- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Проблема сохранения человечности, чувства собственного достоинства, великодушия



Текст

(1)Шел май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выда­ли к обеду один котелок на двоих. (З)Суп был сварен с ма­каронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то бе­лело.

(4)В пару со мной угодил пожилой боец. (5)Мы готови­лись похлебать горячей еды, которую получали редко.

(6)Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая...

(7)Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8)Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы не­нароком, задевал за котелок, из ложки выплескивалась поло­вина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижи­цы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.

(9)В котелке оказалась одна макаронина. (Ю)Одна на дво­их. (П)Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Аме­рики, со «второго фронта». (12)Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод. (13)Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнет обратно, шлепнется в котелок, рукою мне хотелось ее сцапать — ив рот!

(14)Если бы жизнь до войны не научила меня сдержи­вать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь? (15)Ну, завезешь по лбу ложкой, ну, может, пнешь и ска­жешь: «Шакал!»


(16)Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. (17)В моих глазах жило одно лишь трагиче­ское видение — белая макаронина...

(18)Раздался тихий звук. (19)Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет... (20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась еще дородней и привлекательней своим царственным телом.

(21)Мой напарник первый раз пристально глянул на ме­ня — ив глубине его усталых глаз я заметил какое-то все-понимание и усталую мудрость, что готова и ко всепроще­нию, и к снисходительности. (22)Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиныпе, он загребет себе.

(23)Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше.

(24)Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул ее в вещ­мешок и ушел куда-то. (25)В спине его серой, в давно не­бритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозна­ченном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.

(26)И никогда, нигде я его более не встретил, но и не за­был случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.

(По В. Астафьеву )

Сочинение

Жизнь порой преподносит нам уроки тогда, когда мы и не ждем этого. Бывают ситуации, когда вдруг то, что ты ви­дишь, оборачивается к тебе совершенно другой стороной, и ты получаешь нравственный урок на всю жизнь.


Вот такую ситуацию рассматривает замечательный писа­тель Виктор Астафьев в данном отрывке. Как сохранить че­ловеческое достоинство и великодушие на войне? Над этой проблемой рассуждает автор.

Он описывает эпизод из жизни молодого бойца, страдаю­щего от голода. Вместе с пожилым солдатом они хлебают из одного котелка жижу, которую и едой-то назвать трудно. Ге­рой Астафьева одержим одной мыслью — съесть как можно больше, не думая о напарнике. Читатель и сочувствует ге­рою, который от голода перестал думать по-человечески, и осуждает его эгоизм. Несобственно-прямая речь помогает по­нять все эмоции молодого бойца, который лишь страшным усилием сдерживает себя, чтобы не съесть все. А поведение пожилого бойца преподносит юноше урок: он ест с достоин­ством, оставляя большую часть молодому. Когда молодой бо­ец посмотрел ему в глаза, он увидел «всепонимание и уста­лую мудрость, что готова и к всепрощению, и к снисходительности». Пожилой боец не менее голоден, но он проявляет великодушие, благородство, преподнося тем самым молодому человеку нравственный урок.

Позиция автора мне понятна: и на войне, и в мирной жизни человек должен оставаться человеком, сохранять в себе достоинство, благородство, великодушие.

Я разделяю эту точку зрения писателя, потому что надо оставаться человеком в любой ситуации.

Литература о Великой Отечественной войне дает нам прекрасные образцы благородства и великодушия. Напри­мер, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» герой, Анд­рей Соколов, и в лагере смерти остается благородным, вели­кодушным человеком. После нравственного поединка с начальником лагеря Мюллером, из которого он выходит по­бедителем, потому что не струсил, не сломался, ему дают буханку хлеба и кусок сала. Он может съесть это все сам, и никто бы и не упрекнул его, но он приходит в барак и гово­рит: «Разделить всем поровну». Пусть каждому достался маленький кусочек, но никто не был обижен. В этом эпизо-


де в который раз проявилось достоинство героя, его нравст­венное благородство.

В повести В. Закруткина «Матерь человеческая» Мария, героиня произведения, взяла на себя заботу о чужих детях, воспитывала их как своих, спасла их, стала им матерью.

Сейчас нет войны, но много людей нуждаются в нашей помощи и поддержке. Не надо бояться проявить свое вели­кодушие по отношению ним, помогая людям, сам стано­вишься человеком.

Проблема любви к родине

Текст

(1)Мой Казахстан всегда был моим, ни у кого я его не отбирал и никогда от себя не убирал, — как впитался в ме­ня с самых первых различимых дней детства — остался родным. (2)Всем сразу: небом, отличимым от неба других стран, степью, узнаваемой и во снах, голубыми зеркалами спокойных озер, людьми — и казахами, и русскими, тради­циями, с детства знаемыми двумя народами, сумевшими найти общую судьбу без глупых межнациональных ссор, по­ставившим местом объединения добро, которое умеет объе­динить любые нации. (З)Любую семью разъединяет злое, но объединяет доброе...

(4)Когда тебе годами по ночам снится родное, не прие­хать к нему уже не получается. (б)Слишком тоскливо без родного.

(б)Вообще что такое Родина? (7)Почему к ней тянет? (8)3ачем она нужна? (9)Что приходит в тебя от ее любых мест, и городских, и просторных догоризонтной степью, чем обнимают тебя прозрачные воды речек твоего детства?

(Ю)Человек несчастный Родины не чувствует...


(11)В европейских странах проще получалось побывать, чем в Казахстане. (12)В России дел полно. (13)День настал — все, я не хочу в края заграничные, я устал от России, где отсутствие казахов раздражает неполнотой жизни, похоже на суп без соли, — мне нужны свои родники. (14)И через сутки в окна поезда рванулся совсем другой ветер. (15)Свой. (16)Казахстанский. (17)Сухой. (18)Горьковатый от полыни казахской, в России она другая. (19)Пропитанный солнцем Азии. (20)Свой ветер, своего детства. (21)А детство помнится и запахом своей страны, своего ветра...

(22)Мой ветер никуда не делся. (23)Моя страна никуда не делась. (24)И я дома, и я, если и не смотрю в окно поез­да, чувствую свой ветер, пахнущий казахстанским детством, казахстанской юностью, и я понимаю, нельзя было так дол­го отсутствовать здесь, — душа родными запахами ветра, родными мягкими обводами ближних и дальних сопок не наполнялась...

(25)Ночь в поезде от северного Казахстана до централь­ного воспринялась колыбельной: ты находишься в своей стране, в своем родном месте, спи безмятежно, здесь ты — свой... (26)А твое нетерпение — скорее доехать до родных людей, до друзей — так и должно быть, так — хорошо...

(27)Родина моя, здравствуй... (28)Тысячи дней я хотел сюда, метелки ковыля во снах волнами серебра лились по степи и звали сюда, и никак не объяснить в стране другой, что такое мираж в степи и откуда перед Кентскими горами возникает голубой воздух такой густоты, что, кажется, в руки его можно взять, омыть лицо, приблизив к нему при­горшнями...

(29)Родина, не заменить тебя ничем. (ЗО)Ты нужна лю­бым настроением погоды, всякой меняющейся картиной пейзажной, по земле твоей быстрее и сильнее хочется пойти босиком, чувствуя и жар твоей земли, и травинки, и каме­шек каждый...

(Ю.В. Панченко)


Сочинение

Ю.В. Панченко, который родился и вырос в Казахстане, поднимает проблему любви к родине и показывает, как до­рог ему родной край.

Жизнь автора проходит вдали от мест, где прошло детст­во. Но в душе он навсегда сохранил теплое чувство к роди­не, где ему близко все: степной воздух, спокойные озера, мягкие сопки, запах полыни, метелки ковыля. Но более всего не хватает ему союза двух народов — русского и ка­захского, сумевших «найти общую судьбу без глупых меж­национальных ссор, поставившим местом объединения доб­ро». Долгожданная встреча с родиной волнует душу автора, он чувствует запахи и звуки, его терзает нетерпение. С глу­боким чувством писатель говорит: «Родина, не заменить те­бя ничем» — и утверждает, что человек, не чувствующий родину, несчастен. В этом, на мой взгляд, заключается по­зиция автора.

Я полностью согласен с мнением Ю.В. Панченко. Для меня Родина — это моя Россия. Здесь я вырос, здесь слы­шал свои первые сказки, любовался глубокими реками, впервые увидел море и величественные горы. Здесь в согла­сии живут русские и татары, башкиры и осетины, здесь на­ходят кров наши братья украинцы. Здесь звучит прекрас­ный, великий и могучий русский язык! Для меня Родина — это дворцы и каналы Санкт-Петербурга, широкие проспекты Москвы и величие Красной площади. Но это еще и родные руки матери, и первые друзья, и деревня с ее лугами и за­тоном.

Я искренне понимаю чувства, которые испытывал к сво­ей стране и родным местам великий русский поэт С.А. Есе­нин. В стихотворении «Синий туман. Снеговое раздолье...» поэт описывает свои эмоции, которые испытал, вернувшись домой, в родное село, где все так близко и знакомо. Нос­тальгия по былым временам, боль утраты мучают душу по­эта. Рязанские раздолья, березы, крутой берег Оки — вот


что для Есенина родина, только она «вольет теплынь» в сердце поэта. Только здесь он счастлив, о чем говорит нам в стихотворении «Мой путь».

Да, не чувствовать родину — значит обеднить свою жизнь и лишить себя подлинного счастья.