- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Программа по отечественному искусству



Программа по отечественному искусству

Повторение + основной курс

Искусство и культура России 18–начала 20 веков.

Тема 1. Русское искусство первой половины 18 века.

Русское искусство Петровской эпохи: национальное своеобразие и западноевропейские традиции в русском искусстве Нового времени. Влияние социально-экономических и политических преобразований первой четверти 18 века на русское искусство. Особенности русского искусства первой четверти 18 века.

Стиль барокко в России. Архитектура петровского и голицынского барокко. Строительство Петербурга. Творчество Доменико Трезини (ок.1670-1734).

Живопись конца 17 - первой четверти 18 веков. От парсуны к портрету. Становление отечественной школы живописи. И.Г. Таннауэр, Л. Каравакк, И.Н. Никитин (1685-1742), А.М. Матвеев (1702-1739). Графика.

Барочный скульптурный портрет. Творчество Б.К. Растрелли (1675 -1744).

Роль М.В. Ломоносова (1711-1765) в развитии русского искусства. Основание Академии художеств (1757) в России.

«Елизаветинское барокко». Стиль рококо в России. Архитектура середины XVIII века. Ф.Б.Растрелли (1700-1771), С.И. Чевакинский (1713- ок.1775), Д.В. Ухтомский (1719-1774) и др.

Живопись и скульптура середины 18 века. Творчество И.Я. Вишнякова (1699-1761), А.П. Антропова (1716-1795), И.П. Аргунова (1729-1802).

Творчество художников-иностранцев Г.-Х. Гроота, П. Ротари, Л. Токке.

Графика. Декоративно-прикладное искусство середины 18 века.

 

Тема 2. Русское искусство второй половины 18 века.

Основные черты развития русского искусства второй половины 18 века. Диалог барокко и классицизма. Сентиментализм. Зарождение романтизма на рубеже 18-19 веков.

Основные тенденции развития архитектуры. Архитектура Санкт-Петербурга и Москвы второй половины 18 столетия. Ранний классицизм: А.Ф. Кокоринов , Ж.-Б. Валлен-Деламот . Расцвет классицизма: А. Ринальди , Ю.М. Фельтен, Дж. Кваренги, Ч. Камерон. Творчество В.И. Баженова (1737-1799), М.Ф. Казакова (1738-1812), И.Е. Старова (1745-1808). Мастера классицизма 1780-90-х годов: Н.А. Львов, В. Бренна, К.И. Бланк.

Расцвет скульптуры классицизма: Ф.И. Шубин (1740–1805), Э.М. Фальконе (1716–1791), Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос (1752–1835).

Живопись. Роль Академии художеств. Портрет как ведущий жанр русской живописи екатерининской эпохи. Творчество Ф.С. Рокотова (1735–1808), Д.Г. Левицкого (1735–1822), В.Л. Боровиковского (1757–1825). Исторический жанр. Творчество А.П. Лосенко (1737 - 1773), Г.И. Угрюмова, П.И. Соколова. Бытовой жанр. М. Шибанов (ок.1750–1789) и И.А. Ерменев. Пейзаж. Ф.Я. Алексеев (1753–1824), Ф.М. Матвеев (1758–1826). Художники-иностранцы в России второй половины 18 века. Монументальная живопись и графика эпохи классицизма. П. Гонзага, Е.П. Чемесов, И. Козлов.

Декоративно-прикладное искусство. Фарфор, стекло, бронза, серебро, мебельное искусство, искусство шпалеры.

 

Тема 3. Русское искусство первой половины 19 века.

Русское искусство первой половины 19 столетия: неоклассицизм - сентиментализм - романтизм - бидермайер. Новые тенденцииразвития архитектуры. Влияние наполеоновской эпохи и Отечественной войны 1812 года на развитие культуры и искусства.

Русский неоклассицизм. Архитектурные ансамбли Петербурга: Творчество А.Н. Воронихина (1759–1814), Ж. Тома де Томона, К Росси, В.П. Стасова (1769–1848), А.Д. Захарова (1761–1811). Московская архитектура пушкинской поры. Творчество О. Бове (1784–1834) и Д. Жилярди (1785–1845).

Русская архитектура эпохи историзма (1830-1850-е гг.). Творчество А. Штакеншнейдера (1802–1865). «Неоготика». «Русский стиль». Творчество К. Тона (1794–1881).

Скульптура. Творчество С.С. Пименова, Б.И. Орловского, В.И. Демут-Малиновского, Ф.П. Толстого (1783–1873), И. Витали, П.К. Клодта (1805–1867), Н.С. Пименова.

Живопись. Роль Академии художеств. Творчество К.П. Брюллова (1799–1852). Стилистические проблемы развития жанров в послеклассическую эпоху. Портрет. Творчество О.А. Кипренского (1782–1836) и В.А. Тропинина (1776–1857). Пейзаж. С.Ф. Щедрин (1791–1830). Бытовой жанр в живописи А.Г. Венецианова (1780–1847) и художников его школы. Творчество П.А. Федотова (1815–1852). Историческая живопись первой половины 19 века. Творчество А.А. Иванова (1806–1858). Графика.

Декоративно-прикладное искусство.

 

Тема 4. Русское искусство второй половины 19 века.

Развитие русского искусства во второй половине 19 века. Новые тенденции в общественной и культурной жизни.

Товарищество передвижных художественных выставок. Творчество В.Г. Перова (1834–1882), И.Н. Крамского (1837-1887), И.Е. Репина (1844–1930), И.И. Шишкина (1832–1898), Ф.А. Васильева (1850-1873), В.Д. Поленова (1844-1927), А.К. Саврасова (1830–1897), И.И. Левитана (1860–1900), Н.А. Ярошенко (1846-1898), В.Е. Маковского (1846-1920), Н.Н. Ге (1831-1894), В.В. Верещагина (1842–1904), В.И. Сурикова (1848–1916) и др.

Архитектура: переход к "историческим стилям" в зодчестве, русско-византийский и неорусский стили. Неоготика. Неоренессанс, необарокко и неорококо. Египетские мотивы и "мавританский" стиль. Развитие принципа конструктивного рационализма в архитектуре общественных зданий. Стиль доходного дома. Творчество Н.Л. Бенуа, А.П. Брюллова, А.И. Штакеншнейдера, Л. Кленце, М.Е. Месмахера, В.И. Шервуда, А.К. Кавоса.

Развитие скульптуры во второй половине 19 века. Творчество А.М. Опекушина (1838–1923), М.О. Микешина (1835–1896), М.М. Антокольского (1843–1902), М.А. Чижова, В.А. Беклемишева, Ф.Ф. Каменского, Е.А. Лансере (1848–1886).

Живопись: развитие традиций передвижников - А. Е. Архипов (1862–1930), К. А. Коровин (1861–1939), Н. А. Касаткин (1859–1930), С. В. Иванов (1864–1910). Новые живописные и композиционные средства. Крестьянская и революционная темы в искусстве. Графика второй половины 19 века.

Декоративно-прикладное искусство.

 

Тема 5. Русское искусство конца 19 - начала 20 веков.

Становление стиля модерн на рубеже 19-20 веков. Особенности развития модерна в России. Абрамцево и Талашкино как центры развития русского модерна.

Архитектура: Ф. О. Шехтель (1859–1926), Ф. И. Лидваль (1870–1945), А. В. Щусев (1873–1949). Неорусский стиль в архитектуре. И. А. Фомин (1872–1936), И. В. Жолтовский (1867–1959).

Скульптура: П. П. Трубецкой (1866-1938), А. С. Голубкина (1864–1927), С. Т. Коненков (1874–1971), А. Т. Матвеев (1878-1960).

Живопись. Творчество М.А. Врубеля (1856–1910). Объединение «Мир искусства». “Мир искусства”. Программа объединения, его ведущие мастера. А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, А. Я. Головин , Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиев (1878–1927) и др. Художники «Мира искусства» второй волны: Г.И. Нарбут, С.В. Чехонин, Д.И. Митрохин, З.Е. Серебрякова (1884–1967). Импрессионизм в русской живописи: В.Э. Борисов-Мусатов (1870–1905), К.А. Коровин (1861–1939), В.А. Серов (1865–1911). Историческая живопись: В.М. Васнецов (1848–1926), А.М. Васнецов (1856-1933), М.В. Нестеров (1862–1942), А.П. Рябушкин (1861-1904). Творчество К.С. Петрова-Водкина (1878–1939), Н.К. Рериха (1874-1947), К.Ф. Богаевского.

“Союз русских художников”. Программа объединения, ведущие мастера. И. Э. Грабарь (1871–1960), Ф. А. Малявин , К. Ф. Юон , А. А. Рылов, Л.В. Туржанский.

Книжная графика модерна. И.Я. Билибин (1879–1942).

Искусство и культура России 20 – начала 21 веков.

Тема 1. Искусство русского авангарда.

Новые идеи и тенденции в развитии русской культуры и искусства в начале 20 века. Символизм в русской живописи. Художественное объединение «Голубая роза»: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин, М. С. Сарьян и др. Кубизм и футуризм в русской живописи. Объединение «Бубновый валет»: П. П. Кончаловский (1876–1956), А. В. Куприн , И. И. Машков (1881–1944), А. В. Лентулов (1882–1943), Р. Р. Фальк.

Русский авангард от кубизма к абстракции. Творчество М.В. Матюшина и П.Н. Филонова (1883–1941). Русский кубофутуризм: Д.Д. Бурлюк, А.Е. Крученых, А.А. Экстер. Объединение “Ослиный хвост”: М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, В. Е. Татлин (1885–1953) и др. Супрематизм и постсуперматизм в творчестве К.С. Малевича (1878–1935). Творческое объединение «Уновис».

Конструктивизм: А.М. Родченко (1891–1956), К.К. Медунецкий, В. и Г. Стенберги, Л.С. Попова. Проекционизм. К.Н. Редько. Фотография 1920-х гг. Фотомонтажи А. Родченко. Б. Игнатович и Е. Лангман. Творчество Э. Лисицкого (1890–1941).

Скульптура 1910-1920-х годов: A. Архипенко, X. Орлова, О. Цадкин. Ж. Липшиц, И. Чайков. Творчество В.И. Мухиной (1889–1953).

Символическая архитектура русского аванграда. Конструктивизм в архитектуре. М.Я. Гинзбург (1892–1946), Л.А. Веснин (1880–1933), И.И. Леонидов (1902–1959). Утопические архитектурные проекты К.С. Мельникова (1890–1974).

Судьба художественного наследия русского авангарда.

 

Тема 4. Проблемы развития советского и российского искусства 1960-80-х годов.

Искусство времени «оттепели». Активизация художественной жизни страны. Первый Всесоюзный съезд советских художников (1957г.). Роль всесоюзных и международных выставок в развитии искусства. Расцвет национальных художественных школ.

Искусство нового авангарда – поиск современного художественного языка. «Бульдозерная выставка». Застойные тенденции в искусстве и культуре второй половины 70-х – 80-х годах. Искусство андерграунда.

Проблемы развития культуры и искусства в 90-х годах 20 столетия. Постмодернизм. Роль новых технологий в развитии искусства. Поиски новых путей развития культуры и искусства на рубеже 20-21 веков.

 

РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX вв.

Тема: Жанровая живопись

Развитие бытового жанра у художников, продолжавших традиции передвижников (А. Е. Архипов

С. А. Коровин, М. А. Касаткин, С. В. Иванов). Новый характер трактовки жанрового сюжета. Новые живописные и композиционные средства. Крестьянская и революционная темы. Отражение в живописи общественной роли рабочего класса.

Творчество К. А. Коровина, его колористические искания. Декорационные работы художника-переломный этап в развитии театрально-декорационного искусства.

Историческая живопись А. П. Рябушкина. Своеобразие тематической живописи М. В. Нестерова.

Многогранность творчества В. А. Серова. Работы художника в портретном, историческом, бытовом, пейзажном жанрах. Трагический характер творчества М. А. Врубеля. Живописный символизм В. Э. Борисова-Мусатова.

 

Программа по отечественному искусству

Повторение + основной курс