- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Раздел II. Изобразительное искусство и архитектура эпохи романтизма.



Тема 1. Неоклассицизм в изобразительном искусстве конца XVIII – начала XIX веков.

Социокультурные причины, способствовавшие возрождению классицистических идеалов в искусстве. Роль Рима в «оформлении» классицистических идей и их распространении в европейские школы.

Творчество Жака-Луи Давида (1748-1825) на рубеже столетий. Характеристика его стиля «революционного классицизма» – истоки, композиционные и колористические решения, риторика и нарратив художественного языка, сюжеты, произведения. Судьба и творчество художника после Великой Французской Революции. Давид и наследие Н. Пуссена в искусстве XIX века.

Школа Давида: принципы обучения, эстетический идеал. Роль школы и учеников Давида в развитии французского искусства XIX века. Группа «примитивов» в мастерской Давида – первый пример «бунта» в искусстве XIX века.

Проблема академизма. Академия как социокультурный институт, ее цели и средства социализации искусства. Академизм как официальная государственная нормативная доктрина, защищающая интересы государства и его институтов в искусстве.

Роль национальных академий в развитии художественного процесса в XIX веке. Отличия, существующие в культурной политике между академиями разных стран и их причины. Художественная политика Академии изящных искусств и Школы изящных искусств во Франции.

Жан–Огюст-Доминик Энгр (1780-1867) – академическая основа стиля, темы и жанры. Влияние Энгра на французское искусство, ученики. Отражение в его живописи судеб академизма в романтическую эпоху. Творчество А.Л. Жироде-Триозона (1767-1824), Ф. Жерара (1770-1837), П.Н. Герена (1774-1833).

Скульптура. Творчество А. Кановы.

Тема 2. Творчество Франсиско Гойи (1746-1828).

Периодизация. Ученичество и сложение стиля. Гойя официальный живописец короля Карла IV. Творчество во время наполеоновских войн и оккупации Испании. Творчество при Фердинанде VIII и фактическая эмиграция во Франции.

Графическое наследие Гойи. Место графики в его собственном творчестве и в развитии этого вида изобразительного искусства. Графические серии: «Капричос», «Дезастрес де ла герра», «Диспаратос»: характеристика техники, тематика, состав. Эволюция соотношения изображения и слова. Проблемы толкования смысла. Серия «Тавромахия».

Гойя как монументалист: формирование и развитие стиля. Роспись Сант Антонио делла Флорида в Мадриде. Роспись «Дома глухого»: реконструкция живописного ансамбля, проблема истолкования смысла отдельных сцен и ансамбля в целом. Место росписей «Дома глухого» в европейском искусстве.

Проблема определения стиля Гойи в целом и в контексте романтизма. Значение его искусства: линии сопряжения с творчеством Веласкеса и Рембрандта. Новые аспекты в его живописи и графике, влияние Гойи на искусство XIX и XX веков.

Тема 3. Теория искусства романтизма.

Значение трудов немецких романтиков и философии Ф. Шеллинга, для сложения теории искусства романтизма. Философско-эстетическое обоснование новой ценностной ориентации и распад системы классического искусства. Основные черты романтического мышления. Место искусства, образ и роль художника в системе романтического Универсума и в иерархии романтических ценностей.

Истоки и формирование нового живописного и пластического языка искусства. Полемика романтизма и академизма. Феномен неравномерного развития видов и жанров в искусстве. Концепция нормы и понимание творческой свободы в романтизме. Специфика преломления романтических идей и ценностей в разных национальных школах: Германии, Англии, Франции.

Тема 4. Предромантизм и ранний романтизм. Г. Фюсли. У. Блейк.Предромантические явления в европейской культуре второй половины XVIII века. Сентиментализм в литературе и живописи. Начало преодоления нормативной интерпретации античной культуры и ее образов. Творчество Асмуса Якоба Карстенса (1754-1798). Перьевые рисунки Дж. Флаксмана. Литературное движение «Буря и натиск» – опыт разрушения нормативности творческого процесса, путь к свободной выразительности, экспрессии художественных средств и образов.

Иоганн Генрих Фюсли (1741-1825): противоречивые слагаемые его стиля и переходный характер творчества. Пребывание в Италии, влияние античного искусства и Микеланджело. Специфика выбора литературных источников, интерес к мифологии Северной Европы, антиклассицистическая интерпретация темы сна и сновидений.

Уильям Блейк (1757-1827). Классические и средневековые истоки творчества, поэтическое и живописное начала. Эволюция соотношения текста и иллюстрации в его книгах. Профетический и мистический аспект. Синтез новых смыслов в интерпретации Божественной и человеческой истории. Выработка адекватного художественного стиля. Роль цвета и специфика техники гравюры.

Тема 5. Романтизм в Германии.

Теория и практика романтизма в литературе, философии, эстетике: круг иенских романтиков, «Философия искусства» Ф.В.И. Шеллинга. Новые темы, герои и символы в творчестве Ф. Новалиса. Л. Тика, В. Вакенродера. Развитие идей романтизма на позднем этапе. Творчество Э.Т.А. Гоффманна.

Гете и романтики: парадокс взаимоотношений. Категорическое неприятие писателем идей и творчества романтизма; творчество Гете как источник вдохновения, тем и образов для романтиков. Традиция романтической интерпретации «Фауста».

Пантеизм романтического мировоззрения и его художественно-эстетический коррелят – идея “Gesammtkunstwerk”. Попытка Филиппа Отто Рунге (1777-1810) воплотить эту идею в цикле «Времена суток». Другие произведения Рунге и его место в становлении немецкого романтизма.

Каспар Давид Фридрих (1774-1840) и символическое направление в романтической пейзажной живописи. Формирование взглядов и становление стиля. Годы учебы в Академии искусств Копенгагена. Пути и средства обновления традиционного с эпохи Ренессанса символико-аллегорического языка искусства, трансформация классических «иконографических схем» символико-аллегорических тем (Ванитас, Цикл времен года, времен суток, возрастов человеческой жизни, Тема кораблеплавания и др.). Семантика «готической темы». Работа с натуры (изучение облаков, эффектов восхода и захода солнца, лунного света, ночного освещения и т.д.) и вплетение натурных впечатлений в чисто символический контекст. Техника живописи Фридриха. Графика.

Влияние художника на современное ему искусство и на развитие пейзажного жанра. «9 писем о пейзажной живописи» (1831) Карла-Гюстава Каруса (1789-1869). Пейзаж в творчестве друзей Фридриха: Георга Фридриха Керстинга (1785-1847), И.К.К. Даля (1788-1857) и последующего поколения живописцев: К.Ф. Лессинга, К. Блехена (1798-1840), А.Л. Рихтера (1803-1885).

Назарейцы – «романтический бунт» против академизма. «Братство св. Луки» - вариант христианского романтизма. Два направления в их искусстве: «средневековое, немецкое» и «классическое, итальянское». Монументальное искусство назарейцев. Росписи виллы Массимо в Риме. Графика. Ф. Пфорр (1788-1812). Ф. Овербек (1789-1869), переход в католицизм, идеи католического обновления, «принц христианских художников» (Пюгин). П. Корнелиус (1783-1867).

Последовательное обращение романтиков к национальной («северной») средневековой и более древней культуре в противовес классической античной и итальянской – общая черта романтических направлений в Германии. Ее значение в дальнейшем развитии искусства в Германии и Северной Европе. «Классицистический» романтизм и его представители в немецкой живописной школе.

Влияние наполеоновских войн, падения Наполеона, Венского конгресса на формирование социокультурной атмосферы эпохи. Пути и средства преломления этих событий в искусстве романтизма.

Тема 6. Романтизм в Англии.

Параллельное развитие романтизма в английской литературе и изобразительном искусстве. Значение творчества Байрона для всех национальных школ, отражение в живописи и графике его тем и образов. Английская романтическая поэзия и ее вклад в формирование культуры романтической эпохи: творчество Шелли, Китса, «Озерной школы».

Пейзаж – ведущий жанр английского романтизма. Два направления развития пейзажной живописи: 1) в искусстве Джона Констебля (1776-1837). Тип английского национального пейзажа. Образ «естественной природы» и его корни в английской культуре XVIII столетия. Возникновение проблемы плэнерной живописи как творческого метода. Передача атмосферных эффектов и проблема живописной техники. Значение этюдов. Точность в детализации. Влияние творчества Констебля на современное ему искусство и, особенно, импрессионистический пейзаж. 2) в искусстве Уиляма Тернера (1775-1851). Эволюция творчества и живописной техники. Проблема света и цвета, передача смыслообразующих функций этим важнейшим категориям. Точность в воссоздании общего визуального впечатления на холсте. Место натурного наблюдения и тип натурного этюда в его художественном методе. Теоретические исследования в области цвета. Провидческий характер творчества Тернера, его влияние на современников.

Прерафаэлиты – вариант христианского романтизма с религиозно-этическим уклоном. Продолжение традиций назарейцев. Проблемы позднего романтизма и смыкания с символизмом и ар-нуво. Д.Г. Россетти (1828-1882), У.Х. Хант (1827-1910), Д. Э. Миллес (1826-1896), Ф. М. Браун (1821-1893).