- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Проблематика и развитие российской журналистики начала XX века



Журналистика в период первой русской революции. Октябрьский Манифест о свободе слова, совести и собраний (1905 г.) и его роль в развитии русской прессы начала XX в. Формирование в стране многопартийной политической системы и ее влияние на идеологическое многообразие прессы. Характеристика ведущих изданий: «Россия», «Русское слово», «Новое слово» и др.

Февральская революция 1917 г. привела к падению российского самодержавия, а вместе с ним и к прекращению выпуска монархической прессы. Пришедшее к власти Временное правительство, встав на путь буржуазно-демократических преобразований, заявило об амнистии политическим заключенным, провозгласило свободу слова, печати, декларировало другие проявления демократии. Реальное их осуществление предоставило возможность социалистическим партиям России – РСДРП, эсерам, анархистам – легализовать свою деятельность и заняться подготовкой своих изданий.

 

Новые исторические условия жизни России открыли период новейшей истории отечественной журналистики. Рассмотрение ее правомерно начинать с тех проявлений, которые дали о себе знать в российской прессе на рубеже двух веков.

 

В 90-х гг. XIX в., в условиях интенсивного развития капитализма, обострения классовой борьбы в России возросла роль периодической печати в идейно-политической борьбе, экономической, научной и культурной жизни. В 1900 г. в стране выходило 1002 периодических издания различного типа, различных направлений. Но общественно-политические органы печати составляли в них примерно пятую часть – 202 издания[1].

 

Основными центрами журналистики в конце XIX в. и до 1917 г. были Петербург и Москва, что вполне отвечало их роли в экономической, политической и культурной жизни России. В течение 1901–1916 гг. в стране выходило более 14 тыс. периодических изданий. Из них свыше 6 тыс. – в Москве и Петербурге.

 

Заметное развитие получила и региональная печать. В 1901–1916 гг. в Харькове, Нижнем Новгороде, Тифлисе, Баку, Ташкенте и многих других городах выходили газеты и журналы различных типов, официальные и частные, органы различных партий и общественных групп. Только в Киеве, Одессе, Саратове, Иркутске выходило около 1400 изданий[2].

 

В 1895–1917 гг. русская периодическая печать, с точки зрения идейно-политического направления, представляла весьма пеструю картину.

 

Большая часть периодических изданий в 1890-х гг. – начале 1900-х гг. выражала и поддерживала правительственный курс, внешнюю и внутреннюю политику царизма. К числу таких газет и журналов относились прежде всего официальные издания типа «Губернских ведомостей» и в первую очередь «Правительственный вестник». Охранительным духом были проникнуты крайне реакционные «Московские ведомости», многие частные издания, являвшиеся рупором высших слоев общества, – «Гражданин», «Новое время» и др.

 

К началу 1900-х гг. для русской печати стало характерно проникновение в прессу частного капитала, появление крупных газетных предприятий. В их числе «Русское слово», газета, издававшаяся издательским объединением И. Сытина, многочисленные «Листки», рассчитанные на вкусы непритязательного читателя. Возрастало влияние на буржуазную печать банков, трестов, которые становились держателями акций и газетных предприятий, подчинявших их своим интересам. Одним из таких изданий являлись «Биржевые ведомости».

 

И все же это была лишь часть газетного мира России, далеко не адекватная процессам, происходившим в обществе.

 

Умеренную оппозиционность русской буржуазии выражала весьма распространенная в начале XX в. либеральная журналистика: газеты «Русские ведомости», «Россия», журнал «Русская мысль» и др. Главным их идеалом являлась конституционная монархия, а реформы объявлялись единственно законным путем необходимых, с точки зрения буржуазии, преобразований.

 

В то же время в среде радикальных либералов все заметнее стало увлечение марксистскими идеями. Не остались в стороне и легальные либерально-буржуазные издания – «Новое слово», «Жизнь», «Мир божий» и др. Они пытались соединить марксизм с либеральной теорией реформирования буржуазного общества, использовать отдельные положения марксистской экономической теории для обоснования развития капитализма в России, критиковали народничество, выступали за буржуазно-демократические свободы. Так появился «легальный марксизм» – одно из течений русской либерально-буржуазной общественной мысли.

 

В 1897 г. увидел свет журнал «легальных марксистов» «Жизнь». В

Одобряювчера в 1:16|Корректировать|Это провокация|Возразить

 

Алина Витальевна

В 1897 г. увидел свет журнал «легальных марксистов» «Жизнь». В его литературном отделе ведущую роль играл М. Горький, напечатавший здесь такие произведения, как «Фома Гордеев», «Кирилка», «Двадцать шесть и одна», «Трое». Горький привлек к участию в журнале А.П. Чехова, который опубликовал одну из лучших своих повестей «В овраге». В журнале выступали также B. Вересаев, Л. Украинка. Однако в июне 1901 г. издание было закрыто властями.

 

С печатью «легальных марксистов» связано имя Петра Струве, испытывавшего в начале 90-х гг. сильное влияние марксизма. В 1899 г. Струве был одним из редакторов вновь созданного ежемесячного журнала литературы, науки и политики «Начало». К этому времени Струве – один из идеологов «легального марксизма» – переходит от идеи классовой борьбы, гегемонии пролетариата и революционного захвата власти к эволюционной концепции, делающей упор на необходимости демократических реформ, гарантирующий основные свободы и парламентскую систему государственного правления.

 

Несмотря на принципиальные расхождения во взглядах П. Струве и видных российских сторонников марксизма Георгия Плеханова и Владимира Ульянова, последние получили возможность использовать журналы «легальных марксистов» «Жизнь» и «Начало» для пропаганды революционной теории Маркса. В результате каждый из вышедших четырех номеров журнала «Начало» подвергался цензурным искажениям. Четвертый номер «Начала», в котором была опубликована статья В. Ульянова о книге К. Каутского «Аграрный вопрос», был уничтожен властями. В конце 1899 г. журнал был закрыт и все номера изъяты.

 

П. Струве, не помышлявший ранее о «великом перевороте русской жизни», был возмущен действиями царской администрации. Вскоре он выехал за границу и в Штутгарте в июне 1902 г. вместе с группой радикальных либералов основал журнал «Освобождение», который видел свою задачу в замене «произвола самодержавной бюрократии правами личности и общества». Журнал открыто заявил о своем стремлении предотвратить революционный взрыв в России и утверждал, что целью его деятельности является «конституционная Россия, постепенные реформы». Таким образом, Струве порвал с «легальным марксизмом» и полностью перешел на позиции буржуазного либерализма.

 

В октябре 1902 г. издание журнала было перенесено в Париж. Вокруг журнала в 1904 г. сложился союз «Освобождение», из которого выросла кадетская партия. В октябре 1905 г. журнал перестал выходить.

 

К началу XX в. относится организационное сплочение партии либеральной буржуазии. В 1902 г. возникло первое издание кадетского толка. Им стала либерально-буржуазная газета «Гласность», вышедшая в 1902 г. в Петербурге. С 1903 г. она стала выпускаться под названием «Русь». Ее редактором-издателем был А. Суворин, с именем которого связано также издание и финансирование других газет, стоявших на охранительных позициях: «Московский телеграф», «Русская земля», «Новое время» и др.

 

В конце 90-х гг. XIX в. в общественной жизни России возникло такое политическое течение, как «экономисты». Одним из значительных их изданий стала газета «Рабочая мысль», начавшая выходить с октября 1897 г. Она отражала мировоззрение той части рабочего класса, которая не отдавала приоритет политической борьбе. В России удалось напечатать лишь два номера «Рабочей мысли». Затем ее издание было перенесено в Варшаву, а затем в Берлин. Выходила до конца 1902 г.

 

В апреле 1899 г. в Женеве вышел журнал «экономистов» «Рабочее дело» как орган «Союза русских социал-демократов за границей». Его редактировали лидеры «экономистов» Б. Кричевский, А. Мартынов и др. Журнал очень настороженно относился к революционной теории Маркса, практически отрицая ее, и настойчиво провозглашал стихийность рабочего движения. Журнал издавался до февраля 1902 г., всего вышло 12 номеров.

 

На рубеже двух веков в оппозиционном движении России стала набирать силу российская социал-демократия. Интенсивный процесс перехода от кружковщины к формированию политических партий революционного толка отчетливо говорил о том, что российская социал-демократия вступала в качественно новую стадию

Одобряювчера в 1:17|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

Алина Витальевна

Наибольшим авторитетом и признанием в среде российских социал-демократов пользовалось так называемое ортодоксальное направление, начало которому было положено Г.В. Плехановым и его группой «Освобождение труда». Порвав с народничеством и газетой «Земля и воля», Плеханов целиком посвятил себя не только пропаганде марксизма и изданию теоретических трудов по социализму, но и созданию политической организации, призванной распространять марксизм в России. Он выпускал сборники «Социал-демократ» и «Работник», присылал из-за границы, куда эмигрировал в 1880 г., публицистические статьи и рецензии в русские легальные журналы «Новое слово», «Начало», «Научное обозрение» и др.

 

Ортодоксальное направление в российской социал-демократии получило дальнейшее развитие в деятельности Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», организованного в 1896 г. Владимиром Ульяновым. Годом раньше он встречался в Швейцарии с Г.В. Плехановым и членами группы «Освобождение труда», с целью договориться о слиянии столичных марксистских кружков с группой.

 

В 1895–1896 гг. В. Ульянов занимался выпуском подпольных «рабочих листков», готовил издание общероссийской политической газеты в России, вместе с Плехановым сотрудничал в марксистских сборниках за границей. Тюрьма (декабрь 1896 г.), а затем трехлетняя ссылка прервали эту деятельность, но в этот период им были разработаны теоретические основы революционной печати. В ссылке В. Ульянов начал подготовку марксистского теоретического журнала «Заря» и политической газеты «Искра».

 

В 1897 г. киевские социал-демократы предприняли издание нелегальной «Рабочей газеты». Вышло два номера – в августе и декабре. Плеханов положительно отзывался о газете, назвав ее «общерусским социал-демократическим органом».

 

«Рабочая газета» много сделала для подготовки I съезда РСДРП, который состоялся в марте 1898 г. Съезд утвердил «Рабочую газету» в качестве центрального органа партии. Однако сразу же после съезда восемь из девяти основателей новой партии были арестованы, а типография газеты разгромлена полицией.

 

В 90-х гг. РСДРП пыталась преодолеть кризис – на это была нацелена и деятельность выходивших в конце 90-х – начале 1900-х гг. социал-демократических изданий: «Санкт-Петербургский рабочий листок», «Вперед», «Южный рабочий». Однако они, как и «Рабочая газета», просуществовали недолго: типографии были разгромлены, а сотрудники арестованы.

 

После сибирской ссылки В. Ульянов и его соратник по Петербургскому «Союзу борьбы» Юлий Мартов эмигрируют за границу, чтобы объединиться с группой Плеханова в борьбе с экономизмом в российской социал-демократии и активно участвовать в ее организационном сплочении.

 

Важным этапом в создании партии революционного действия явился выход в декабре 1900 г. в Лейпциге газеты «Искра». Вскоре ее издание переносится в Мюнхен, затем в Лондон, оттуда – в Женеву. В редакцию «Искры» входили: Г. Плеханов, Ю. Мартов, П. Аксельрод, А. Потресов, В. Засулич, В. Ульянов-Ленин (псевдонимом Ленин В. Ульянов стал пользоваться с 1901 г.). Сначала все они были соредакторами газеты, но вскоре функции главного редактора перешли к Ленину.

Одобряювчера в 1:18|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

Алина Витальевна

«Искра», став первой общерусской политической газетой, сыграла исключительную роль в идейно-политическом и организационном оформлении разрозненных социал-демократических комитетов и групп, в созыве в 1903 г. II съезда РСДРП. Программа и Устав партии, обсуждавшиеся на страницах «Искры», основывались на марксистской концепции классовой борьбы пролетариата и пролетарской революции, обеспечивающей установление диктатуры пролетариата. Своей программой-максимум РСДРП провозглашала построение бесклассового коммунистического общества. Ведущими публицистами газеты были: В. Ленин, опубликовавший здесь более 50 статей, Г. Плеханов, перу которого принадлежит свыше 40 статей, рецензий, заметок, Ю. Мартов, политическая судьба которого очень скоро превращает из единомышленника Ленина в его оппонента, А. Потресов и др.

 

И в процессе обсуждения основных документов партии, и в период работы съезда, и внутри только что созданной партии наметились глубокие тактические разногласия, которые касались и вопросов движущих сил революции, их союзников, и членства в партии. Возникшие противоречия между лидерами партии В. Лениным, с одной стороны, и Г. Плехановым, Ю. Мартовым и их сторонниками – с другой, привели к внутрипартийному расколу, образованию двух фракций, фактически двух партий – большевиков и меньшевиков.

Одобряювчера в 1:18|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

Алина Витальевна

Небывалый подъем революционного движения в России в начале XX в. привел к бурному развитию легальной периодической печати. Складывавшаяся система включала в себя различного типа издания: общественно-политические, специальные, отраслевые, профессиональные, сатирические, иллюстрированные, научные и научно-популярные, информационные, массовые, религиозные, детские и юношеские и др. Только во время революции 1905–1907 гг. в России было основано около 1500 общественно-политических органов[4].

 

Именно такого рода газеты и журналы выражали интересы общественных классов и политических партий, оказывали идейное, политическое, психологическое и организационно-практическое воздействие на социально-экономическую и духовную жизнь народов России.

 

Первая российская буржуазно-демократическая революция привела в движение все слои общества, рождая общественно- политические предпосылки легализации социалистической журналистики. Поражение в войне с Японией не только усилило недовольство в массах, но и посеяло панику в придворных кругах. Законосовещательная булыгинская Дума не дала желаемых результатов.

 

Сентябрьская забастовка 1905 г., а затем октябрьская Всероссийская политическая стачка вынудили правительство пойти на уступки бастующим. Все шло к тому, что царское правительство вынуждено было дать свободу печати, собраний и союзов.

 

17 октября 1905 г. провозглашается Манифест, предоставлявший значительные политические свободы.

Манифест провозглашал и предоставлял политические права и свободы, такие как: свобода совести, свобода слова, свобода собраний и свобода союзов.

 

В результате принятия манифеста Императором были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали первой российской конституцией.

Возвестивший о начале буржуазного конституционализма, Манифест легализовал деятельность всех политических партий и одновременно способствовал формированию политических партий правительственного лагеря.

 

Ядро демократического лагеря, существовавшего к моменту принятия Манифеста 17 октября, составляли немногочисленные нелегальные политические партии. Однако с началом революции в этот лагерь влилось массовое рабочее и крестьянское движение. В демократическом лагере действовали различные силы. Их пресса отражала существовавшие серьезные программные и тактические разногласия, но провозглашала и общие цели: ликвидация самодержавно-феодальных пережитков, решение аграрного вопроса.

 

Лозунги, объединявшие интересы всех демократических сил, стали ведущими в легальной периодической печати социалистических партий России, возникшей после Манифеста 17 октября 1905 г.

Отредактировал администратор, вчера в 23:52.

Одобряювчера в 1:19|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

Алина Витальевна

Характер меньшевистской журналистики особенно ярко проявился в легальных изданиях, основанных в конце 1906 – начале 1907 г. Речь идет о газетах «Наше дело», «Невский вестник», «На очереди» и др. Критическое отношение меньшевиков к марксистской теории, к революционным пролетарским идеям и принципам проявилось в их взгляде на марксистскую концепцию пролетарской революции. Г. Плеханов, П. Аксельрод, Ю. Мартов и другие меньшевистские теоретики, идеологи, публицисты не отрицали, что первая российская революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Но при этом они критически относились к экономической сущности революции 1905–1907 гг. Вопреки Ленину они не признавали за пролетариатом роли гегемона революции в силу ряда и объективных и субъективных причин. Выступая в легальной прессе, меньшевики обвиняли Ленина и большевистские издания в ревизионизме марксизма.

 

В меньшевистских газетах выступал и Л. Троцкий, порвавший с большевиками. Он выдвинул свою теорию парламентской революции, которая фактически отрицала буржуазно-демократическую революцию как необходимый этап развития революционного исторического процесса. Это противоречило марксистско-ленинской концепции непрерывности революции. По мнению Ленина и большевистской газеты «Пролетарий», это была крамола, отступничество от теории К. Маркса.

 

Главное усилие меньшевистской печати было направлено на то, чтобы укрепить в сознании российской социал-демократии меньшевистское понимание характера буржуазно-демократической революции, ее движущих сил и конечных целей.

Одобряювчера в 1:20|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

Алина Витальевна

Книжно-газетное издательство концерна А. Суворина положило начало огромному количеству справочных изданий. Кроме того, оно выпускало газеты «Новое время», «Московский телеграф», «Русское знамя», «Земледельческую газету», журналы «Исторический вестник», «Наборщик и печатный мир». Другим крупным издательским объединением России являлось издательство И. Сытина. Оно также выпускало большое количество периодических изданий, охватывающих интересы различных групп читателей: журналы «Вестник спорта и туризма», «Вестник школы», «Вокруг света», «Для народного учителя», «Заря», «Модный журнал», «Нужды деревни» и др., газеты «Правда Божия», «Русская правда» и др.

 

В этой массе периодических изданий крупнейшим было «Русское слово», вышедшее в 1895 г., фактическим редактором его долгие годы оставался известный «король фельетонов», театральный критик В. Дорошевич. Он сумел придать газете, владельцем которой был Сытин, серьезный тон, осведомленность, абсолютную самостоятельность. Буржуазно-либеральная направленность «Русского слова» была очевидной, оно было оппозиционным, но при этом не выражало интересы той или иной партии. Газета замалчивала вопросы политической борьбы, но касалась самых злободневных вопросов социальной жизни, оперативно отражая все текущие события. Благодаря хорошо и четко налаженной работе своих корреспондентов, «Русское слово» снискало себе славу «фабрики новостей». По форме и направлению газета представляла собой в определенной степени синтез, с одной стороны, бульварной прессы, с другой – буржуазно-респектабельного издания, которое всегда осторожничало и чутко прислушивалось к происходящим событиям.

 

Во второй половине 1907 г. полностью спала революционная волна. 3 июня 1907 г. II Государственная дума была разогнана, все социалистические партии России объявлены вне закона.

 

Между двумя буржуазно-демократическими революциями социалистические партии России находились на нелегальном или полулегальном положении, испытывая огромные трудности с изданием своей периодики.

Одобряювчера в 1:22|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

Анна Бурячок

Не по плану снова...

Я добавлю, что нашла:

Медовым месяцем свободы печати» называли современники короткий период между 17 октября, когда был принят Манифест, до 24 ноября 1905 г., когда появились «Временные правила о печати», регулировавшие положение прессы рамками закона. За неполных два десятка лет русские газеты и журналы пережили революцию 1905 г., годы реакции, когда административные кары, приостановки и аресты сыпались, как из рога изобилия, общественный подъем 1910–1912 гг., начавшуюся в 1914 г. Первую мировую войну, Февральскую революцию 1917 г., положившую конец самодержавию в России, и, наконец, большевистский переворот 25 октября 1917 г., после которого в течение года были закрыты практически все старые русские периодические издания.

«Россия» вышла в апреле 1899 г. Инициаторами ее создания стала группа сотрудников «Нового времени» во главе с А.В. Амфитеатровым, порвавшая отношения с А.С. Сувориным. Они хотели создать орган периодики, который смог бы противостоять влиянию «Нового времени». Газета «Россия» появилась как издание альтернативное суворинской газете. Редактором стал Г.П. Сазонов. В молодости, по слухам, он был близок к Желябову, в 1903–1905 гг. участвовал в различных левых газетах, но после 17 октября примкнул к Союзу русского народа, впоследствии имел влияние на Г. Распутина, редактировал газету «Голос земли», которую Распутин поддерживал[55]. В «России» Сазонов сотрудничал в период «левых» увлечений.

«Россия» имела хорошую материальную базу. Московские купцы во главе с С. Мамонтовым собрали по подписке капитал в 180 тыс. рублей, но Сазонову эти деньги не дали. Ведение дел в газете было поручено зятю С. Мамонтова – финансисту М.О. Альберту, который истратил на газету еще 120 тыс. собственных средств. Во все уголки страны были отправлены уполномоченные для сбора подписки.

«Россия» быстро завоевала симпатии читателей. Это заставило Главное управление по делам печати внимательно присмотреться к газете. В докладе министра внутренних дел Сипягина царю содержится интересная, сделанная на основе наблюдений внимательного и умного цензора характеристика газеты: «Газета представляет собой новый для России тип повременного издания (выделено мной. – С.М.), который весь свой успех основывает на бойких и сенсационных фельетонах, авторами коих были наиболее популярные в этом роде газетные сотрудники Амфитеатров и Дорошевич. Публика обыкновенно с нетерпением ждала этих фельетонов, и №№ “России”, в которых они появлялись, раскупались нарасхват. Таким образом, не устойчивые читатели, а улица составляла цель издания и последняя поддерживала и обусловливала характер газеты»[56].

В этом отзыве речь идет не о «вредном» направлении газеты, что всегда было характерно для цензорских характеристик, здесь отмечено главное своеобразие «России» – ее тип, новый для русской журналистики. По мнению авторов доклада, этот тип отличался от остальных двумя основными чертами: своеобразием аудитории («улица») и особой манерой подачи материала (бойкие, сенсационные фельетоны в основе всех публикаций). Расчет на «улицу», на купившего газету прохожего, а не на постоянного подписчика предполагал широкую розничную продажу, которая входит в обиход именно с появлением массовых газет на рубеже XIX и XX вв.

«Россия» имела большой успех перед первой русской революцией, когда повысился интерес к общественным проблемам, публика с восторгом принимала любое критическое выступление печати, тем более облаченное в блестящую литературную форму. После октября 1917 г. известный театральный критик и журналист А.Р. Кугель в своих воспоминаниях так писал о «России»: «Она была еще развязнее, чем “Новое время”, еще бойчее, и в то же время будто бы была газета либеральная»[57].

Газета «Россия» осталась в памяти у современников и потомков как «амфитеатровская» не только потому, что надо было как-то отъединить эту газету от правительственной «России», выходившей позже, но и потому, что фельетон А.В. Амфитеатрова «Господа Об-маповы», как было сказано выше, стал причиной большого скандала и закрытия газеты.

Одобряюсегодня в 0:05|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

Анна Бурячок

А.В. Амфитеатров – сын протоиерея московского Архангельского собора закончил юридический факультет Московского университета, но юриспруденцией заниматься не стал, а поступил в Тифлисский оперный театр вторым баритоном. Начав писать в тифлисском «Новом обозрении» рецензии, втянулся в журналистскую работу. Шесть лет он сотрудничал в суворинском «Новом времени» в качестве московского корреспондента. Ушел от Суворина с большим скандалом, о чем издатель с горечью писал в своем «Дневнике». После «России», вернувшись из Минусинска, куда был сослан за фельетон, Амфитеатров участвовал в не менее нашумевшей газете старшего сына А.С. Суворина – А.А. Суворина – «Русь», где собрались сотрудники, ушедшие из «Нового времени». Там он печатал сатирические сказки и сатирические стихи («стихиры»). Еще раз побывал в короткой ссылке в Вологде за статью в защиту студентов Горного института, обвиненных в прояпонских настроениях. В 1905 г. уехал в Париж, где провел 10 лет. За границей издавал журнал «Красное знамя», в России пытался воссоздать некое продолжение некрасовского «Современника» под тем же названием и с тем же демократическим направлением. В последние годы писал в основном повести и большие романы, в том числе даже фантастические. З.Н. Гиппиус, умный и беспощадный критик, спрашивала в одной из своих статей: «Кто он? Беллетрист? Критик? Публицист? Хроникер? Репортер? На каждый вопрос приходится ответить нет, а на все вместе – да»[58].

В «России», кроме фельетонов, он публиковал статьи о свободе печати, сатирические сказки, в которых причудливо переплетались сказочная символика, привычные газетные обороты с публицистическим стилем. В «стихирах», используя форму торжественных церковных песнопений, он высмеивал царских чиновников и российские события

Одобряюсегодня в 0:06|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

Анна Бурячок

Фельетон «Господа Обмановы», первая часть которого была опубликована в «России», а вторая вместе с первой вышла отдельной книгой в 1905 г. в Берлине, высмеивал царскую семью. Очень прозрачные имена и фамилии – Никандр Алексеевич, Марина Филипповна, Горевозцев и другие – позволяли безошибочно узнать прототипов: Николая I, императрицу Марию Федоровну, Победоносцева, Александра II и Александра III и самого царствующего императора. Сатира была злая, но очень остроумная, и узнавший себя в Нике-Милуше Николай II не смог сдержать негодования. Газету закрыли, редактора и автора отправили в ссылку. Амфитеатров стал известен всей России.

Коллеги фельетониста по газетному цеху задавались вопросом, на что рассчитывал А.В. Амфитеатров, отдавая фельетон в печать, ведь он не мог не осознавать риска и для себя, и для газеты. Вот что записал в «Дневнике» А.С. Суворин со слов своего сына – Михаила, встречавшегося с фельетонистом накануне: «Он (Амфитеатров. – С.М.) вечером приехал из Пскова, где написал фельетон, отправил его в редакцию и сказал: “Вероятно, не напечатают. Это будет третий фельетон, который отвергается. По крайней мере, не скажут, что я ничего не делаю”. Утром он увидел фельетон напечатанным и сказал: “Не догадались”. И был все время весел и доволен»[59]. Возможно, Амфитеатров надеялся, что и царь «не догадается» или сделает вид, что не догадался, чтобы не раздувать скандал. Но эти надежды не оправдались.

Как всегда, было много слухов. Одни обвиняли Амфитеатрова в том, что он решил погубить газету, которая предпочитала печатать Дорошевича, а не его. Другие считали виноватым Суворина, который будто бы заплатил фельетонисту огромные деньги, чтобы он способствовал закрытию газеты-конкурента. Суворин в «Дневнике» это с негодованием отрицал. В предисловии к изданным в Берлине первой и второй частям фельетона говорилось о том, что это начало сатирического романа, высмеивающего царскую семью, которая давно перестала быть семьей Романовых, превратившись после Петра III в Династию Готторпов. Однако роман так и не был написан.

Одобряюсегодня в 0:07|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

Анна Бурячок

«Россия» была закрыта, по напуганное Главное управление по делам печати не спускало глаз с газет «для улицы». В 1904 г. в докладной записке В.К. Плеве императору было доложено о закрытии газеты «Русская земля» «ввиду враждебного направления». Несмотря на то что газета принадлежала П. Матвееву, долгое время состоявшему цензором Санкт-Петербургского цензурного комитета, известному своим сотрудничеством с «Московскими ведомостями», т.е. человеку абсолютно лояльному, правительственных чиновников испугало, что среди сотрудников новой газеты были участники закрытой «России». «Вполне вероятно, – писали авторы доклада, – что “Русская земля” будет представлять собой тот же тип газеты, что и прекращенная в 1902 г. “Россия”. На докладной о закрытии газеты – резолюция красными чернилами, вероятно, принадлежащая царю: “И отлично”»[60]. Так что, не только направление, но и тип газеты рассматривался теперь при разрешении выхода нового издания.

Одобряюсегодня в 0:07|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

Анна Бурячок

К 1913 г. почти треть системы русской журналистики составляли тонкие еженедельники – компромиссный тип журнального издания, в наибольшей степени отвечавший задачам прессы в сложный период войн и революций. Тонкий еженедельный журнал соединял в себе черты ежедневной газеты и толстого ежемесячника. Еженедельный выход позволял быстрее, чем журнал «обычного русского типа», откликаться на события. В то же время гораздо больший, чем у газеты, объем и возможность дольше готовить и обдумывать материал давали еженедельнику то преимущество «обобщающего освещения», которым гордились толстые издания. Развитие технических возможностей позволило еженедельному журналу ввести в состав номера как обязательный компонент иллюстрации. Еженедельник как тип периодики издатели выбирали для самых разных целей: для семейного чтения, для самообразования, для популяризации науки, для разных аудиторий, например женской и детской.

Примеры еженедельников:

«Нива».

«Вокруг света».

«Природа и люди».

Одобряюсегодня в 0:10|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

Анна Бурячок

И "Новое время":

Первой информационной газетой в России стало «НОВОЕ ВРЕМЯ» под руководством А.С. Суворина. На протяжении 36 лет это была самая влиятельная русская газета, с мнением которой считались правительственные чиновники, министры, его должны были учитывать даже оппозиционно настроенные круги русского общества. Исследование деятельности газеты – дело очень трудное, потому что «Новое время» дружно ругали современники, в последующие десятилетия, в советское время, негативное отношение к газете и ее издателю резко усилилось.

Пущенная в оборот М.Е. Салтыковым-Щедриным в начале 80-х годов XIX в. язвительная кличка «Чего изволите?» намертво прилипла к газете. Самого Суворина сатирик называл «флюгером», ему в вину ставилось «искательство» перед сильными мира сего, поддержка самодержавия, охранительство и т.д.

Существует некий феномен и издателя, и его газеты. О нем писал, например, К.К. Арсеньев – обозреватель, а впоследствии редактор «Вестника Европы», человек, которого называли совестью русской журналистики. «Все ругали беспринципное и “откровенное” “Новое время”, но все читали бойкую, живую, интересную и полную газету, так что в 6 часов вечера на Невском ни у одного газетчика нельзя было найти сегодняшнего номера, хотя газета печаталась одновременно в двух больших типографиях в небывалом для русской печати количестве экземпляров»[17]. Итак, все ругали, но все читали, и не только читали, но пытались подражать суворинскому изданию или создавали новые газеты в противовес «Новому времени».

Но прежде чем говорить о самом «Новом времени», надо сказать о его редакторе-издателе А.С. Суворине – личности противоречивой, неординарной и не оцененной в полной мере ни современниками, ни исследователями советского периода. На протяжении 80 лет после 1917 г. отрицательные оценки Суворина были заданы статьей В.И. Ленина «Карьера», опубликованной в «Правде» в 1912 г. по поводу смерти издателя «Нового времени».

Одобряюсегодня в 0:13|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

Анна Бурячок

В течение полувека имя А.С. Суворина было одним из самых заметных в русской журналистике. В 1862 г. бывший офицер, потом сельский учитель приехал в Петербург, обремененный большой семьей, без средств к существованию. Он начинал как памфлетист, его публикации в газете «Санкт-Петербургские ведомости», арендатором которой тогда был В.Ф. Корш, историк литературы С.А. Венгеров характеризовал как «лучшие опыты русского политического фельетона». Из-за статей Незнакомца – псевдоним А.С. Суворина – издатель потерял право на аренду газеты (кстати, впоследствии разбогатевший Суворин выплачивал престарелому В. Коршу пенсию).

Эволюция взглядов Суворина не типична для большинства русских общественных деятелей. Это путь «слева – направо», от либерализма, традиционного для передовой части русского общества во времена Незнакомца, через разочарование в радикальных способах переустройства жизни к проповеди идей государственности, охранительству и даже к заступничеству за черносотенцев после первой русской революции. В одной из последних записей 1907 г. в «Дневнике» А.С. Суворин объяснил свой выбор: «Чем дольше живет человечество, тем менее в нем простору и успеха насилию. Разумная свобода достигается трудно, не по приказу, не в короткий срок, не насильственным ускорением истории. Нужны настойчивые продолжительные усилия и труд... борьба силой просвещения – единственно надежным путем»[21]. Можно не соглашаться с этим утверждением, но полувековое активное участие в жизни России в самое сложное для страны время дало право умудренному жизненным опытом человеку такой вывод сделать.

А.С. Суворин в 1874 г., после вынужденной продажи В.Ф. Коршем «Санкт-Петербургских ведомостей», остался не у дел. В это время он был известным журналистом и писателем с устойчивой репутацией либерала. «Когда Трубников предложил мне купить “Новое время”, я конечно колебался, – вспоминал издатель, – потому что не было денег и взять их было неоткуда. Некрасов приходил ко мне... и говорил, чтобы я не отказывался, но денег все-таки не было»[23]. Деньги помог достать поэт В.И. Лихачев. С 1876 г. А.С. Суворин начал главное дело своей жизни – издание газеты «Новое время».

Приступая к работе, опытный журналист хорошо представлял, какую именно газету он хотел издавать. Еще в 60-е годы XIX в. в одном из писем к М.Ф. Де-Пуле Суворин отмечал, что «только политические события увеличивают тираж газеты да еще хорошая летняя погода». Будущий издатель понял, что та газета, которая «заводит себе корреспондентов в Париже, Вене, Лондоне вместо того, чтобы завести их в Киеве, Воронеже, Саратове и проч.» наверняка прогорит, так как «в настоящее время особенно дороги провинциальные корреспонденты»[24]. Таким образом, основное внимание газета должна была уделять, по планам Суворина, политическим событиям в провинциальной жизни России.