной почвой для деятельности такого художественного коллектива, как созданный М.Е.Пятницким (1864—1927) и много лет руководимый композитором и дирижером В.Г. Захаровым знаменитый Русский народный хор. 11о его образцу возникли народные хоры и ансамбли во многих центрах России.

Интерес к фольклору, в частности к фольклорной музыке, сохранился у жителей Москвыдо сихпор. По данным 1987г., почти половина взрослых москвичей проявляла интерес к народной музыке. Конечно, вкусы большинства более разнообразны, но любовь к русской народной музыке (в том числе и песне) остается неизменно устойчивой.

 

8. ГОРОД И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

 

Общественная среда столичного мегаполиса в большой мере способствует созданию важнейших составляющих национальной профессиональной культуры, тем самым влияя на становление патриотического национального самосознания.

Образование. Театр. Уже в XVIII в. в российском обществе сложилось убеждение, что обучен не в средних и высших учебных за ведениях должно вестись на русском (а не на латинском ии каком-либо другом) языке, что и было осуществлено в Московском университете с момента его создания. В Москве был сформирован национальный русский театр, чему деятельно способствовали драматург АН. Островский и артистический коллектив Малого театра. Москва традиционно занимала центральное место во всероссийском театральном процессе.

 

Писатели и издатели. Общепризнанна роль московских писателей в создании литературы о Москве (Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, П.А. Вяземский, А.С. Грибоедов, А.Н. Островский, А.П. Чехов и многие др.). Однако литература становится подлинно национальной, когда получает общероссийское распространение. Существенную роль в этом отношении сыграли московские издатели.

Торговля вразнос способствовала распространению в народной среде книг, лубочных изданий, листовок, календарей и т. п. продукции. Разносные торговцы (офени, коробейники) из самых разных губерний собирались в Москве для закупки товара и отсюда расходились и разъезжались по всей России. Вкусы покупателей долго оставались крайне неразвитыми, о чем свидетельствует разговор офеней с Л.Н. Толстым, пришедшим поговорить с ними при покупке товара: «Писал бы ты, Лев Николаевич, книжечки-то свои пострашнее, а то все милостивые пишешь да жалостливые. Такие берут только грамотеи: поповы дети, писаря, а в глуши, в деревнях, только и выезжаем на чертяке. Вот какого надобно — зеленого да красного, — указывали они на картинку...» (Н.Д. Телешов).

Распространением настоящей литературы, при этом невысокой по цене, успешно занимались «Товарищество И.Д. Сытина», одно из крупнейших полиграфических предприятий в России, издательство «Посредник» и другие.

Средства массовой информации. Складыванию национальной читательской аудитории во многом спо-

 

собствовала печать, а в наше время — радио и телевидение. Русские газеты и журналы в большинстве гноем являли пример последовательного патриотизма и при этом, как правило, были чужды национальной неприязни и ненависти. Одна из прогрессивных газет XIX в., «Русские ведомости», печатала на своих страницах произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л I I. Толстого, Г.И. Успенского, В.Г. Короленко, А.П. Чехова, М. Горького, Д.Н.Анучина, И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева и других виднейших деятелей русской культуры, искусства и науки. Часть современных газет и журналов стремится продолжать прежнюю традицию, демонстрируя этническую терпимость и широту взглядов.

Профессиональная русская культура издавна обладала в Москве развитой организационной структурой. Московский государственный университет им. M.В. Ломоносова, Московская консерватория им. П.И. Чайковского, Исторический музей, художественные училища составляли и составляют прочную базу национальной культуры.

 

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ

 

Верующие. Несмотря на многообразие бытующих в Москве конфессий (вероисповеданий), она является ведущим центром Русской православной церкви. Традиционно Москву отличала очень высокая концентрация церквей, монастырей и всего, что связано с православным культом и бытом. В старой Москве охотно подавали милостыню юродивым, в некоторые периоды истории город буквально наводняли толпы странников, божьих людей (нищенствующих богомольцев, путешествовавших по монастырям и иным местам религиозного паломничества).

По данным более чем пятнадцатилетней давности (1987г.), около 20% москвичей назвали себя в той или иной мере верующими, до 70% — неверующими, при-нлп штелыю 9% — активными атеистами. Хотя с тех пор соотношение верующих и неверующих заметно изме-пилось в пользу первых, едва ли все москвичи стали верующими.

 

 

По состоянию на 1996г., в Москве были зарегистрированы свыше семисот различных религиозных организаций, более трехсот из которых принадлежали Московскому патриархату, а остальные относились к другим вероисповеданиям. В Москве имеются не только православные храмы, но также мусульманские мечети (по некоторым оценкам, в столице постоянно проживают до 220 тыс. мусульман), иудаистские синагоги, старообрядческие молельные дома.

 

Секты. В наше время неустойчивость экономической и социальной жизни подчас провоцирует психически неуравновешенных людей вступать в нетрадиционные религиозные общины, среди которых встречаются изуверские и полностью подавляющие волю человека.

 

ДРУГИЕ ГОРОДА РОССИИ

 

XXв. ознаменовался резким увеличением темпов урбанизации нашей страны: существенно выросло число городов, увеличилось их разнообразие, численность городского населения превысила численность сельского. Из страны крестьянской Советский Союз (и Россия как его ядро) превратился в страну городскую. В настоящее время в городах проживает 73 % населения Российской Федерации (РФ). В свою очередь, урбанизация является важной составной частью модернизации — социального и экономического развития, которое интенсивно шло с конца 20-х по середину 80-х гг. прошлого века. Общее число городов в Советском Союзе менее чем за 60 лет (с 1926г. по 1981г.) выросло в три раза; в эпоху модернизации была построена пятая часть всех больших городов страны.

С некоторой долей условности можно выделить несколько типов городов в современной России. Во-первых, это столица России, столицы республик в составе РФ, а также краевые и областные центры. Чаще всего эти города объединяют в себе несколько функций: административно-политическую, культурную и научную, промышленную и т. д. Во-вторых, города с преобладанием одной

 

 

функции: промышленной (например, Набережные Челны), горнопромышленной (Норильск), научной (Пущина, Обниск, Дубна), транспортно-коммуникационной (порт Находка), курортной (Сочи).

Особое значение среди городов страны имеют центры с населением более миллиона человек. Если в перпой половине XX в. таковыми были только Москва п Ленинград (Петербург), то к началу 1980-х гг. в число «миллиоников» вошли российские города Горький (Нижний Новгород), Куйбышев (Самара), Новосибирск, Омск, Пермь, Казань, Свердловск (Екатеринбург), Челябинск.

В XX в. в России сложились городские агломерации — группировки городских и сельских поселений, ядрами которых выступают наиболее важные экономические центры. В России выделяется крупнейшая Московская агломерация, включающая более сотни городов. В качестве примеров агломераций различного типа можно привести Кузбасскую горнопромышленную агломерацию, курортную агломерацию Кавказских минеральных вод.

Вследствие масштабных и драматических перемен последних лет ряд российских городов — как маленьких, так больших и средних— оказался в кризисной ситуации.

 

* * *

 

Москва — политический, административный и культурный центр России. В своей основе она остается русским городом, но такими же москвичами явля-

II поя и люди других национальностей. Москва издавна отличается этнической чересполосицей, что нашло отражение в письменных источниках и названиях городских улиц: Татарские и Грузинские улицы, Армянский переулок, Немецкая слобода и т. п.

Представители нерусских национальностей имеет возможность удовлетворять культурные запросы и имеете с тем вносят свою долю в культурно-бытовое разнообразие столицы. Искусство цыганского театра "Ромэн» и еврейского театра «Шалом» обращено не юлько к цыганам и евреям, но и ко всем москвичам.

 

В Москве можно побывать на татарском весеннем празднике плуга (сабантуй) или же на концерте башкирской народной песни. В городе работают десятки школ, в которых учащиеся изучают национальные языки, литературы и другие стороны культуры своих народов.

Правительство Москвы заинтересовано в развитии культурного межнационального обмена и конструктивного сотрудничества различных этнических общин и их организаций.

Москва наиболее рельефно выражает все проблемы и аспекты городской жизни современной России. В ней можно обнаружить в концентрированном виде все то, что по отдельности существует в других городах страны. В этом смысле российская столица оказывается полигоном этноурбанизационных процессов.

 

Т. Д. Соловей, В.В. Пименов

 

 

Глава 17

НАРОДЫ УРАЛО ПОВОЛЖЬЯ