- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Природная основа мировых цивилизаций



Следующий раздел в культурологической концепции Л. И. Мечникова связан с обоснованием роли географической среды в истории цивилизаций. Эта область исследований стала развиваться сравнительно недавно. Среди наиболее известных ученых он отмечает К. Риттера, А. Гумбольдта, А. Гюйо, Н. Миклухо-Маклая, Ж. Мишле, Г. Бокля, Ф. Ратцеля. Определяя свою позицию, Л. И. Мечников подчеркивает, что он далек от географического фатализма, в котором нередко упрекает теорию о влиянии среды. "По моему мнению, — пишет он, — причину возникновения и характер первобытных учреждений и их последующей эволюции следует искать не в самой среде, а в соотношении между средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности"5.

К сожалению, продолжает Л. И. Мечников, поверхностный анализ способствовал созданию многочисленных телеологических фантазий и ошибочных обобщений. Он выделяет несколько направлений географического синтеза истории: астрономические, физико-географические, антрополого-расовые факторы, а также влияние растительного и животного мира на историю цивилизации. Уделяя должное внимание анализу каждого из них, он особенно резко относится к расовым теориям, считая их роль в объяснении истоков цивилизации мало аргументированными и ошибочными.

Зарождение человеческого общества и начало цивилизации уходят в глубину тысячелетий. Ученые до сих пор высказывают различные предположения относительно первичного очага цивилизации, послужившего фундаментом всемирной истории человеческого рода.

Л. И. Мечникову не были известны последующие находки и теоретические концепции, но он и не претендует на окончательное суждение. Кроме того, он вполне справедливо отмечает возможность существования более древних, чем уже известные, цивилизаций, памятники которых бесследно исчезли в силу неблагоприятных обстоятельств. К ним можно отнести непрочность строительных материалов, изменение климатических и иных географических условий, разрушавших поселение, отсутствие

традиций сооружать какие-либо величественные постройки. Поэтому вопрос о "первоначалах" цивилизации остается открытым.

 

Не менее остро обсуждается и другая проблема — о множестве очагов цивилизации. "Зажглись ли светочи цивилизации в одном месте, в одном общем очаге или же различные культуры и возникали и зародились независимо и отдельно друг от друга?"6, — пишет Л. И. Мечников. А если было несколько первоначальных цивилизаций, то как хронологически последова­тельно они возникали, существовали ли между ними контакты и культурные связи? "Говоря вообще, вопрос о происхождении цивилизации на Земле один из самых темных"7, — пишет Л. И. Мечников.

Он предлагает как одну из возможных гипотез свою теорию о зарождении цивилизации. Оставив в стороне вопрос о происхождении цивилизации, он разделяет историю на три последовательных периода или три фазиса развития цивилизации, которые протекали в своей собственной географической среде.

Роль водного пространства

Общим объединяющим признаком такой классификации мировых цивилизаций является водное пространство. Вода как символ жизни и энергии, движения и плодородия, благополучия и богатства, контактов и торговых путей становится центральной категорией.

Он называет исторические реки "великими воспитателями человечества", ибо они не только отличались мощностью объема своих вод, способствующих выживанию, но главным образом тем, что река-кормилица заставляла население соединять свои усилия в общей работе, учила солидарности, осуждала леность и эгоизм отдельного человека или небольшой группы, внушала чувство глу­бокого уважения к объекту общей заботы. С нею были связаны легенды и мифы, обычаи и обряды, ее населяли различные боже­ства и темные силы, открывающие свои тайны только избранным. Река была воплощением исторического прошлого, и с ней связы­валась надежда на будущее. Вся история человечества разделяется на три периода: речной, морской и океанический8.

I. Древние века, речной период.

Цивилизации, возникшие на берегах великих исторических рек: Египет в долине Нила; ассиро-вавилонская цивилизация на берегах Тигра и Евфрата, двух жизненных артерий Месопотамс-кой долины; индийская, или ведийская, культура в бассейнах Инда и Ганга; китайская цивилизация в долинах рек Хуанхэ и Янцзы.

В периоде речных цивилизаций различаются две эпохи:

а) эпоха изолированных народов, завершающаяся к XVIII в. до нашей эры;

б) эпоха первоначальных междунаро дных сношений и сбли-жений народов, начинающаяся первыми войнами Египта и Ассиро-Вавилонии и заканчивающаяся вступлением на истори­ческую арену пунических (финикийских) федераций около 800 г. до нашей эры.

П. Средние века, средиземноморский период. Он охватывает двадцать пять веков, начиная с основания Карфагена до Карла Великого, и подразделяется на две эпохи:

а) эпоха Средиземного моря, в которую возникли и разви­лись культуры Финикии, Карфагена, Греции и Рима вплоть до Константина Великого;

б) эпоха морская, охватывающая весь период средних ве­ков, начиная со времени основания Византии (Константинополя), когда в орбиту цивилизации втягивается Черное море, а затем Балтийское.

III. Новое время, или период океанический.

Он характерен вначале для западноевропейских стран на побережье Атлантики.

Делится на две эпохи:

а) атлантическая эпоха от открытия Америки до момента "золотой лихорадки" в Калифорнии и на Аляске, широкого раз­вития английского влияния в Австралии, русской колонизации берегов Амура и открытия для европейцев портов Китая и Японии;

б) всемирная эпоха, едва только зарождающаяся в наши дни. Такова схема развития цивилизаций, разработанная Л. И. Мечниковым. Ее отличает широта географического, терри­ториального и исторического диапазона, логическая стройность, оригинальность. Конечно, возможны и другие подходы, и Л. И. Мечников их не только не исключает, но даже и подталки­вает к поиску иной периодизации. Но сам как ученый отдает предпочтение данному методу анализа, и это вполне оправданно.

К сожалению, общий замысел не был доведен до конца, ру­копись осталась незаконченной. Ее очень бережно подготовил к печати известный географ Элизе Реклю, близкий друг Л. И. Меч­никова.

Достаточно подробно в книге освещена история четырех речных цивилизаций.

Египет представляет собой оазис в долине Нила. могучей реки протяженностью более 6 тыс. км, глубиной посреди фарва­тера от 5 до 12 м. Берега Нила весьма живописны: плавучие острова и островки, словно букеты папируса, поднимаются из волн и иногда перегораживают реку. Протекая по равнине с неболь­шим уклоном, Нил разветвляется на множество рукавов. В своем истоке Нил питается тропическими дождями и поэтому доста­точно могуч, чтобы не затеряться в болотистых зарослях и сыпучих песках. Плодородная почва Египта создается периоди­ческими разливами, намывающими ил.

Физико-географические особенности среды требовали от обитателей совместной и очень четкой организации. Было необ­ходимо поддерживать в реке постоянное русло, при помощи ирригационных каналов распределять ил на обширные простран­ства, устраивать поперечные плотины для задержания воды, укреплять берега дамбами и защищать поселения от наводнений, облегчать регулярный спад воды, предотвращая образование бо­лот, изобретать устройства для поливов и многое другое. Современные феллахи до сих пор пользуются особыми приспо­соблениями — шадуфами — для переноса воды на поля.

Во главе всей организации стояла династия фараонов, ко­торая вместе с жрецами и многочисленными чиновниками управляла жизнью страны. Резиденция фараонов, Мемфис, носи­ла также название "жилище божества", от которого, благодаря древнегреческим писателям, и появилось слово Ае@1р1о8. Два оп­ределяющих начала — среда и способность населения к организованной совместной работе — являются основными в раз­витии цивилизации. Эволюция египетской культуры на протяжении четырех тысячелетий дала миру памятники пирами­дального зодчества, великолепные скульптуры и фрески, летописи на папирусе, символику чисел, мастерство орнамента, религиоз­ные воззрения и ремесла.

Второй очаг цивилизации образовался в Междуречье. Ме­сопотамию называют "Страной двух рек", расположенной в долине Тигра и Евфрата, на севере и востоке ассиро-вавилонской равнины, отделенной цепью гор от прикавказской области и плос­когорий Ирана.

У этой древней цивилизации есть несколько названий: "Ме­сопотамия", "Ассиро-Вавилония", "Халдея". Часто ими пользуются, не устанавливая особых различий. Но в Библии их местоположение определяется более точно. Халдеей называют южную часть области от Вавилона, а Ассирией, или "Сирией двух рек", — северную часть страны, где главным городом была Ни­невия.

В этих местах теплый климат, плодородные почвы, здесь сажали виноградники и делали вино, хлебные злаки, произрас­тавшие в диком состоянии, впоследствии были использованы в хозяйстве, настоящие леса образовывали персиковые, абрикосо­вые, гранатовые, фиговые деревья, плодоносили миндаль, апельсины, вишня, груша. Их изображения можно встретить на древних миниатюрах и фресках. Эта страна была родиной мно­гих видов животных, прирученных человеком. Нередко ее называли Эдемом, или Земным Раем.

Область Вавилона была несколько иной. Здесь Тигр и Евф­рат не только сближались друг с другом, но и смешивали свои воды при помощи многочисленных каналов и рукавов, холмистая местность сменялась равнинной, низменной вплоть до Персидс­кого залива. Именно здесь проходила граница библейской страны Халдеи. Ассирия начинается за этими пределами.

Вся эта область была населена многочисленными племена­ми и народами, упоминаемыми в Библии и других источниках.

На севере Месопотамии обнаружены развалины дворцов царей Салманасара и Сеннахерима, в Халдее — многоэтажные обсерватории, в которых астрологи вычисляли периоды разлива рек и предсказывали будущее. Согласно библейскому преданию, именно в Нижней Хал­дее произошло "сотворение мира". Наиболее известным центром халдейской цивилизации был Вавилон.

К сожалению, строительные материалы, которыми пользо­вались в древности, не были достаточно прочны, чтобы выдержать испытание временем, как это произошло в Египте. Но обнару­женные археологами реликты говорят о высоком уровне цивилизации. На глиняных цилиндрах знаменитой библиотеки Сарданапала (или Ашшурбанапала) в Ниневии удалось отыскать образцы клинообразной письменности. Древним астрологам Хал­деи были известны десятичное счисление, зодиакальный круг и его деление на 360°, измерение пространства, представления о солнечном и лунном годах, установление недели из семи дней, вычисление разливов рек и предсказание наводнений.

В Нижней Халдее находилось особое государство, называ­емое в Библии Элам. В отличие от мирной земледельческой цивилизации Нижней Халдеи, Эламская страна (другое название — Сузиана), была необычайно воинственной, известной грабежами, набегами и разрушениями. Различные глиняные таблички содер­жат сообщения о кровавых расправах, а барельефы, найденные в Месопотамии, представляют сцены жестоких пыток, распятия на кресте, сжигания в печи и других мучений, наводивших ужас и страх. История Элама и соседних с ним стран еще недостаточно известна, чтобы судить о ней только по фактам жестокости и за­воеваний. Но эта кровавая оргия научила народы необходимости соединять свои силы в борьбе с угнетением. "Среди всех неевро­пейских цивилизаций только одна древняя халдейская культура под владычеством македонцев и селевкидов пережила средизем­номорский период цивилизации, с тем чтобы вступить в лице Арабского халифата в великий океанический период истории"9, — заключает Л. И. Мечников.

В долинах Инда и Ганга расположена загадочная и таин­ственная древняя цивилизация — Индия. Она внесла в мировую культуру древнейшие ведийские гим­ны, эпические поэмы "Рамаяна" и "Махабхарата", законы Ману — принципы социальной справедливости и мудрости, кастовое уст­ройство общества, буддийскую религию. Л. И. Мечников сравнивает Индию со спящей красавицей, подчиняющейся своей судьбе с пассивностью и безразличием, будто загипнотизированной.

В священных гимнах Ригведы говорится о высокой культу­ре древних индусов. Они были знакомы с земледелием и ремеслами, среди них было немало кузнецов, каменщиков, гор­шечников, ткачей и ювелиров, известных своим мастерством. Они были богаты и горды, умели делать колесницы, вооружаться ме­чами и стрелами. В древнеиндусском семейном праве жена главы дома всегда была равноправной, женщина и мужчина вместе мог­ли выполнять священные обязанности, а семья основывалась на любви.

В течение долгих веков арийцы Пенджаба поклонялись толь­ко Агни — богу домашнего очага, и Соме — опьяняющему напитку, а в гимнах Ригведы прославляется Любовь как источник мудрости. Цивилизация Индии была результатом коллективных усилий многих племен и народов, обитавших в долинах Инда и Ганга. Необходимость сотрудничества усиливалась неблагопри­ятными природными условиями: губительными ветрами и циклонами, проливными дождями и засухами, ядовитыми испа­рениями и свирепыми животными. "Пожалуй, — пишет Л. И. Мечников, — ни в одной стране человек не чувствует себя так во власти природы, как в Индии. Никакая другая страна не в состоянии дать такое ясное понятие, что жизнь и смерть, добро и зло — это два цветка на одном и том же стебле"10.

Китай, или Небесная империя, принадлежит к числу вели­ких речных очагов цивилизации на берегах Хуанхэ и Янцзы. Философские системы Конфуция и Лао-цзы, иероглифическое письмо и фарфор, чай и шелк, земледелие и рыболовство, "де­сять тысяч церемоний", регламентирующих общественную и личную жизнь, идея божественного происхождения власти — таковы лишь некоторые черты этой культуры. Эпитет "отец на­рода", применяемый к императору, уподобляет устройство государства большой семье, где глава мудро заботится о подчи­ненных, их благополучии и здоровье.

Лабиринт каналов, множество плотин и дамб, плодородный желтозем способствовали развитию высокой культуры земледе­лия. Но содержание всех водных сооружений требовало семейной и общинной солидарности, дисциплины и трудолюбия.

Завершая краткий обзор культуры четырех великих речных цивилизаций, Л. И. Мечников отмечает, что он далек от утверж­дения идеи "речного фатализма", но исследование истории цивилизации убеждает в том, что солидарность и коллективный труд являются залогом успешного развития человечества.