- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Раздел I. догматическом богословие как наука



Понятие о догматическом богословии.

Предмет догматического богословия. Понятие о догматах

Свойства догматов.

1.2.1. Теологичность (вероучительность).

1.2.2. Богооткровенность.

1.2.3. Церковность.

1.2.4. Законообязательность (общеобязательность).

Догматы и богословские мнения

1.4. Догматы и догматические формулы и богословские термины

Догматические системы (исторический обзор)

Причины появления догматов

Основные принципы раскрытия содержания догматических истин

Назначение догматов.

Усвоение догматических истин человеческим сознанием

Развитие догматической науки

Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки

2.2. Теория "догматического развития"

Православный взгляд на развитие догматической науки

Задачи и метод богословской догматической науки

Литература

Раздел II Священное Предание

Священное Писание о Священном Предании

Понятие о Священном Предании

Соотношение Священного Писания и Священного Предания

Понимание Священного Предания в современном православном богословии

Формальное предание

2.3.1. Древние символы и исповедания веры
2.3.2. Соборные вероопределения.
2.3.3. Творения святых отцов и учителей Церкви
2.3.4 Литургическая практика Церкви
2.3.5. "Символические книги" Православия.

Раздел III Понятие о богопознании и его границы

Богопознание в жизни христианина. естественный и сверхестественный путь богопознания

Естественное богопознание (естественное Откровение)

Сверхъестественное богопознание

Характер и границы богопознания

Споры о характере и границах богопознания в IV веке

2.1.1. Евномианская доктрина
2.1.2. Учение о богопознании великих Каппадокийцев и святого Иоанна Златоуста

Споры о характере и границах богопознания в XIV веке

2.2.1. Доктрина Варлаама Калабрийского
2.2.2. Учение святителя Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергии

Понятие об апофатическом и катафатическом богословии

Часть вторая. О Боге в Самом Себе

Раздел I. О Боге, едином в существе

Истина бытия Божия

Учение о существе Божием

Содержание учения о существе Божием

Понятие об апофатических (онтологических) свойствах Божиих

2.2.1. Самобытность
2.2.2. Неизменяемость
2.2.3. Вечность
2.2.4. Неизмеримость и вездеприсутствие

Понятие о катафатических (духовных) свойствах Божиих

2.3.1. Отношение приписываемых существу Божию свойств к Самому Его существу
2.3.2. Истинность наших представлений о Боге
2.3.3. Катафатические свойства Божии
2.3.3.1. Разум, Премудрость и Всеведение
2.3.3.2. Святость и Свет
2.3.3.3. Всемогущество
2.3.3.4. Всеблаженство
2.3.3.5. Благость, Любовь и Милость
2.3.3.6. Правда Божия
2.3.3.7 Любовь и Правда Божий в их соотношении
2.3.4. Антропоморфизмы Священного Писания.

Раздел II. О Боге, Троичном в лицах

Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии

Аналогии Пресвятой Троицы в мире

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

Доникейский период в истории троичного богословия.

3.1.1. Монархианство.
3.1.1.1. Динамизм или адопцианство.
3.1.1.2. Модализм
3.1.2. Учение Оригена о Троице

Тринитарные споры IV столетия

3.2.1. Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатский
3.2.2. Доктрина Ария
3.2.3. Полемика с арианством в IV столетии
3.2.4. Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология
3.2.5. Духоборчество

Тринитарные заблуждения после II Вселенского Собора

Свидетельства Откровения о троичности Лиц в Боге

Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом Завете

4.1.2. Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца.
4.1.3. Указания на Лицо Святого Духа с различением Его от Отца и Сына

Свидетельства Нового Завета

4.2.1.Указания на троичность Лиц без указания Их различия
4.2.2. Указания на различие Божественных Лиц и на Божественные Лица в отдельности

Верование древней Церкви в Троичность Божества

Свидетельства Откровения о Божественном достоинстве и равенстве Божественных Лиц

Божественное достоинство Бога-Отца

Свидетельства Откровения о Божественном достоинстве Сына и Его равенстве с Отцом

6.2.1. Свидетельства Самого Господа Иисуса Христа
6.2.2. Свидетельства апостолов о Божественном достоинстве Сына и Его равенстве с Отцом
6.2.2.1. Свидетельства апостола Иоанна
6.2.2.2. Свидетельства апостола Павла
6.2.3. Толкование так называемых "уничижительных мест" Еванглия
6.2.4. Верование древней Церкви в Божественное достоинство Сына Божия и Его равенство с Отцом

6.3. Свидетельства Откровения о Божественном достоинстве Святого Духа и Его равенстве с Отцом и Сыном*

6.3.1. Основные возражения против Божественного достоинства Святого Духа и Его равенства с Отцом и Сыном

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Свидетельства Откровения об отношениях Божественных Лиц

7.1.1. Отношения между Отцом и Сыном
7.1.2. Тринитарное положение Святого Духа

Личные (ипостасные) свойства

8. Троичность Божественных Лиц и категория числа (количества)

Почему Бог троичен в Лицах?

Как правильно мыслить отношения Божественных Лиц, образ предвечного рождения и предвечного исхождения

Учение о монархии Отца

Римо-католическое учение о филиокве

Единосущие Лиц Пресвятой Троицы

Образ Откровения Пресвятой Троицы в мире

Раздел I. Бог как творец и промыслитель мира

Бог как творец мира

Нехристианские концепции происхождения мира

1.1.1. Дуализм
1.1.2. Пантеизм

Сущность христианского учения о происхождении мира.

Основные возражения против учения о творении мира из ничего.

Вечность Божественного замысла о мире

Творческие Божественные идеи, их отношение к Богу и к миру

Творение и время

Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения

Побуждение и цель творения

1.8.1. Почему Бог сотворил мир?
1.8.2. Для чего Бог сотворил мир?

Совершенство творения

Бог как промыслитель мира

Действительность Промысла Божия

Ложные учения о Промысле

Действия Промысла Божия

2.5.1. Мирохранение
2.5.2. Мироправление

Образы Божественного промышления о мире

2.7.1. Естественный образ промышления

Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла

О возможности познания Промысла Божия человеком

Основные виды творений Божиих

Мир духовный или ангельский

3.1.1. Ангелы в Свщ. Писании
3.1.2. Возражения против бытия ангелов
3.1.3. Сотворение ангелов Богом
3.1.4. Время сотворения ангелов.
3.1.5. Природа ангелов
3.1.6. Свойства ангельской природы
3.1.7. Совершенство ангельской природы
3.1.8. Число ангелов
3.1.9. Небесная иерархия
3.1.10. Архангелы
3.1.11. Промысл Божий о мире духовном

Человек

3.2.1. Сотворение человека Богом
3.2.2. Двуединство человеческой природы. Брак. Богоустановленный способ размножения людей.
3.2.3. Происхождение от Адама и Евы всего рода человеческого. Преадамизм и полигенизм.
3.2.4. Состав человеческой природы: дихотомия и трихотомия
3.2.5. Значение тела в составе человеческой природы
3.2.6. Мнения о происхождении человеческих душ
3.2.7. Свойства человеческой души
3.2.8. Отличие души человеческой от душ животных
3.2.9. Образ и подобие Божие в человеке
3.2.10. Назначение человека
3.2.11. Состояние человека до грехопадения

 

 

Введение

[К Оглавлению]

Прежде чем приступить к изучению курса догматического богословия, полезно задаться вопросом: что такое богословие? Каким образом Священное Писание и отцы Церкви понимают сущность и назначение богословия?

Слова "богослов", "богословие", "богословствовать" — встречаются ли они в тексте Священного Писания? — Нет. Замечательный факт: с одной стороны мы говорим о том, что источником нашего вероучения является Священное Писание, и в то же время сами эти термины — "богослов", "богословие", "богословствовать" — не встречаются ни в Ветхом Завете, ни в Завете Новом.

Сам термин "богословие" — это античный греческий термин, греки называли богословами тех, кто учил о богах.
В христианстве возможно двоякое осмысление термина "богословие". Во-первых, богословие можно понимать как слово Бога о Самом Себе, а также и о сотворенном Им мире. В таком случае богословие оказывается по содержанию тождественным Божественному Откровению. Второе, более распространенное, значение этого слова — учение Церкви или какого-то отдельного богослова о Боге. По существу такое учение является не чем иным, как свидетельством об осмыслении тем или иным автором Божественного Откровения.
В древней Церкви собственно богословием называлось учение о Пресвятой Троице. Остальные части вероучения (о творения мира, о воплощении Бога Слова, о спасении, о Церкви, о Втором Пришествии и т. д.) относились к области Божественного домостроительства или Божественной икономии (oikonomia) греч. — искусство управления домом; oikos — дом, nomos — закон), т. е. деятельности Бога в творении, Промысле и спасении мира.
Сегодня под богословием понимается совокупность религиозных наук, среди которых различают основное, сравнительное нравственное, пастырское, но богословием в собственном смысле этого слова является догматическое богословие.
Несколько слов о самом термине "богослов". Насколько было почетно наименование "богослов" в древности говорит факт, что среди сонма святых Православной Церкви только угодника Божиих удостоены этого высокого звания.
Во-первых, это Иоанн Богослов, автор четвертого Евангелия, который заложил основы учения о Пресвятой Троице и явился тем звеном, которое связует Божественное Откровение со святоотеческим богословием.

Во-вторых, это святитель Григорий Богослов, который защищал православное учение о Святой Троице во время ожесточенных тринитарных споров IV столетия и воспел Пресвятую Троицу в своих поэтических произведениях.
И, наконец, Симеон Новый Богослов, подвижник, живший на рубеже X-XI веков, который на основании личного опыта воспел в своих "Божественных гимнах" соединение человека с Триединым Божеством.

Таким образом, в богословии не слишком много богословов. Само слово "богословие" в христианском лексиконе появляется не сразу. Еще мужи апостольские и апологеты второго столетия относились к нему настороженно, поскольку оно напоминало им о философских спекуляциях языческих мыслителей. Первым слово "богословие" ввел в христианский лексикон апологет второй половины II века Афинагор Афинский. Этим термином он обозначил учение о Святой Троице. Окончательно закрепилось это слово в христианском словаре несколько позднее, в основном благодаря александрийской богословской школе, таким ее представителям как Климент Александрийский и, в особенности, Ориген (1,1).

Однако святые отцы, пользуясь термином "богословие", часто употребляли его в значении, заметно отличающемся от того, в каком мы понимаем его сегодня. Например, Евагрий Понтийский, автор IV века, пишет: "Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься — то ты богослов" [2, 83].
Святой Диадох Фотикийский (V век) говорил, что богословие "сообщает душе величайший из даров, соединяя ее с Богом неразрушимым союзом" [1, 1-2].
У некоторых святых отцов можно найти настоящие гимны богословию, например, Петр Дамаскин называет богословие наивысшей из восьми степеней духовного созерцания, эсхатологической реальностью будущего века, которая позволяет нам выйти из самих себя в экстатическом восхищении [1, 2].

Таким образом, для святых отцов богословие значит нечто большее, чем оно означает для нас. Хотя святые отцы и не были чужды современного понимания этого слова, то есть понимания под богословием систематического изложения христианского вероучения с использованием способностей человеческого разума, поскольку разум есть дар Божий и отрицать его не следует, но такое понимание было вторичным.
Прежде всего богословие понималось как видение Бога Троицы, что предполагает не только работу человеческого ума, но и всецелое участие человеческой личности. Следовательно, оно должно включать и способность интуитивного духовного постижения, того, что на святоотеческом языке называется греческим словом "noys" ("ум"), и участие человеческого сердца (kardia), естественно, в библейском и святоотеческом, а не в анатомическом смысле этого слова. Можно сказать, что у святых отцов "теология" (theologia) практически является синонимом слова "теория" (theoria), созерцание, что предполагает непосредственное общение с живым Богом, а, значит и неразрывную связь с молитвой.

Другой существенный момент святоотеческого учения о богословии: богословие обязательно должно являться составной частью всецелого служения человека Богу. Подлинное богословие—это не умозрительные схемы и учебники, подлинное богословие — всегда живо, поэтому оно всегда литургично, мистично, доксологично.
Современный греческий автор Христос Яннарас, обобщая опыт отцов греческой Церкви, пишет о богословии:
"Это есть дар Божий, плод внутренней чистоты духовной жизни христианина. Богословие отождествляется с видением Бога, с непосредственным видением личного Бога, личным опытом преображения твари нетварной благодатью. Богословие не есть теория мира, метафизическая система, но выражение и формулирование опыта Церкви, не интеллектуальная дисциплина, а опытное общение причастие" (Цит. по [1, 2]).
Хотя в Священном Писании слово "богословие" и не встречается, тем не менее мы можем найти в Библии немало мест, где говорится о природе богословия. Остановимся на пяти библейских текстах, которые позволяют нам отчасти понять, в чем же состоит сущность богословия.
1. Ин. 1, 18: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил".
2. Гал. 4, 9: "Ныне же, познавши Бога, или лучше, получив познание от Бога."..
3. I Кор. 13, 12: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно."..
4. Мф. 5, 8: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".
5. Пс. 45, 11: "Остановитесь и познайте, что Я — Бог."..
В этих пяти библейских текстах мы можем выделить четыре ключевых слова, которые и постараемся последовательно рассмотреть в течение сегодняшней лекции. Эти слова суть следующие: charisma — дар, дарование от Бога; mysterion — тайна или таинство (возможен двоякий перевод); katharsis — очищение; hesychia — покой, молчание, отрешенность.
1. Charisma. В VII веке святой Фалассий Ливийский писал о, "желании всех желаний, о благодати богословия"[1, 3], т. е. о том, что богословие не есть некое человеческое исследование Божественной жизни, но прежде всего наш ответ на Божественное Откровение. Об этом говорит нам Пролог Евангелия от Иоанна: источник богословия находится в Боге. Поэтому богословие — это не столько наши попытки познать Бога, сколько взыскание и испытание Богом нас. Особенностью богословия является то, что в отличие от других наук, которые имеют дело с неким пассивным объектом, "предметом" богословской науки является Сам Бог, Который никогда не есть пассивный объект богопознания, но всегда активный Субъект его.
Для святых отцов было характерно ощущение того, что источник богословия находится не в человеческом уме, не в человеческом сознании, а в Боге. Так, Ориген говорил, что богословие есть "дыхание", "излияние" и "сияние окрест" Бога. Другой представитель александрийской школы, Дидим Слепец, называет богословие "силой", "славой" и "энергией" Божества [1, 4].

Подлинное богословие стало возможно только благодаря Боговоплощению, пришествию на Землю Сына Божия, который открыл нам истинное ведение о Боге. Поэтому святые отцы называют Господа Иисуса Христа богословом, например, свт. Григорий Палама говорил, что Бог не только нас ради воплотился, но и стал богословом (3, 7). И мы можем быть богословами только в силу полученной от Него харизмы. Подлинный богослов всегда есть, по слову отцов "theodidaktos", то есть, обученный Богом, а не только наученный от людей или хотя бы даже и от Писаний.
Ориген так пишет о Христе: "Он есть Тот, Кто богословствуя, открывает истины о Боге Своим верным ученикам; а мы, пользуясь следами, которые они оставили после себя в своих писаниях, обретаем таким образом исходную точку, отталкиваясь от которой сами принимаемся за богословие" (Цит. по [1,4]).

Поскольку богословие есть дар Божий, оно требует от человека прежде всего доверия Богу и веры в Него. Хотя разум в деле богопознания и имеет существенное значение, правильно развиваться он может только в пределах веры. Поэтому для каждого человека, приступающего к изучению богословия, необходимо всегда держать в уме формулу Ансельма Кентерберийского "credo ut intelligent" ("верю, чтобы понимать"), а не наоборот. Об этом же говорит и святой апостол Павел: "Верою познаем, что веки устроены словом Божиим."…(Евр. 11, 3) Вера, доверие Богу, является необходимым "инструментом" богопознания.

2. Mysterion. У великих Каппадокийцев мы можем встретиться со странным на первый взгляд выражением: "тайна богословия".

Что здесь имеется в виду? Почему богословие называется тайной? Тайна — это не просто совокупность каких-то неразрешимых проблем и головоломок. Это есть нечто такое, что действительно открывается нашему пониманию, хотя и не может никогда быть открыто нам без остатка по той причине, что это нечто простирается в божественную бесконечность.
Святой Фалассий объясняет это следующим образом. Богословие есть тайна потому, что "оно превосходит наше разумение", наши попытки выразить человеческим языком то, что далеко выходит за пределы человеческого понимания.
Поэтому протопресвитер Иоанн Мейендорф говорит о сущности богословия, что оно есть "одновременно и созерцание Бога и выражение Невыразимого".
Аналогичную мысль высказывал в IV веке святитель Василий Великий: "Любое богословское утверждение не достигает Цели по причине понимания говорящего. Наше понимание немощно, а язык наш еще менее совершен" (Цит. по [1, 4-5]).
Если мы забываем об этой ограниченности нашего понимания и пытаемся подменить неизреченное Божественное Слово человеческой логикой, тогда наше слово перестает быть теологией, и, как говорили святые отцы, понижается до уровня "технологии"; то есть, буквально, "работы ремесленника".

Именно поэтому богословское выражение, по слову ап. Павла, всегда должно быть "гадательно" (1 Кор. 13, 12). Богословие вынуждено пользоваться антиномиями, парадоксами именно потому, что оно простирает свой язык за свойственные ему пределы. И поскольку областью богословия является Божественная тайна, то богословское мышление должно быть одновременно и отрицательным и положительным. Именно сочетание апофатики и катафатики делает возможным некоторое представление о Боге, позволяет нам соприкоснуться с божественной тайной.

Вот несколько примеров подобного рода выражений.
Corpus Areopagiticum, рубеж V-VI века: "Сверхсущественным образом Он существует и познается сверх всякого постижения, лишь как совершенно непознаваемый и вовсе не существующий. Именно это совершенное незнание в лучшем смысле слова и образует истинное знание Того, Кто превосходит всякое знание" (Письмо 1, Послание к Гаю) (Цит. по [4, 31]).
Ambiqua, прп. Максим Исповедник: "Бесконечность — это несомненно нечто, имеющее отношение к Богу, но не Сам Бог, который бесконечно выше самой бесконечности" (Цит. по [4, 32]).

Таких примеров в святоотеческих текстах можно привести великое множество, и для человека, чуждого патриотической традиции, эти высказывания представляются не более, чем игрой слов. Действительно, они и будут казаться нам подобного рода игрой, если мы упустим из виду, что подлинное богословие невозможно без катарсиса.
3. Katharsis. С одной стороны, богословие есть дар, но с другой — оно требует от человека соработничества, синергии человеческой и божественной воли. "Ибо мы соработники (synergoi) у Бога.".. (1 Кор. 3, 9).

Подлинное богословие всегда богочеловечно. Если источник богословия всегда находится в Боге, то в чем должно выражаться человеческое соработничество? Прежде всего в обращенности, открытости человеческого сердца к божественной любви, в преображении всей жизни человека через вселение Святого Духа. Поэтому богословие — это не просто ученое занятие, которому можно предаваться несколько часов в неделю, а всеобъемлющий образ жизни. Не может быть подлинного богословия без стремления к совершенству. Поэтому, по единодушному мнению святых отцов, подлинные богословы, — это, несомненно, святые.