- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Приготовление и освящение Даров для литургии Преждеосвященных Даров



Дары длялитургии Преждеосвященных Даров приготавливаются и освящаются заранее на полной предыдущей литургии:

на литургии святого Иоанна Златоуста –в неделю сыропустную, в Неделю Ваий, в праздник Благовещения, случившийся в седмичные дни;

или на литургии святого Василия Великого –в неделю 1, 2, 3, 4 и 5-ю Великого Поста.

Приготовление Агнцев на литургии происходит следующим образом.

На проскомидии сначала приготовляется Агнец для литургии,совершаемой в этот день. После вырезания и прободения первого Агнца, точно так же заготовляются и другие Агнцы: два, три, или четыре – столько, сколько на седмице будет совершаться литургий Преждеосвященных Даров. При вырезании и прободении Агнца над каждым из них священник совершает те же священнодействия и произносит те же молитвословия, как и над первым Агнцем: «В воспоминание...», «Яко овча́...», «И яко Агнец...», «Во смирении Его...», «Род же Его...», «Яко вземлется...», «Жрется Агнец...» и «Един от воин...»(см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Примечание. Разрезать Агнец для литургии Преждеосвященных Даров нужно не до конца его верхней корки с печатью и, не надрезая по краям самой корки, чтобы при высыхании разрезанные части Агнца не распались на отдельные части.

После вырезания и прободения все Агнцы полагаются вместе на дискосе, и затем проскомидия завершается по обычному чину.

Во время освящения Даров на евхаристическом каноне, священник указуя на Хлеб произносит совершительные слова одновременно над всеми Агнцами: «Сотвори убо Хлеб сей...», но не говорит при этом во множественном числе:«Хлебы сия...».

Когда священник совершает возношение Святых Даров на возгласе: «Святая святым», то он возносит не один Агнец, а все вместе.

Для причащения на этойлитургии раздробляется только первый Агнец, приготовленный для нее. Затем влагается его частица «IС» в чашу и вливается в нее небольшое количество теплоты.

Остальные же Агнцы напояются Святою Кровию. Для этого, по Служебнику, священник берет правой рукой лжицу, омокает её в Святой Крови, левой же рукой берет Агнец и напояет Его Святой Кровию над чашей крестообразно по разрезу, после чего полагает Агнец печатью вниз в Дарохранительницу (см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных). Таким же образом напояются и другие Агнцы, и также полагаются в Дарохранительницу, где и хранятся до совершения литургии Преждеосвященных Даров. Затем в чашу вливается нужное количество теплотыи далее продолжается литургия по обычному чину.

В современной богослужебной практике существует и другой способ напоения Агнцев. В этом случае священник берет тремя пальцами правой руки (большим, средним и указательным) Агнец за его края сверху печати, а левой рукой подкладывает под него губку, из предосторожности, чтобы частицы Честного тела не падали на антиминс, но, не полагает Агнец на губку. Затем он осторожно и аккуратно опускает Агнец мякотью вниз в чашу со Святой Кровью и напояет его (2-3 секунды), но так чтобы пальцы не прикасались к Святой Крови (т. е. напояет чуть больше половины Агнца). Далее он вынимает Агнец и, держа его над чашей, переворачивает печатью вниз и держит так, пока Святая Кровь не впитается в его мякоть и перестанет с него капать. Затем священник полагает Агнец печатью вниз на отдельном дискосе. Таким же образом напояются и другие Агнцы, и также полагаются на дискосе, на который поставляется звездица и который покрывается покровцем. После этого вливается в чашу нужное количество теплотыи далее продолжается литургия по обычному чину. Дискос с приготовленными Дарами до совершения литургии Преждеосвященных Даров хранится на престоле перед Дарохранительницей и перед ним поставляется зажжённая лампада.

Входные молитвы

Литургия Преждеосвященных Даров предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с последованием изобразительных. Перед её началом священнослужители совершают на солее входные молитвы.

Входные молитвы по современной богослужебной традиции священнослужители читают в конце девятого часа после великих поклонов, во время чтения молитвы: «Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш...», которая читается протяжно, с тем, чтобы во время изобразительных священник успел облачиться и выйти на молитву прп. Ефрема Сирина.

После совершения молитвы прп. Ефрема Сирина с 3 поклонами священник остаётся на солее, а диакон, сотворив поклон перед престолом, выходит южной дверью из алтаря к царским вратам и становится рядом со священником справа от него.

Начинается чтение молитв тремя поклонами с крестным знамением и со словами священника:«Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя» (трижды).

Диакон:«Благослови, Владыко».

Священник: «Благословен Бог наш…».

Диакон(а если его нет, то священник): «Аминь».«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…».

Священник:«Яко Твое ест Царство…».

Диакон(а если его нет, то священник):«Аминь»итропари:«Помилуй нас, Господи, помилуй нас…». «Слава»: «Господи, помилуй нас…».«И ныне»: Милосердия двери…»(см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование входных молитв).

Затем диакон (а если его нет, то священник) читает тропарь:«Пречистому образу Твоему…». Священнослужители обращаются к местной иконе Спасителя и полагают два земных поклона (так по Уставу; однако, по установившейся практике, поклоны совершаются поясные), целуют икону и полагают третий земной поклон. Далее, подойдя к местной иконе Пресвятой Богородицы, они также полагают два земных поклона, целуют икону и полагают третий земной поклон при чтении диаконом тропаря: «Милосердия сущи источник...»(см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование входных молитв).

Вслед за этим они снова становятся пред царскими вратами, преклоняют головы и диакон (а если его нет, то священник) читает молитву:«Ослаби, остави, прости Боже…»[192].

Затем священнослужители полагают один земной поклон и кланяются, испрашивая прощение друг другу, со словами:

а) диакон у священника: «Прости ми, отче святый…»;

б) священник у диакона: «Прости ми, брате и сослужителю…».

Далее повернувшись на средину храма, они совершают поясной поклон народу и по одному поклону на оба хора и испрашивают у них прощение со словами: «Простите ми, отцы и братие, и сестры…»[193].

Затем они входят в алтарь: священник – южной дверью, причём идёт прямо к престолу, диакон же – северной дверью, и идёт к правой стороне престола через горнее место, читая на ходу, вслух стихи 5-го псалма: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему…»(см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование входных молитв).

После входа в алтарь священнослужители полагают два земных поклона перед престолом. Затем священник целует Евангелие и престол и, взяв в руку крест, целует его сам, и сразу же даёт его для целования диакону.Диакон целует престол, с угла своей стороны, крест в руках священника и его руку. После целования престола священнослужители полагают третий земной поклон, кланяются друг другу и отходят на свои места для облачения в священные одежды.

 

 

Облачение священнослужителей

 

Священник берет подризник, а диакон стихарь, положив на него орарь и поручи, и подходят к горнему месту, где они вместе делают три поклона с молитвою про себя: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».

Облачение диакона

Далее диакон, держа на обеих руках стихарь, орарь и поручи, подходит к священнику и, преклонив главу, испрашивает благословение на облачение: «Благослови, владыко, стихарь с орарем».

Священник, благословляя облачение, произносит: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков» (см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование облачения) и полагает руку на стихарь.

Диакон отвечает тихо: «Аминь» и целует благословляющую руку священника, возвращается на горнее место, совершает поклон третий раз, со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя»,кланяется священнику и отходит для облачения. Сняв рясу, он благоговейно крестится, целует крест на каждой одежде и благоговейно облачается в стихарь, возлагает орарь на левое плечо, одевает поручи на руки, ничего не произнося(см.:Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных).

 

Облачение священника

Священник, после благословения облачения диакону, также начинаетоблачение. Сняв рясу и держа в левой руке подризник (стихарь), он после троекратного поклонения на горнем месте, благословляет его, произнося: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».Затем он целует крест на одежде и облачается, так же, каки диакон, ничего не произнося[194].

Далее при облачении в каждую священную одежду он таким же образом благословляет её со словами: «Благословен Бог наш…»ицелует изображённый на ней крест (см.:Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных).

После облачения диакон и священник омывают руки: псалом «Умыю в неповинных руце мои и обыду Жертвенник Твой…» при этом не читается.

Диакон, после того как облачится и умоет руки, отходит к жертвеннику и приготовляет все необходимое к совершению службы.

При служении одним священником без диакона. Всё необходимое к совершению службы приготовляет сам священникна часах.

На жертвеннике справа от его центра ставится потир[195] и покрывается сложенным в квадрат платом.

Слева от чаши на краю жертвенника полагаются полураскрытые покровцы и воздух, а на них ставится раздвинутая звездица.

Справа от чаши ставится поднос, а на нём сосуд с вином и водой

Затем на престоле слева от центра полагается дискос и возле него сложенный квадратом плат. На плате: накрест – лжица и среднее копие (для раздробления Святого Агнца на престоле).

Священник после облачения и умовения рук завершает последование изобразительных.