- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Работы классиков отечественной и зарубежной культурологи



1. Анненков Ю. П. Дневник моих встреч [Текст] : в 2 т. – Л., 1992.

2. Арендт Х. Истоки тоталитаризма [Текст]. – М., 1996.

3. Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции [Текст]. – СПб., 1909.

4. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма [Текст]. – М., 1990.

5. Бердяев Н. А. Кризис искусства [Текст]. – М., 1918.

6. Бердяев Н. А. О назначении человека [Текст]. – М., 1993.

7. Бердяев Н. А. Самопознание [Текст]. – М., 1990.

8. Бердяев Н. А. Судьба России [Текст]. – М., 1918.

9. Бердяев Н. А. Философия неравенства [Текст]. – М., 1990.

10. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества [Текст]. – М., 1989.

11. Библия (любое издание).

12. Бубер М. Я и ты [Текст]. – М., 1993.

13. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество [Текст]. – М., 1992.

14. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

15. Вехи. Интеллигенция в России [Текст] : сб. статей 1909–1910. – М., 1991.

16. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками [Текст]. – СПб. : Стасюлевич, 1902–1908.

17. Вольтер. Философские сочинения [Текст]. – М., 1988.

18. Вундт В. Миф и религия [Текст]. – СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1908.

19. Гегель Г. В. Ф. Философия истории [Текст]. – СПб., 1993.

20. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества [Текст]. – М. : Наука, 1977.

21. Геродот. История [Текст] : в 9 книгах. – Л., Наука, 1972.

22. Гомер. Илиада. Одиссея (любое издание).

23. Гумилев Л. Н. От Руси к России [Текст]. – М., 1992.

24. Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы [Текст]. – М., 1993.

25. Данилевский Н. Я. Россия и Европа [Текст]. – М., 1991.

26. Декарт Р. Избр. произв [Текст]. – М. : Наука, 1950.

27. Из глубины [Текст]: сб. статей о русской революции. – М., 1990.

28. Интеллигенция. Власть. Народ [Текст] : антология. – М., 1993.

29. Кант И. Сочинения : в 6 т.; т. 6 [Текст]. – М., 1966.

30. Коран (любое издание).

31. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения [Текст]. – М. : Художественная литература, 1976.

32. Культурология. XX век [Текст] : Антология. – М., 1995.

33. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление [Текст]. – М., Просвещение, 1930.

34. Леви-Строс, К. Структурная антропология [Текст]. – М. : Наука, 1983.

35. Леонтьев К. Н. Избранное [Текст]. – М., 1993.

36. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура [Текст]. – М. : Политиздат, 1991.

37. Лосев А. Ф. Из ранних произведений [Текст]. – М. : Правда, 1990.

38. Лосев А. Ф. История античной философии [Текст]. – М. : Мысль, 1989.

39. Лосский Н. История русской философии [Текст]. – М., 1991.

40. Макиавелли Н. Государь [Текст]. – М., 1990.

41. Маркузе Г. Одномерный человек [Текст]. – М., 1994.

42. Ницше Ф. Сочинения : в 2 т. [Текст]. – М., 1990.

43. О России русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья [Текст]. – М., 1990.

44. Ортега-и-Гассет Х. Эстетики. Философия культуры [Текст]. – М., 1991.

45. Памятники средневековой латинской литературы IV–IX веков [Текст]. – М. : Наука, 1970.

46. Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков [Текст]. – М. : Наука, 1972.

47. Проблема человека в западной философии [Текст]. – М. : Прогресс, 1988.

48. Рассел Б. Почему я не христианин [Текст]. – М. : Политиздат, 1987.

49. Рерих Н. К. Мир через Культур. [Текст]. – М. : Советский писатель, 1990.

50. Розанов В. В. Религия, философия, культура [Текст]. – М., 1992.

51. Самосознание европейской культуры XX века [Текст]. – М., 1991.

52. Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. [Текст]. – М., 1989.

53. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество [Текст]. – М., 1992.

54. Сумерки богов [Текст]. – М., 1990.

55. Тайлор Э. Б. Первобытная культура [Текст]. – М. : Политиздат, 1989.

56. Тейляр де Шарден П. Феномен человека [Текст]. – М., 1987.

57. Тойнби А. Дж. Постижение истории [Текст]. – М., 1991.

58. Фрейд З. Избранное [Текст]. – М., 1990.

59. Фромм Э. Бегство от свободы [Текст]. – М., 1990.

60. Фромм Э. Душа человека [Текст]. – М. : Республика, 1992.

61. Фромм Э. Иметь или быть [Текст]. – М., 1990.

62. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии [Текст]. – М., 1980.

63. Хейзинга Й. Homo Ludens [Текст]. – М., 1992.

64. Чаадаев П. Я. Сочинения [Текст]. – М., 1989.

65. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры [Текст]. – М., 1993.

66. Шеллинг Ф. В. Философия искусства [Текст]. – М., 1966.

67. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека [Текст] // Собр. соч.; т. 6. – М., 1957.

68. Шпенглер О. Закат Европы [Текст]. Т. 1–2. – М., Л., 1923.

69. Юнг К. Г. Архетип и символ [Текст]. – М., 1991.

70. Юнг К. Г. Избранные труды по аналитической психологии [Текст]. – Цюрих; 1929.

71. Ясперс К. Смысл и назначение истории [Текст]. – М., 1994.

Справочная литература (словари)

1. Культурология. ХХ век [Текст] : словарь. – СПб. : университетская книга, 1997.

2. Культурология. ХХ век [Текст] : антология. – М. : Юрист, 1995.

3. Культурология. ХХ век [Текст] : энциклопедия. В 2 т. – СПб. : Университетская книга, 1998.

4. Мифологический словарь [Текст]. – М., 1990.

5. Мифы народов мира [Текст] . В 2 т. – М., 1980–1981.

6. Словарь античности [Текст] / пер. с нем. – М., 1989.

7. Современная западная философия [Текст] : словарь. – М. : Политиздат, 1991.

8. Станькова Я. Тысячелетнее развитие архитектуры [Текст] / Я. Станькова, И. Пехар. – М., 1984

9. Философский энциклопедический словарь [Текст]. – М. : Советская энциклопедия, 1989.

10. Энциклопедический словарь по культурологи [Текст] / под ред. А. А. Радугина. – М., 1997.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТАМ (ЭКЗАМЕНАМ)

 

1. Предмет и метод культурологии.

2. Место культурологии в системе гуманитарного знания.

3. Основные культурологические идеи, используемые при объяснении происхождения человека.

4. Материальная и духовная культура: их соотношение в культурологии.

5. Структура и ценности духовной культуры.

6. Охарактеризуйте мифологическую модель мира.

7. Вебер о культуре как специфической системе ценностей и идей.

8. Термин культура, сфера его употребления.

9. Современное состояние культуры.

10. Охарактеризуйте первобытное искусство.

11. Единство материальной и духовной культуры

12. Современное применение мифологизирующих методов в культуре.

13. Обряд и ритуал как культурная регуляция поведения.

14. Функции культуры.

15. Понятие «самобытность» в культурологии.

16. Состав и структура социальных институтов.

17. Социализирующая функция культуры.

18. Основные виды духовного производства.

19. Понятия «масса», «элита» в культурологии.

20. Элитарная культура и ее место в обществе.

21. Понятие и характеристика массовой культуры.

22. Основания для выделения типов культур.

23. Историческая типология культур.

24. Национально-государственная типология.

25. Дайте характеристику современной мировой культуры.

26. Русская традиционная культура.

27. Место и роль России в мировой культуре.

28. Специфические и «серединные» культуры.

29. Сущность взаимодействия культур.

30. Понятие современных конфликтов.

31. Ваше понимание категории «национализм».

32. Национальная и этническая культура.

33. Дайте характеристику территориальной и этнической концепции нации.

34. Диалог как принцип культурного развития.

35. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

36. Культура и глобальные проблемы современности

37. Религиозный фактор в жизни России.

38. Постмодернизм как тип культуры.

39. Основные идеи консерватизма.

40. Тоталитаризм как феномен культуры.

 

 

ГЛОССАРИЙ

1. АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ– приспособление человеческих сооб­ществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм со­циальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картины мира, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности, а также номенклатуры ее продуктов, механиз­мов коммуницирования и трансляции социального опыта и т. п. А. к. – один из основных факторов культурогенеза в целом, исторической из­менчивости культуры, порождения инноваций и иных процессов соци­окультурной трансформации сообщества, а также изменения черт со­знания и поведения отдельных личностей.

2. Анимизм(от лат. animus – дух, душа) – термин, обозначающий одушевление явлений предметно­го мира.

3. АНОМИЯ (от фр. anomie – отсутствие закона, организации) – от­сутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам.

4. АРТЕФАКТ КУЛЬТУРЫ(лат. artefactum – искусственно сделан­ное) – любой искусственно созданный объект, имеющий как опреде­ленные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание.

5. Архаика (от греч. archaikos – древний) – в широком смысле слова подразумевает культуру древних циви­лизаций; в узком смысле – оп­ределенный период древнегреческой культуры, охватывающий VII–VI вв. до н.э.

6. АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ– это архаические культурные перво­образы, представления-символы о человеке, его месте в мире и обще­стве; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизне­деятельности людей, «проросшие» через многовековые пласты истории и культурных трансформаций и сохранившие свое значение и смысл в нормативно-ценностном пространстве современной культуры.

7. АССИМИЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ(лат. assimilatio – уподобление, сходство, сопоставление) – полное или частичное поглощение культу­ры одного, обычно менее цивилизованного и более «слабого» народа, другой, иноземной культурой, чаще всего путем завоевания, последу­ющих смешанных браков и целенаправленного «растворения» порабо­щенного этноса в этносе поработителя.

8. АТЕИЗМ (фр. atheisme < гр. atheon – безбожие) – система научно-мировоззренческих взглядов, отвергающая всю совокупность религиозных представлений.

9. ВАРВАРСТВО – средняя из трех эпох исторического развития че­ловечества (дикость, В., цивилизация). В. (перенос.) – крайняя, часто бессмысленная жестокость, бескультурие.

10. ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ(англ. western– западный) – в культурологии термин употребляется для обо­значения бездумного заимствования англо-американского или запад­ноевропейского образа жизни в области экономики, политики, обра­зования, культуры и даже языка.

11. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР –особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными куль­турами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляют­ся в ходе этих отношений.

12. Городская культура – город, как культурологическое понятие, есть образ человеческой жизни и способ существования культуры, который мы и определяем в качестве Г. к. Город – нечто «огороженное» и защищенное от натиска хаоса, образующее оппозицию: культура – варварство. Город в определенном отношении противостоит деревне как образу жизни. Деревня – «дыра» («дерево» – от слова «драть», «выдирать», вспомним подсечное земледелие). В городе – свет (освещенность и просвещен­ность). В городе – общение, интуиция, полет фантазии.

13. Государственная культур­ная политика– совокупность принципов, норм, которыми руководст­вуется государство в своей деятельнос­ти по сохранению, развитию и распро­странению культуры, а также сама де­ятельность государства в области куль­туры. Государство, будучи важнейшим институтом политики, в любом обще­стве оказывает то или иное воздейст­вие на культуру через определение це­лей и приоритетов ее развития, а так­же ресурсное обеспечение.

14. ГУМАНИЗМ(лат. humanus – человеческий, человечный) – призна­ние ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как кри­терия оценки общественных отношений.

15. ДИАЛОГ КУЛЬТУР– процесс взаимодействия культурных систем (явлений), в результате которого каждая культура осознает свою индивидуальную самобытность.

16. ДИКОСТЬ – наименование первого этапа человеческой истории, этому периоду соответствует время антропогенеза и раннего родового строя (палеолит и золит). В первом значении Д. – крайняя степень бескультурья и грубости.

17. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ – качество изменений в куль­туре, которое связано с вычленением, разделением, отделением частей от целого.

18. Диффузия культурная (лат. diffusio – распространение, растека­ние, расширение) – процесс заимствова­ния, присвоения каких-либо черт, осо­бенностей, достижений, паттернов культуры одного общества или эт­нической группы другим обществом, группой.

19. Духовная культура – одна из частей целостной человеческой куль­туры. В широком смысле – сово­купный духовный опыт человечества: интеллектуальная и духовная дея­тельность и ее результаты, обеспечи­вающие развитие человека как лич­ности, действующей на основе своей воли и инициативы. В узком смысле термин «Д. к.» ин­терпретируется как часть культуры, связанная с религиозной жизнью лю­дей, воплощающая религиозные цен­ности, идеалы, знания и обеспечиваю­щие связь человека с Богом в процессе культовой деятельности.

20. Душа – уникальный факт во Вселенной, связанный лишь с нашей человеческой культурой и неотделимый от человеческого тела, определяющий способ­ности и личность людей.

21. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ– устойчивая и повто­ряющаяся последовательность событий культуры, объединенных в систему. Важней­шей социальной закономерностью является возрастающая роль культу­ры в общественном развитии.

22. ЗНАК – материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в познании в ка­честве указания, обозначения или пред­ставителя др. предмета, события, дей­ствия, субъективного образования.

23. ЗНАНИЕ– продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и свя­зей мира, природного и человеческого.

24. ИНВЕРСИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ –процессы развития ценностей на чуждой им основе.

25. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ (лат. iп – в + culturs – возделывание, культиви­рование) – процесс обретения культурных навыков человеком, «вхож­дение» в культуру.

26. Институт культурный, социальный (лат. lnstitutum, – устройство, организация, заведенный порядок, ус­тановление, учреждение, обыкнове­ние, обычай) – исторически сложившийся устойчивый комплекс норм, принципов, установок, ценностей и т. п., обеспечивающих упорядочение, регулирование отношений и взаимо­действий между людьми.

27. ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ(лат. integratio – восстановление, восполнение) – процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами и историко-культурными областями.

28. Интеллигенция(от лат. intelligens – понимающий, мыслящий, ра­зумный) – общественный слой людей, профессионально занимаю­щихся умственным (преимущественно сложным) трудом, распростране­нием и развитием культуры.

29. ИНФРАСТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ (лат. infra – под + structura – строение) – система условий создания, сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культур, ценностей, развития культурной жизни и творчества (музеи, библиотеки, архивы, культурные центры, выставочные залы, мастерские, системы управления и экономическо­го обеспечения культурной жизни).

30. Искусство– сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира.

31. КАРТИНА МИРА – целостный об­раз мира, имеющий исторически обус­ловленный характер, формируется в обществе в рамках исходных мировоззрен­ческих установок.

32. КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ – наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании которых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов и разрабатываются методологии и методы их познания.

33. Кич (от нем. verkitchen – удешев­лять, или англ. fоr the kitchen – «для кухни») – одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантнос­ти внешнего облика, крикливости его элементов.

34. Классика (от лат. classicus – первоклассный, образцовый). В самом широком смысле – это мировое и отечественное культурное наследие, имеющее непреходящую ценность для человечества. В узком – художественное наследие античности; определенный исторический этап в развитии национальной культу­ры, обладающий характерными клас­сическими чертами: соразмерностью, сдержанностью, гармонией, уравнове­шенностью; совершенные произведения ху­дожественной культуры, являющиеся шедеврами, образцами, «недосягаемой нормой» в истории искусства.

35. КОД КУЛЬТУРЫ (фр. code) – совокупность знаков (символов и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.

36. Коммуникация культур­ная –общение людей друг с другом по специально организованным кана­лам (транспортным, информацион­ным) для трансляции определенного информационного объема (общение – сообщение). Транс­лируя определенную меру энергии (любви, душевного тепла и т. п.), мы со­общаем и определенные человеческие смыслы.

37. КОНВЕРГЕНЦИЯ КУЛЬТУР(лат. converge – приближаться, схо­диться) – процесс сближения, схождения культур.

38. КОНСЕРВАТИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ (лат. conservare – сохранять, ох­ранять) – приверженность к сформулированным духовным ценностям нормам, правилам поведения, неприятие всего нового в науке, литера­туре, искусстве и т. д.

39. КОНТРКУЛЬТУРА (лат. contra – против) – субкультура, нормы и ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры; попытка создания культуры, противостоящей духовной атмосфере современного индустриального общества.

40. КОНФЛИКТ КУЛЬТУРНЫЙ (лат. conflictio – столкновение, спор, борьба, conflictus – удар, бой) – критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, их группами, личностью и группой, личностью и обществом, группой и обществом, между разными сообществами или их коалициями. К. к. специфичен своей идеологической обусловленностью, несовместимостью оценочных позиций, мировоззренческих и религиозных установок, традиционных норм и правил осуществления той или иной социально значимой деятельности и т. п.

41. КРЕАТИВНОСТЬ(лат. creative –творческий, лат. creation –созда­ние) – характерная черта творческой личности, проявляющаяся в из­менении универсума культуры, способность осуществить нечто новое.

42. КРЕАЦИОНИЗМ (лат creation – создание) – идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом акте.

43. КРИЗИС КУЛЬТУРЫ– понятие, фиксирующее ситуацию, возникающую в результате разрыва между культурой со всеми ее институтами и структурами и резко изменившимися условиями общественной жизни.

44. Культ(от лат. cuttus – почитание) – 1) совокупность способов взаи­модействия с сакральным объектом (религиозный культ в широком смыс­ле слова); 2) группа последователей основателя вероучения (харизматический культ); 3) синоним религиозного или квазирелигиозиого ритуала.

45. Культура (от лат. cultura, – возделывание, обрабатывание, уход, воспи­тание, образование, развитие; cultura было произведено от colo, colere – взращивать, возделывать землю, за­ниматься земледелием) – специфический способ жизнедеятельно­сти людей в отличие от животных, основанный на нор­мах, воплощающих определенные идеалы и ценности, связанных с особым взглядом на мир, мировоззрением; воплощение этих норм и идеалов в сознании, поведении, результатах труда людей. Культура – все, что произведено человечеством в материальной и духовной сферах в процессе исторической практики.

46. КУЛЬТУРА БЫТА– уклад повседневной жизни, непосредствено связанный с удовлетворением материальных и духовных потребностей, с воспроизводством как самого человека, так и человечества в целом.

47. КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ – сфера человеческой деятельности, охва­тывающая различные стороны духовной жизни человека и общества.

48. КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ– сфера человеческой деятельности и результаты этой деятельности; совокупность материальных благ, со­зданных людьми.

49. КУЛЬТУРА МИРА– сочетание ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, которые отражают и поощряют (Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о культуре мира, 1998 г.).

50. КУЛЬТУРА ХОЗЯЙСТВЕННАЯ – особая социализированная сфера культуры, связанная с формированием, организацией и воспроизведением отношений между членами об-ва, складывающихся в процессе их совместной деятельности, направленной на жизнеобеспечение, на удовлетворение их первичных потребностей в пище и жилище, а также потребностей в иных товарах и услугах.

51. КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА – культурные изменения, причинно обусловленные предыдущим ее состоянием.

52. КУЛЬТУРНАЯ НОРМА– правило, точное предписание, образец в области каких-л. действий или создания каких-л. предметов, вещей.

53. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ народов России– материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники, историко-культурные территории иобъекты, значимые для сохранения и разви­тия самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

54. КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ –нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

55. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

56. КУЛЬТУРНЫЙ АРЕАЛ – географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.

57. КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ(лат. pluralis – множественный) – наличие в обществе социальных групп, каждая из которых имеет свою «малую» культуру, не сводимую к культуре иной группы и потому име­ющую право на сохранение. Равенство культур, вне зависимости от их социального потенциала и масштабности, и их право на выживание в любых условиях составляют одно из важнейших нормативных требований современной цивилизации.

58. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ(лат. cultura +...генез) – учение о происхождении культуры.

59. КУЛЬТУРОЛОГИЯ (лат. cultura + гр. logos) – область гуманитарного знания, синтезирующая в себе философское, историческое, антропологическое, этнографическое, социологическое и др. исследования культуры, т. е. охватывающая всю духовную сферу жизнедеятельности человека, главным содержанием которой является гуманизация самого че­ловека и окружающей его среды.

60. КУЛЬТУРОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ – совокупность концепций, методологических принципов, методов и познавательных процедур культурологического знания, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение определенных практических эффектов в этих областях.

61. МАГИЯ (греч mageia – волшебст­во) – одна из форм первобытной ре­лигии, основанная на том, что не­понятные явления приписываются дей­ствию таинственных сил, и выражаю­щаяся в совокупности обрядов, имею­щих целью воздействовать на людей, животных, воображаемых духов и т. д.

62. Маргинальная культура(от позднелат. marginalis – находя­щийся на краю, на границе) – это пограничная, переходная куль­тура, которая возникает на грани культурно-исторических эпох, миро­воззрений, языков, этнических культур или субкультур социальных групп.

63. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА(лат. massa– ком, кусок + cultura)– совокуп­ность явлений культуры XX в. и осо­бенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление этой культуры.

64. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КУЛЬТУРА – культура отношений между государствами, народами и нациями. Она базирует­ся на признании суверенитета государств и принципов мирного сосу­ществования, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения че­ловеческого достоинства.

65. МЕЗОЛИТ – средний каменный век, переход от древнего к новому веку (около X–V тыс. до н.э.).

66. МЕНТАЛЬНОСТЬ, МЕНТАЛИТЕТ(фр. mentalite < лат. mentalis – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – глубинный уровень кол­лективного и индивидуального сознания, включающий и бессознатель­ные акты, доминанта мышления.

67. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

68. Миф – (гр. mythos – сказание, предание) – рассказ, архаическое по­вествование о богах, духах (впоследствии о героях).

69. МИФОЛОГИЯ(гр. mythos – сказание, предание + logos – слово, понятие, учение) – форма общественного сознания, изображения природы, всего мира как населенных живыми существами с присущими им магическими, чудесными и фантастическими свойствами; как средство самовыражения человека, М. являлась господствующей формой воззрения в родовой общине.

70. МОРАЛЬ – форма культуры, связанная с обеспечением нормативных способов регуляции деятельности людей в обществе.

71. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ – раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов.

72. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА – собирательное понятие, не имеющее четко определенных границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени.

73. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор) –худо­жественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы в создаваемой им поэзии (предания, пес­ни, сказки, эпос), музыке (песни, инструментальные наигрывания и пьесы), театре (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танце, архи­тектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

74. Наследие культурное– это относительно неизменные, стабильные, постоянные культурные формы, образующие культурную традицию.

75. Наука– способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе пости­жения его существенных закономерно­стей.

76. Национальная культура–разновидность субкультуры, со­вокупность символов, верований, убеждений, ценностей, норм и образ­цов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сооб­щества в той или иной стране, госу­дарстве.

77. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ – осознание представителя­ми нации своего знания, интересов, идеалов и мотивов деятельности, целостная оценка себя как субъекта общественного развития.

78. НАЦИЯ (лат. natio – народ) – исторически сложившиеся объединения людей, обладающих обшей территорией, хозяйственной деятельностью, языком, психическим складом, проявляющимся в общей культуре.

79. НЕОЛИТ(гр. neos– новый, lithos – камень) – новый каменный век, период (ок. VIII–III тыс. до н.э.) перехода от присваивающего хозяй­ства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотовод­ство).

80. НООСФЕРА(гр. noos – разум, sphaira– сфера, область) – термин, обозначающий такую стадию развития биосферы, при которой разумная деятельность человека стано­вится определяющим фактором гло­бального развития.

81. НРАВСТВЕННОСТЬ– внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.

82. НРАВЫ – понятие, фиксирующее общественные привычки людей, то, как фактически ведут себя члены большой или малой социальной группы, что они разрешают себе или запрещают.

83. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ –явления общественной жизни и природы, имеющие непреходящее значение для человека и об­щества: благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, любовь к самому себе и ближнему, Отечество; главная ценность – человеческая жизнь. Эти ценности сближают разные народы, различные религии, культуры, эпохи и находят свое отражение в документах о правах человека.

84. ОБЩИНА – основная экономическая ячейка первобытно-об-щинного строя.

85. Обыденная культура –неспецифическая сфера культуры, все проявления культуры в обыденной действительности, нерефлектированные, т. е. такие, о формах и техноло­гии которых люди чаще всего вообще не задумываются.

86. ОБЫЧАЙ– воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в опреде­ленном обществе или социальной группе и является привычной для его членов.

87. ПАЛЕОЛИТ – древний каменный век, первый период каменного века, продолжался с возникновения чело­века (свыше 2 млн. лет назад) и примерно до X тыс. до н.э.

88. ПАНТЕИЗМ(гр. pan – все + theos– бог) – воззрение, в соответ­ствии с которым Бог и мир – одно и то же, Бог растворился в природе.

89. Пассионарность(от лат. и франц. passioстрасть) – страстная и неуемная жажда деятельности, способность к сверхнапряжениям, отличающая как некоторых отдельных людей, так и некоторые человеческие объединения.

90. ПАТТЕРН КУЛЬТУРНЫЙ(англ. pattern – примерный, образцо­вый) – устойчивое образование, состоящее из действий, представлений и оценок.

91. ПОЛИТЕИЗМ (поли... и гр. theos – бог) – многобожие, вера во мно­гих богов.

92. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, касающихся взаимоотношений граждан и влас­ти.

93. ПОЛИФОРМИЗМ КУЛЬТУРЫ – множественность форм культу­ры, многообразие; чем сложнее общество, тем значительнее дифферен­циация присущих ему ценностей, что создает П. к., не сводимый к каким-либо однозначным характеристикам.

94. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО – третья (после аграрного и индустриального обществ) стадия развития человечества.

95. ПОСТМОДЕРНИЗМ (букв. – то, что после современности, модерна) – совокупное обозначение тенденций в культурном самосознании стран Запада, появившееся в конце 60-х гг. ХХ в.

96. РЕЛИГИИ МИРОВЫЕ– понятие, которым обозначаются религии, имеющие наднациональный характер и получившие повсеместное рас­пространение. К традиционным Р. м. относятся буддизм, христианство и ислам.

97. РЕЛИГИЯ –(лат. religio – букв, «связь», благочестие, святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфическое действие (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного.

98. РЕЛЯТИВИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ(лат. relativus– относительный) – мировоззренческая тенденция, в рамках которой утверж­дается множественность культур, путей их развития и ценностных систем, культурно-исторических типов.

99. РИТУАЛ – исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного, символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

100. Свобода – характеристика при­сущего только человеку способа бытия.

101. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ(лат. saecularis – светский) – обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую

102. СИНЕРГЕТИКА(греч. synergos – совместно действующий) – область на­учного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований вы­являются общие закономерности само­организации, становления устойчивых структур в открытых системах.

103. СИНКРЕТИЗМ(rp. synkretismos – соединение, объединение) – ка­чество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерас­члененностью и неразвитостью чего-либо.

104. СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат. socialis – общественный) – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т. д.).

105. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КРИЗИС –резкие изменения в со­циально-культурной сфере, связанные с процессом дезинтеграции цен­ностных систем, с ослаблением и разрушением прежних духовных струк­тур и институтов, с утратой людьми чувства стабильности и увереннос­ти и нарастанием настроений растерянности и страха.

106. Специализированные сферы культуры–проявления культуры в известных исторически сложившихся сферах разделения тру­да. Можно перечислить следующие С. с. к.: физическая, хозяйственная, политическая, правовая, научная, философская, религиозная, художественная.

107. СТРАТИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ (лат. stratum – настил, слой) – наличие в современной культуре разных групп, отличающихся ценнос­тными ориентациями, мировоззренческими позициями, направленно­стью деятельности, в разных областях культурной практики.

108. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ (лат. structura – строение, порядок, связь) – термин употребляется в культурологии для объяснения строения культу­ры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечива­ются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характери­зующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

109. СУБКУЛЬТУРА(нем. subkultur < лат. sub – ниже, под + нем. kuhur культура; англ. subculture) особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценно­стным строем, обычаями, нормами.

110. Табу (полинезийское) – система запре­тов в любой сакрализованной системе ценностей, относящаяся к телесному «низу», (сексуальности). В доклассовом обществе система нравственных и религиозных запретов, нарушение которых, по суеверным представ­лениям древних людей, карается сверхъестественными силами. В родо­вой общине табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека и, прежде всего, были направлены на соблюдение брачных норм.

111. ТВОРЧЕСТВО – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые (не имеющие аналогов в культурной деятельности человека, социума) материальные и духовные ценности.

112. Тоталитарная культура –система ценностей и смыслов со специ­фическим социальным, философским, политическим и этническим содержанием, построенная на устойчивой ми­фологеме единства культуры, исключа­ющая все культурные элементы и образования, противоречащие этому единству, относимые к враждебным, чужеродным.

113. Тотем (на языке сев. америк. племе­ни оджибве – poд) – животное, расте­ние, предмет или явление природы, которое считается древнейшим предком, родоначальником определенной этни­ческой группы (племени).

114. ТОТЕМИЗМ – одна из ранних форм религии первобытного общества.

115. ТРАДИЦИЯ (лат. traditio – передача) – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы по­ведения, взгляды, вкусы и т. п.

116. ТРАНСКУЛЬТУРАЦИИ ИНВЕРСИЯ – термин для определения направления транскультурации, в процессе которого представители более развитой, престижной или господствующей культуры переходят на позиции культуры «малой» (или подавленной).

117. ТРАНСКУЛЬТУРАЦИЯ (лат. trans – сквозь, через). Т. проявляется тогда, когда определенная этнокультурная общность, в силу добровольной миграции или насильственного переселения, перемещается в другой, иногда весьма отдаленный район обитания, где полностью отсутствует инокультурная среда или она представлена весьма незначит