Содержание
Введение
Традиционный быт удмуртской семьи
Система отношений в традиционной удмуртской общине
Заключение
Список литературы
/>
Введение
Данная тема показалась мне интереснойс точки зрения
территориального разграничения нации в современной России.Удмуртия
занимает небольшую площадь Российской Федерации.
Удмуртскаянациональность относится к финно-угорской языковой семье,
являясь ее пермскойветвью, куда относятся также коми и пермяки.
Проживая на территории Удмуртии,не все жители данного региона имеют
представление о ее коренных жителях. Мнехотелось посмотреть и
изучить некоторые вопросы удмуртской нации.
Предметом нашего исследования будетсама национальность. Объектом
исследования – процесс формирования семьи исемейного быта
удмуртской нации.
Хронологические рамки исследования.Основное внимание уделено
семейному быту конца XIX — начала XXвека, но чтобы разобраться в
этом вопросе, необходимо увидеть истоки, основумиропонимания
удмуртов.
Территориальные рамки. Вниманиеуделено территории современной
Удмуртии.
Цель работы. Исследование семейного бытаудмуртов и анализ
формирования семейно-общинного мироустройства.
Достижение данной цели предполагаетрешение следующих задач:
1. Ознакомиться
сбытом удмуртской семьи;
2. Посмотреть
навременные и пространственные представления удмуртов и найти
влияние этихпредставлений на семейный быт нации;
3. Дать оценку
сознаниюи мировоззрению современного удмурта.
Для написания данной работы потребовалосьизучение большого
количества опубликованных источников, отдельно хотелось бывыделить
результаты работы следующих авторов: Шкляев Г.К., Владыкин
В.Е.,Христолюбова Л.С., Никитина Г.А., Гришкина М.В. Внимание этих
исследователейэтнографии удмуртов, их быту, семейным отношениям,
костюму. Вопросы удмуртскойэтнографии изучены учеными в достаточном
объеме, о чем говорит количествоисточников для данной работы.
Моя работа посвящена семье исемейному быту удмуртов в конце XIX —
начале XX века. Эта тема мне кажетсяинтересной с точки зрения
современного понимания удмуртской национальности. Всвоей работе я
попыталась выявить основные вопросы, которые ставятисследователи
культуры, и сделать выводы по данной теме.
Это исследование может быть интереснодля преподавателей
краеведения, учителей истории, а также для людей,интересующихся
этнографией родного края.
/>Традиционныйбыт удмуртской семьи
Жилище. Одним из основных элементов культурыявляется жилище. В
развитии его конструктивных особенностей определяющимявляется рост
производительных сил. Как известно, среди удмуртов достаточношироко
феодальные отношения стали развиваться еще в XIV-XVIвв., когда
территория их расселения попала под влияние Булгарского
государстваземледелие заняло главное место в хозяйстве края.
Это неизбежно повлекло и изменения в другихсферах жизнедеятельности
победа зернового хозяйства привела к изменениям вструктуре питания,
что повлекло за собой перемены и в жилищном комплексе. Кэтому
периоду (XIV-XVI вв.) относится появлениекраеглинобитной печи для
выпечки хлеба. Появление ее стало толчком длядальнейшего развития
жилища.
С развитием хозяйства стали строитсяотдельные строения, в которых
функционировала хлебопекарная печь, впоследствии этипостройки
приобрели черты жилища типа «изба». Taким образом, с XV в.
удмуртское жилище, состоявшееранее из комплекса «куа + клеть»,
приобрело вид «изба + клеть + куа»,в котором куа сохранила роль
летнего жилья и места отправления семейного культа.Оформился
традиционный набор построек на усадьбе, сохранившийся до XXв.
С развитием хозяйства и ростомзначения избы в жилищном комплексе
происходило параллельное ослабление хозяйственнойзначимости куа —
происходило ее функциональное истощение, улучшилиськонструктивные
особенности. Регресс куа связан и с тем, что религия
удмуртовпреследовалась властями, что затруднял ее дальнейшее
конструктивное иархитектурное видоизменение. К избе перешли и
некоторые сакральные свойства,ранее ей не приписываемые.
Крайне мало материалов,характеризующих внутреннее убранство жилищ
удмуртов XVII-XVIIIвв.Но несомненно, что уровень домостроительства,
основанный на древних традициях, былдостаточно высоким. По мнению
ученых, в этот период для всех финно-угорских народовбыл характерен
потолочный дымоволок, круглая дымница, печь, обращенная устьем
кбоковой стене избы или к двери и отсутствие окон.
Большинство исследователей говорят отом, что практически все избы
были курные. Так описывает удмуртскую усадьбу всвоей работе Шкляев
Г.К.: «Высота помещения достигала 3-5 метров, дым выходил
впомещение и держался выше головы взрослого человека, не мешая ему
находиться впомещении. Стены и бревенчатый потолок не имели никакой
отделки. Пол настилалсяиз бревен, отесанных наполовину. В
противоположном от печи углу стоял стол.Вдоль стен устраивались
массивные широкие лавки, а также полки. По углам, кромепереднего,
строились нapы; у южных удмуртов под влиянием соседнего
татарскогонаселения нары сооружались вдоль всей передней стены.
Подвижной мебели былоочень мало: стол, стул, редко шкаф для посуды.
Посуда и инвентарь,употребляемые в хозяйстве, изготовлялись из
липы, березы, лыка и бересты самимикрестьянами. Использовались
гончарные изделия. Стеклянная посуда получилараспространение после
строительства в 1845г. Сюгинского стеклозавода
Крестьянские жилища были очень тесны.Изба служила также и
мастерской, где изготовляли и ремонтировали
сельскохозяйственныйинвентарь. Зимой в избе содержались мелкий скот
и домашняя птица».
Важную функцию в жилом комплексевыполняла клеть. Обычно они были
двухэтажными; первый этаж использовался дляхранения продуктов,
второй служил летним жильем. Здесь же хранились одежда иинвентарь,
связанный с женским трудом. Женщины здесь были
полновластнымихозяйками. Весьма вероятно, что двухэтажные клети
удмурты строили уже в IX в; их конструктивные ифункциональные
особенности очень близки с аналогичными постройками
древнихфинно-угорских народов, а также скандинавов. Это дает
некоторое основаниепредполагать определенное скандинавское влияние
(через посредствоприбалтийско-финских народов) на развитие этих
построек у восточных финнов, втом числе и удмуртов.
Одежда. С развитием производства изменениямподвергается и одежда.
Исследователи народной одежды удмуртов отмечают, что втрадиционном
костюме удмуртов выявляются северный и южный комплекты.
АтамановИ.Г. и Лебедева С.Х. пишут о типах одежды удмуртов:
«Наиболее древним типом,сохранившим черты древнейших типов одежды
пермских народов, был северный.Основу его составляла рубаха из
белого домотканого холста туникообразногопокроя, богато украшенная
вышивкой. Рубаха такого покроя бытовала у всехсеверных удмуртов.
Обычно ее носили в паре с распашным кафтаном, кроившимсятакже как и
рубаха, но с отложным воротником и рукавами, имевшими
продольныйразрез на плече, через который продевался вышитый рукав
рубахи. Полы, воротниккафтана богато украшались вышивкой, иногда к
ним пришивали бусы, мелкие монеты,раковины каури. Кафтан данного
типа имеет большое сходcтвo со свободнымкафтаном завятских удмуртов
(крайняя южная группа удмуртов); короткие рукава — рудимент длинных
ложных рукавов. Родство в одежде южных и северных
удмуртовобъясняется их единой этнической основой, восходящей к
ананьинскому населению. Неотъемлемойчастью женского наряда были
нагрудники, сплошь вышитые шелком, закрывавшиегрудной разрез у
замужних женщин, а также передники. Большим разнообразиемотличались
женские головные уборы. Самым распространенным у девушек
былахолщовая шапочка, обшитая кумачом и монетами. Замужние женщины
носили так называемыеголовные полотенца, концы которых украшались
вышивкой и которые надевалисьповерх платка. В праздничный наряд
женщин входило значительное количествоукрашений из бус, бисера,
раковин каури; монет и т. д. Наиболее распространеннойобувью были
лапти».
Южно-удмуртские комплексысформировались под влиянием степных
скотоводческих культур. В этих типахсохранились древние элементы,
берущие начало с ананьинской эпохи. В болеепозднее время на них
отразилось влияние материальной культуры булгар, затемтатар и
башкир. Как и у северных удмуртов, одежда шилась туникообразного
покрояиз одного цельного куска белого полотна, перегнутого в
плечах. К бокампришивались два скошенных клина также из белой
домотканины. Поверх рубахинадевали вышитый нагрудник прямоугольной
формы, в его декоративном оформлениииспользовался и позумент.
Поверх рубахи надевали распашной кафтан. Женские фартуки,в отличие
от северно-удмуртских, шились с высокой грудкой.
Разнообразием отличались головныеуборы: они состояли из налобной
повязки головного полотенца, конусообразногоберестяного головного
убора (айшон) высотой до 35 см с платком-покрывалом. Девушкиобычно
носили платки и налобные повязки, сочетавшиеся с головным
полотенцем.Украшения южных удмурток состояли из серебряных изделий,
разнообразных жетонов,накладок, подвесок; широко были
распространены шейные украшения и чересплечныеповязки, браслеты,
серьги, У девушек — накосники.
Мужская рубаха также шилась из белогохолста, носили ее навыпуск,
подпоясывая узорным плетеным поясом или кожаным ремнем.Традиционным
головным убором был колпак цилиндрической формы, сшитый издомашнего
сукна. В XIX в. получилираспространение валяные шляпы с полями.
Одежда удмуртов, как северных, так июжных, различалась по возрасту,
семейному положению, по функциональномуназначению.
Пища. Особенности природно-экологическойсреды, хозяйственной
деятельности и уровень ее развития, межэтническоевзаимодействие
находили отражение в народной традиционной пище. Основу
традиционногопитания удмуртов составляли зерновые продукты, они
входили в большую часть блюднародной кухни. С вхождением в состав
Русского государства главную роль средизлаковых заняла озимая рожь.
Именно в это время произошел переворот в питании:пресные лепешки
заменены квашеным хлебом. Хлебные изделия были оченьразнообразны, к
числу наиболее древних относятся печенье в форме колобков,коржей,
небольших хлебцев, лепешки из кислого теста, а также хлебцы из
овсяноймуки. Популярны были пельмени, судя по названию имевшие
общепермскоепроисхождение.
Среди незерновых преобладала репа,бывшая полевой культурой. Широко
культивировались горох, редька, капуста, морковь,лук. В пищу
применяли семена масличных растений (конопля, лен). Добавлением
кповседневному столу служили и дикорастущие травы, грибы, ягоды,
орехи.Картофель получил распространение в Удмуртии лишь на рубеже
XIX-XXвв., ранее культивировался эпизодически.
Из животноводческих продуктовиспользовались в основном говядина,
баранина и свинина, редко конина. Однако всилу невысокой
производительности хозяйств, мясные продукты занималинезначительное
место в рационе. Распространенным способом заготовки мяса впрокбыла
засолка в желудке зарезанного животного, а также в длинных
холщовыхчулочках. Молочные продукты также редко употреблялись в
будни, из них готовиласьпраздничная и обрядовая пища. Большинство
продуктов подвергалось тепловойобработке, однако у удмуртов
отсутствовала традиция приготовления блюдпосредством жарения.
Сладости в удмуртской кухне занималинезначительное место, продукты
питания для них изыскивались в собственномхозяйстве: брюква, репа,
конопля. Довольно широко использовался мед, ульи практическибыли в
каждом хозяйстве, у некоторых их количество достигало более
сотни.Продолжало бытовать и бортевое пчеловодство. Довольно большое
место в рационепитания занимали продукты охоты и рыболовства. Мясо
дичи (в основном белки,зайца) заготавливали в большом количестве,
их запекали целиком, добавляли всупы и каши. Мелкую дичь и птицу
сушили и размалывали в порошок./>Системаотношений в традиционной
удмуртской общине
Организующим началом в духовной жизникрестьян стали община и семья,
так как сами эти институты былиполифункциональны по социальной
сущности. Семья не только выполняла собственносемейные функции
(брак, воспитание детей, родственная общность, единствобюджета и
прочее), но являлась первичным и основным
производственнымколлективом. В общине объединялись функции
производственного коллектива,соседской и конфессиональной общности,
административной единицы. В нейпроисходило удовлетворение не только
материальных, но и духовных потребностейобщинников.
Вполне достоверных документальныхсведений, по которым можно было бы
судить об общине, а, следовательно, и обобщинном быте удмуртов в
XV-XVI вв., у нас нет. Наиболее ранние типысоседской общины
удмуртов, известные нам, это община – доля у северных удмуртови
сотенная организация — у южных. И сотня, и доля решали все наиболее
важные вжизни крестьянства вопросы: раскладку податей, посылку
челобитчиков в различныеинстанции, выбор сотников, старост,
целовальников, сборщиков податей и т. д. 3десьже на мирских советах
на основе обычного права решались вопросы, связанные схозяйственной
и бытовой жизнью крестьянства, совершался суд по делам о
мелкихкражах, ссорах, драках, взаимоотношениях между супругами. В
отличие от мирскихсходов северной доли, мирские советы на юге
Удмуртии строго регламентировали иконтролировали все поземельные
дела. Община отводила определенный участоккаждому крестьянскому
хозяйству согласно размерам его тягла и числу мужскихдуш; покушение
на общинные угодья со стороны ее членов без санкции мирскихвластей
строго преследовалось. В деревне существовал выборный аппарат
крестьянскогоуправления. Мнение и слово стариков в общественном
быту удмуртов были особенновесомыми в силу традиционности всего
общественного уклада. Огромнуюрегулирующую роль в соблюдении норм
деревенского общежительства игралообщественное мнение, а также
крестьянский суд, основывавшийся на обычном праве.Удмуртское
крестьянство даже в позднефеодальный период довольно четко
сохранялопредставления о принадлежности к определенным родовым
группам (воршудам) ипомнило их названия (Можга, Поска, Венья и
т.д.). О былом родовом единствесвидетельствовали родовые кладбища,
родовые моления, единые бортные пятна,тамги, которыми помечались
лесные делянки, прясла полевых изгородей, бортныедеревья,
сельскохозяйственный инвентарь.
На всем протяжении феодальногопериода в удмуртских общинах
полновесно и активно функционировал один изтрадиционных
общественных институтов — крестьянская взаимопомощь. С
помощьюпомочей выполнялась жатва, сенокос, вывозка навоза, битье
глиняных печей, строительстводома и других хозяйственных построек;
формой коллективной взаимопомощи являлись«супрядки», весеннее мытье
изб, мытье пряжи и т. д. Помочи игралисущественную хозяйственную и
нравственную роль, как одна из форм коллективныхработ, где
вырабатывались, закреплялись и передавались в
межпоколеннойтрансляции производственные приемы и навыки,
происходил обмен эмпирическимизнаниями и наблюдениями. Общественное
мнение на помочах выделяло лиц, наиболееуспешно овладевших тем или
иным приемом, осуждало и высмеивало неловкость,небрежность или
неприемлемые новшества. Здесь складывались этика
крестьянскоготруда, формировались и закладывались нормы
общежительства. Можно сказать, чтопомочи были формой народного
эстетического воспитания и приобщения к разнымвидам народного
творчества (как в процесс е труда, так и в пиршестве посленего):
музыкальному, устному, хореографическому. В вопросах воспитания
молодежив деревне действовал неписаный моральный кодекс, правила
которого вобщественном быту внушались с раннего возраста. От детей
и молодежи требовалосьполное послушание, вежливость,
исполнительность. Быть, как все, не выделятьсясреди других,
почитать взрослых, проявлять долготерпение и выносливость —
вотнемногие из заповедей, красной нитью проходящие через народную
педагогикуудмуртов. При встречах на улице со взрослыми молодежь
была обязана здороватьсяпервой, первыми кланялись и богатому.
Крепко сохранялись традициигостеприимства. Общественное мнение
осуждало отступления от установившихсяобычаев.
Социально-психологическое давление общины на личность проявлялось
вполной мере.
Общественный характер носило вдеревне и проведение досуга.
Население общины делилось на половозрастные группы,каждая из
которых проводила досуг по-своему. Подчиняясь воле старших
вхозяйственных делах, в свободное от работы время молодые люди были
довольносвободны.
Летом — «улица» или хоровод (в широком смысле
этогопонятия, включающего весь комплекс молодежных развлечений под
открытым небом),а зимой — посиделки (с работой и праздничные) были
для всей молодежи школойприобщения к богатым истокам народной
культуры: музыке, фольклору,хореографическому и театральному и даже
изобразительному, если учесть, что художественнаяотделка
праздничного наряда выполнялась самими девушками и подвергалась
оценкена этих встречах. Повседневными домашними делами
распоряжалась жена главы семьи.Она ведала продуктами, следила за
порядком в доме, распределяла работы междуженщинами, обучала
младших невесток кухонной работе и т.д. Женщины выполняливсе работы
по дому: ухаживали за скотом (кроме лошадей, уход за которыми
былоделом мужчин), готовили ткани, шили одежду, воспитывали детей,
а такжевыполняли огородные и полевые работы. «Большуха» была
советчицей мужав его хозяйственных делах, а временами и
самостоятельно вела хозяйство. В то жевремя в случае смерти главы
семьи его жена не наследовала власть. Права иобязанности старшего,
как правило, переходили мужчине — старшему сыну илибрату. Лишена
была женщина и права голоса на сельском сходе. Типичным
длянеразделенной семьи было безусловное подчинение младших членов
старшим, женщин- мужьям, детей — родителям. Родители решали вопрос
о браке взрослых детей,выбирая им брачных партнеров чаще по своему
усмотрению. Женили сыновей и выдавалидочерей, строго соблюдая
возрастную очередность. Менее скованы патриархальнымиотношениями
были малые семьи. Хотя и здесь жена находилась в
определеннойзависимости от мужа, она все же не испытывала давления
со стороны старшегопоколения. Взаимоотношения супругов во многом
зависели от их характера, но восновном определялись теми же
традиционными нормами. Как большие неразделенные,так и малые семьи,
составляли самостоятельные хозяйственные единицы, каждыйчлен
которых имел большую трудовую нагрузку. Трудолюбие очень ценилось
удмуртами.При заключении брака смотрели, чтобы не только
сочетающиеся браком, но и ихсемьи были трудолюбивыми. Ценилась та
хозяйка, которая отличаласьвыносливостью, физической силой, так как
от ее здоровья, навыков и умения хозяйничатьво многом зависело
благосостояние семьи. Распорядок дня и характер
трудовойдеятельности крестьянских семей различался по временам
года. В деревне всегдавставали рано, не позднее пяти часов. Раньше
всех обычно поднимались старшиечлены семьи и та из снох, чья
очередь наступала хозяйствовать по дому. Женщинытопили печь, пекли
хлеб, готовили завтрак, доили коров, кормили скотину.Мужчины
ухаживали за лошадьми. К восьми часам вся семья была уже на ногах,
начиналсязавтрак. Обедали в полдень, ужинали в 18-19 часов. Весь
день проходил в работе.Каждый занимался положенным делом. Зимой
женщины очень много пряли, ткали,вязали, спать ложились позже всех.
Кроме ежедневных домашних дел женщины послеокончания полевых работ
убирали картофель и овощи, помогали мужчинам в молотьбехлеба. В
ноябре проходил массовый забой скота, который был делом мужчин,
норазборкой и промывкой внутренностей занимались женщины. Мужчины
занималисьмолотьбой хлеба, ездили на мельницу, заготовляли дрова и
строительный материал.Дети и холостая молодежь помогали взрослым.
Старики плели корзины, лапти, виливеревки, занимались починкой
утвари. Весной мужчины готовились к весеннемусеву. Во второй
половине — конце мая заканчивалась пахота и сев и до
сенокосамужчины занимались в основном строительными и ремонтными
работами. Женщинывыполняли огородные работы, стригли овец, помогали
мужчинам в полевых работах.В малых семьях выполнялись те же
трудовые процессы, но объем их был меньше. Вто же время супругам
приходилось выполнять более разнообразные виды работ.
В летне-осеннюю страду объем мужскихи женских работ резко
увеличивался. Целыми семьями занимaлись сенокосом,уборкой урожая. В
деревне оставались только старики и дети. Но и они не оставалисьбез
работы: заготавливали лекарственные травы, ягоды, грибы, носили
обеды вполе, следили за птицей, пололи огороды и т.д. Времени для
отдыха оставалосьнемного. Крестьянин мог отвлечься от трудовых
забот во время традиционныхаграрных празднеств и жертвоприношений
(весенне-летних, осенне-зимних). Большоеоживление в монотонный
трудовой ритм вносили семейно-бытовые обряды, особенносвадьбы. С
принятием христианства широко праздновались религиозные
праздники:рождество, масленица, пасха, святочное ряжение и другие,
которые в основномналожились на традиционную аграрную обрядность.
Отдельные обряды или ихэлементы осуществлялись в рамках или всей
общины, или внутри семей и группродственных семей, или в различных
половозрастных группах, но так или иначе ониразворачивались на
«миру», подвергались общественному контролю и мнению.Традиция
регулировала поведение членов общины и являлась составной частью
всистеме ценностей народной культуры.
Роль общины и семьи как институтов ворганизации и развитии
традиционной духовной культуры крестьянства тесносвязывалась с их
ролью в воспитании подрастающего поколения. Социализация
детейпроисходила в соответствии с необходимостью
наследованияобщественно-исторического опыта, накопленного
предыдущими поколениями, с цельюподготовки к жизни и труду. В
народе всегда подчеркивалось, что воспитаниенеобходимо начинать с
самого раннего возраста, учитывая при этом возрастныеособенности
детей. На первых порах основным воспитателем являлась семья
(впервую очередь мать), по мере взросления детей воспитательные
функции все большебрало на себя общество. В отношении мальчиков
непосредственная роль воспитателяпереходила к отцу. Общая культура
народного быта глубоко педагогичной и,несмотря на наличие в ней
консервативных, суеверных и невежественных моментов,главное,
определяющее в духовной жизни народа шло от труда, душевного
таланта,естественности и человечности.
Обрядность. Устно-поэтическое творчествоудмуртского народа
характеризовалось богатым разнообразием жанров, средикоторых
наиболее самобытный пласт представляли жанры,
преследующиеутилитарно-магические цели — заклинания, заклички,
заговоры. Самый большойраздел обрядовой поэзии составляли песни.
Сопровождавшие календарные и семейныепраздники, они отразили
магическое отношение людей не только к слову, но и кмелодии. К
обрядовой песенной поэзии восходит генезис не только
поэтическихприемов, но и всей лирической традиции в целом.
Выделение лирического начала вобрядовых песнях свидетельствует уже
о росте индивидуального самосознания вкрестьянской среде.
Лирические песни были обращены к внутреннему миру человека,к его
радостям и печалям, выражали его личное отношение к природе.
Необрядовый раздел фольклора включалв себя несказочные и сказочные
прозаические произведения. В первую группувходили различные виды
преданий, былички, во вторую все виды сказок.Характерной
особенностью удмуртского сказочного фольклора было то, что в нем
невыделялась классическая форма волшебной сказки, своеобразный
сплав волшебныхсюжетов с социaльными (реальность, бытовизм,
жизненность) больше напоминалиавантюрный или сатирический
рассказ.
К необрядовому фольклору относилисьтакже так называемые малые жанры
устно-поэтического творчества — загадки,пословицы, поговорки,
народные афоризмы, благопожелания.
В фольклоре находило выражениепоэтическое творчество крестьянских
масс, которое сопровождало их в труде,отдыхе, скрашивало тяжелую
жизнь, утешало и развлекало, воспитывало в духенародной морали и
мудрости, отложившихся в опыте многих поколений. Удмуртскаянародная
музыка в соответствии с выполняемыми фукциями и формами
бытованиятакже может быть подразделена на обрядовую и необрядовую.
Для обрядовых песенбыло присуще наличие в них основных (формульных)
напевов, которые вне обрядаили определенного календарного времени
не исполнялись и были характерны дляданной деревни или группы
деревень. Необрядовый музыкальный фольклор — песни,инструментальная
(в том числе танцевальная) музыка — один из
наиболеераспространенных и художественно богатых разделов
удмуртской народной культуры.С песенным творчеством тесно была
связана инструментальная, удмуртская музыка.Наиболее древними
инструментами являлись, вероятно, духовые: пеллян, узьы гумы,шулан,
сяла чипсон, чипчирган и другие. Для их изготовления
использовалисьстебли полых травянистых растений, кости птиц, хищных
животных, гусиные перья,кора веток ивы, липы, черемухи, обожженная
глина.
Из удмуртских струнных инструментовнаиболее известны гусли, которые
существовали как бытовой и культовыйинструмент, звучавший на
свадьбах, во время календарных праздников, наобщественных молениях.
Другие струнные инструменты — балалайка, гитара,бандурка, скрипка —
проникли в среду удмуртов, по-видимому в XIX столетии. В быту
удмуртовиспользовались также многочисленные ударные инструменты,
особенно в периодряженья, в виде ложек, чугунныx заслонок, бубнов и
трещоток. Особый интереспредставляли наиболее древние из них —
тангыра, трещотка, ымкрезь. В народнойкультуре яркое воплощение
нашли традиции прикладного искусства удмуртовзодчество, резьба по
дереву, ткачество и вышивка. Народные зодчие создавалиинтересные с
точки зрения природной целесообразности планировки жилых домов
икультовых сооружений. Духовная жизнь народа, его мироощущение
особенно наглядноотражались в оформлении жилища. Исключительной
простотой и рациональностьюхарактеризовался интерьер летнего жилища
(кенос), где узорные занавесы, пологи,полотенца создавали
своеобразную предметно-материальную среду. Позднеехудожественныe
традиции оформления кеноса использовались в оформлении зимнейизбы
(корка). При этом в убранстве северо-удмуртского дома больше
всегоприменялись ткани, южного — ковры. Специфической особенностью
удмуртскогоинтерьера всегда было минимальное использование мебели,
вместе с тем большоезначение приобретали изделия из дерева —
бытовая посуда, резные швейки ипрялки, берестяные солонки и туеса,
детские люльки, подголовники. Удмуртскаябытовая резная утварь и
плетение не знали локальных различий, в этих видах
народногоискусства прослеживается общность художественных
принципов. Одним из звеньевхудожественно осмысленной среды является
народный костюм. Наиболее ярко принципдекорировки костюма
проявлялись в женской одежде северных удмуртов, богатоукрашавшейся
вышивкой, со второй половины XIXв. она заменилась узорным
ткачеством. Узоры вышивки,как указывалось выше, покрывали грудь,
рукава, подол рубахи, нагрудник. У южныхудмуртов излюбленным
способом украшения женской одежды было узорное
ткачество.Своеобразие достигалось использованием в костюме самых
разнообразных видовузорного ткачества: браного, выборного,
многоремизного и закладного. Большуюроль в женском праздничном
костюме играли ювелирные изделия, в том числесеребряные монеты.
/>Заключение
Под непосредственным воздействиемсоциально-экономического и
правового положения складывалось общественноесознание крестьянства:
комплекс представлений о природе и обществе, чувства,настроения,
чаяния и т.д. В общественном сознании, психическом складе
народаотражаются исторически сложившиеся условия и особенности
жизни этноса,демографические, природно-климатические факторы.
Природные условия в основномопределяют традиционные формы труда, а
они, в свою очередь, формируютпсихический склад народа и его
общественное сознание. «Близкие» отношения сприродой (длительное
сохранение охотничьего промысла, бортничество и т.д.,
т.е.экстенсивных форм отношений с природой) формировали
эмоциональную сдержанность,наблюдательность. Отличное знание
природы позволяло угадывать погоду надлительный срок и
соответственно выбирать ту или иную тактику в хозяйственныхделах.
Усиливала влияние природы и религия удмуртов, строившаяся в
основном наобожествлении различных сил природы. Не менее важным
фактором, определявшимобщественный быт удмуртских крестьян в период
феодализма, была община, какисторически сложившийся социальный
организм. Она помогал крестьянаморганизовывать сельскохозяйственное
производство, объединяла их против эксплуатациии притеснения
государства. Естественно, что крестьянин не мыслил
своесуществование вне общины (и связанных с ней обычаев), в которой
он виделгарантию права, порядка, справедливости. Особенно это
приложимо к удмуртскомукрестьянству, которое в условиях
национального гнета, насильственнойхристианизации, интенсификации
миграционного потока русских крестьян втрадиционные места его
обитания, начинало видеть в общине едва ли неединственную гарантию
жизни и деятельности.
Однако в позднефеодальный период определенноевлияние на
общественный быт и сознание крестьянства стали оказывать
постепенноразвивавшиеся товарно-денежные отношения,
трансформирующие патриархальныесельские традиции. Личные интересы
крестьянства и его семьи начинаютсталкиваться с интересами общины.
Хотя и медленно, но внутри удмуртскогообщества происходит
постепенная индивидуализация крестьянского сознания. Вкачестве
основных черт народа отмечаются смиренность, честность,
миролюбие,гостеприимство, трезвость, склонность «…более к веселию,
нежели к печали,понятливость, наблюдательность. В качестве наиболее
характерной для удмуртовчерты отмечается их большое
трудолюбие».
Таким образом, подводя итогисследования можно сделать ряд
выводов:
1. Удмуртская нацияначала ограничивать
себя от других наций (татар, русских) в процессеэкономического и
политического развития;
2. Семейныеотношения строятся по
патриархальному укладу, члены семьи подчиняются традициями
сложившемуся с древних времен укладу жизни;
3. В современноммировоззрении удмуртов
эта взаимосвязь в некоторой степени до сих поропределяет специфику
национальных отношений и миропонимания.
Основная тема моей работы раскрытадостаточно полно, но без внимания
остались ряд вопросов, которые очень волнуютсовременных этнографов:
взаимосвязь развития удмуртского и русского укладажизни,
сопоставление древнего обряда и современного, вопрос
происхожденияудмуртской обрядности, проблема «умирания» удмуртской
культуры в современномобществе. Все эти вопросы требуют доработки
или внимательного изучения как состороны этнографов, так и со
стороны краеведов.
/>Списоклитературы
1. Атаманов М.Г., Лебедева С.Х.Костюмные комплексы
удмуртов в связи с их этногенезом.// Проблемы этногенезаудмуртов.
Устинов, 1987.
2. Белицер В.Н. Народная одежда удмуртов(материалы к
этногенезу)// Труды института этнографии; Новая серия. М.,
1951.Т.10.
3. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С.Этнография удмуртов.
Ижевск, 1991.
4. Гришкина М.В. Удмуртская деревня в XVIII в. – перв.
пол. XIX в.// Семейный и общественный бытудмуртов в XVIII-XXвв.
Устинов, 1985.
5. Гришкина М.В. Удмурты в составеРоссийского
феодального государства.// Материалы по истории удмуртов.
Сб.статей. Ижевск, 1995.
6. Громыко М.М. Семья и община в традиционнойдуховной
культуре русского крестьянства XVIII-XIXвв.
7. Иванова М.Г. Удмурты в начале второготысячелетия
нашей эры.// Материалы по истории удмуртов. Сб. статей.
Ижевск,1995.
8. История крестьянства в Европе. Эпохафеодализма. М.,
1986.
9. Климов К.М. Удмуртское народноеискусство. Ижевск,
1988.
10. Край родниковый//Сост.
П.Ф.Куляшов, А.Г.Шкляекв. М., 1984.
11. Материалы поистории
удмуртов. Сб. статей. Ижевск, 1995.
12. Никитина Г.А.,Шкляев Г.К.
Культура и быт удмуртского крестьянства в период феодализма.
13. Орфинский В.Г.Деревянное
зодчество Карелии. Л., 1970.
14. Самсонов С.А.Край мой
родниковый. Книга об Удмуртии. М., 1975.
15. Семейный иобщественный быт
удмуртов в XVIII-XXвв. Устинов, 1985.
16. Смирнов А.П.Очерки
древнейшей и средневековой истории народов среднего Поволжья
иПриуралья. МИА, 1952. №28.
17. Суханов А.И.,Шумилов
Е.Ф. История нашего края. Ижевск, 1987.
18. Трефилов А.О. Одревности
удмуртов. Зап. УдНИИ. Ижевск, 1951, вып.15.
19. Трофимова Е.Я.Как
сформировалась удмуртская народная кухня. Ижевск, 1991.
20. Удмурты.Историко-этнографические
очерки. Ижевск, 1993.
21. Хозяйство иматериальная
культура удмуртов в XIX-XXвв. Ижевск, 1991.
Процесс формирования семьи и семейного быта удмуртской нации
35
0
18 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!