- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Принятие ислама Фарвой ибн Амром



 

Фарва ибн Амр ибн ан-Нафира направил посланца к Пророку с сообщением о своем принятии ислама и подарил ему белую мули-цу. Фарва был наместником византийцев над покорными им ара-бами. Он проживал в Муане и его окрестностях на земле Сирии. Когда дошла до византийцев весть о принятии им ислама, они по-ехали за ним. Схватили его и заперли у себя.


СИРА
   

 

Когда византийцы собрались распять его возле водного ис-точника под названием Афра в Палестине, он произнес следую-щие стихи:

 

«Получит ли весть Сальма, Что ее любимый муж распят На дереве у ручья Афра?»

Аз-Зухри ибн Шихаб утверждает, что, когда пришли к нему, чтобы убить его, он произнес следующие стихи:

 

«Сообщи вождю мусульман, Что я готов жертвовать собою

Ради Аллаха и отдать все, что у меня есть».

 

Потом они отрубили ему голову и распяли возле этого источника.

 

Принятие ислама Бану аль-Харис ибн Кааб

 

Потом Пророк послал Халида ибн аль-Валида в месяце рабиа аль-ахар или джумади аль-ула десятого года к Бану аль-Харис ибн Кааб в Наджран, велел ему призывать их к исламу и не вое-вать с ними в течение трех дней: если ответят согласием, принять их в ислам; а если нет, то будет воевать с ними.

 

Халид выступил и приехал к ним. Послал верховых во все сто-роны, которые стали призывать к исламу, говоря: «О люди! При-мите ислам и останетесь невредимыми!» И люди покорились, приняли ту религию, к которой их призывали. Халид пробыл не-которое время среди них, чтобы обучить их исламу, Книге Алла-ха и Сунне Пророка — делать же это велел ему Пророк, если они примут ислам и не станут воевать.

 

Потом Халид ибн аль-Валид написал Пророку письмо: «Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! Мухаммаду,

 

Пророку, Посланнику Аллаха от Халида ибн аль-Валида. Мир те-


Ибн Хишам

бе, о Посланник Аллаха, милость Аллаха и Его благословение! Я славлю тебе Аллаха, кроме которого нет божества! А затем: О Пос-ланник Аллаха, да благословит тебя Аллах! Ты послал меня к Бану аль-Харис ибн Кааб, приказал мне не воевать с ними после прихо-да их к исламу. Если примут ислам, побыть среди них, принять их в ислам, научить их обрядам ислама, Книге Аллаха и Сунне Про-рока; а если не примут ислам, то чтобы я воевал с ними. Я приехал

 

к ним, призывал их к исламу в течение трех дней, как приказал мне Посланник Аллаха. Я направил им верховых, которые провозгла-шали: «О Бану аль-Харис! Покоритесь — примите ислам и остане-тесь невредимыми!» Они приняли ислам и не стали воевать. Я нахо-жусь среди них, велю им делать то, что велел Аллах, и запрещаю им то, что запретил Аллах; обучаю их обрядам ислама, Сунне Проро-ка, пока не напишет мне Посланник Аллаха. Мир тебе, о Послан-ник Аллаха, милость Аллаха и Его благословение».

 

Посланник Аллаха ему в ответ написал:

 

«Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! От Мухам-мада, Пророка, Посланника Аллаха Халиду ибн аль-Валиду. Мир тебе! Я славлю тебе Аллаха, кроме которого нет божества! А за-тем: твое письмо пришло ко мне вместе с твоим посланцем. Ты со-общаешь мне, что Бану аль-Харис ибн Кааб приняли ислам без того, чтобы ты начал с ними воевать, согласились принять ислам,

 

к которому ты их призывал, дали клятву в том, что нет божест-ва, кроме Аллаха, что Мухаммад — раб Аллаха и посланник Его. Аллах наставил их на путь праведный, так радуй их и предостере-гай! Приезжай, и пусть приезжают вместе с тобой их послы! Мир тебе, милость Аллаха и Его благословение».

 

Халид уехал к Посланнику Аллаха, и вместе с ним поехали к не-му посланцы Бану аль-Харис ибн Кааб. Это были Кайс ибн аль-Ху-сайн, Йазид ибн Абд аль-Мадан, Йазид ибн аль-Мухаджжаль, Аб-даллах ибн Курад, Шаддад ибн Абдаллах, Амр ибн Абдаллах. Когда они пришли к Посланнику Аллаха и он их увидел, то сказал: «Кто эти люди, похожие на людей Индии?» Ему сказали: «О Посланник Ал-


СИРА
   

 

лаха! Это — люди Бану аль-Харис ибн Кааб». Подойдя к Послан-нику Аллаха, они приветствовали его и сказали: «Мы свидетельству-ем, что ты — Посланник Аллаха, что нет божества, кроме Аллаха». Посланник Аллаха сказал: «Я тоже свидетельствую, что нет божес-тва, кроме Аллаха, что я — Посланник Аллаха». Потом Посланник Аллаха произнес: «Это вы — те, которые на любой вызов отвечают войной?!» Они молчали, и никто из них ему не ответил. Потом он пов-торил эти два слова, но никто ему не ответил. Когда Пророк повторил эти слова в четвертый раз, Йазид ибн Абд аль-Мадан ответил: «Да, о Посланник Аллаха! Это мы — те, которые на любой вызов отвечают войной». Он повторил эти слова четыре раза. Пророк сказал: «Если бы Халид не написал мне, что вы приняли ислам и не стали воевать, я бросил бы ваши головы к ногам вашим». Йазид ибн Абд аль-Ма-дан воскликнул: «Но ведь мы должны благодарить за это не тебя и не Халида!» Пророк спросил: «А кому же вы благодарны?» Они ответи-ли: «Мы благодарны Аллаху, Всемогущему и Всеславному, который наставил нас на путь праведный с твоей помощью, о Посланник Ал-лаха». Пророк сказал: «Вы правы». Потом Пророк спросил: «Бла-годаря чему вы побеждали тех, кто воевал с вами в язычестве?» Они ответили: «Мы никого не побеждали». Пророк сказал: «Нет, но вы побеждали тех, кто воевал против вас». Они сказали: «Мы побежда-ли тех, кто воевал против нас, о Посланник Аллаха, благодаря тому, что мы собирались вместе и не разобщались. Мы не нападали первы-ми». Пророк сказал: «Вы правы». Посланник Аллаха назначил Кай-са ибн аль-Хусайна эмиром Бану аль-Харис ибн Кааб.

 

Послы Бану аль-Харис вернулись к своему народу в конце шавваля или в начале зу аль-каада.

После отъезда послов Бану аль-Харис Пророк направил к ним Амра ибн Хазма, чтобы обучать их вероучению, научить сунне, обрядам ислама и собрать с них садаку. Пророк дал ему письмо, где указал его обязанности и поручил ему свое дело:

 

«Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! Это — разъяс-нение от Аллаха и Его посланника. О те, которые уверовали! Соблю-


Ибн Хишам

дайте договор! Поручите от Мухаммада, Пророка, Посланника Ал-лаха — Амру ибн Хазму при его отправке в Йемен. Приказывает ему бояться во всех своих делах, ибо Аллах с теми, которые боятся его, и с теми, которые поступают по-доброму. Приказывай ему брать по спра-ведливости, как велит ему Аллах; радовать людей добром и призывать их к добру; обучать людей Корану, наставлять их по нему, удерживать их от запретного: человек может коснуться Корана, только будучи чис-тым; разъяснять людям их права и обязанности; быть добрым по от-ношению к справедливым; быть твердым по отношению к несправед-ливым. Аллах отвергает несправедливость, запрещает ее и говорит: «Проклятие Аллаха на несправедливых!» Радовать людей вестью о рае и о том, что там есть; предостерегать людей от ада и от того, что там будет; добиваться дружбы людей, чтобы они обучались религии; обучать обрядам и совершению паломничества, его законам и обяза-тельным предписаниям, объяснить то, что велел Аллах в совершении паломничества: Великий хадж остается Великим хаджем, а Малый хадж — это аль-Умра; удерживать людей от того, чтобы никто не мо-лился в одной маленькой одежде — одежда должна быть такой, что-бы полы ее можно было закинуть на плечи; запрещается людям стоять на коленях в одной одежде так, чтобы открывающиеся части одежды были обращены к небу; запрещается заплетать волосы на затылке; ес-ли между людьми возникли разногласия, запрещается обращаться к племенам и кланам, они должны обращаться к Аллаху одному — Все-сильному и Всеславному, которому нет ровни; которые не обратятся к Аллаху, а обратятся к племенам и кланам, будут посечены мечом, пока не станут обращаться к одному Аллаху, которому нет ровни. Прика-зывать людям совершать омовение полностью: лицо, руки до локтей, ноги до пяток, провести по голове руками — так, как велит им Аллах; приказывать людям совершать молитвы в свое время, совершать коле-нопреклонение, поклон; совершать утреннюю молитву в предрассвет-ном сумраке, совершать полуденную молитву, когда склонилось сол-нце; послеполуденную молитву — во время захода солнца; вечернюю молитву — когда наступает ночь, и нельзя отсрочить ее до появления


СИРА
   

 

звезд на небе; ночную молитву — в начале ночи. Приказал поспешить на пятничную молитву, когда призвали к ней; и помыться при отправ-лении к ней. Приказал ему брать с добычи пятую часть Аллаха, воз-ложить на верующих садаку с земельных угодий: десятину с земель, орошаемых водой из источника и водой с неба; а с земель, поливаемых ведром, — половину десятины; с каждых десяти верблюдов –две ов-цы, с каждых двадцати — четыре овцы, с каждых сорока коров — од-на корова, с каждых тридцати коров — телку или бычка, с каждых со-рока овец, пасущихся без пастуха, — одна овца. Это — предписание Аллаха, обязывающее верующих платить садаку: кто уплатит больше, будет лучше для него. Кто принял ислам из иудеев или христиан без принуждения, исповедовал религию ислама, тот считается мусульма-нином: у него те же права, что и у верующих, и те же обязательства, что и у них. Кто продолжает придерживаться христианства или иуда-изма, то он не будет отрешен от своей веры: каждый совершеннолет-ний мужчина или женщина, свободный или раб, должен платить пол-ный динар или возместить ту же сумму одеждой. Кто уплатит это, то ему будет гарантирована защита от Аллаха и Его посланника. А кто отвергнет это, то он — враг Аллаха, Его посланника и всех мусульман. Благословения Аллаха Мухаммаду, мир ему и милость Аллаха!»

 

 

Приезд Рифаа ибн Зайда

 

К Посланнику Аллаха во время перемирия в Худайбии, до со-бытий в Хайбаре, приехал Рифаа ибн Зайд, подарил ему юношу, принял ислам и был хорошим мусульманином. Посланник Алла-ха написал для него письмо, в котором обратился к его народу. В нем говорилось: «Именем Аллаха, Милостивого и Милосердно-го! Это — письмо от Мухаммада, Посланника Аллаха Рифаа ибн Зайду. Я послал его ко всему своему народу и к тем, кто входит в него, чтобы он призвал их к Аллаху и Его посланнику. Кто из них согласится, то он будет в общине Аллаха и общине Его посланника;


Ибн Хишам

а кто откажется, то ему гарантируется безопасность в течение двух месяцев». Когда Рифаа приехал к своему народу, люди ответили согласием на его призыв и приняли ислам. Потом они переехали в место под названием Харрат ар-Раджла и там обосновались.

 

 

Послы Хамдана

 

Ибн Хишам передал: «Приехали также послы Хамдана, как расска-зал мне человек, которому я доверяю, со слов Амра ибн Абдаллаха ибн Узайны, со слов Абу Исхака ас-Сабии, который говорил: «К Послан-нику Аллаха прибыли послы Хамдана. Это были Малик ибн Намт, Абу Саур — он же Зу аль-Мишар, Малик ибн Айфаа, Диммам ибн Малик ас-Сальмани, Амир ибн Малик аль-Харифи. Они встретили Посланника Аллаха во время его возвращения из Табука. Они были одеты в рубище священников, на голове — аденские головные уборы, в раскачивающихся седлах, надушенные. Малик ибн Намт и другой человек из них декламировали стихи. Один из них декламировал:

 

«Хамдан — это лучший народ и лучшие вожди, И нет им подобных во всем мире, Место их — высокое и герои — среди них,

Лучшее имущество и королевское содержание».

 

А другой продолжал:

 

«К тебе мы шли, пересекая деревни и побережья, Поднимая летнюю и осеннюю пыль, На верблюдицах с уздой из пальмовых волокон».

Малик ибн Намт встал перед Посланником Аллаха и сказал: «О Посланник Аллаха! Лучшие люди из Хамдана от всех оседлых и ко-чевых племен пришли к тебе на быстроходных молодых верблюдах, связанные уздой ислама, не обращая внимания на упреки из-за веры в Аллаха, из области Михлаф, населяемой племенами Хариф, Ям и


СИРА
   

 

Шакар, разводящими верблюдов и коней. Они ответили согласием на призыв Посланника, отреклись от божеств и идолов. Их клятва неру-шима, пока существует мираж и пока бегает газель по земле Салаа».

Посланник Аллаха написал им:

 

«Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! Это — письмо от Посланника Аллаха людям племени Хариф, живущим в горах и на песчаных холмах с посланцем Зу аль-Мишар, Мали-ку ибн Намту и тем, кто принял ислам из его народа; в том, что им принадлежат горы и долины в области Михлаф, пока они со-вершают молитву, платят закят и могут есть их плоды, пасти там скот — в этом им защита от Аллаха и Его посланника. Свидете-лями будут мухаджиры и ансары!»

 

 

История двух лжепророков

 

Ибн Исхак сказал: «Во времена Посланника Аллаха выступали два лжеца — Мусайлима ибн Хабиб в аль-Йамаме среди Бану Ханифа и аль-Асвад ибн Кааб аль-Анси в Санаа.

 

Рассказал мне Йазид ибн Абдаллах ибн Кусайт со слов Ата ибн Йасара или его брата Сулаймана ибн Йасара, со слов Абу Саида аль-Худри, который говорил: «Я слушал выступление Посланника Аллаха с проповедью перед людьми с минбара — кафедры в мечети. Он гово-рил: «О люди! В ночь Предопределения мне явилось видение, потом я его забыл: я видел на своих запястьях два браслета из золота и я захотел от них избавиться — подул на них, и они слетели. Я отношу эти брасле-ты к двум лжецам: человеку из Йемена и человеку из аль-Йамамы».

 

Рассказал мне человек, которому я верю, со слов Абу Хурай-ры, который говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха гово-рил: «До конца мира обязательно появится тридцать шарлатанов, и все они будут называть себя пророками».

 

Посланник Аллаха направил своих эмиров и сборщиков садаки во все места, куда пришел ислам. Он послал аль-Махаджира ибн


Ибн Хишам

Умаййу ибн аль-Мугиру в Санаа, где против него выступил аль-Анси. Зияда ибн Лабида из Бану Байада аль-Ансари направил в Хадраму — своим наместником и собирать садаку. Ади ибн Ха-тима послал к племени Таий своим наместником и собирать сада-ку с них, а также наместником в племени Бану Асад. Малика ибн Нувайру направил собирать садаку в племени Бану Ханзала. Сбор садаки в племени Бану Саад он разделил между двумя людьми из этого племени: аз-Забракана ибн Бадра направил в одну часть, а Кайса ибн Асима — в другую. Аль-Ала ибн аль-Хадруми послал своим наместником в аль-Бахрейн. Али ибн Абу Талиба направил к жителям Наджрана для сбора с них садаки и джизьи.

 

Мусайлима ибн Хабиб писал Посланнику Аллаха: «Посланнику Аллаха Мухаммаду от Мусайлимы. Мир тебе! А затем: я был при-влечен к этому делу вместе с тобой. Нам — половина земли, Курай-шу — половина земли. Но курайшиты хотят больше». К Пророку с этим письмом от Мусайлимы пришли два его посланца.

 

Рассказал мне шейх из племени Ашджаа, со слов Саламы ибн Ну-айма ибн Масуда, со слов своего отца Нуайма, который говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха, прочитав его письмо, этих двух пос-ланцев спросил: «А что вы сами скажете?» Они оба ответили: «Мы го-ворим так же, как и он». Пророк воскликнул: «Клянусь Аллахом, если бы не то обстоятельство, что послов не убивают, я бы отрубил вам голо-вы». Потом он Мусайлиме написал: «Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! От Посланника Аллаха Мухаммада лжецу Мусайлиме. Мир тому, кто последовал по правильному пути. А затем: земля прина-длежит Аллаху: Он дарует ее тому, кому захочет из своих рабов и в ко-нечном итоге — благочестивым». Это было в конце десятого года.

 

 

Прощальное паломничество


 

С наступлением месяца зу аль-каада Посланник Аллаха стал гото-виться к совершению паломничества, велел людям готовиться к нему.


СИРА
   

 

Ибн Исхак говорил: «Рассказал мне Абд ар-Рахман ибн аль-Касим, со слов отца своего аль-Касима ибн Мухаммада, со слов Аиши, суп-руги Пророка. Она рассказывала: «Посланник Аллаха отправился в паломничество за пять дней до конца месяца зу аль-каада».

 

(Ибн Хишам передает: «Назначил главой Медины Абу Дуд-жану ас-Саиди, он же — Сибаа ибн Урфута аль-Гифари».)

Рассказал мне Абд ар-Рахман ибн аль-Касим, со слов отца своего, со слов Аиши.

Она рассказывала: «Люди говорили только о паломничест-ве. Посланник Аллаха повел с собой жертвенных животных. Он объявил людям, что разрешается совершать Умру — малый хадж только тем, кто ведет с собой жертвенное животное. В тот день у меня началась менструация. Он зашел ко мне, когда я плакала, и спросил: «Что с тобой, о Аиша? Может быть, у тебя началась менструация?» Я ответила: «Да. Клянусь Аллахом, лучше бы мне не ездить с вами в эту поездку!» Он сказал: «Не говори так! Ты совершишь все то, что совершает паломник, но только ты не совер-шишь обход вокруг Каабы». Пророк выехал в Мекку и разрешил всем, кто не привез с собой жертву, совершить малое паломничес-тво. Он разрешил также своим женам совершить Умру — малый хадж. Когда наступил день жертвоприношения, мне принесли мно-го говядины и бросили в моем доме. Я спросила: «Что это?» Мне сказали: «Посланник Аллаха зарезал корову за своих жен». Ког-да наступила ночь аль-Хасба [ночь, когда бросают камни в идолов в долине Мина], Посланник Аллаха отправил меня вместе с моим братом Абд ар-Рахманом ибн Абу Бакром совершить малое па-ломничество из-за своей нежности ко мне — вместо того палом-ничества, которое я пропустила».

 

Мне рассказал Нафиа, подопечный Абдаллаха ибн Омара, со слов Абдаллаха ибн Омара, со слов Хафсы, дочери Омара, кото-рая говорила: «Когда Пророк разрешил своим женам совершить Умру — малый хадж, мы сказали: «Что тебе мешает, о Послан-ник Аллаха, совершить Умру вместе с нами?» Он ответил: «Я уже


Ибн Хишам

приготовил жертвенных животных. Не закончу свое паломничес-тво, пока не заколю своих жертвенных животных».

 

Рассказал мне Абдаллах ибн Абу Нуджайх, что Пророк напра-вил Али в Наджран. Когда Али приехал в Мекку, Пророк встретил его уже одетым в ихрам. Али зашел к Фатиме, дочери Посланника Аллаха, и обнаружил, что она уже совершила хадж и приготовилась уехать. Он спросил: «Что случилось с тобой, о дочь Посланника Аллаха?» Она ответила: «Пророк приказал нам совершить Умру, и мы совершили». Потом Али пришел к Посланнику Аллаха, и, когда Али закончил свой рассказ о поездке, Посланник Аллаха ему ска-зал: «Иди и совершай обход вокруг Каабы и оденься, как оделись твои приятели!» Али ответил: «О Посланник Аллаха! Я уже объ-явил о начале своего паломничества». Пророк сказал: «Вернись и оденься, как оделись твои приятели!» Али ответил: «О Посланник Аллаха! Когда я надел ихрам, объявил: «О Боже! Я начинаю свое паломничество, как начал его твой Пророк, твой раб и посланник твой Мухаммад!» Пророк спросил: «А у тебя есть жертвенное жи-вотное?» Али ответил: «Нет». Тогда Пророк сделал его участником

 

в жертвоприношении своем. Али не снимал ихрам, как и Пророк, пока оба не завершили хадж. Пророк принес жертву за обоих.

 

Рассказал мне Яхья ибн Абдаллах ибн Абд ар-Рахман ибн Абу Умра со слов Йазида ибн Тальхи ибн Йазида ибн Руканы, который рассказывал: «Когда Али ехал из Йемена, чтобы встретиться с Пос-ланником Аллаха в Мекке, он спешил и оставил вместо себя коман-довать войсками одного из своих друзей. Этот человек одел каждого

 

в войске в одежду из дорогой ткани бязи, которая была вместе с Али. Когда войско подошло близко, Али вышел их встречать и увидел на них эту богатую одежду и воскликнул: «Горе тебе! Что это такое?» Тот ему ответил: «Я одел людей, чтобы они выглядели прилично, когда окажутся среди людей». Али крикнул: «Горе тебе! Сними все это, прежде чем прийти к Посланнику Аллаха!» Он отобрал у лю-дей богатую одежду и заставил переодеться в обычную. Войско ос-талось недовольным тем, как он поступил с ними.


СИРА
   

 

Рассказал мне Абдаллах ибн Абд ар-Рахман ибн Мамар со слов Сулаймана ибн Мухаммада, со слов своей тетки Зайнаб бинт Кааб, со слов Абу Саида аль-Худри, который говорил: «Люди стали жало-ваться на Али. Посланник Аллаха выступил перед нами. Я слышал, как он говорил: «О люди! Не жалуйтесь на Али! Клянусь Аллахом, он поступил сурово только ради Аллаха, не стоит на него жаловаться!»

 

 

Проповедь Посланника Аллаха

 

Затем Посланник Аллаха продолжил совершение паломничества. Он показал людям, как нужно совершать паломничество, его места и об-ряды, выступил перед людьми с проповедью, разъяснил им некоторые вопросы. Он славил Аллаха и благодарил, потом сказал: «О люди! Слушайте мои слова! Может быть, я уже не встречусь с вами боль-ше никогда на этом месте. О люди! Ваша кровь и ваше достояние — священны [запретны] до встречи с Господом вашим, как священны для вас этот день и этот месяц. Вы встретитесь с Господом вашим, и Он спросит вас о ваших делах. Я уже объяснил вам. Пусть тот, кому вы доверили что-либо [вещь, отдаваемая на хранение, заклад], вернет его тому, кто ему доверился, — всякое ростовщичество запретно. Но ваше имущество принадлежит вам — не притесняйте других, тогда и вас не будут притеснять. Аллах решил, что ростовщичества не долж-но быть. Все проценты Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба отменяют-ся. Кровь, пролитая во времена язычества, не подлежит отмщению. Первая кровь, которую я отменяю, это кровь ибн Рабиа ибн аль-Ха-риса ибн Абд аль-Мутталиба. Он был на воспитании у Бану Лайс, и его убили люди из племени Хузайль. Это первая кровь, пролитая во времена невежества [язычества], с которой я начинаю.

 

О люди! Шайтан теряет надежду на то, что когда-нибудь ему будут поклоняться на этой земле. Но если все же вы ему будете пос-лушны в других делах, то он будет доволен вашими дурными делами. Берегите от него вашу религию! О люди! Перевод времени — это


Ибн Хишам

увеличение неверия. Этим вводятся в заблуждение те, кто не веру-ет — они в один год объявляют месяц дозволенным, незапретным, а в другой год — запретным и нарушают тем самым установленное Аллахом число. Они объявляют незапретными месяцами те, кото-рые Аллах объявил запретными, и объявляют запретными те меся-цы, которые Аллах объявил незапретными. Время движется так же, как и в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. Число месяцев у Аллаха — двенадцать, из них четыре запретные: три месяца пос-ледовательно и месяц раджаб, почитаемый племенем Мадар, кото-рый приходится на время между месяцами джумада и шаабан.

 

О люди! Вы обладаете правом на ваших жен, а ваши жены об-ладают правом на вас. Вы вправе требовать, чтобы они не разделяли ваше ложе ни с кем, кто противен вам; чтобы они не развратничали. Если они это сделают, то Аллах разрешил вам не разделять с ними ложе и побить их ударами, но не мучительными. Если они переста-нут, то им принадлежит право на пищу и на одежду средней стоимос-ти. Обращайтесь с женами по-доброму, ибо они беспомощны, не вла-деющие для себя ничем. Вы взяли их, дав клятву Аллаху, обладаете ими по слову Аллаха — внемлите же, о люди, словам моим!

 

Я оставил вам ясное указание, Книгу Аллаха, Сунну Его проро-ка — и если будете придерживаться их, то вы никогда не ошибетесь.

 

О люди! Слушайте мои слова, внемлите им! Знайте, что каждый мусульманин — брат мусульманина, и все мусульмане — братья! Разрешается человеку брать от брата своего только то, что он дает ему по доброй воле, и не обижайте самих себя. Поняли вы мои слова?»

Мне говорили, что люди кричали в ответ: «Конечно, да!» Пос-ланник Аллаха восклицал: «О Боже! Будь свидетелем!»

Рассказал мне Яхья ибн Аббад ибн Абдаллах ибн аз-Зубайр со слов своего отца Аббада, который говорил: «Человеком, повторяю-щим громким голосом слова Посланника Аллаха, находившегося на горе Арафат, чтобы услышали все люди, был Рабиа ибн Умаййа ибн Халаф. Пророк ему говорил: «Кричи: «О люди! Посланник Аллаха спрашивает: «Знаете ли вы, какой сейчас месяц?» Он кричит эти слова


СИРА
   

 

людям, а они отвечают ему: «Запретный месяц». Пророк говорит ему: «Кричи им: «Аллах объявил запретным вашу кровь и ваше достояние до того, как вы встретитесь с Господом вашим, подобно тому, как явля-ется запретным этот месяц». Потом говорил: «Скажи: «О люди! Пос-ланник Аллаха спрашивает: «Знаете ли вы, какая это страна?» Рабиа прокричит эти слова, а люди отвечают: «Запретная страна». Пророк говорит: «Скажи им: «Аллах объявил запретным вашу кровь и ваше достояние до того, как вы встретитесь с Господом вашим, подобно то-му, как является запретной эта ваша страна». Затем говорит: «Скажи: «О люди! Посланник Аллаха спрашивает: «Знаете ли вы, какой сей-час день?» Рабиа прокричит эти слова, а люди кричат в ответ: «Вели-кий хадж». Пророк говорит: «Скажи им: «Аллах объявил запретным вашу кровь и ваше достояние до того, как вы встретитесь с Господом вашим, подобно тому, как является запретным этот день».

 

Рассказал мне Лайс ибн Абу Сулайм со слов Шухра ибн Ха-ушаба аль-Ашари, со слов Амра ибн Хариджи, который говорил: «Аттаб ибн Усайд послал меня к Пророку по делу. А Пророк сто-ял на горе Арафат. Я сообщил ему. Потом я встал под верблюди-цей Посланника Аллаха так, что ее слюна капала на мою голову. Я слышал, как он говорил: «О люди! Аллах даровал каждому его право; не должно завещание отменять право наследника, дети при-надлежат тому, у кого они родились, а развратница будет побита камнями. Кто претендует на чужого отца или на чужих родствен-ников — ему проклятия Аллаха, ангелов и всех людей, и Аллах не примет от него ни возмещения, ни оправдания».

 

Рассказал мне Абдаллах ибн Абу Нуджайх, что Посланник Ал-лаха, когда стоял на горе Арафат, объявил: «Это место [возвыше-ние, на котором он стоял] и вся гора Арафат — место предстояния». Стоя на горе аль-Муздалифа возле места Кузаха, он объявил: «Это место и вся аль-Муздалифа — место предстояния». Потом, совер-шив жертвоприношение в Мине, он сказал: «Это место жертвоп-риношения и вся Мина — место для жертвоприношения». Совер-шая паломничество, Пророк показал паломникам их обряды, учил


Ибн Хишам

их тому, что вменил Аллах в обязанность паломников: места пред-стояния, бросания камней, обхождение вокруг Каабы, что им раз-решено во время совершения паломничества и что запрещено. Это было паломничество разъяснительное и прощальное, ибо после это-го Посланник Аллаха уже больше не совершил паломничества.