Мы помним, что на протяжении первых двух веков христианства
литургические молитвы, хотя и следовали в определенном порядке, но
были импровизационными. Харизматическей пафос пророка, а затем
епископа, по существу, каждый раз творил новую молитву, хотя и
соответствующую местному обычаю.
Но в 3 веке харизматическое творчество, скомпрометированное
монтанистами, уступило место фиксированным формам. Сначала это
коснулось только анафоры (Евхаристического канона), а затем и
остальных элементов Литургии. Она стала твердеть и застывать в
соответствии с местной традицией.
В 4 веке выдающиеся Отцы Церкви (свтт. Кирилл Иерусалимский,
Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.) приложили много трудов для
упорядочивания этих местных литургических чинов. И это, конечно,
привело к чрезвычайной дифференциации анафор (особенно на Востоке).
В одной только Абиссинии (Эфиопии) доныне известно 16 чинов. А у
яковитов и маронитов — около 65 анафор!
Наиболее совершенные образцы литургического творчества были
впоследствии одобрены Соборами и названы именами выдающихся
апостолов и отцов Церкви. Так появились Литургии ап. Иакова, ап.
Марка, ап. Фаддея, Литургии свтт. Василия Великого, Иоанна
Златоустого, Григория Армянского, Кирилла Александртйского, Феодора
Мопсуестийского и даже еретиков Нестория и Диоскора. О том,
насколько условны подобные наименования, можно судить по тому, что
одна из 16 местных Абиссинских Литургий для пущей важности была
приписана... самой Богородице (Которая никогда в Абиссинии не
была!).
На Западе также сложилось несколько местных чинов: Миланская
Литургия свт. Амвросия, Галльская Литургия, Мозаровская Литургия в
Испании. Правда, высокая централизация Западной Церкви привела к
тому, что они быстро уступили первенство господствующей Римской
Мессе.
Но в целом, 4-5 века — это взрыв литургического разнообразия. Общее
число анафор, дошедших от этого времени хотя бы в отрывках — около
100! И, естественно, возникает вопрос: как их классифицировать?
Причем правильно найденный критерий классификации должен:
Объединять родственные литургии в естественные группы.
Объяснять направление эволюции внутри каждой группы.
На рубеже 19-20 веков многие выдающиеся литургисты решали эту
задачу и наиболее удачную классификацию предложил английский
исследователь Брайтман (F. Brightman "Liturgies eastern and
western", Oxford, 1896). Со многими, конечно, уточнениями, она
дожила до наших дней и сейчас мы рассмотрим исходные принципы этой
классификации.
Прежде всего Литургии распадаются на Восточные и Западные вот по
какому принципу: Литургия как центр суточного богослужебного круга
с помощью различных литургических элементов связывается с седмичным
и годовым кругами. Но все эти изменяемые элементы (Апостольские и
Евангельские чтения, анафоры, тропари и кондаки) сосредоточены в ее
первой части. Собственно анафора на Востоке вообще и в Православии
в частности всегда рассматривалась как вневременная и потому
неизменная. На Западе же изначально сами молитвы Евхаристического
канона (например, Praefatio) варьировались в зависимости от
праздника, времени церковного года и т.д.
Эта динамичность привела к тому, что западные каноны (например в
Римской, Галликанской и Мозарабской Литургиях) продолжали
эволюционировать уже тогда, когда на более консервативном Востоке
эволюция их давно закончилась. При этом, если на Востоке эволюция
Литургии шла преимущественно в сторону усложнения, то на Западе
более заметен обратный процесс: в сторону упрощения и унификации, в
результате чего в конце концов осталась одна Римская Месса. Кроме
того, если на Востоке Литургии развивались органически, то на
Западе решающим фактором были литургические реформы отдельных
римских пап: Дамаса († 384), свт. Льва Великого († 461) Геласия (†
496), свт. Григория Великого († 604) и др.
Все это и привело к значительным различиям между Востоком и
Западом. И здесь сказался также различный менталитет римлян и
греков. Характер трезвомыслящих римлян великолепно воплотился в
кратких и четких орациях латинского ритуала, в которых всегда
имеется в виду конкретный плод молитвы. Восточный мистический
менталитет воплотился в пышных и драматических формах
Евхаристического канона, молитвы которого напоминают возвышенные
гимны.
Все эти второстепенные различия также следует учитывать при
сравнении. Но их не следует противопоставлять. Различия между
Востоком и Западом были всегда, и всегда (по крайней мере на
протяжении 1го тысячелетия) рассматривались как взаимодополнения, а
не противоположность. Лишь когда возобладала вторая точка зрения,
произошел разрыв.
Теперь вспомним из каких элементов у нас складывается
Евхаристический канон. Это: Praefatio (P), Sanctus (S), Anamnesis
(A), Epiclesis (E), и Jntercessia (J).
Так вот: именно последний элемент J — т.е. ходатайственная молитва
о Церкви, о властях, о живых и умерших) оказался главным признаком
в классификации больших литургических групп. Он находится:
· В наших Византийских Литургиях — на последнем месте.
· В Александрийских — между Префацией и Санктусом.
· В Месопотамских Литургиях — между Анамнесисом и Эпиклесисом.
В конечном итоге у нас получается следующая классификация: