- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Предметный мир Древнего Египта.



История Древнего Египта традиционно разделяется на Додинастический период /4-е тысячелетие до н.э./, периоды Древнего царства /2700 - 2190 гг. до н.э./, Среднего царства /2040 – 1785 гг. до н.э./ и Нового царства /1552 – 1069 гг. до н.э./ и Позднее время /11 в. – 332 г. до н.э./. Длиннейшая цепочка окружавших человека в течение этих тысячелетий предметов сохранила далеко не все звенья и слишком разрозненные по времени интервалы отделяют друг от друга дошедшие до наших дней вещи, но составить представление о предметном окружении египтян все же можно. По остаткам стен поселков для рабов можно приблизительно представить себе, как выглядели их жилища. Отделенные глухой стеной от основного города, крошечные эти лачуги были не более чем местом для ночлега.

Дома свободных людей были несравненно просторнее. Они представляли собой ряд помещений, окружавших внутренний дворик. Плоская крыша поддерживалась деревянными столбами и выступала с южной стороны постройки, образуя открытую галерею.

О том, что представляли собою дома знати, можно судить по рельефам и настенным росписям. Просторная парадная комната занимала среднюю часть строения. Небольшие «лежачие» окна располагались под самым потолком – в доме искали защиту от палящих лучей солнца и ветров, которые несли песок из окружавших Египет пустынь. Тщательно отштукатуренные, расписанные клеевой краской стены, такой же пол покрывались цветными циновками. Мебели почти не было, обычай сидеть на полу делал сидение привилегией для немногих или необходимостью для работы. Этот большой зал окружали помещения – спальни, комнаты для детей, рабов. В домах бывали ванные комнаты и жаровни для готовки.

По находкам в большинстве своем разграбленных еще в древности захоронений и по настенным изображениям мы можем представить себе, как выглядели предметы в доме состоятельного египтянина.

Ложе для сна конструировалось в виде рамы, установленной на четырех опорах с натянутой на ней сеткой. До нас дошли образцы из обихода царской семьи с ножками в виде звериных лап или копыт. Пиршества, приемы гостей, судя по изображениям, проходили на полу. Существовало несколько видов табуретов на вертикальных опорах и на скрещенных ножках, низенькие скамеечки для ног, круглые столики на одной ножке для семейной трапезы. Столики на четырех ножках, подобные теперешним, служили для хозяйственных нужд. Были различные необходимые для быта емкости. Это сундуки с крышками, ларцы и шкатулки. В богатых домах они изысканно украшались инкрустациями и росписью. Их деревянная основа обрабатывалась так: поверхности выравнивались теслом, затем тщательно шлифовались и покрывались шпаклевкой, а уже на гладкую поверхность наносилась роспись или инкрустация.

Кроме этих легко переносимых с места на место предметов, были емкости на высоких ножках – нечто вроде комодов. Иногда емкости ставили на некоторое подобие фермы, состоявшей из стоек, подкосов и стержней. Часто стержневая система служила для поддержки сосуда с остроугольным дном, - емкости, в которой хранили масло, зерно, напитки.

Таким образом, мы уже сталкиваемся со знакомыми предметами, связанными с определенным назначением, служившими для удовлетворения тех или иных утилитарных потребностей человека. Но на облике этих предметов лежит печать своего времени.

Египтяне были во власти магических верований. Мир для них был полон таинственных сил и, находясь в их власти, человек видел все окружающее сквозь призму религиозного сознания. В такое общение с внешним миром были вовлечены и неодухотворенные предметы – т.е. вещи. Магические действия имели большую значимость: можно было обрести силу дикого зверя, изваяв в виде его лап ножки стула или ложа, умилостивить богов, изобразив их на предмете: украшение предмета знаками имело силу молитвы. Такие знаки-изображения имели свой конкретный смысл: это могла быть «сила», или «вечная жизнь», или «защита», или «золото». Накладывая или вставляя их в бытовые предметы, человек рассчитывал на определенный эффект.

С представлением об активной роли знаков и фетишей был в известной степени связан образный характер египетского искусства – как архитектуры, так и предметного мира. Колонны храмов, например, зачастую были похожи на пучки стеблей или стволов, у своего завершения они перехватывались поперечным поясом, как бы изображая естественную опору. Детали парадной мебели ваялись зачастую в виде фигур животных (ложа из гробницы Тутанхамона), скульптурные головы включались в станину музыкальных инструментов, подлокотников кресел и т.д. Иногда весь предмет (светильник, сосуд) был, по сути своей, скульптурой.

Утилитарный предмет мог быть как бы скульптурой по своей пластике, по композиции. Это было так же органично, как и египетская письменность. Письмо тоже носило изобразительный характер – иероглифы были, по сути, обобщенными картинками, игравшими роль знака.

В древнем царстве сформировался очень еще примитивный тип одежды: мужчины носили набедренные повязки схенти, стянутые иногда поясом, женская одежда состояла из двух полотнищ, скрепленных на плечах лямками. Позже схенти стали удлиняться и приобрели складчатую поверхность. В эпоху Нового царства наметилось сходство мужской и женской одежды. Плиссированная, стянутая на поясе и расходящаяся книзу юбка дополнялась накидкой и большим воротником ожерельем. Эти изменения касались туалета знати. Простой народ продолжал ходить в схенти или гладких рубашках.

Обувь была очень проста – сандалии из кожи или камыша. От солнца голова защищалась париком из шерсти или растительного волокна.

Египтяне славились среди народов Древнего Востока своей элегантностью. С этим связано большое количество специальных принадлежностей туалета – бронзовых зеркал, фаянсовых чашечек для мазей и притираний.

Все богатство и совершенство предметного мира могло быть обеспечено только определенным уровнем техники и технологии. Египтяне действительно умели многое. Плавили медь, золото, знали искусство ковки и литья, приготовляли стекло и цветную пасту, покрывали металлическую основу эмалью.

Они постигли искусство соединения деревянных деталей, обработку их поверхностей, умели устраивать петли и пазы.

Но традиционная тяга к привычному, испытанному, боязнь и даже сопротивление всякому новшеству было существенным тормозом на пути технических достижений. Они не умели разводить пилы, не знали рубанка, уже известного в Двуречье, верстака. Египтяне не сумели освоить такую рамную конструкцию, в которой были бы крепко сплочены сиденье и ножки: стыки были непрочными и поэтому, особенно в более отдаленные времена, стыки стягивались пропущенными сквозь пропилы воловьими жилами, а позже укреплялись металлическими угольниками.

Интересные технические устройства, остроумные сочленения рассматривались египтянами лишь с чисто практической стороны, их значение не выходило за пределы пользы и, оставаясь в пределах здравого смысла, никогда не претендовало на то, чтобы стать предметом эстетического переживания. Таковы были особенности египетской материальной культуры. Несмотря на столь длительное время её существования, система канонов, по которой она формировалась, была настолько сильна и устойчива, что мы с полным основанием можем определить стиль этой культуры как своеобразный и единый «египетский стиль».

Предметный мир Древней Греции.

Сообщество государств-полисов, т.е. городов с примыкающими к ним землями на юго-востоке Средиземного моря – Эгейском полуострове и целом архипелаге островов – вот что представляла собой древняя Греция. Греческая цивилизация, начиная от ее рождения в XI-XII вв. до н. э., пройдя период расцвета, потерялась в недрах Римской империи во II в. до н. э. Греческая культура породила искусство, проникнутое верой в красоту, уважением к достоинству человека. Древняя Греция оставила нам замечательные архитектурные памятники.

Древние греки достигли высокого уровня ремесла: замечательно их гончарное искусство, литье и чеканка из меди и бронзы, обработка дерева (на токарном станке, гнутье). Предметы умели украшать костью, покрывать их поверхность золотом. Даже одежда древних греков давала простор для художественного творчества; искусству драпировки был обучен каждый гражданин. И два ее основных вида – хитон и гиматий не было необходимости сшивать.

Поверх перехваченного поясом короткого хитона – куска ткани с отверстием для головы – надевался гиматий, представлявший собой живописно задрапированное полотнище, перекинутое через плечо, пропущенное затем под правую руку и переброшенное за спину. Головные уборы надевались изредка: во время военных походов и путешествий на голове носили шляпу с полями, называемую петас, а на плечи накидывалась хламида – род плаща из плотной ткани.

Хитоны и гиматии были и у женщин; женская одежда еще ощутимее подчеркивала красоту человеческого тела. В ней было больше вариантов драпировок, богаче отделка тканей и обрамления. Кроме хитона и гиматия существовало еще несколько видов женской одежды, по существу варьирующих особенности основных двух типов.

Особенно большое внимание уделялось прическам, отличавшимся сложностью и изобретательностью. Все свободное время греки проводили на агоре (площади), стадионе, около храмов. Быт их был крайне неприхотлив, граждане греческих полисов мало уделяли внимания дому, - в нем было только самое необходимое.

Само убранство дома в пору расцвета цивилизации было скудным: необходимых в хозяйстве сундуков для хранения одежды, емкостей для хранения утвари, шкатулок (пиксид) как и мебели, вообще было немного. Но при этом вся утварь была красиво расставлена. На оштукатуренных стенах развешивалось оружие, глиняные сосуды, иногда ковры и циновки. Табуреты, так называемые дифросы, с затейливо спрофилированными ножками приобрели по сравнению с египетскими образцами новое качество – появилась рама, или царга, которая сделала прочным сочленение ножек и сидения. В обиходе были и похожие на египетские Х-образные табуреты и кресла (тронос). Но самым характерным и важным, отражавшим все своеобразие греческого «духа», был клисмос – род стула, предназначавшегося для повседневного употребления. Его форма удивительно точно выражала всю статическую работу материала. В месте наибольшего внутреннего напряжения (на стыке с сидением) ножки были утолщены, их место подчеркнуто головкой нагеля - большого гвоздя. Он был важен для образа вещи, который, в отличие от египетского, содержал в себе разумное техническое начало, выявляя конструктивный смысл.

В клисмосе ощущалась его полная причастность к человеку – изображения сидящих на клисмосе женщин – живой пример того, как предмет и фигура человека органически дополняют одна другую.

Ложа для сна и для пирушек представляли собой раму с натянутой на ней сеткой, покрытой набитым шерстью тюфячком. У изголовья был валик для того, чтобы можно было опереть локоть при возлежании во время трапезы.

Легкие столики / трапедза/, напоминающие собой современные сервировочные столики, находились около ложа. На них ставились сосуды с питьем и тарелки со снедью.

Освещение было еще очень примитивным. Немного усовершенствовался по сравнению с египетским источник искусственного света – масляный светильник: у него появилась крышка, отверстия для фитиля и для наполнения горючим, ручка. Так светильник стал приобретать осмысленную функциональную форму. В конце периода появились свечки (кандела) и подсвечники.

В глубокой древности очаг служил одновременно для обогревания и для готовки пищи. Позже для обогревания комнат стали применять переносные жаровни - плоские ящики на ножках, заполненные раскаленными углями. Реже встречались переносные печи; колосниковая решетка разделяла их цилиндрический объем на емкость для угля и камеру для доступа воздуха.

Металлическая посуда греков почти не сохранилась, зато греческая керамика украшает самые знаменитые музеи мира. Существовали канонические функциональные типы сосудов, которые варьировались в зависимости от времени их изготовления и региона, откуда они происходили. Громадные, в рост человека пифосы служили для хранения зерна, масла и вина. Они своим остроугольным концом закапывались в землю. Для переноски воды служила гидрия, отличавшаяся тем, что имела три ручки для того, чтобы черпать воду и нести сосуд.

Вино размешивали с водой по обычаю греков в кратере, чашеобразная форма которого при сравнительно небольшой высоте была удобна для этой операции. Самым репрезентативным сосудом была амфора, украшавшая стол. Из нее специальным черпаком, называемым киафом, вино разливалось в килики, фиалы или другие небольшие сосуды для каждого из пирующих.

Существовали и другие виды керамических изделий, предназначавшихся для разных целей, и каноническая, выработанная столетиями их форма всегда выражала смысл и назначение каждого. Другая, не менее важная особенность всех этих произведений ремесленного искусства – антропоморфность, родственность человеческому образу как по органичности пластического строения, так и по принципу трехчастности: основание (ножка), тулово, шейка и дополняющие форму ручки.

Греки располагали большим набором музыкальных инструментов. Струнный инструмент кифара (атрибут бога искусства Аполлона) сохранил роль символа музыкального искусства до нашего времени. У кифары стойки слиты, ее плоская форма приспособлена для того, чтобы инструмент при игре на нем прижимался к груди. Лира отличалась от нее тем, что состояла из двух частей – стойки, первоначально сделанной из рогов, и резонатора (из панциря черепахи). Ее держали на коленях. Духовые инструменты – флейты одинарные и парные (так называемая флейта Пана, состоявшая из нескольких соединенных трубок) были менее популярны.

Формообразование предметов, как правило, не следовало естественным прообразам и никогда не копировало формы живого мира. Скульптурное начало, характерное для Востока, в Греции уступает тектоническому – раскрытию игры внутренних статических сил. Вспомним, что и само слово тектоника пришло из греческого языка, где оно означало строительное искусство, а затем в предметном творчестве оно стало обозначать «художественно осмысленное выражение работы конструкции».

Раскрытию работы конструкции способствует и орнаментация, которая не маскирует конструкцию, а скорее помогает ощутить ее. Сама орнаментика во всех своих немногочисленных разновидностях (киматий, меандр, волна, пальметта) перестает быть носителем определенного символического смысла, как это было у египтян.