- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Пространственные средства организации формы; виды перспективы



Моделировка пространства - способ отображения трехмерного пространства. В натуралистическом изображении в основе моделирования пространства лежат законы наблюдательной перспективы, выработанные еще в эпоху Возрождения. Более ранние способы передачи объема и пространства (росписи Древнего Египта, восточные миниатюры, древнерусская икона и др.) не имели прямой связи со зрительным восприятием, а подчинялись специфическим художественным задачам, которые находились в прямой зависимости от философских, религиозных, эстетических и прочих взглядов того или иного общества. В современном дизайне можно встретить приверженность как перспективным способам организации пространства в композиции, так и «неперспективным», которые либо заимствованы у древних мастеров, либо являются оригинальными, присущими творчеству одного автора или группы художников-дизайнеров. Моделирование пространства как средство выразительности образа чаще всего предполагает изменение свойств и качеств воздушно-пространственной среды, отображаемой автором. В этом случае имеют место две группы способов передачи пространства.

1. Наблюдаемые способы моделирования пространства.

Наблюдаемые способы передачи пространства – частный случай пространственного расположения предметов и точки зрения на них. Эти способы названы наблюдаемыми, потому что художнику-дизайнеру доступно такое восприятие в принципе, а не в данный момент. К ним относятся:

Прямая линейная перспектива - способ графического построения объектов композиции с целью правдоподобной передачи объективной реальности: по мере удаления формы в глубину пространства её линейные размеры сокращаются. Данная перспектива имеет два виды: фронтальная и угловая перспектива. Так, фронтальная перспектива – построение формы, одна из плоскостей которой параллельна картинной плоскости (одна точка схода), а угловая перспектива – построение формы, расположенной под углом к картинной плоскости (две точки схода).

«Фризовая» композиция» - постановка элементов изображения в один или несколько ритмических рядов, расположенных по линии (фризу); практическое отсутствие третьего измерения глубины и плоскостность решения обусловлены выбором точки зрения - на уровне глаз.

Ракурс - сильное перспективное сокращение, обусловленное предельной позицией взгляда человека. Примером сложного ракурса являются «Лягушачья» перспектива (перспектива с низкой точки зрения, используется художниками-дизайнерами в живописи плафонов, купольных росписей); «Фрагментарная» композиция» (эффект приближенного взгляда человека к воспринимаемым объектам реальности, порой не полностью входящим в поле его зрения, частичное запечатление чего-то); Хаотичное расположение форм на плоскости - «эффект интерпозиции» (незагораживания), рассмотрение предметов с высокой точки зрения.

Произвольное расположение предметов в трехмерном пространстве - динамический способ передачи свободного пространства при изображении зависающих в воздухе предметов (эффект состояния невесомости);

«Отражение и преломление» - взгляд через искажающую сферу, отражение в любой поверхности, включая прямолинейные.

2. Воображаемые способы передачи пространства.

Воображаемые способы передачи пространства– отход от привычного расположения предметов в Евклидовом пространстве, сознательное нарушение правил линейной и воздушной перспективы. В отличие от наблюдаемых эти способы отражают предметы и пространство не так, как привык видеть их человеческий глаз, а как возможно лишь в воображении художника. Среди них наиболее распространены следующие:

Параллельная «китайская» перспектива – по мере удаления формы в глубину пространства линейные размеры не изменяются.

«Обратная» перспектива - взгляд одновременно с нескольких точек зрения (контуры удаляющихся предметов не сходятся, а расходятся). По мнению Б.А.Успенского «обратная перспектива - внутренняя позиция художника... сокращение размеров изображения не с точки зрения зрителя, а сточки зрения нашего визави - абстрактного внутреннего наблюдателя».

«Сферическое» пространство, купольная перспектива, панорамная перспектива предполагают изображение предметов на неровных плоскостях (например, шарообразных, цилиндрических, конусных, криволинейных поверхностях).

«Совмещение» пространств в построении композиции встречается сегодня наиболее часто, так как позволяет решать сложные образные задачи, свойственные символическому концептуальному содержанию: совмещение точек зрения, совмещение разновременных фрагментов, объективизация «невидимых» образов (воспоминаний, сновидений и т.д.). В пластическом выражении «совмещение» пространств имеет ряд разновидностей: «клеймовая» композиция, плавное перетекание фрагментов, разделение фрагментов естественными границами, соединение разномасштабных изображений, объединение объектов одним фоном, наложение изображений и планов друг на друга. Оверлепинг – приём частичного наложения фигур друг на друга («интерпозиция» форм). В стиле «пуризм» совмещение планов достигается контурной «склейкой» форм.

7. Общая характеристика техник и технологий дизайна;

Рукотворное проектирование

· Классификация техник и технологий дизайна.

· Рукотворное искусство (хендмейд, арт-дизайн); декоративно-прикладное искусство, скрабукинг, фелтинг, фриформ, фильцевание и др.

· Художественное проектирование.

· Техническое моделирование и конструирование.

· Компьютерная графика, типографика.

· Штучное (эксклюзивное) и массовое производство.

Техники и технологии дизайна –приёмы, методы использования проектно-графических, живописных, декоративно-прикладных, природных, строительно-отделочных, полиграфических, подручных и иных материалов с целью выполнения проектных решений, создания макетов, моделей и изготовления объектов дизайна.

Рукотворное искусство (рукоделие, хендмейд) - ручной способ изготовления уникального изделия (произведения искусства), образца дизайна.

Декоративно-прикладное искусство – вид пластического искусства, включающего художественное проектирование и создание изделий-предметов материальной культуры (произведений декоративного искусства, бытовой утвари и т.д.) в традиционных техниках художественной обработки материалов (художественная роспись, резьба, теснение, чеканка, батик, гобелен, витраж, мозаика и т.д.).

Коллаж (с фр. сollage - наклеивание) - техника послойного крепления или монтажа как плоских, так и объемных элементов-материалов разного стиля, фактуры, плотности и цвета на основу или между собой различными способами (приклеивание, вшивание, приваривание и др.). Цель коллажа путем смещения и иного передвижения элементов изображения создать новую реальность, синтезировать «новую материю».Коллаж развивался и трансформировался, проявляя себя в фотографии, литературе, музыке, театре, кино. Техника коллажа породила текстильная аппликация, декупаж, искусство объекта с элементами пространственного конструирования, флористический коллаж, компьютерный коллаж, фотомонтаж, киномонтаж, которые расширили понятие пространства, формы в пластических видах искусства и дизайне. Аппликация (с фр. papier collée – наклеенная бумага) - наипростейший вид коллажа, который заключается в наклеивании кусочков бумаги на бумажную основу или картон. В современных коллажевых работах прослеживаются принципы, смешения различных материалов, техник и стилей. Флористика - коллаж из цветов и листьев растений, естественного цвета или декорированных красками, с привлечением иных природных материалов.

Декупаж (c фр. decoupage - вырезать)– наклеивание изображений на различные виды поверхностей с последующим их закреплением несколькими слоями лака. Техника использовалась с целью украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами, такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Техника наклеивания репродукций (копий с художественных образцов) использовалось для создания поддельных инкрустаций на мебели с тех пор данную технику стали называть «Arte povera» - искусство бедных. Несмотря на это декупаж применяли придворные ремесленники короля Людовика XV для украшения мелких объектов интерьера и одежды (шляп, шкатулок и туалетных принадлежностей) и используют современные художники и дизайнеры для декоративной отделки своих произведений и интерьеров.

Дриплинг – оригинальная техника в живописи, изобретенная американским художником-абстракционистом Д.Полоком, предполагающая нанесение краски различными способами (например, путем набрызга, разливания, размазывания) с целью имитации случайных цветовых эффектов.

Квиллинг – техника составления композиций из спирально скрученных полосок бумаги.

Скрапбукинг – изготовление открыток с использованием уникальных технологий.

Фелтинг, фильцевание - техники создания плоских войлочных изображений и объемных композиций из натуральной шерсти методом валяния и иглоткачества (например, рисунка на ткани или войлоке, объемных игрушек, панно и декоративных элементов для интерьера, предметов одежды или аксессуаров).

Художественное проектирование –творческая проектно-графическая область дизайна, целью которой являются художественные проектные решения и образцы (изделия) предметного дизайна.

Техническое моделирование –разновидность художественного проектирования в объёме (построение моделей – упрощенных изделий, трехмерных форм предмета в установленном масштабе); творческая деятельность дизайнера, направленная на изучения технических особенностей вещи или сооружений и состоящая в совершенствовании окружающей человека предметной среды путем установления функционально-композиционных и эстетических связей. Процесс моделирования состоит из нескольких этапов: 1) определение объекта моделирования, вида модели (контурная, стилизованная, модель-копия, объемная или плоская), масштаба изделия; 2) выявление основных частей и деталей модели в ходе эскизирования, подготовка рабочих чертежей; 3) составление плана работы, подбор материала и перенос полученных размеров на обрабатываемый материал; 4) исполнение намеченного плана: отделка изделия и испытание его в действии.

Конструирование –создание различных технических и иных объектов дизайна (действительные образцы дизайна), которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования. Конструирование состоит из нескольких этапов: 1) выяснение технической задачи, постановка которой требует создания образа будущего изделия; 2) определение путей решения технической задачи, разработка технологической документации; 3) исполнение намеченного плана при изготовление пробного образца.

Производство (штучное)– выполнение изделия-образца механическим путем. Массовое производство - серийный (поточный) способ выпуска продукции с помощью специального технического оборудования.