- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Проблема истины в философии.



Истина – цель познавательной деятельности. Но как определить достоверность знаний? На этот вопрос в разных концепциях разные ответы.

Классическая (корреспондентская) концепция (от Аристотеля) – истина соответствие знаний действительности, то есть признается наличие объективного мира и возможность его точного познания (неточности устранимы).

Начиная с Канта, все чаще истину описывают не столько как объективное, сколько как субъективное состояние. Этому сильно способствовал кризис в физике XIX-XX вв., разрушивший веру в нейтральный статус реальности «теорией относительности» и «квантовой механикой».

Концепции неклассической философии (все они релятивны и вероятностны, ставят истину в зависимость от субъекта):

- марксизм: истина относительна (с элементами абсолютного), субъективна по форме и исторически конкретна, критерий истинности – практика;

- семантическое определение истины (Тарский): истинно высказывание, адекватное своему предмету и непротиворечащее другим высказываниям, истинность всего проверяют путем создание абсолютно непротиворечивого метаязыка;

- когерентная концепция (Нейрат, Карнап): знания должны быть взаимосогласованы без логических противоречий;

- конвенционалистская концепция (Пуанкаре, Кун): истина – то, что признано (согласовано) научными авторитетами (критерии, которыми руководствуются авторитеты, авторы не сообщают);

- прагматическая концепция (Пирс, Дьюи): истинно все, дающее уверенность и приносящее успех;

- феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): истина согласованность внутреннего опыта.

Постнеклассические философии проблему истины переносят из гносеологии в социально-политический дискурс: истина часть идеологии, и к любым претензиям на абсолютность надо относиться иронично, предпочитая то, что сглаживает социальное напряжение.

Авторы призывают применять все концепции, учитывая сложность мира и то, что неклассическая философия якобы преодолела оппозицию «истина-заблуждение»!

 

Специфика научного познания и его структура.

Вопрос о специфике научного познания – дискуссионный, однако можно отметить несколько основных, фундаментальных признаков научно­сти знания: предметность (направленность на реально существующие вещи, явления, отношения, находящиеся в поле человеческой деятельности), рациональность (выраженность в понятийном или понятийно-математическом аппарате), обоснованность (которая может пониматься как эмпирическая проверяемость, логическая доказанность), системность (взаимосвязанность элементов научного познания, соответствующая структуре познаваемого предмета), рефлексивность (обращённость познания не только на предметы исследования, но и на методы, с помощью которых это исследование осуществляется).

Нередко в качестве критериев научности знания на­зывают те, которые связаны с какой-то отдельной наукой, группой наук, це­лой отраслью науки, которые сложились в тех или иных локальных научных пределах и в них функционируют. Отсюда: математический идеал научности, физический идеал научности.

Научное познание существует в основных формах, представляющих собой способы его выражения в языке и указывающих на степень общности и достоверного выражаемого знания.

Выделяют следующие формы научного знания. Проблема – совокупность положений, фиксирующих «знание о незнании», т.е. невозможность непосредственного усмотрения к.-л. связей и отношений. Проблемы могут быть зафиксированы как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Научный факт – это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. Методами установления факта являются наблюдение, эксперимент и описание. Гипотеза – это предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений. Теория – это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это система суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и осуществляющих научное предвидение.

Методы научного познания можно подразделить на три группы по степени общности:

1) Специальные методы применимы лишь в рамках конкретных наук. Их объективной основой являются соответствующие специально-научные законы.

2) Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Их объективной основой являются общеметодологические закономерности познания, которые включают в себя и гносеологические принципы. Примерами могут служить методы эксперимента, наблюдения, моделирования, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т.д.

3) Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека с учетом их специфики. Их объективной основой выступают общефилософские закономерности понимания окружающего нас мира, самого человека, его мышления и процесса познания и преобразования мира человеком. К этим методам относятся философские методы и принципы мышления, в т.ч. принцип диалектической противоречивости, принцип историзма.

Наука и ненаучное знание.

Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития. Является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности; социально обусловлено; и обладает различной степенью достоверности.

Объектом научного знания выступают все явления и процессы, происходящие в природе и обществе. Успехи познания тесно связаны с развитием науки как одной из форм общественного сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую культуру. Наука — высшая форма знания, которая охватывает все явления неживой и живой природы, материальную и духовную деятельность людей. Также это система знаний, полученных в результате практики, включающей в себя исследование и освоение процессов и явлений, происходящих в космосе, природе, обществе и человеческом мышлении. Современная наука дисциплинарно организована. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация.

Эмпирические знания включают в себя информацию, полученную с помощью обыденного сознания и добытую опытным путем — посредством наблюдения и эксперимента.

Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием понятий, теорий, законов. Чувственное познание не устраняется, а становится подчиненным аспектом. На основе теоретического объяснения осуществляется научное предвидение будущего10.

Теоретическое знание — это такой уровень развития науки, когда через знание фундаментальных законов можно объяснить, привести в определенную систему разрозненные факты, явления и процессы.

Ненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения.

Выделяют следующие виды ненаучного знания: ненаучное, разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом, включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности; лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, ошибочное знание. В качестве симптомов лженауки выделяют принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Ненаучное знание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках.

формы ненаучного познания: Исторические: мифология (миф всегда содержит в себе суждение, рассматриваемое как истинное, но на самом деле таковым не являющееся); миф всегда носит антропогенный характер и принимается как истина, ритуалы связаны с жизненно важными положениями, люди в них верят, хотя они заведомо ложные; религиозная форма познания, основным элементом которого является вера в сверхъестественное; философская форма познания, заключающаяся в исследовании наиболее общих принципов бытия, мышления; художественно-образное (связано с эстетическим);игровое познание: игра, как необходимая форма познания, основополагающая в развитии культуры, игры предполагают правила («деловые игры»);обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт): опирается на индивидуальный опыт Иррациональное (внерациональное) познание: магия; мистика; колдовство; эзотерическое знание; переживание, ощущения; народная наука (экстрасенсы, целители, знахари).