- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Предыстория психолингвистики



Само появление психолингвистики было одним из проявлений синтеза наук. Психолингвистика как научная дисциплина имела определённые корни как в истории языка, так и в истории психологии.

Тезис о том, что язык и мышление находятся в неразрывной связи друг с другом, был выдвинут давно. Вплоть до 19в. Связь мышления с языком понималась односторонне. В языковых категориях видели отражение логических категорий. На этом принципе были основаны логические грамматики.

Поворот в развитии взглядов на эту проблему произошёл в начале 19в. И связывают его с именем Вильгельма фон Гумбольта. Согласно Гумбольту, язык тесно связан с сознанием и мышлением. Язык следует изучать в неразрывной связи с самим человеком, его культурой и духовной жизнью. Он определял язык как живую деятельность. Согласно Гумбольту, язык представляет собой отражение присущей человеку языковой способности. Порождение языка представляет собой процесс, который можно охарактеризовать как сплавление сознания со звуком. Этот процесс включает 2 основных момента:

1. процесс расчленения. Человека окружает мир нерасчленённых мысленных понятий и мир звуков. Его задача – выделить мысль и звуковые элементы.

2. синтез соединения звука и понятия в единое целое. Благодаря этому происходит взаимопроникновение звука и мысли по определённым постоянным и единообразным правилам.

В наиболее общих предпосылках эта особенность является общечеловеческой. Конкретное проявление индивидуально для каждого человека.

Язык не просто выражает готовую мысль, а формирует мысли. Сознание и мышление не просто зависят от языка, а в значительной степени определяются данным конкретным языком.

Язык представляет собой своеобразный промежуточный мир между человеком и миром. Способ постижения и восприятия действительности определяется языком. Мыслительные процессы у людей, говорящих на разных языках, происходят по-разному.

Язык описывает вокруг человека некий волшебный круг, выйти за пределы которого можно, только вступив в другой круг.

К середине 19в. оформляется психологическое направление в языкознании. Штейнталь довёл до логического конца критику логической грамматики. По Штейнталю языковые и логические понятия ничего общего между собой не имеют. Они соотносятся друг с другом как понятия круга и красного. Штейнталь указывает, что языкознание самым тесным и непосредственным образом связано с психологией. Предметом языкознания является выражение некоторых осознанных внутренних психических и духовных действий, состояний и отношений при помощи артикулированных звуков. Посредством языка выражается тот внутренний мир, который присущ человеку. Поскольку мышление индивидуально, то основная задача – изучение того, как соотносятся друг с другом индивидуальное мышление и речь. Для решения этой задачи Штейнталь использует психологическую систему Иоханна Гербарта. Согласно Гербарту, человеческое сознание управляется 3 основными видами законов:

  1. процесс ассоциации, т.е. установление связей между различными типами представлений.
  2. процесс ассимиляции, т.е. усвоение и закрепление тождественных и близких понятий.
  3. процесс апперцепции, т.е. определяемость нового восприятия массой уже имеющихся в сознании представлений. Когда человек сталкивается с новым явлением, он соотносит его с тем, что уже известно.

По Гербарту и Штейнталю эти 3 процесса управляют психической деятельностью индивида. Штейнталь добавляет, что эти процессы определяют возникновение и развитие языка в человеческом обществе.

 

 

Штейнталь указывал, что, говоря о языке, следует различать несколько понятий:

1. Речи или говорение – это все происходящие в настоящее время или мыслимые как происходящие в настоящее время проявления языка.

2. Способность говорить – это присущая человеку физиологическая способность издавать артикуляционный звук и при его помощи выражать содержание внутреннего мира.

3. языковой материал – это те действия, которые производятся каждый раз при произнесении какого-либо элемента.

Совокупность языкового материала, принадлежащего народу, будет конкретным языком.

Штейнталь указывал, что одной из наиболее существенных особенностей человеческой души является то, что этот индивид всегда принадлежит к какому-либо народу. Отсюда следует, что существовавшая до сих пор индивидуальная психология, имеющая дело с душевной жизнью одного человека, должна быть дополнена психологией народов. Это необходимо, поскольку нельзя составить полное представление об индивиде, не принимая во внимание ту окружающую среду, где он развивается. Штейнталь утверждал, что каждый народ представляет собой некоторое замкнутое единство, которое противопоставляется всем другим.

Первоначально не только язык был средством общения, но и мыслили люди сообща. У любого народа есть:

· сходная физическая организация

· сходные впечатления

Эти моменты должны были порождать сходные чувства, склонности и желания. На базе этого сходства возникает общий язык.

Все индивиды, которые принадлежат к одному народу, помимо своей индивидуальной психики должны обладать неким общим народным духом, который проявляется в первую очередь в языке, затем в сходных правах, обычаях, учреждениях, поступках, традициях и т.п.

В психологии народов различаются 3 части:

1. аналитическая – определяет те общие законы, на основе которых развиваются и взаимодействуют духовные и физические силы народа.

2. синтетическая – рассматривает отдельные продукты деятельности народного духа (язык, нравы и т.д.) как целостный организм, который состоит из множества функций.

3. психическая этнология (учение о народах) – все народы мира рассматриваются как царство духов народа. Именно психология народов представляет собой всестороннюю базу для философии и истории.

Концепция Штейнталя получила значительный отклик и послужила основой для различных проявлений лингвистического психологизма. В России наиболее крупным представителем этого направления был А.А.Потебня. Он интересовался в первую очередь теми психологическими основами, на которых основано языковое творчество. Он понимает язык как деятельность, где происходит постоянное обновление речи. Жизнь слова совершается только в речи. Вне речи слово не существует. Поэтому полисемии слова как таковой не существует, потому что в речи слово всегда имеет одно значение. Когда говорят о значении слова, следует различать 2 аспекта:

1. ближайшее (языковедческое или народное) значение

2. дальнейшее (научно-энциклопедическое или личное) значение

Поскольку дальнейшее значение у каждого индивидуально, постольку полного понимания в процессе общения достичь нельзя. «Всякое понимание есть непонимание». Полностью адекватный перевод невозможен.

 

В последней трети 19 – начале 20 века формируется концепция немецкого психолога Вильгельма Вундта. Он развивал идеи Штейнталя и говорил о коллективной психологии. В отличие от Штейнталя Вундт уже не считал язык непосредственным выражением народного духа. Язык представляет собой социальное явление. Хотя Вундт соглашался, что при изучении языка следует уделять больше внимания лежащим в основе языка психологическим факторам. Это необходимо, потому что язык представляет собой продукт коллективной деятельности, создаваемый в процессе развития человеческого общества. В языке отражается мир психических представлений человека. Когда мы говорим об изменении значений слов, то в основе этих изменений лежат законы изменения представлений. Поскольку непосредственно за психическими процессами наблюдать нельзя, постольку добывать сведения о них можно только, исследуя языковые факторы. Психологическая концепция Гербарта должна быть заменена новой, которую Вундт назвал волюнтаристской психологией. Концепция Вундта вызвала критический отклик со стороны наиболее влиятельного в последней трети 19 в. направления в лингвистике – младограмматической школы. Критике Вундта уделили много внимания Герман Пауль, который считал, что психическое начало является наиболее важным фактором развития культуры. Поэтому любая наука, которая имеет дело с проявлениями культуры, должна изучать те условия, при которых психические и физические факторы взаимодействуют. При изучении языка основным объектом исследования нужно считать совокупность проявлений речевой деятельности всех относящихся к данной языковой общности индивидов в их взаимодействии. Если Вундт считал, что основой психологической деятельности человека является воля, то Пауль утверждал, что проявление речевой деятельности бессознательно. Пауль также отрицал понятие психологии народов, поскольку проявления психологической деятельности всегда индивидуальны, и о народной психологии можно говорить только метафорично. Процесс общения связан с тем, что, благодаря речевой деятельности, один индивид может вызывать в другом индивиде такие представления, которые аналогичны его собственным. Поэтому подлинным носителем исторического развития являются психологические элементы. Поскольку язык является орудием общения, то всё слишком индивидуальное он отвергает. Для того, чтобы процесс общения состоялся, необходима определённая общность – узус.

Концепция младограмматиков в начале 20 в. начинает подвергаться критике. В 20-30 г.г. в США возникает психологическое направление – бихевиоризм. Бихевиористская психология исходит из того, что любая формула и любое явление человеческого поведения может рассматриваться как цепь стимулов и реакцией. Эта схема была взята за основу Леонардом Блумфильдом. Неречевая реакция возникает только у того человека, который испытывает стимул. Опосредованная через речь реакция возникает у того человека, который стимула не имеет.

Неречевой стимул и неречевая реакция – практический аспект.

Замещающая реакция и замещающий стимул – речевой аспект. Именно он и интересует лингвистов. Сам по себе с практической точки зрения этот аспект значения не имеет, но благодаря ему человечество способно достичь своих великих целей. Речевой аспект способен выполнять свою функцию благодаря тому, что он имеет значение, которое складывается из практического опыта человека.

В Европе в 20-30 г.г. получила популярность концепция Фердинанда де Соссюра. В речевой деятельности различаются 2 стороны:

1. язык – социальная сторона

2. речь – индивидуальная сторона

Язык – это важнейшая сторона речевой деятельности, социальный продукт, который представляет собой совокупность определённых необходимых условностей, которые приняты человеческим коллективом для обеспечения речевой деятельности. Речь представляет собой индивидуальный акт, и в ней следует различать 2 стороны:

1. те комбинации, в которых говорящий использует языковые знаки для выражения своих мыслей.

2. тот психофизический механизм, который позволяет осуществлять речь.

Сам языковой знак состоит из означаемого и означающего. Оба эти элементы одинаково психичны. Знаку свойственна произвольность и линейность.

 

Методы психолингвистики

 

Психолингвистика пользуется для решения стоящих перед ней задач определённой системой исследовательских приёмов. Психолингвистика изучает главным образом теорию речевой деятельности. Она осуществляет это изучение главным образом путём психологических экспериментов.

По изучению предмета психолингвистика ближе к лингвистике, по методам – к психологии.

Один из наиболее распространённых методов в психолингвистике – метод ассоциативного эксперимента, который впервые был применён в 1879г. Основоположником ассоциативного эксперимента является Френсис Гальтон. На 75 отдельных карточках он записывал 75 слов. Эти картинки извлекались по одной, засекалось время, пока у экспериментируемого не возникало 2 разные ассоциации на каждое слово. В результате такого эксперимента обнажается внутренний мир человека. После Френсиса Гальтона этот эксперимент широко применяется в психологии, а затем и в психолингвистике. В таком эксперименте используется бихевиористская терминология.

Исходное слово – слово-стимул.

Ассоциация – слово-реакция.

Ассоциативный эксперимент проводится различными способами. Наиболее часто следующим образом: большому числу испытуемых даётся определённый список слов и предлагается на каждое слово-стимул отвечать словом-реакцией (первое слово, которое пришло в голову). Благодаря ассоциативному эксперименту можно установить ассоциативное значение, т.е. с какими другими словами чаще всего связано данное слово. Получаемые ассоциации принято делить по нескольким классификациям. Учитывается, принадлежат ли слово-стимул и слово-реакция к одной и той же части речи или же к разным. В первом случае ассоциация называется парадигматической. Во втором – синтагматической. В зависимости от того, является ли ассоциация широко распространённой или единичной, ассоциации делят на стандартные и индивидуальные.

Морковь – овощ, оранжевый – стандартная

Морковь – лампочка – индивидуальная

Для установления ассоциативных отношений важнее стандартные ассоциации. Личность индивида лучше раскрывается в индивидуальных ассоциациях, которые преобладают у лиц с нестандартной психикой (очень творческое мышление, либо умственная отсталость, шизофрения). Нестандартная ситуация может быть связана с сильным впечатлением в жизни человека. Для установления этой связи нужно знать личность человека. При рассмотрении ассоциаций учитывается и национальная, социальная, возрастная и т.п. координата. В зависимости от принадлежности испытуемых к той или иной социальной культуре стандартные ассоциации могут быть разными.

Хлеб – соль (рус.)

чай (узб.) национальный

вино (англ.) признак

сыр (груз.)

Кисть – перелом (мед.) социальный

краска (худ.) признак

В зависимости от содержания стандартной и нестандартной ассоциаций говорят об ассоциативном поле.

Наряду с вербальным ассоциативным экспериментом проводят визуальный ассоциативный эксперимент. У лиц с психическими отклонениями вербальные и визуальные ассоциации часто расходятся.

Джордж Миллер предложил следующую классификацию ассоциаций:

1. по контрасту (антонимия)

сухой – мокрый

добрый – злой

2. по сходству (синонимия) – менее распространена

храбрый – смелый

3. по подчинению

животное – кошка

человек – мужчина

4. по соподчинению

кошка – собака

яблоко – груша

5. обобщение

морковь – овощ

6. по ассонансу

том – дом

7. часть – целое

лепесток – цветок

8. дополнение

вперёд – идти

9. эгоцентризм

успех – я добьюсь

экзамен – хочется повеситься

10. однокоренные слова

бег – бегун

глубокий – глубина

11. предикация

собака – лает

Эту классификацию подвергли критике, потому что было отмечено, что классификация неполная. Нет понятия символической ассоциации:

белый – траур (кит.)

красный – коммунизм

Говорили также, что классификация Миллера построена на разных основаниях: лингвистическая, логическая, психологическая и т.д.

К середине 60-х г.г. наметилась тенденция к выявлению сети ассоциаций. Берутся слова, которые являются по отношению друг к другу стимулом и реакцией, и проверяется, какие ассоциации могут быть, пока они не поменяются местами. Такой анализ называют факторным анализом. В результате такой работы выяснилось, что слова с противоположным значением часто являются друг для друга стимулом и реакцией. Если наличие контрастных ассоциаций является универсальным, то этот метод должен работать в любой культуре.

Чарльз Осгут разработал методику семантического дифференциала. Испытуемому предлагалось оценить любое понятие по нескольким параметрам. Осгут выделяет 3 группы параметров:

1. оценочные

хороший – плохой

радостный – грустный

красивый – безобразный

2. силовые

сильный – слабый

храбрый – трусливый

твёрдый – мягкий

3. по активности

быстрый – медленный

напряжённый – расслабленный

горячий – холодный

Оказалось, что даже тогда, когда давалось название предмета, не связанного с этими параметрами, то и здесь преобладали определённые стандартные оценки.

Чарльз Осгут также разработал семантическую генерализацию. Этот метод пришёл из физиологии, из исследования условных рефлексов. В основу этой методики был положен следующий принцип: если имеется группа слов, которые связаны друг с другом определёнными семантическими отношениями, то рефлекс, который вырабатывается на одно слово, может быть вызван и по отношению к другим относящимся сюда словам. Группе испытуемых давалась серия слов в наушниках. После какого-то слова давался электрический ток. После этого проверялось, какая будет реакция на другие слова. На слове с током вырабатывалась защитная реакция организма – в пальцах и на лбу сужались сосуды. Когда давались слова, близкие к этому слову по значению, реакция повторялась. Если давались слова, далёкие по значению, вырабатывалась ориентировочная реакция. Если давались слова, никак не связанные с тем словом, реакции не было. Также давались слова, созвучные, но не связанные по тематике. В этом случае вырабатывалась защитная реакция, но только в первый раз.

 

Доктор – врач - реакция

знахарь - ориентировочная реакция

автомобиль - нет реакции

диктор - реакция в первый раз

У нормальных людей действовала семантическая генерализация. У сильно уставших или пьяных людей семантическая генерализация не действовала, но действовала ассоциация по созвучию. Точно также реагируют животные.

Явление семантической генерализации отражает достаточно высокий уровень развития коры головного мозга. Там, где этот уровень опускается, действует ассоциация по созвучию.