- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Происхождение государства и права



Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Теологическая теория. Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее пред­ставителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты - Жак Маритен и др.). Теологическая теория не раскры­вает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (она может укладываться в любую из последующих кон­цепций). В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.).

Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической), естественно, вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного историческо­го свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщин­ного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи выска­зывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.

В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно и распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л.Гумплович, К.Каутский, Е.Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощен­ного племени и создается государственный аппарат, принимают­ся законы. Возникновение государства, таким образом, рас­сматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опираются на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

Психологическая теория.Представителями этой теории, воз­никшей в XIX в., были Г.Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыс­лителей: Г.Гроция, Т.Гоббса, Д.Локка, Б.Спинозы, Ж.-Ж.Руссо, А.Н. Радищева и других, т.е. в XVII-XVIII вв. По этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авто­рами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противо­речие с правами других, нарушается порядок, возникает наси­лие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно пере­давая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации не­зависимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самооче­видными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу ко­торых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правите­льства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых».

Историко-материалистическая теория.Возникновение этой теории обычно связывают с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л.Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управ­ления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда.

 

Право и правовая система.

Право - система общеобязательных норм, охраняемых силой государства. С помощью права государственная власть регулируют поведение людей и их коллективов, закрепляет в качестве обязательных определенный круг общественных отношений.

Право как элемент и функциональный признак политической власти служит связующим звеном между властью, государством и правовой системой общества и всеми ее составными звеньями. Именно через нормы права, на их основе происходит воздействие политической власти и государства на правовую систему в целом и на все составляющие ее элементы в отдельности. Поэтому именно нормы права выступают в качестве объединяющего, систематизирующего элемента, генерализирующего фактора правовой системы.

Теории права: Понятие права очень сложное, сущ-ют различные подходы: теологичекая теория (божественная)- право-это нечеловеческая природа, а как установление норм всевышним. И естественно-правовая теория (17-18века)-Радищев, Цицерон,Аристотель-право- небожественное, оно связано с природой человека, об/ва, в основе нравственные принципы-право-прирожденное свойство человека (право на жизнь, свободу) Право делится на естественное и позитивное (устанавл=ся Г-ом, властью) Теория нормативизма(Г.Кельзен) право с позиции внутренних, в отрыве от социал. Дествительности. Пирамида, образованная нормами, чистая теория права (треугол-к: общая норма-основа; констит-ия; з-ны прав-ва; индивид.решения судов=система подчиненных себе норм). Психологическая теория (19-20в) при становлении психологии. Лев Петрожицкий- крупный русский дореволюц-ый юрист критиковал волевую теорию права, право носит эмоциональный хар-р—эмоциональная теория права. Эмоции делятся на односторонние (образуют нравственный хар-р, нравственнсть «я должен») и двусторонние (правовые эмоции, императивно-атрибутивный хар-р, т.е. и право и обязанность) На 1-ом этапе-защищать свои права, люди делали это самостоятельно, а эмоции не исчезают, они остаются. Марксистская теория- волевая теория права= право-воля господств-его класса, возведенная в закон, содержание к. определ-ся материальными условиями жизни данного класса. Имеет свои основания: воля-общее обязательное веление, держит гос.власть.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих элементов, регулирующих наиболее важные общественные отношения; элементами правовой системы выступают: 1) явления мировоззренческого характера (к ним относятся юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы и правовая культура); 2) право и основанное на нем законодательство (т.е. система права исистема законодательства); 3) правовые отношения, 4) юридическая практика; 5) юридическая техника.

Правовая система каждой страны (национальная правовая система) обладает неповторимостью, специфичностью В то же время правовые системы различных государств обладают и рядом общих черт. Это позволяет объединять сходные правовые системы термином «правовая семья» (пли - термином «правовая система в широком смысле») (правовая семья - это совокупность правовых систем, обладающих существенным подобием в духовных материальных и процессуальных элементах права. общностью происхождения, исторического развития)

К классификации правовых семей существуют, различные подходы Так, в частности, выделяются такие их виды, как: романо-германская семья (или семья континентального права), англосаксонская (или англо-американская) семья, семья социалистического права, скандинавская семья, латиноамериканская семья, правовая семья общего права, мусульманская семья, индусская семья, семья обычного (традиционного) права, дальневосточная семья и др. (некоторые из них, о чем будет сказано чуть ниже, можно отнести не к самостоятельному типу правовой семьи, а к типу группы правовых систем)

Правовые семьи подразделяются на группы правовых систем (группа правовых систем - это совокупность национальных правовых систем ряда стран, отличающихся качественным своеобразием и составляющих часть той или иной правовой семьи) Качественное своеобразие группе правовых систем могут придать конкретные условия геополитические и климатические, национально-культурные, духовно-религиозные, историко-эволюционные, социально-экономические, специфические, юридические и др. Например, в рамках отдельных правовых семей можно выделить следующие группы правовых систем:

внутри англосаксонской правовой семьи можно выделить группу английского права (Англия, Северная Ирландия. Австралия и др.) и американского права (США),

внутри романо-германской правовой семьи можно выделить группы романского права (Италия, Франция и др ). германского права (Германия. Австрия и др ) и развивающихся стран - их бывших колоний;

в рамках семьи социалистического права отличались своеобразием восточно-европейские страны (Польша, Венгрия и др.), страны Юго-Восточной Азии (Китай. Вьетнам) и страны третьего мира, избиравшие путь социалистического развития. В настоящее время национальные правовые системы части стран бывшего социалистического лагеря можно отнести к группе переходных правовых систем;

в пределах семьи религиозно-традиционного права следует различать группы мусульманского, индусского, иудейского права Национальные правовые системы, группы правовых систем и правовые семьи составляют в глобальном масштабе мировое правовое сообщество

Правовой нигилизм.

1. Правовой нигилизмнегативно отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения.

2. В современном российском обществе выделяются различные формы про
явления правового нигилизма.

Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов: • умышленные уголовные преступления; •гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения;

• осуществление преступной деятельности в организованных формах;

• сращивание преступного мира и части госаппарата;

• распространение криминальных отношений в обществе (рэкет и т. д.); •контроль организованной преступности за частью бизнеса;

• давление, шантаж, заказные убийства представителей частного бизне
са и государственных структур.

Массовое неисполнение и нарушение правовых норм: •незнание либо игнорирование права гражданами на бытовом уровне; •неисполнение законодательства госорганами;

• прибегание гражданами к неправовым способам споров.

Распространение антиправовой психологии:

появление в обществе признаваемых значительной частью населения особых социальной норм, оправдывающих антиправовое поведение;

• эстетизация преступности, появление большого количества художественной литературы, кинофильмов, воспевающих преступность;

• сознательная либо неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни.

"Война законов":

• создание параллельной системы законодательства (например, дополнительное регулирование регламентированных законом отношений различными ведомственными актами, носящими "правозаменительный" характер;

• правовое противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами федерации (например, Татарстан, Башкортостан);

• издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти.

Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "целесообразности"- принятие неправовых решений во имя достижения тех или иных целей государственными чиновниками, работниками милиции, прокуратуры, иных государственных, в том числе правоохранительных органов.

Массовое нарушение прав и свобод человека:

• повседневное нарушение прав и свобод человека государственными органами, особенно при осуществлении правоохранительной деятельности;

• частая невозможность законными средствами защитить свои права и свободы;

• незащищенность и негарантированность права на жизнь (гибель около 30 тысяч человек в год от рук преступников, 5 тысяч в год в мирное время в Вооруженных Силах РФ, около 100 тысяч в Чечне, большое количество различных аварий, несчастных случаев).

Низкий авторитет суда и иных правоохранительных органов, который возникает в результате:

• длительной бюрократической волокиты при рассмотрении судебных споров (некоторые споры рассматриваются годами);

• больших материальных затрат, необходимых на ведение процесса (пошлины, труд адвокатов);

• косного, равнодушного отношения к людям со стороны многих работников судебно-правоохранительных органов;

• большого количества судебных ошибок, неправосудных приговоров;

• распространенности нарушения прав человека при правоохранительной деятельности и исполнении наказаний;

• слабости исполнительного аппарата судов;

• высокого процента нераскрытых преступлений;

• иных причин.

Теоретические формы правового нигилизма:

ряд положений марксистско-ленинского учения, культивируемого в
советском обществе, отрицающих и искажающих роль и значение пра
ва (например, право средство угнетения народных масс);

• отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке;

• новейшие и старые правовые учения, разделяющие "писаное" и "неписаное" право;

• ощибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права.

З. Основными причинами, способствовавшими появлению и развитию правового нигилизма в российском обществе, считаются:

• особенности исторического развития (монголо-татарское иго, опричнина Ивана Грозного и др.);

• самодержавный, деспотический характер власти;

• крепостное право;

• отсутствие развитых демократических и правовых традиций;

• распространенность неправовых способов решения споров;

• репрессивный характер права на протяжении как дореволюционной эпохи, так и советского времени;

• теория и практика диктатуры пролетариата (ее неограниченность рамками права), сталинские репрессии;

• распространенные в советскую эру административно-командные методы в экономике и политике, фактическое преобладание подзаконных актов над законами;

• трудности современного переходного периода;

несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохранительной системы; повсеместное нарушение прав и свобод граждан и отсутствие их реальных гарантий;

• несовершенство правовой системы.

4. Признаками современного российского правового нигилизма являются:

широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различ
ных классов и социальных групп чиновников, сотрудников правоох
ранительных органов и др.);

• многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно);

• высокая степень агрессивности и неподконтрольности;

соединение правового нигилизма с формами социального и иного про
теста (особо жестокие антиправительственные выступления, перекрытие железных дорог); усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);

• эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в
кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях как
должного и имеющего свои преимущества явления).

5. К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся:

• укреnление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);

• реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;

 

• гарантированность прав и свобод человека;

• совершенствование правовой системы,

• повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности;

• обеспечение в стране правопорядка;

• правовое воспитание.

6. Основными методами борьбы с правовым нигилизмом являются:

• убеждение;

• поощрение;

• принуждение;
• наказание.

 




 

Благодаря успехам археологии, этнографии, представления о первобытнообщинном обществе, эпохах и тенденциях его развития к настоящему времени существенно обогатились. В 50-х годах прошлого столетия было сделано открытие, которое нанесло ощутимый удар по теории эволюции. Было обнаружено, что все живое на земле, от бактерий до человека, имеет единый биологический код. И если бы жизнь на нашей планете возникла и развивалась бы по Дарвину, то этого не должно было бы быть. Получается, что род человеческий произошел от единой праматери. Совсем недавно японские исследователи это успешно подтвердили, то есть, что люди произошли от одной женщины.

Человечество прошло в своем развитии ряд этапов, каждый из которых отличается определенным уровнем и характером общественных отношений (культурных, экономических, религиозных). Самым крупным и длительным этапом в жизни общества было время, когда не было ни государства, ни права. Этот период охватывает тысячелетия, от появления на земле человека и до возникновения классовых обществ и государств. В науке за ним закрепилось название первобытного общества или общинно родового строя. Первобытная организация была самой протяженной в истории человечества. По мнению ученых, археологов, её нижняя грань датируется временем не менее 1.5 миллионов лет назад, а некоторые авторы относят ее и к наиболее отдаленному времени. Верхняя грань первобытности колеблется в пределах последних 5 тысяч лет.

В Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже четвертом-третьем тысячелетия до н.э, в Европе – в первом тысячелетии до н.э, в Америке – в первом тысячелетии н.э, в других частях земного шара – еще позднее.

Первобытное общество в своем развитии прошло следующие эпохи:

1. Эпоха праобщины или первобытного человеческого стада.Содержанием эпохи является преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованного от пролюдей, и она характеризуется завершением биологического развития самого человека.

2. Эпоха первобытной или родовой общины.Эпоха открывается возникновением первых прочных форм социальной организации – рода и родовой общины. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку эту организацию определяли как родовой строй. Род или родовая община – это объединение людей, основанное на действительном или предполагаемом кровном родстве, а также общности имущества и труда. Членов рода объединяет кровное родство, совместный коллективный труд и общность имущества.

Родовой строй у многих народов проходил в 2 этапа:

1. Матриархат (материнский родовой строй).

2. Патриархат (отцовский родовой строй).

В эпоху становления и развития родового строя основной формой общественной организации был материнский род. Женщина играет важную роль в общественном производстве. Она, как и мужчина участвует в добывании средств к жизни, однако её труд, состоящий в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное, в обработке земли с помощью примитивной мотыги, был намного производительнее труда мужчины-охотника. Вместе с тем, родство определялось по материнской линии– это вторая причина, объясняющая главенствующее положение женщины в родовой общине. Мужчины были менее значимы в то время. Но, когда скотоводство, земледелие, плавка металла, изготовление орудий труда, оружия стало уделом мужчины, тогда они стали играть решающую роль в общественном производстве, и главенствующие положение в родовой общине переходит к мужчине. Произошли серьезные изменения в брачно-семейных отношениях. Родство отныне стало определяться по мужской линии.

Для рода, как первичной организации первобытного общества присущи следующие признаки:

1. Род – это личный, а не территориальный союз.Объединение людей не связывалось с какой-либо территорией. Рода могли перемещаться, но их организация при этом сохранялась.

2. В родах существовало общественное самоуправление.Управление родовой общиной, в которую входило от нескольких десятков до нескольких сотен человек, осуществлял старейшина, который избирался всеми членами рода. Должность старейшины- не наследственная, и могла быть замещена любым членом рода, как мужчинами, так и женщинами. На время военных действий, возникающих в результате столкновений между родами, избирался военноначальник. Выборный старейшина и военоначальник трудились наравне с членами рода, и род в любое время мог их сместить. Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытнообщинную демократию (потестарная власть).

3. Для рода свойственно единство, взаимопомощь и сотрудничество.Возникшие вопросы решались общим собранием всех членов рода, а старейшина приводил эти решения в жизнь. Споры между членами рода разрешались обычно теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким явлением и оно, как правило, состояло в наложении обязанностей за провинность. Крайняя форма наказания – изгнание из рода.

Род также давал защиту всем своим членам от внешних врагов, как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести. Таким образом, род является основной начальной ячейкой человеческого общества при первобытнообщинном строе. Отдельные рода объединялись в более крупные объединения. Образовывались племена.

4. Эпоха первобытной соседской общины.Во многих, хотя и не во всех обществах, эта эпоха открывается появлением на смену камню металла и повсюду прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности, ростом избыточного продукта, распространением грабительских войн из-за накопленных богатств. Общественная власть не была анархией, хаосом. Совместная жизнь и коллективный труд требовали поддержания определенного порядка, соблюдения определенных правил поведения. Такими правилами поведения стали обычаи, которые не требовали создания особого аппарата принуждения, основывались на привычках, традициях, авторитете старших поколений, нравственных, религиозных воззрениях людей. Нормы первобытного общества называют мононормами.

Разложение первобытнообщинного строя.

Появление государства.

Следующий эволюционный этап в развитии общественного производства был связан с переходом от присевающего хозяйства к производящему (скотоводство, земледелие). Этот процесс, по данным археологии, этнографии начался 10 – 12 тысяч лет назад и продолжался у некоторых народов несколько тысячелетий. Этот процесс получил название неолитической революции, поскольку произошел в период позднего неолита на рубеже перехода к эпохе бронзы. Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, он справедливо обозначается как революция. Такая периодизация позволяет для теории государства и права четко определить, какие формы организации власти функционировали в обществах с присваивающей экономикой, а какие в обществах с производящей экономикой. Все эти стадии, эпохи прошли все племена и народы, вставшие на путь цивилизации.

Право и правовая система

.Понятие: Правовая система общества – это исторически сложившаяся правовая организация общества, совокупность всех юридических средств, институтов учреждений, существующих и функционирующих в государстве и имеющих общей целью упорядоченное воздействие на общественные отношения.

В юридической науке просматривается два подхода к определению понятия правовой системы —

а) узкий (простой) и

б) широкий, более сложный.

А) В узком смысле под правовой системой понимается право определенного государства, терминологически обозначаемое как «национальная правовая система».

При этом понятие «правовая система» — не синоним понятия «система права», так как последнее — понятие институционное, раскрывающее взаимосвязь, соотношение и строение отраслей права, что предопределяется факторами как объективного, так и субъективного порядка.

Б) Понятие «правовая система», используемое в широком значении, связано со сравнительным правоведением и включает в себя правовые системы групп государств, схожих по своему историческому происхождению, структуре, источникам права.

Правовая система имеет существенное значение для характеристики права, состояния законодательства, деятельности судов той или иной конкретной страны.

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:

1.​ законодательство;

2.​ господствующая правовая идеология;

3.​ юридическая практика.

Различают пять уровней правовой системы: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.

Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качествесистемообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.

На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание ( индивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позво- ляет человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мотивы правового поведения.

Исследование нормативно-регулятивного уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы- права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым так или иначе сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.

Правовые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа, возведенной в закон, т.е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного ядра системы. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка. Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Нормативный срез высвечивает основную социальную функцию правовой системы — регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия на развитие общества.

Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей,правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.

Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, как он «живет» в ней, а с другой — то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок). На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие важное значение для формирования и функционирования политической системы и граяеданского общества.

Соотношение понятий. Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «система права», «право».

Категория «правовая надстройка» раскрывает местоположение всех правовых явлений в общественной системе относительно экономического базиса, а понятие «правовая система» отражает внутренние (структурные) функциональные и системные связи правовых явлений. Категория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как «правовая система» показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамики права. Термин «система права» характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы — права как такового, «правовая же система» охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества. «Право» является элементом «правовой системы».

Национальные правовые системы обладают определенными признаками, на основании которых их можно распределить по правовым семьям. Такими свойствами могут быть источники права, структура права, а также различные представления о месте и роли права в жизни того или иного общества и государства, юридическая техника, основы и принципы построения права (политические, философские, религиозные).

Термин «правовая семья» используется для обозначения совокупности правовых систем, обладающих сходными признаками. В связи с тем, что единых критериев выделения правовых семейств нет, существует множество классификаций правовых систем. Рассмотрим некоторые из них.

 

Правовой нигилизм

Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.

Причинами возникновения правового нигилизма считают:

1) деспотичный характер государственной власти;

2) особенность исторического развития государства;

3) использование репрессивного законодательства;

4) пробелы в законодательстве, в правовой системе;

5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;

6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;

7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;

8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.

Можно выделить следующие признаки правового нигилизма:

1) широкое распространение и повсеместность;

2) неподконтрольность;

3) наличие в государстве разнообразных форм его проявления;

4) дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.);

5) соединение нигилизма с разными формами протеста;

6) распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах.

Правовой нигилизм выражается в следующих формах:

1) сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);

2) массовое неисполнение и нарушение правовых норм;

3) распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия;

4) так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими;

5) массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;

6) понижение авторитета судебных и правоохранительных органов.

Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве: 1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина; 2) укрепление режима законности на территории государства; 3) осуществление верховенства основного и других законов государства; 4) совершенствование правовой системы государства;

5) осуществление правового порядка в государстве;

6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов; 7) проведение в государстве правового воспитания.

Гарантии государства являются базой для использования специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности.

Юридические гарантии законности представляют собой определенную особенностями общественно-экономического строя систему средств и условий, которые направлены на обеспечение законности в государстве. Определяющее значение среди таковых имеют экономические и политико-идеологические (а именно: различные виды собственности и соответственный им способ производства, бескризисное развитие народного хозяйства, степень занятости населения в общественно полезном труде, идеология, состояние культуры) гарантии.

Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.[1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям, хаосу и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным;[2] бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.

 

Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.

Причинами возникновения правового нигилизма считают:

1) деспотичный характер государственной власти;

2) особенность исторического развития государства;

3) использование репрессивного законодательства;

4) пробелы в законодательстве, в правовой системе;

5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;

6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;

7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;

8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.

Можно выделить следующие признаки правового нигилизма:

1) широкое распространение и повсеместность;

2) неподконтрольность;

3) наличие в государстве разнообразных форм его проявления;

4) дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.);

5) соединение нигилизма с разными формами протеста;

6) распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах.

Правовой нигилизм выражается в следующих формах:

1) сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);

2) массовое неисполнение и нарушение правовых норм;

3) распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия;

4) так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими;

5) массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;

6) понижение авторитета судебных и правоохранительных органов.

Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве: 1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина; 2) укрепление режима законности на территории государства; 3) осуществление верховенства основного и других законов государства; 4) совершенствование правовой системы государства;

5) осуществление правового порядка в государстве;

6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов; 7) проведение в государстве правового воспитания.

Гарантии государства являются базой для использования специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности.

Юридические гарантии законности представляют собой определенную особенностями общественно-экономического строя систему средств и условий, которые направлены на обеспечение законности в государстве. Определяющее значение среди таковых имеют экономические и политико-идеологические (а именно: различные виды собственности и соответственный им способ производства, бескризисное развитие народного хозяйства, степень занятости населения в общественно полезном труде, идеология, состояние культуры) гарантии.