- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Провождение усопших на Пасху



В Требнике сказано, что если кто преставится на Св. Пасху или на какой-либо день Светлой седмицы, «мало что от обычного усопших пения поется, величества ради и чести веселого праздника Воскресения». Отпевание начинается тогда, как и всякое богослужение Светлой седмицы, многократным пением: «Христос воскресе» со стихами: «Да воскреснет Бог». Затем произносится обычная заупокойная ектения и поется весь канон пасхи: «Воскресения день». Требник указывает начать отпевание и пение канона еще в доме умершего, который при пении канона относится в церковь. По возгласе ектении перед каноном указано «Воскресение Христово видевше». После 3–ей песни бывает заупокойная ектения и ипакои: «Предварившыя утро»; после 6–ой песни — заупокойная ектения, кондак: «Со святыми упокой», далее, поется: «Елицы во Христа крестистеся», произносится прокимен и читается Апостол из Деяний, положенный в тот день на литургии, и Евангелие воскресное первое. После Евангелия поется: «Воскресение Христово видевше» и прочие песни канона. После экзапостилария Пасхи: «Плотию уснув» поются воскресные тропари: «Ангельский собор» и бывает каждение, затем происходит последнее целование при пении стихир Пасхи: «Пасха священная». Целующие усопшего говорят ему: «Христос воскресе». Затем произносится сугубая заупокойная ектения с чтением вслух молитвы «Боже духов», отпуст и прощальная молитва. По русскому обычаю, вместо этой молитвы, читается как обычно, особая разрешительная молитва сразу после Евангелия. При несении тела к могиле поется: «Христос воскресе».

Погребение Священника

Это отпевание совершается и над архиереями. Оно значительно длительнее чина погребения мiрян и отличается от него следующими особенностями:

После 17–ой кафизмы и «тропарей непорочных» читается пять Апостолов и Евангелий. Чтению каждого Апостола предшествует прокимен, а перед ним еще степенны антифоны и псалмы с тропарями, называемыми также седальнами. При пении каждого стиха этих псалмов повторяется: «Аллилуиа». Перед пятым Апостолом поются «Блаженны» с особыми тропарями. После чтения первых трех Евангелий читаются особые молитвы об упокоении усопшего. Обыкновенно каждое Евангелие читается особым священником.

После всех 5–ти Евангелий читается 50–ый псалом и поется канон с ирмосами Великой субботы: «Волною морскою». По 6–й песни и заупокойной ектении поется кондак: «Со святыми упокой» и 24 икоса, оканчивающихся пением «Аллилуиа».

После канона поются стихиры, соответствующие «стихирам на хвалитех» на утрени, затем чтется Великое Славословие: «Слава в вышних Богу» и поются «стихиры на стиховне» на все 8 гласов: «Кая житейская сладость», но каждого гласа не по одной стихире, как при отпевании мирян, а по три. После этих стихир принято читать и влагать в руку умершего разрешительную молитву.

Кончается отпевание пением обычных прощальных стихир: «Приидите, последнее целование», но при сопровождении тела усопшего до могилы поется не «Святый Боже», а ирмосы Великого Канона: «Помощник и покровитель». Перед гробом несут хоругви, крест, Евангелие и фонарь.

При погребении архиерея тело его обносится вокруг храма, и с каждой из четырех сторон его совершается лития.

В Требнике ничего не говорится о том, как совершать погребение архиереев и священников на Пасху. Чин этот составлен у нас преосвящ. Филаретом, митрополитом Московским. Он представляет собою совмещение пасхального чина погребения мiрян с чином погребения священников: начало пасхальное со стихами: «Да воскреснет Бог», произносится заупокойная ектения, положенная в начале панихиды: «Миром Господу помолимся», после чего следует пение антифонов и чтение пяти Апостолов и Евангелий; затем поется канон Пасхи с заупокойными ектениями, седальном и кондаком после 3–й и 6–й песней. После пения «Со святыми упокой» поется: «Елицы во Христа крестистеся», читается Апостол Деяний дню и первое воскресное Евангелие и разрешительная молитва; затем поется «Воскресение Христово видевше» и далее пасхальный канон до конца. По 9–й песни и заупокойной ектении: «Плотию уснув», воскресные тропари: «Ангельский собор удивися», стихиры Пасхи: «Пасха священная» и целование усопшего. Затем сугубая заупокойная ектения с молитвою: «Боже духов» и пасхальный отпуст.

Погребение младенца

Совершая отпевание младенцев, как непорочных, Св. Церковь не молится об оставлении грехов их, но только просит сподобить их небесного царствия, по неложному обещанию Христову. Отпевание их короче и отличается следующими особенностями:

Нет кафизмы 17–й и не поются «тропари непорочны», поется особый канон с ирмосами: «Воду прошед яко сушу» и с припевом: «Господи, упокой младенца»;

Самая ектения отличается от обычной заупокойной ектении: младенец называется в ней «блаженным» и в ней содержится моление о нем: «О еже по неложному Своему обещанию, Небесному Своему Царствию того сподобити», вместо: «оставления грехов его», говорится: «со святыми упокоения». Равным образом, и молитва при окончании ектении иного содержания.

По 6–й песни канона и кондака: «Со святыми упокой» поются 4 икоса, напоминающие скорбь родителей по умерших младенцах.

После канона читаются Апостол и Евангелие тоже иные: Апостол о состоянии по воскресении (1 Кор. 15, 39—46) и Евангелие — о воскресении мертвых силою Христовою и волею пославшего Его Отца, без упоминания о суде (Иоан. 6, 35—39).

Вместо разрешительной молитвы, читается молитва: «Храняй младенцы», в которой вспоминаются слова Господа о детях: «Таковых бо есть Царство Небесное» и испрашивается принятие Господом души усопшего младенца в «ангельская светообразныя места».

При последнем целовании поются тоже совсем особые стихиры, в которых выражается скорбь родителей об усопшем младенце и утешение им что «Смерть младенцем ослаба» и что они «житейских зол непричастни явишася», а потому веселятся и ликуют с ликами святых.

Над умершими до крещения младенцами отпевание не совершается, так как они не очищены от первородного греха. Св. Григорий Богослов говорит, что «они ни прославятся, ни накажутся от праведного Судии».

Освящение воды

Малое освящение воды положено совершать 1 августа на источниках и водохранилищах, к которым совершается тогда крестный ход, а также в день праздника Преполовения. Сверх того, оно совершается в дни храмовых праздников, когда храм как бы обновляется молитвою и кроплением св. водою, а кроме того может совершаться во всякое время, по желанию верующих у них на дому. Для освящения воды ставится столец, покрытый пеленою, а на нем сосуд с водою и три свечи. Иерей выносит крест и полагает его на столе, после чего, окадив крестообразно воду, начинает: «Благословен Бог наш…» После обычных начинательных молитв читается псалом 142, поется: «Бог Господь» и тропари: «К Богородице прилежно ныне притецем», 50–ый псалом и взамен канона поются тропари: «Еже радуйся ангелом приимшая». После возгласа иерея: «Яко свят еси Боже наш» поются тропари «Ныне наста время всех освящающее», которые заканчиваются пением Трисвятаго, произносится прокимен: «Господь просвещение мое», Апостол к Евреям, зач. 306, где говорится, что освящение наше от Господа, и Евангелие от Иоанна, зач. 14, в котором повествуется об Овчей купели, где чудесно исцелялись больные при возмущении в ней воды от ангела. Произносится затем великая ектения с особыми прошениями об освящении воды с каждением при этом над водою, и читается иереем молитва об освящении воды, которая заканчивается погружением креста в воду с троекратным пением тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя». Затем священник кропит св. водою себя, людей и всю церковь при пении особых тропарей. Чин заканчивается краткой литийной ектенией и молитвой: «Владыко многомилостиве» и следует отпуст.

Великое освящение воды совершается только в Навечерие и в самый праздник Богоявления, после заамвонной молитвы. Кроме Требника чин его помещен в Минее за январь месяц. Если Навечерие Богоявления приходится в субботу или воскресение, то великое водоосвящение совершается в конце Великой Вечерни. В самый день Богоявления водоосвящение это совершается обыкновенно вне храма на источниках и сопровождается крестных ходом «на Иордань».

Молитвы на разныя потребы

Они составляют заключительный отдел Требника. К ним относятся: молитва в начале поста, св. Четыредесятницы, молитва на основание дому, молитва над солью, молитва во еже благословити стадо, молитва над сеянием, над гумном, на благословение мрежей, корабля, нового кладязя, чин благословения пчел, всякого зелия, молитва на освящение всякие вещи. К Требнику прилагается Месяцеслов и алфавит имен всех святых, празднуемых Православною Греко–Восточною Церковью, с указанием дней празднования их памяти. Заканчивается Требник Пасхалией —таблицей для определения дня Пасхи.