Единство духовной и светской власти, свойственное первой половине
XVII в., было резко нарушено во времена царя Алексея Михайловича,
второго царя из династии Романовых. Его правление (1645~-1676)
отмечено бурными общественными потрясениями, бунтами. Раскол
церкви, произошедший в это время, до глубины потряс русское
общество и имел весьма далеко идущие последствия для отечественной
истории.
В истории церковного раскола выделяется яркая и могучая фигура
патриарха Никона. Что это был за человек? Будущий патриарх родился
в 1605 г. Мирское его имя - Никита, по отцу - Минич. Высокого
роста, красивый, богатырского сложения мужик с рыжими волосами и
бородой - так выглядел будущий реформатор. Уже будучи иерархом
церкви, он совершал крестный ход в богатом облачении, весившем
несколько пудов. Еще в детстве Никита проявил стремление к церкви,
убежав, против воли отца, в соседний с его домом Желтоводский
Макарьевский монастырь (Костромской губернии). Отец - человек
простого происхождения — противился выбору сына. Только после
смерти отца Никита стал священником в селе Лыскове на Волге. У
Никиты была жена и трое сыновей, но все трое умерли. Посчитав это
особым знаком, Никита и его жена постриглись в монахи. Никита
постригся в Соловецком монастыре (с этого времени он стал Никоном)
и остался жить на Онежском озере. Рассказывают, что всю жизнь
Никона преследовали видения Однажды он отправился в Москву по
делам своего монастыря и чуть было не погиб, плывя на лодке по
Онеге. На месте своего спасения Никон основал Крестный монастырь.
В Москве этого незаурядного человека заметил царь и сделал его
архимандритом Новоспасского монастыря (где находилась родовая
усыпальница Романовых). Затем он стал митрополитом Новгородским
(очень высокое положение в русской церкви!). Во время жестокого
бунта новгородцев Никон единолично сумел остановить толпу
разъяренных людей, и, будучи избитым и истекая кровью, служил
литургию Царь был в восторге от Никона! Когда скончался очередной
патриарх (Иосиф), Алексей Михайлович с боярами на коленях умоляли
Никона стать патриархом (1652 г.). Уже в это время Никон —
активный сторонник ряда преобразований в русской церкви. Все
намечавшиеся реформы были формально продиктованы тем, что за
долгие годы существования православия на Руси накопилось множество
разночтений и расхождений в обрядах, книгах и богослужении по
сравнению с греческими образцами. В первую очередь необходимо было
исправить богослужебные книги по греческим оригиналам. Никон стал
патриархом, потребовав согласия на переустройство церкви. Но
одновременно у Никона имелась еще одна важная идея: церковная
власть должна была стать, как и в прошлом, выше светской. Ежегодно
на Вербное Воскресенье в Москве при стечении народа устраивалось
торжественное «шествие на осляти»: патриарх въезжал в Кремль на
осле (как когда-то въезжал, как вы помните, в Иерусалим Иисус
Христос), а осла вел под уздцы сам российский царь! Это ли не
свидетельство высочайшего положения патриарха? Но и царь Алексей
желал сильной и единоличной власти. Как говорили современники, «два
солнца не могли долго светить на одном небосклоне». Реформы
начались и шли очень успешно. Книги активно переправлялись, вместо
написания «Исус» стали писать «Иисус», вместо крестного знамения
двумя перстами (символ Христа-богочеловека) стали креститься тремя
(символ Святой Троицы), признали четырехконечный крест наряду с
восьмиконечным. Были и другие нововведения: крестный ход вокруг
храма стал совершаться в другую сторону, литургия теперь
совершалась над шестью просфорами (просфора — хлеб для причастия)
вместо семи, «Аллилуйя» стало повторяться три раза вместо двух,
вместо земных поклонов стали совершать поясные и т.д. Все эти
различия превратились в конечном итоге в отличительные черты между
православными церквями «нового» и «старого» обряда. Большие
изменения произошли в церковном искусстве: иконописи, музыке,
архитектуре. Никон запретил, например, строить на Руси шатровые
храмы как неканонические. Исторически первым образцом шатрового
зодчества из камня является церковь Вознесения в Коломенском,
заложенная в честь рождения Ивана Грозного.
Последний образец,
построенный накануне никоновского запрета — храм Рождества
Богородицы в Путинках в центре Москвы. Все эти новшества были
приняты не сразу. Они вызвали бурный протест множества
православных христиан, священников. Во главе сопротивления стояли
мощные и колоритные фигуры, такие, как знаменитый протопоп (старое
название церковной должности протоиерея) Аввакум. Ревнителей старой
веры осуждали и ссылали. Спасаясь от преследований, они бежали в
глухие уголки России — на Север, в Поволжье, в Сибирь. Многие в
знак протеста совершали самосожжения. Сгорел заживо в Пустозерске и
мятежный Аввакум, оставив после себя великолепные литературные
произведения. Старообрядцев (или староверов), как их стали
называть, поддерживали в среде стрельцов, старого родовитого
боярства. Вспомните картину И. Сурикова «Боярыня Морозова»! Это
трагическое полотно необыкновенно ярко и выразительно отражает суть
происходивших на Руси событий.
Никон был на вершине своего могущества: друг и советник царя,
непререкаемый авторитет, грозный борец за церковь «нового
образца». И вдруг как гром среди ясного неба, грянул разрыв
патриарха с царем. Это произошло в 1658 г., когда царь не пригласил
Никона для участия в церемонии встречи грузинского царевича, а
патриаршего представителя царские слуги даже ударили палкой по
лбу. Такой оборот событий объясняется в первую очередь
соперничеством царя и патриарха, наветами, которые шли к Алексею
Михайловичу со стороны тайных противников Никона. Обиженный
патриарх переоделся в монашескую рясу, покинул престол и уединился
в построенный им по образцу Святых мест Новоиерусалимский
Воскресенский монастырь. Царь искал пути к примирению, но тщетно
Десять лет в России фактически не было патриарха. В 1666 г.
устроили демонстративный церковный суд над Никоном: ему поставили
в вину главным образом оставление патриаршего престола. Никон был
лишен сана и сослан в Ферапонтов монастырь. Царь, очевидно,
переживал, но примирение так и не состоялось. Почти в то же время,
в 1667 г., церковный собор утвердил реформы Никона. Его дело
окончательно победило, но сам патриарх как личность и политик
полностью проиграл. Он пережил царя Алексея и умер в 1681 г. на
пути в свой родной Новый Иерусалим. Итог этих событий для церкви —
утверждение православия нового обряда и появление старообрядческой
церкви, держащейся за старину. Политический итог — утверждение в
России светской власти как более высокой, чем церковная,
духовная.
С этого времени в России стала существовать отдельная православная
старообрядческая церковь. Старообрядцы подвергались гонениям в
течение всей российской истории. Православная церковь предала их
анафеме, которая была снята только в 1971 г. Спасаясь от
преследований, староверы продолжали свой путь на юг и на восток.
Русские общины старообрядцев оказались в Турции, в Китае, на
Аляске, на Тихоокеанском побережье США (вплоть до Калифорнии). Они
по сей день говорят на русском языке, носят традиционную одежду,
живя далеко за границей России. В нашей стране также сохранилось
немало старообрядческих общин. Они живут весьма изолированной
жизнью, оставаясь верными старине, древней культуре, обычаям и
бытовым устоям.
Старообрядцы не составляют единой церковной организации. Они
делятся на два толка (направления) — поповцев и беспоповцев.
Беспоповцы считают, что все духовенство погрязло в грехе,
«истреблено антихристом» и не имеет права на существование. Поэтому
они отвергают священство и обходятся без него. Внешне их точка
зрения напоминает протестантизм, но есть и серьезное различие с
ним: беспоповцы считают эту ситуацию временной, «пока не
исправятся человеческие нравы». Поповцы признают священство и все
обряды, которые с ними связаны. Как поповцы, так и беспоповцы
делятся на многочисленные группы (согласия).
Наиболее многочисленной и влиятельной у старообрядцев-поповцев
является Белокриницкая церковь (по названию села Белая Криница в
Австрии, куда переселилась община староверов и где была создана
эта церковь). В XIX в. ее центр переместился в Москву, где
Белокриницкая церковь слилась с Рогожской общиной старообрядцев.
Сейчас это Старообрядческая архиепископия Московской и всея Руси,
обладающая единым управлением, издающая литературу, имеющая свой
главный храм в районе Рогожского кладбища в Москве.
Раскол и старообрядчество.
116
0
5 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!