Рассматривая многовековую историю, можно выделить целый ряд
существенных принципов, определяющих основы российской учетной
мысли.
Считается, что Русское государство возникло в 862 г., и можно
только предполагать, что первые полтора века применялись самые
примитивные учетные приемы, связанные со сбором дани и регистрацией
торговых оборотов.
Государственное хозяйство рассматривалось как частная собственность
его владельца - князя, именно поэтому размеры дани не
регламентировались.
Князь мог взять все, что считал нужным для себя и излишки для
податного населения. Эта черта хозяйственного быта оказала огромное
влияние на русский учет, сформировав его первый принцип, так или
иначе просуществовавший на протяжении всей нашей истории:
Государство является собственником всего или почти всего имущества,
находящегося в стране .
Должен быть единый орган, регламентирующий порядок учетных записей;
в обществе вертикальные правовые отношения преобладают над
горизонтальными; частная собственность носит подчиненный характер и
каждый человек отдает все князю и все от него получает.
Величайший скачок развитию учетной мысли дало принятие Русью
Христианства, православной религии. В монастырях появились многие
идеи русской бухгалтерии. За монастырскими стенами возник второй
принцип русской бухгалтерии:
За каждый имущественный объект отвечает строго определенное лицо
(материально-ответственное лицо) или группа лиц.
Ответственность была не только материальной, но и уголовной -
личной. В случае недостачи виновного избивали, лишали жизни, а уже
много позже Иван Семенович Пересветов (публицист XVI в.) советовал
в помещении складов прибивать к стенам кожу бывших кладовщиков,
допустивших недостачу. Это было бы предупреждением для вновь
принятых на работу.
Принцип ответственности приводил к созданию весьма изощренной
учетной техники, которая требовала строго разделения учетных
регистров, предназначенных для фиксации поступления и отпуска денег
и других ценностей; последовательного проведения инвентаризаций
(причем учетные остатки сверялись с натуральными, а не
наоборот).
Следующий этап развития учета в России совпал с эпохой татарского
ига. Новые хозяева попытались сразу навязать свои учетные
стандарты, коренным образом изменив налогообложение. Они пытались
ввести персональное налогообложение - подать стала подушной, ее
должен был платить каждый мужчина без различия состояния и
возраста. Для этого была впервые проведена перепись населения. Она
была бухгалтерской инвентаризацией людей «положенных в число». Так
возник третий принцип:
Человек - объект учета, ибо каждый человек так или иначе
подотчетен.
Однако принесенное извне персональное налогообложение и учет
расчетов по дани не просуществовали долго. Подавляющее большинство
неплательщиков считало несправедливым то, что и богатые и бедные
выплачивают одинаковые подати. Это привело к возникновению круговой
поруки, которая предопределила четвертый учетный принцип:
Платежи несет общество, и недоимка любого из его членов возмещается
остальными членами мира, общества (коллектива).
Это принцип дожил и до наших дней в форме так называемой
коллективной материальной ответственности.
С XV по XVII вв. в России не происходит каких-либо изменений в
политической, экономической, и культурной жизни. В это время
развиваются старые и формируются три новых принципа. Вводятся
твердые задания не только в государствах, но и в частных
хозяйствах. Каждому работнику задается урок - своеобразное
«плановое задание», «норма выработки». В связи с этим пятый принцип
учета.
Каждый работник должен получить урок, т.е. сколько и какой именно
работы и в какие сроки он должен выполнить.
Это имело своим следствием желание работника получить как можно
меньшее задание, а сделать, в случае стимулирования, как можно
больше. Много веков спустя эта национальная идея уроков приведет к
трансформации американской системы «стандарт-кост» в советский
нормативный метод учета.
В средневековой России торговля, особенно мелочная, была
относительно развита. В учете предполагалась коллация - выверка
всех расчетов как дебиторской, так и кредиторской задолженности
один раз в неделю. Таким образом, шестой принцип учета - коллацию -
можно сформулировать так:
Все взаимные расчеты между лицами, участвующими в хозяйственной
деятельности, должны быть выверены.
В это же время окончательно формируется приоритет вертикальных
административно-правовых связей, и практически игнорируются
горизонтальные гражданско-правовые отношения. Сама коллация
трактуется как вытекающая из обычаев народа, а не из закона. Так
возникает седьмой принцип.
Обязательства перед начальником всегда важнее обязательств перед
сторонними лицами.
Это принцип иерархии отношений, принцип, допускающий волю
начальника как источник права, необходимо всегда иметь в виду.
И отсюда вытекают сверх важные последствия для учета. Его понимают
не столько как средство управления хозяйственными процессами,
сколько как трудовую повинность, наложенную на администрацию
вышестоящими начальниками. Развитие государственного и
монастырского хозяйства привело к появлению еще одного (восьмого)
принципа - принципа экономии. Он выразился, прежде всего, в
зарождении калькуляции.
Цены предметов зависят от затрат, связанных с их производством.
Этот принцип стал роковым и для учета, и для экономики страны. В
первом случае он требовал строжайшего исчисления себестоимости
готовой продукции, во втором - приводил к хронологическим
дефицитам, или к затовариванию .
В московский период складывается необыкновенный интерес к учетным
процедурам, возникает девятый принцип - принцип обрядолюбия.
Внешний вид документов, их взаимосвязи, порядок и
последовательность заполнения являются неотъемлемой частью учета;
порядок важнее содержания: казаться - важнее, чем быть.
К XVII в. сложился довольно строгий порядок описания фактов
хозяйственной жизни. Он включал:
1) дату;
2) текст;
3) количество (денег, продуктов, материалов) .
Однако теоретическая любовь к порядку оформления документов и
регистров не избавила практический учет от небрежностей и
ошибок.
Последние века мало что дополнили к этим принципам.
Принципы русской бухгалтерии
87
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!