- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Предмет, функции и источники истории как науки. Методологические основы изучения исторического процесса.



Экзамен по истории.

Предмет, функции и источники истории как науки. Методологические основы изучения исторического процесса.

История – это рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано и исследовано.

История – это комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всём его многообразии.

Предметом изучения истории являетсядеятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

История выполняет целый ряд функций:

1) Познавательная - выявлении закономерностей исторического развития.

2)Воспитательная-способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3) Прогностическая -заключается в возможности предвидения будущего на ос­нове анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4) Функция социальной памяти -заключается в том, что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5) Практически-рекомендательная - помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Исторические источники – все остатки прошлого в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни.

Классификация источников: ( Ковальченко И.Д)

1) Вещественные

2) Письменные

3) Изобразительные ( худ. работы)

4) Фонические ( документы аудио и видео ряда)

Методы изучения истории:

1) Хронологический

2) Хронологическо-проблемный метод

3) Проблемно-хронологический

4) Синхронический

5) Ретроспективный

 

Периодизация всемирной истории. Восточная и западная формы цивилизационных пространств.

Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды.

Периодизация всемирной истории:

1) Первобытное общество (2 млн. лет назад – 4 тысячелетие до н.э.)

2) Древний мир ( 5 тысячелетие до н.э. – сер. 1 тыс. н.э.)

3) Средние века (476 г. – сер.17 в.)

4) Новое время (сер. 17 в. – начало 20 в.)

5) Новейшая история ( 1918 г. – начало 21в.)

Периодизация истории первобытного общества:

1) первобытное человеческое стадо;

2) родовая община (этот этап делится на раннюю родовую общину охотников, собирателей и рыболовов и на развитую общину земледельцев и скотоводов);

3) первобытная соседская (протокрестьянская) община.

Периодизация истории: ( В.О. Ключевской. сер. 19 века)

1) Русь Днепровская, городовая ( 8-13 вв.)

2) Русь удельно княжеская (13-15вв.)

3) Русь Великая Московская ( 15-17вв.)

4) Всероссийский, императорский, дворянский ( 17-19вв.)

Периодизация советская (в основе лежит формационный подход):

1) Первобытно – общинный строй (до 9 в.)

2) Феодализм (9 – 19 вв.)

3) Капитализм (2 половина 19 – 1917 г.)

4) Социализм (1917 - …)

 

Чаще всего под Западом понимают экономически развитые государства Западной Европы.

В отличие от Запада единого Востока не существует. Простое географическое деление (Восток - это Азия, а Запад - это Европа) ничего не даёт. Восток представляет собой причудливую смесь различных экономических укладов, религий и культур.

Во-первых, на Западе выше уровень экономического и технологического развития. Во-вторых, культура Запада основана главным образом на христианских ценностях (хотя это не значит, что все жители Запада исповедуют христианство), а культура Востока сформировалась на основе ислама, буддизма, индуизма и др. Кроме того, по мнению учёных-социологов, на Западе в характере людей преобладают такие черты, как индивидуализм, личная ответственность и инициатива, а на Востоке - общинность, а следовательно, коллективная ответственность. Таким образом, Запад" и "Восток - это не столько географические, сколько экономические и в первую очередь культурные понятия.

А как соотносятся Восток и Запад в самой России? Существуют две точки зрения. Согласно одной, Восток - неславянское, преимущественно нехристианское население как европейской, так и азиатской части страны. В этом смысле славянские народы, где бы они ни проживали, предстают частью Запада, т. е. европейской христианской цивилизации. Сторонники этой точки зрения считают, что в России объединились Восток и Запад, а так как к Западу можно отнести более 85% её жителей, развитие страны должно идти по западному пути.

Другая точка зрения отрицает существование общеевропейской цивилизации. Согласно данной теории, есть две христианские цивилизации: одна - собственно западная, а другая, противостоящая ей, - восточнохристианская. По мнению приверженцев подобного взгляда, в нашей стране Восток соседствует с особым, славянским, миром, поэтому России уготован собственный путь развития, не похожий ни на какой другой. В XIX в. защитников этих теорий назвали соответственно западниками и славянофилами. Слово "славянофилы" можно перевести как "любящие славян", так как греческий глагол "фило" значит "любить". Так какая же из двух точек зрения верна? На этот вопрос пока нет ответа, и споры между западниками и славянофилами не умолкают до сих пор.

 

ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ - НЕОКОНЧЕННЫЙ СПОР

Ярко выраженным "западником" являлся Пётр I. Вся его деятельность была направлена на приобщение России к европейским ценностям и прошла в ожесточённой борьбе со старой аристократией, не желавшей расставаться с привычным укладом жизни. "Западниками" можно назвать и всех последующих русских монархов: никто из них не пытался восстановить допетровские порядки, да и по крови, по культуре, по воспитанию они были куда больше западноевропейцами, нежели русскими.

Однако можно ли назвать русских царей, и прежде всего Петра I, подлинными западниками, без кавычек? Они охотно перенимали внешние черты западной цивилизации (костюмы, парики, этикет, военные уставы), но вот социально-политические устои (личную свободу граждан, вольный труд, независимый суд и др.) оставались для них чаще всего чуждыми. Развитие страны основывалось на подневольном труде крепостных крестьян и крепостных рабочих, на жёстком бюрократическом аппарате управления.

Сами понятия "западник" и "славянофил" появились довольно поздно, в середине XIX в. Славянофилы того времени выступали за особый путь развития России, принципиально отличный от западного. Они считали, что необходимо развивать собственную - русскую или "общеславянскую" - культуру, в определенной мере отгородившись от Запада. Другие, неевропейские народы страны, по мысли славянофилов, необходимо приобщать к славянским, а в религиозном плане - к православным ценностям.

Западники видели путь развития России совсем иным. По их мнению, славянские народы России должны воспринять западную культуру и политические идеалы, а потом распространить эти идеалы среди других народов страны.

И западники, и славянофилы в равной мере без особых симпатий относились к исламу, а буддийские и индуистские ценности либо вообще их не интересовали, либо представляли чисто познавательный интерес.

Казалось бы, Октябрьская революция 1917 г. решила вековой спор - Россия выбрала путь развития, основанный на коммунистических идеях, пришедших из Европы. Впрочем, и при советской власти западническая и славянофильская точки зрения на развитие страны продолжали соперничество.

Предреволюционная и послереволюционная деятельность партии большевиков и её вождя В. И. Ленина была в основном западнической. Сам марксизм, идейная основа политики СССР, явился всецело порождением западной политэкономической мысли. Однако, как это было и в эпоху Петра I, принимая некоторые идеи, большевики не пытались перенести на российскую почву главные достижения Запада - свободу и личную независимость граждан и др. Наоборот, в стране царили беззаконие и террор, а весь мир оказался отделён от России "железным занавесом". Закономерно, что в конце 40-х гг. Сталин начал открытую компанию борьбы с "низкопоклонством перед Западом". Подобную позицию можно счесть внешним проявлением славянофильства.

Занятия славян. ёё

Основным занятием восточных славян было земледелие. Славяне возделывали пшеницу, рожь, ячмень, также сажали репу и другие культуры. Южные районы опережали в своем развитии северные, так как здесь была более плодородная земля и мягкий климат.

Во II - V вв. у славян лесной полосы господствовала подсечно-огневая система земледелия: сначала деревья срубали, когда они высыхали, их поджигали и образовавшуюся золу использовали как удобрение. Несколько лет такой участок давал обильный урожай. После истощения почвы приходилось вырубать деревья на новом участке и уже на нем заниматься земледелием. В этих районах настоящей пахоты не велось, использовались орудия труда, которые взрыхляли почву: мотыга, борона и др.
У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия - перелог: поле засевалось несколько лет подряд, затем несколько лет отдыхало, затем снова распахивалось и засевалось. Зде1сь использовались орудия труда для горизонтальной вспашки: соха, рало и плуг с лемехом из железа. Во II - V вв. основной хозяйственной единицей была родовая община. Земля обрабатывалась всеми членами рода общими орудиями труда, и произведенный необходимый продукт распределялся между всеми поровну.
К IX в. пашенное земледелие у восточных славян стало господствующей отраслью хозяйства.

Немаловажное значение имело скотоводство (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот). Подсобное значение имели охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Важное место в хозяйстве занимало ремесло, но оно еще не отделилось от земледелия. Археологические раскопки показывают, что широкое распространение получило гончарное и кузнечное дело.

Общественные отношения.

В VI-VIII вв. у восточных славян происходил переход от первобытнообщинного строя к феодализму. Феодальные производственные отношения основываются на собственности феодала на основное средство производства - землю и неполной собственности на феодально-зависимого работника.
Последняя стадия перехода от первобытнообщинного строя к феодализму у восточных славян получила название военной демократии. Важнейшие вопросы в жизни каждого племенного союза решались на народных собраниях, так называемых вечевых сходах, которые сохранились у славян и в средневековье. Вече из представителя знатного рода выбирало военачальника, князя. С течением времени все чаще власть князя становилась наследственной. Следует отметить, что славяне жили в условиях постоянных войн, поэтому с самого начала русской истории роль князя в обществе становится необычайно высокой. Князь нуждался в военной силе, на которую бы мог опереться. Рост прибавочного продукта позволял князю и племени содержать людей, основным занятием которых стало военное дело. Вокруг племенных князей начинают формироваться дружины из представителей местной знати и людей, отличающихся личной храбростью. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшая дружина состояла из княжеских управителей и послов. Они имели особо привилегированное положение, и им стала передаваться общинная земля. Младшие дружинники находились при князе. В их обязанности входило ведение княжеского хозяйства и управление его двором. Итак, отношения князя и дружины строились на личных связях. Дружина была предана лично князю и не подотчетна народному собранию - вече. При этом князь выступал как "первый среди равных". Он зависел от своих дружинников не меньше, чем они от него. Первоначально средством содержания князя и военной дружины были военная добыча и добровольные приношения соплеменников. В военное время опорой князя становилось также ополчение. Оно делилось на "полки" и "сотни". Во главе каждого подразделения стояли тысяцкие и сотские.
Со временем военно-дружинная знать, опираясь на военную силу, стала оттеснять родоплеменную верхушку от власти. В VIII-IX вв. военно-дружинная знать объявляет себя собственником всей общинной земли и создает систему эксплуатации свободного земледельческого населения. Отныне она существует не за счет военной добычи и добровольный приношений соплеменников, а за счет налога на землю - дани. Дань распределяется между всеми членами военно-дружинной знати. Поэтому важной функцией дружины был сбор дани. Она собиралась с подчиненных князю племен. Походы за сбором дани назывались "полюдье", так как основная масса племен называлась "люди". Сбор дани обычно проходил в четко установленные сроки и был связан с погодно - климатическими условиями.

Так у восточных славян к IX в. начался переход к феодальным отношениям. Военно-дружинная знать окончательно захватила власть в обществе, общество раскололось на знать, дружину, простых общинников, что вызывало недовольство последних. Необходим был государственный аппарат для поддержания власти военно-дружинной знати.
Города. У восточных славян в V - VI вв. возникли города, что было связано с давним развитием торговли. Центром политической, экономической и религиозной жизни крупного союза племен в Древней Руси являлся город.

Древнейшие русские города Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Муром, Переяславль Южный. В IХ в. у восточных славян было не менее 24 больших городов, окруженных крепостными укреплениями. Города обычно возникали у слияния рек, на высоком холме. В IХ в. возник великий1 торговый путь - "из варяг в греки". Он связывал Новгород и Киев, Северную и Южную Европу. Из Балтийского моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Далее западным берегом Чёрного моря доходили до столицы Византии Константинополя. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути. Другой важной артерией был Волжский торговый путь, по которому можно было дойти до Каспийского моря, "из варяг в персы". Благодаря этому торговому пути осуществлялась активная торговля со странами Востока

Верования восточных славян. Славяне, как и другие народы, прошли несколько этапов развития в своих религиозных представлениях. В догосударственный период и в первые века существования Древнерусского государства у восточных славян было широко распространено язычество.
У восточнославянских племен был свой пантеон языческих богов. Славянские боги олицетворяли разнообразные силы и явления природы или отражали социальные и общественные отношения того времени.

У каждого крупного племени были свои, местные почитаемые боги и божества. Это указывает на отсутствие тесного межплеменного единства славян.

Наиболее яркой стороной языческого мира являлись обряды (свадебный обряд, обряд погребения и др.).

С принятием христианства в 988 г. язычество постепенно уступает православию свои лидирующие позиции. Тем не менее, язычество оставило существенный след в культурном наследстве славян. Даже в православной вере до сих пор присутствуют элементы языческих традиций и верований (рождественское колядование, празднование масленицы).

 

К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально - экономических и политических предпосылок для образования государства:

1) социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине; произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, происходил постоянный рост городов и внешней торговли; шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина;

2) политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы; с конца VI в. известен союз племён во главе с Кием;

3) внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности; проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления на Восточно - Европейской равнине.

Итак, к IХ в. у восточных славян сложился целый комплекс предпосылок для образования государства. Но завершающий факт образования государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция). В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманнами, викингами, а на Руси - варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и ск Норманнская теория.

Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманнской теории образования Древнерусского государства.

В наши дни норманнская теория зачастую трактуется следующим образом: всё, что-либо значительное в России создано иностранцами и под руководством иностранцев. Русские к самостоятельному государственному творчеству неспособны.
Итак, сейчас полностью доказана научная несостоятельность норманнской теории, которая объясняет возникновение Древнерусского государства как результат иноземного вмешательства, а не объективных факторов внутреннего развития восточных славян.
Образование государства Русь имело огромное значение, прежде всего, для восточных славян. Государство обеспечивало им условия для бытия среди других народов в мировой истории, позволило им со временем консолидироваться в уникальный и самобытный русский народ. Государственность создавала условия для хозяйственного освоения огромной территории. Теперь в хозяйственное освоение этой территории постепенно вовлекались балтийские, финно-угорские и тюркские этнические общности. На Руси стали развиваться земледелие, ремесло, торговля, культура.

 

Образование нового политического центра русских земель. Причины и этапы возвышения Москвы.

Возвышение Москвы – процесс роста экономического влияния и политической власти Москвы и Московского княжества на другие княжества и постепенное объединение Руси вокруг новой столицы.

Экономика Москвы

Москва имела крайне выгодное географическое положение, так как была расположена на перекрестке дорог, ведущих из южной части государства в северную, а также на пути из Новгорода в Рязань. Такое расположение означало, что город мог активно вести торговлю, что, в свою очередь, давало широкие возможности для экономического роста и политического влияния. Помимо этого, выгодное расположение привлекало большое количество новых жителей, что также способствовало росту экономики региона. Чем больше жителей было в уделе, тем большую прибыль мог получить князь.

Немаловажную роль играл и тот факт, что Москва находилась на берегу реки. Водная артерия была еще одним торговым путем, по которому перевозились хлеб, мед, воск из Рязани в Новгород.

Москва, благодаря своему расположению, заселялась очень быстро и также быстро наращивала свои богатства. Имея огромные средства, московские князья теперь могли принимать участие в политической жизни Руси и диктовать свои условия другим княжествам.

Политика Московских князей

Несмотря на изобилие денежных средств, Москва не смогла бы стать новой столицей, если бы не грамотное управление первых московских князей. Возвышение Москвы проходило в несколько этапов.

Первые два князя, Даниил Александрович и Юрий Даниилович значительно увеличили территории княжества, отобрав у своих соседей все течения Москвы-реки, включая все города, которые находились на этих территориях. Таким образом, Москва единолично стала владеть всеми землями на реке, что позволяло ее князьям диктовать свои условия в политике и экономике региона.

После того, как владения и богатства княжества достигли небывалых высот, князь Юрий Даниилович отправился в Золотую Орду, чтобы получить ярлык на великое княжение во Владимире, однако попытка не увенчалась успехом, и князь погиб. После смерти Юрия Москвой правил его брат Иван, получивший прозвище Калита. Именно ему удалось добиться получения ярлыка на княжение, и с тех самых пор Московское княжество уже не упускало своего права никогда.

С 13 века начинается усиление Москвы, которое в итоге приведет к тому, что вокруг Москвы соберется новое централизованное государство.

Причины возвышения Москвы

Возвышение Москвы имело несколько основных причин:

· Особое географическое положение;

· Грамотное управление и умелая политика Московских князей;

· Ослабление власти Киева;

 

 

2 вариант ответа:

 

Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Цент­ром объединения стало Московское княжество, выде­лившееся из Владимиро-Суздальского в XII в.

Причины:

Роль объединяю­щих факторов сыграли: ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства. В Московском княжестве развивалась система поместныхотношений: дворяне получали землю от великого князя за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть. Также причиной объединения стала борьба за национальную независимость.

Особенности образования Русского централизованного государства:

Говоря о "централизации" следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

- государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение местного населения.

- образование государства проходило в очень короткие срок, что было связано с наличием внешней опасности в лице Золотой Орды; внутренняя структура государства была непрочной; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества;

- создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество.

Особенности процесса государственной централизации сводились к следующему: византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти; основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство; централиза­ция сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации.

Образование Русского централизованного государства проходило в несколько этапов:

Этап 1. Возвышение Москвы (конец XIII - начало XIV вв.). К концу XIII в. старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь.

Возвышение Твери началось после смерти Александра Невского (1263 г.). В течение последних десятилетий XIII в. Тверь выступает в роли политического центра и организатора борьбы против Литвы и татар и пытался подчинить важнейшие политические центры: Новгород, Кострому, Переяславль, Нижний Новгород. Но это стремление натолкнулось на сильное сопротивление других княжеств, и прежде всего Москвы.

Начало возвышения Москвы связано с именем младшего сына Александра Невского - Даниила (1276 - 1303 гг.). Даниилу в удел досталось небольшое селение Москва. За три года территория владения Даниила увеличилась в три раза: к Москве присоединились Коломна и Переяславль. Москва стала княжеством.

Его сын Юрий (1303 - 1325 гг.). вступил с тверским князем в борьбу за владимирский престол. Началось долгое и упорное противоборство за титул великого князя. Брат Юрия Иван Данилович по прозвищу Калита в 1327 г. в Твери Иван Калита пошёл на Тверь с войском и подавил восстание. В благодарность в 1327 г. татары отдали ему ярлык на Великое княжение.

Этап 2. Москва - центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIV - первая половина ХV вв.). Усиление Москвы продолжалось при детях Ивана Калиты - Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.). При правлении князя Дмитрия Донского 8 сентября 1380 г. состоялась Куликовская битва. Татарское войско хана Мамая было разгромлено.

Этап 3. Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХУ - начало ХVI вв.). Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (1462 - 1505 гг.) и Василии III (1505 - 1533 гг.). Иван III присоединил к Москве весь Северо-Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода.

При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было свержено монголо-татарское иго (в 1480 г. после стояния на реке Угре).

 

Внешняя политика Ивана III.

Во время княжения Ивана III в 1502 г. прекратила свое существование Золотая Орда.

Москва и Литва часто воевали из-за Русских земель, находящихся под Литвой и Польшей. По мере усиления власти великого государя Московского всё больше русских князей со своими землями переходили от Литвы к Москве.

После смерти Казимира Литва и Польша вновь разделились между его сыновьями, Александром и Альбрехтом, соответственно. Великий князь литовский Александр женился на дочери Ивана III Елене. Отношения между зятем и тестем ухудшались, и в 1500 г. Иван III объявил войну Литве, которая прошла успешно для Руси: были завоеваны части Смоленского, Новгород-Северского и Черниговского княжеств. В 1503 г. был подписан договор о перемирии на 6 лет. Иван III Васильевич отклонил предложение о вечном мире, пока не будут возвращены Смоленск и Киев.

В итоге войны 1501-1503 гг. великий государь Московский принудил Ливонский орден платить дань (за г. Юрьев).

Иван III Васильевич за время своего правления предпринимал несколько попыток подчинить Казанское царство. В 1470 г. Москва и Казань заключили мир, а в 1487 г. Иван III взял Казань и возвел на престол хана Махмет-Аминя, который 17 лет был верным послушником московского князя.

Реформы Ивана III

При Иване III началось оформление титула «великого князя всея Руси», а в некоторых документах он называет себя царем.

Для внутреннего порядка в стране Иван III в 1497 г. разработал Свод гражданских законов (Судебник). Главным судьей был великий князь, высшим учреждением стала Боярская дума. Появились приказная и поместная системы управления.

Принятие Судебника Ивана III стало предпосылкой установления на Руси крепостного права. Закон ограничивал выход крестьян и давал им право перехода от одного владельца к другому один раз в году (Юрьев день).

Итоги правления Ивана III

При Иване III значительно расширилась территория Руси, Москва стала центром русского централизованного государства.

Эпоха Ивана III ознаменована окончательным освобождением Руси от татаро-монгольского ига.

Во время правления Ивана III были построены Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, церковь Ризоположения.

 

Опричнина Ивана Грозного

Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана 4.

Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На этих территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с помощью угроз и силы.

Слово «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь», что означает «особый». Также опричниной называли ту часть государства, которая уже отошла в единоличное пользование царя и его подданных, а также опричников (членов тайной полиции государя).Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек.

Причины введения опричнины

Царь Иван 4 Грозный славился своим суровым нравом и военными походами. Возникновение опричнины во многом связано с Ливонской войной.

В 1558 году он начал Ливонскую войну за право овладеть Прибалтийским побережьем, однако ход войны шел не так, как того хотелось бы государю. Иван неоднократно упрекал своих воевод за то, что они действуют недостаточно решительно, а бояре и вовсе не почитает царя за авторитет в военных вопросах. Ситуация усугубляется тем, что в 1563 году один из военачальников Ивана предает его, тем самым все больше подрывая доверие царя к своей свите.

Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти. Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора).

Конец опричнины

Разваливаться система начала в 1571 году, когда на Русь напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и по некоторым сведениям просто не явились на поле боя. Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась. Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор».

Предпосылки восстания

К концу 16 века на Руси окончательно сформировалась и закрепилась новая государственная экономическая система – феодализм. Феодалы (землевладельцы) полностью обладали крестьянами, могли продавать их и передавать друг другу, что привело к постепенному неизбежному росту гнета феодалов над крестьянством. Разумеется, подобная ситуация не нравилась крестьянам, и они начали возмущаться и постепенно затевать небольшие стычки с феодалами в защиту собственных прав. Так, в 1603 году произошло довольно крупное восстание крестьян и холопов под командованием Хлопка Косолапа.

Кроме того, после смерти Лжедмитрия поползли слухи о том, что убит был не настоящий царь, а кто-то другой. Эти слухи сильно ослабили политическое влияние Василия Шуйского, который стал царем. Обвинения в том, что убит был не настоящий царь придавали «законность» любым восстаниям и стычкам с новым царем и боярами. Ситуация становилась все более сложной.

Восстание крестьян под предводительством Ивана Болотникова произошло в 1606-1607 годах и стало одним из основных этапов борьбы крестьянства с боярами и крепостничеством.

Причины восстания

· Гнет феодалов, усиление крепостного права;

· Политическая нестабильность в стране;

· Растущий голод;

· Недовольство деятельностью бояр и государя.

Правление Павла I.

Павел 1 – сын Петра 3 и Екатерины 2. На престол он взошел в возрасте 42 лет. Имея глубокую обиду на мать, он превратился в неуравновешенного человека. В день его коронования он издал указ о престолонаследии. Его пугало, что он так поздно пришел ко власти, поэтому он торопился во всем, не продумывая последствия своих дейтсвий. Главной характеристикой его правления можно назвать – уничтожение всего, что сделала его мать. Цель его указов и распоряжений- резкая абсолютизация самодержавия в стране. Была введена цензура на печать, закрыты частые типографии. В стране был введен военно-политический режим. Были восстановлены наказания дворян, обложение их налогами, ограничение в правах. Зато крестьяне получили право в воскресные и праздничные дни освобождались от работы

 

Павел был хорошо образован, умен и развит, был человеком чести, порядочным и романтичным. Но пренебрежение матери его правами, бесцеремонное вмешательство в его семейную жизнь, постоянный ее контроль развили в Павле глубокую обиду и озлобленность, он превратился в подозрительного, желчного, нервного и неуравновешенного человека.

6 ноября 1796 г. умерла Екатерина II, и престол занял 42-летний Павел I. В день коронования он издал новый закон о престолонаследии. Мысль, что власть досталась ему слишком поздно, заставляла его торопиться во всем, не продумывая предпринимаемые им меры.

Главной характеристикой правления Павла I можно назвать уничтожение всего, что было сделано его матерью. Главная цель его законов, указов, распоряжений, запретов – резкая абсолютизация самодержавия в стране. Была введена цензура на печать, закрыты частные типографии, запрещен ввоз книг из-за границы.

В самом начале правления Павла I в стране был введен военно-полицейский режим, в армии – прусские порядки, вся жизнь подданных регламентировалась.

Павел I провел военную реформу, внеся прусскую систему подготовки войск, подчеркивая важность соблюдения жесточайшей дисциплины.

Многие привилегии, дарованные Екатериной II дворянству, были отменены. Обязательная воинская служба, обложение налогами, ограничения в правах, восстановление наказания дворян – требования императора к дворянскому сословию.

Зато в правление императора Павла I крестьяне получили некоторые послабления и права. В воскресные и праздничные дни крестьяне освобождались от работы, установлена 3-дневная барщина, отменены рекрутский набор и хлебная подать.

Особенностью правления Павла I было подчеркивание его контраста с матерью, что сказалось и на внешней политике. Он обещал поддерживать мирные отношения со всеми государствами, не вмешиваться в дела Запада.

В 1797 г. Павел I принял под свою защиту рыцарский орден иоаннитов, чудом сохранившийся на Мальте со времен крестовых походов, и возложил на себя звание Великого Магистра ордена, что вызвало недовольство русского духовенства. Но захват Мальты Наполеоном в 1798 г. подтолкнул Россию вступить в антифранцузскую коалицию с Австрией и Англией. В 1800 г. произошел разрыв русско-английских отношений и сближение Павла I с Наполеоном.

В 1801 г. Павел I был убит в Михайловском замке сторонниками сына Александра.

 

Итоги правления Николая 2

· Рост сельского хозяйства, избавление страны от голода;

· Рост экономики, промышленности и культуры;

· Рост напряженности во внутренней политике, что привело к революции и смене государственного строя.

Со смертью Николая 2 пришел конец Российской Империи и монархии в России

С.Ю.Витте

Экономическое достижение периода царствования Николая 2 связывают с министром финансов С. Ю. Витте. Он стремился модернизировать политическую и экономическую структуру России. Он провел денежную реформу( утверждено золотое обращение), установил государственную монополию на продажу водки. Программа Витте усилила динамику экономического развития. В конце 19 века Россия занимала 1-ое место по темпам промышленного развития. Добыча нефти увеличилась в 3 раза, производство стали в 7 раз, число паровозов в 10 раз.

Витте Сергей Юльевич родился 17 июня 1849 г. в семье обрусевших немцев. Юность его прошла в Тифлисе. Витте окончил в 1870 г