- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Пятидесятничество и харизматическое движение



В настоящее время в США пятидесятники занимают достаточно крепкие позиции. Барак Обама считает себя харизматом-пятидесятником, также многие сенаторы. Они разделяют учение о Святой Троице, кроме одного направления («единственники» или «смородинники»). Основное внимание уделяется рождению свыше – актуализация в каждом конкретном человеке спасительного подвига Христа. Водное крещение – свидетельство, что человек принял Христа. Крещение Святым Духом. См. статью «ГЛОССОЛАЛИЯ» в ПЭ. У них это очень развитое учение. «Святой смех», «святой гнев» и проч. – мыслится как действие Святаго Духа.

Сектоведы отделяют неопятидесятников – появившихся в 1990-х гг.

В советское время пятидесятники входили в единую с баптистами организацию, но стремились к выходу из этой организации.

1920-е гг. – расцвет пятидесятничества в России. Признавали 1000-летнее Царство. «Сионисты» - Церковь будет перенесена в Палестину и там будет царствовать 1000 лет.

«Субботники» - группировались в г. Кременец на Украине. Особое почитание субботы. Допускали братское лобызание мужчин и женщин.

 

В России их называли «трясуны» - прыгали на богослужениях. Классические протестанты относились к ним довольно резко.

 

В 1990 г. был основан «Союз христиан веры евангельской» (возглавил Василий Мурза). Это были «классические» пятидесятники.

 

Протестанты из Америки начали образовывать свои группы. Сергей Ряховский сразу сделал ставку на Америку. Активно борется с православием. Получает из Америки огромные деньги. Ставка на создание общероссийского протестантского объединения. Брат Ряховского возглавляет «Славянский правовой центр». Дворкин часто судился с ними, но проиграл ряд судов.

 

Павел Ледяев строит свою проповедь на дискретитации православия.

 

Характерная черта для многих течений – особое отношение к евреям. Они обязаны всячески помогать евреям всего мира – это призвание христиан. Программа «Операция Жаботинский» официально декларирует своей задачей помощь евреям.

 

Пятидесятники выступили против организации «Евреи за Иисуса». Сейчас ее деятельность в России свернута. Ряховский сейчас имеет более 1500 общин. Многие протестантские общины переходят под крышу Ряховского. Он от них взамен ничего не требует.

 

Традиционный «Союз христиан веры евангельской и пятидесятников» (союз Мурзы) относится к умеренному, консервативному направлению (Шмидта и Воронаева). Сейчас уже составляет меньшинство. 1300 региональных общин. Нет полного единства. Есть пятидесятники – патриоты России, многое заимствовали из Православия (поют Символ веры).

 

«Торонтское благословение» - впервые в 1980-е г. в общине пятидесятников в Торонто, положило начало неопятидесятничеству.

 

Среди пятидесятников особенно много выходцев с Украины.

 

СХВЕП – союз В. Мурзы.

 

Ряховский возглавляет РОСХВЕП – Российский Объединенный союз Христиан веры евангельской и пятидеятников. Община «Глобальная стратегия».

 

См. справочник «Современная религиозная жизнь» 3-й том – о пятидесятниках и баптистах. Посмотреть их сайты.

9.11.2010

Лютеранская Церковь в России

До революции в России проживали 3,6 млн лютеран, большая часть – в Прибалтике. С началом революции ситуация резко изменилась. Прибалтика отделилась, многие эстонцы и латыши уехали туда.

Существовали две лютеранские традиции – финская и немецкая. В 1923 г. была образована финская евангелическая лютеранская церковь, в 1927 г. была образована Евангелическая Лютеранская Церковь в СССР. С конца 1920-х начался период преследований.

Есть книга о лютеранах в России Ольги Лиценбергер.

В 1940 г. поволжские немцы были выселены за Урал. Исторические районы расселения лютеран опустели. Лишь в 1948 г. власти разрешили открыть лютеранский приход в Казахстане. Впервые в 1960 г. эстонский пастор начал служить в Нарве на финском языке. Только в 1970 г. в Петрозаводске им отдали храм. В 1977 г. открылся приход в Пушкине под Ленинградом. Немцы служили в Средней Азии в молитвенных домах, у них не было храмов. Возрождение немецкого лютеранства началось только в 1991 г.

Возрождение лютеранства в России началось с финнов (ингерманландцев). В 1990-е гг. началось обращение русских в лютеранство. Они формируют свои общины в составе «Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии», приходы которой располагаются на территории Карелии и Ленинградской области. Некоторые считают, что должна быть своя русская лютеранская традиция.

Немецкое направление гораздо более либерально, так как возрождение началось на войне западного либерализма (немцы допускают рукоположение женщин). Финны более консервативны, они смогли сохранить дореволюционные корни. Для консервативных лютеран Библия – слово Божие, для либеральных – «содержит слово Божие».

В 1990-е гг. в Россию приехали немецкие пасторы и епископы. В Москве у них есть приход в Старосадском пер. и несколько других приходов.

У финских лютеран сильное влияние в Свердловской области, где у них консистория, много русских прихожан. В России у «Церкви Ингрии» два епископа. Епископ Кугаппи, финн, имеет резиденцию в СПб. Имеют библейское учебное заведение.

Главой немецкого направления является епископ Георг Кречмар. «Евангелическо-Лютеранская Церковь (в России)» имеет приходы на Украине, в Казахстане. Есть у них президент — Вл.С.Худов, есть интервью с ним на Богослов.ру.

Женского священства и епископата у русских лютеран пока нет.

Есть и либеральное направление среди пасторов, которые приехали из Германии или получили там образование. Эти приходы ведут активную миссию среди русских. Важный элемент – диаконическая деятельность. Институт диаконисс, которые работают в больницах, в приютах. Их служение используется как миссионерское.

Центральное место в немецком лютеранстве отдается проповеди. Признают только два Таинства – Крещение и Евхаристия. Остальные таинства считаются обрядами. Есть братское движение.

Отношения немецкого лютеранства с Р.П.Ц. достаточно дружественные. Но в некоторых епархиях (как Екатеринбургская) руководство озабочено их миссией среди русских. Относят к числу своих приверженцев 200 тыс. человек в России. Большинство составляют русские немцы (70%), остальные – этнические русские и прибалты.

Численность «Церкви Ингрии» оценивается в 20 тыс. человек, имеют 67 зарегистрированных приходов. Финны получают средства в основном из Америки.

Реформаты (кальвинисты) – их численность оценивается в 200-300 человек. Имеют приход в Москве на Волоколамском шоссе (руководитель - Владимир Лоцман), еще 4 прихода по России. В 1991 г. было создано общество «Реформация». Распространено в основном среди русских.

Методистская Церковь включена в мировую систему, получает большие средства из Германии и США. Характеризуются уверенностью в своем спасении, если все правильно делают. В современной России начал распространяться в 1990-е г. Имеют регистрацию около 80 приходов. Значительный процент этнических русских. Семинарию в Щелково возлгавляет кореец. Раньше в Щелково действовал Московский библейский колледж. Имеют женское священство. Женщин-пасторов уже больше половины. Поддерживают однополые браки. Считают первым методистом протопопа Аввакума. Но никаких корней в России у них нет. Наиболее активный рост – в Воронежской области.

См. «Атлас религиозный жизни в России».

Англиканство в России. Есть у них исторический храм недалеко от «Малого Вознесения». Не пытаются вести миссию среди русских. Богослужение ведется только по-английски, книг на русском нет. Финансирование получают из Великобритании. Первые приходы появились в конце XIX века для англикан. Есть «русские англикане» - Сергей Марков, учился в ЛенДС, был отчислен с 1 курса, решил соединить англиканскую традицию с русской. Церковь Англии их не признает.

Новые религиозные движения

В отличие от протестантских сообществ, они активно развиваются.

Традиционно к ним два подхода в церковном сектоведении – Р.М. Коня и А.Л.Дворкина. Есть светский подход – Кантеров. Много светских религиоведов занимаются НРД. Эти движения за деньги сами заказывают литературу о себе – сектантскую апологетику.

Изучение НРД началось на Западе. Термин «секта» исторически связан с движениями, отделившимися от христианства. Официальный термин – НРД. Хотя некоторые существуют уже десятки лет. Термин «тоталитарные секты» в светской литературе практически не применяется. В среди консервативных протестантов возникло «антикультовое движение». Акцент делался на внешне негативной оценке их деятельность, на насилии, уголовной стороне. Есть понятие «альтернативная религия» - как бы часть американской традиции. Этот термин в России не прижился. Один российский автор (Т.А.Бажан) предложил термин «оппозиционная религиозность». Он резко выступает против понятий о зомбировании и т.д.

В РАГСе сохраняется традиция, заложенная Трофимчуком – критическое отношение к НРД. Хотя в других вузах преобладает либеральное отношение.

Есть термин «культ», который возник в СССР очень рано, использовался в публицистике, в СМИ, священники называли себя «служителями культа».

Современные религиоведы подчеркивают, что термин «культ» не имеет ничего унизительного для этой группы.

Уолтер Мартин. «Царство культов» (США, 1969 г.). В России издана в 1991 г. Это классическое изложение антикультовой доктрины, продолжателем которой является Дворкин.

Специальное решение о сектах принял Архиерейский Собор 1994 г.

 

Темы к зачету:

1) Государственно-церковные отношение

2) Протестантские движения

3) НРД

Движение New Age

Религиозно-мистические группы, распространились на Западе с 1970-80 гг. Имеют государственную поддержку. «Всемирный форум религиозной культуры» в Казахстане под эгидой Назарбаева. Казахстан на государственном уровне внедряет эту идеологию. Говорят об абстрактной «духовности». Эта идеология очень удобна для манипуляции людьми. Нет традиции, она создается на ходу.

Классический New age рассуждает о приходе «эры Водолея». Отсутствие границ между религиями. Религиозный синкретизм. Многие движения существуют под маской духовно-оздоровительных центров, экологических центров. Нет четкой вероучительной доктрины. Появляются в России в 1990-е г. Многие говорят о формировании «новой духовности», «современной духовности». Большое значение придают экологии. Известно движение «Анастасия». Идеологию анастасийцев детально рассмотрел прот. Петр Иванов. Популярностью пользуются различные амулеты. Пользуются магической силой кристаллов и т.д.

Люди теряют связь с традицией и ищут чего-то нового.

Большинство помещают бога внутрь человека. Т.е. человек является богом для самого себя. Ключевая идея – безграничность способностей человека. Люди, поглощенные заботами, не могут открыть свои способности.

Нео-индуизм

Существует огромное число разновидностей New age. Большие залы сейчас собирают нео-индуисты. Символ – скиталец (саньяси), человек, отрекшийся от мира, дважды рожденный. Свами Вивекананда (конец 19 века) считается основоположиником этого направления. Написал огромное число трудов. Их основа – Веданта. Весь мир – иллюзия. Отрицание личного Бога. Пантеизм. Активная миссия среди не-индийского населения. Включение не-индийских религиозных понятий. Отрицание деления на касты. Вывод о существовании существенного и несущественного в религии. Переориентация с ритуала на «дух». Мистическое богопостижение. Ритуальная практика не имеет значения. У нас сочинения Вивикананды активно читали Рерихи и Блаватская.

Еще один известный представитель – Рамакришна (умер в 1886 г.).

Смысл нео-индуистских практик – изменения сознания. Активно используются принципы йоги. Нео-веданта – учение Вивикананды. Он создал новую форму индуизма, доступную для не индусов. «Миссия Рамакришны» - крупнейшная организация. Вивикананда впервые выступил в 1893 г. на «Всемирном парламенте религий» с призывом объединения всех религий.

Основные термины – свобода и освобождение. Свобода религиозного поиска. Свобода от традиции.

Наши кришнаиты называют себя вайшнавами. Они говорят, что в православном храме на нашли поддержки. Есть люди во власти, которые лоббируют их интересы.

Сами индусы у нас долго не задерживаются, но проводят т.н. «ретриты» - тренинги. Проводятся «общероссийские ретриты», иногда занимают целую неделю, снимается большой зал вроде ДК «Меридиан».

Лидеры нео-индуизма – саньяси, дают обеты, носят желтые одежды. Есть женщины – саньяси. Нео-веданта стала массовой культурой. Впрочем, многие люди вскоре разочаровываются в нео-индуизме и уходят.

Раджниш (Ошо), ум. 1990 г., выходец из Индии. Преподавал философию. Основал в США сеть своих центров. Первый нео-индуист, который сумел своими лекциями заработать миллиарды долларов. Спасение мыслится им как обретение бесконечности в своем внутреннем мире. Все, что связывает человека с другими людьми – смешно. Только саньяса дает возможность спасения. Его проповедь направлена на интеллигенцию. Нынешняя ситуация в США, Зап. Европе – нео-индуистский бум.

Кришнаизм

Одна из самых распространенных форм нео-индуизма в России – кришнаиты. Сейчас зарегистрировано больше 200 организаций «Общества сознания Кришны». Некоторые направления нео-индуизма предпочитают не регистрироваться как религиозные организаций.

В настоящее время происходит реаблилитация кришнаизма. Пишутся апологии руками светских ученых. Строительство храма в Москве. В культовой практике они ничем не отличаются от других нео-индуистских групп. По данным самих кришнаитов, их в России ок. 500 тысяч. Исследователи выявили среди них большое количество бывших православных.

«Кундалини-йога» - пробуждение психофизических центров (чакр) в человеке, через которые происходит слияние с космической энергией. Кундалини – спящая змея.

Среди представителей нео-индуизма много психически неадекватных людей.

Классификация НРД кафедры религиоведения РАГС

1) Религии, имеющие многовековую историю, но не имеющие корней в России. Протестанты, некоторые направления ислама.

2) New age. Никак не соотносятся с мировыми религиями. Претендуют на над-конфессиональность. Муниты, сайентологи, бахаисты.

3) НРД отечественного происхождения. Близки по духу к зарубежным. Виссарионовцы, Белое братство, последователи Порфирия Иванова.

 

Межрелигиозные отношения