Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова ЛИТУРГИЯ, что в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная служба. В древние времена слово ЛИТУРГИЯ употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, т.е. всего богослужения или отдельных его видов.
Собственно литургией называется церковная служба, во время которой совершается таинство Евхаристии, а святая Евхаристия есть сердцевина всего христианского богослужения. Отсюда литургика есть наука о богослужении как дело общественном, церковном.
Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная Церковь.
Задача литургики состоит в том, чтобы:
1) показать историю христианского богослужения в целом и в отдельных частях, его эволюцию и существующие формы, в. которых твердо сохранены дух и цели дровней Православной Церкви;
2) раскрыть значение, содержание и цель праздников, богослужебных обрядов и чинопоследований, их сущность и истинный смысл;
3) и, наконец, объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются: церковные вощи, утварь, богослужебные книги и прочее.
Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богослужения и находится в тесной связи с такими науками, как гомилетика, пастырские богословие, каноническое право. Литургика находится в теснейшей связи: и с областью теоретического богословия, раскрывающего веро- и нравоучение (догматическое и нравственное богословие), поскольку христианское веро- и нравоучение составляют корень и содержание всего православного богослужения.
По содержанию литургика разделяется на общую и частную. В общей литургике рассматриваются основные понятия о храме и его устройство, о христианском богослужении, священных действиях при его совершении, о лицах, его совершающих, и принадлежностях, необходимых для его совершения (облачениях, священных сосудах и т.д.).
В частн******************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************** I) богослужение годовое (двунадесятые праздники, службы Постной и Цветной Триоди) и 2) богослужения особенные, совершаемые Церковью по особому случаю или по потребности христиан (таинства, молебны, освящение храма и воды, погребение и поминовение усопших и др.).
Двунадесятые праздники. Общие понятия о них.
Церковные службы годовые, т.е. совершаемые однажды в год, посвящаются всегда особым воспоминаниям. Они подразделяются на праздничные и великопостные. В праздничные службы святая Церковь воспоминает выдающиеся события из земной жизни Спасителя, свидетельствующие о домостроительстве Божием, о нашем спасении.
Все церковные праздники по важности соединенных с ними воспоминаний и по торжественности богослужения долятся на великие, средние и малые.[1]
Остановимся на некоторых особенностях великих праздников. Великие праздники в богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге - "им же бдение и вся служба праздника совершается по Уставу" (Типикон, л. 60, об.).
Двенадцать из великих праздников установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы, поэтому одни из них называются Господскими, или Господними, а другие Богородичными двунадесятыми праздниками. Они подразделяются на переходящие и не переходящие (или подвижные и неподвижные). Служба не переходящим праздникам совершается в строго определенный день года, а день переходящего праздника устанавливается в зависимости от даты Пасхи. Все Богородичные двунадесятые праздники относятся к не переходящим. Наглядно это можно проследить в следующей таблице:
Двунадесятые неподвижные праздники
(в хронологической последовательности событий)
Праздники | Число и месяц | Всего дней праздника | Число дней предпразд | Число дней попраз. с отдан. | Отдание |
Рождество Пресвятой Богородицы | 8 сентября | 12 сентября | |||
Введение во храм Пресвятой Богородицы | 21 ноября | 25 ноября | |||
Благовещение Пресвятой Богородицы[2] | 25 марта | 26 марта | |||
Сретение Господне[3] | 2 февраля | от 2 до 9 | от 0 до 7 | 3 Февраля до 9 февр. |
Успение Пресвятой Богородицы | 15 августа | 23 августа | ||||||||||
Рождество Христово | 25 декабря | 31 декабря | ||||||||||
Богоявление | 6 января | 14 января | ||||||||||
Преображение Господне | 6 августа | 13 августа | ||||||||||
Воздвижение Креста Господня | 14 сентября | 21 сентября | ||||||||||
Двунадесятые подвижные Господские праздники[4] | ||||||||||||
Вход Господень в Иерусалим | - | - | - | |||||||||
Вознесение Господне | - | В пятницу 7-й седмицы | ||||||||||
Пятидесятница[5] (День Святой Троицы) | - | - | В субботу, следующую за праздником | |||||||||
В приведенном таблице не назван праздник Пасхи на том основании, что праздник ПАСХИ, как "праздников праздник", имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых.
Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще следующие великие (не двунадесятые) праздники:
1. Обрезание Господне (I января )
2. Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня)
3. Св. апостолов Петра и Павла (29 июня)
4. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа)
5. День Покрова Пресвятой Богородицы (I октября)
Праздники, чтимые св. Церковью
1. Преподобного Сергия Радонежского (5 июля н 25 сентября)
2. Апостола Иоанна Богослова (б мая и 26 сентября)
3. Собор Архистратига Михаила (8 ноября)
4. Святителя Николая (9 мая и 6 декабря)
5. Пророка Илии (20 июля)
6. Св. Великомученика Пантелеймона (27 июля)
7. Владимирской Божией Матери (26 августа)
8. Казанской Божией Матери (8 июля и 22 октября)
9. Святителей Московских (5 октября)
10. Святителей Василия Великого. Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января)
11. Преподобного Серафима Саровского (2 январе и 19 июля).
Двунадесятые неподвижно Господские и Богородичные праздники. Их отличия и особенности.
Богослужение в самые дни великих двунадесятых праздников посвящается исключительно празднуемому событию, что и выражается в изменяемых частях богослужения (чтениях, молитвословиях, песнопениях).
Внешняя сторона богослужения в эти дни, сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий, достигает полной торжественности. Церковь "облекается в одежды светлыя" в "весь светлейший сан", как говорит Устав о Пасхальном облачении, и совершает богослужение при полном освещении храма. Сами священнослужители облачаются в соответствующие содержанию праздника облачения: в Господские праздники - облачения цвета золота (символ торжества), в Богородичные - голубого и белого цвета (символ невинности и девственной чистоты).
ПРИМЕЧАНИЕ: В Господские праздники считается общепринятым облачение цвета золота, но на Богоявление, Преображение и Вознесение употребляются облачения белого цвета, на Воздвижение - фиолетового или красного, на праздник Входа Господня во Иерусалим -цвета золота (в практике же часто встречаются и допускаются облачения зеленого цвета), в Пятидесятницу - цвета золота, а на вечерне в тот же праздник - зеленого в цветах.
На Пасху цвет облачения - белый и красный. В другие праздники облачение бывает: в праздники ангельские - белое, апостольские - желтое, в святительское праздники - цвета золота, в преподобнические праздники - зеленое (символ надежды и мирного подвига среди зеленых пустынных лесов), мучеников - красное (символ страданий святых). В великие праздники за богослужением преобладает пение над чтением, что служит выражением радостного состояния молящихся.
В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не преклонять колен, ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы самым положением тела выражать торжество. Поэтому в Уставе прямо сказано: "При богослужении в неделю, т.е. воскресный день, и в Владычный праздник и в Пятидесятницу колена не преклонять" (Типикон, гл. 2).
Наконец, Церковь вносит духовную радость, торжество и в дома христиан, ослаблен или совсем опускал пост в эти дни и совершав славословил в самих домах.
Святая Церковь с древних времен прославляет Б********************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************еличие Богоматери, явленное при Ее жизни и по Успении, распространилось в мире с расширением пределов Церкви Христовой. На III-м Вселенском Соборе отцы Церкви, осудив лжеучение Нестория, торжественно исповедали Пресвятую Деву Богородицею.
Христиане с первых времен обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Ее праздники. Земная жизнь Богородицы прославляется в следующих двунадесятых праздниках:
1. Рождество Пресвятой Богородицы
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы
3. Благовещение Пресвятой Богородицы
4. Успение Пресвятой Богородицы.