Поражение при Ухуде отрицательно сказалось на авторитете мусульман, в результате чего их враги осмелели и стали открыто нападать на них. В это время произошло несколько неприятных инцидентов, о наиболее важных из которых мы расскажем ниже.
ИНЦИДЕНТ В АР-РАДЖИ‘А
Через некоторое время после битвы при Ухуде к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыли люди бану Адаль и бану Карра племени Хузайма, заявившие о том, что племя приняло Ислам, и попросили его о том, чтобы он, да благословит его Аллах и приветствует, послал к ним людей, которые стали бы обучать их основам религии и читать им Коран, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал к ним десять человек во главе с Асимом ибн Сабитом, да будет доволен им Аллах. Однако когда они достигли ар-Раджи‘а, сопровождавшие их представители вышеупомянутого племени совершили акт вероломства и призвали на помощь против мусульман хузайлитов. В ответ на этот призыв к ним явилось около сотни лучников, которые окружили мусульман, укрывшихся на одной из возвышенностей. Эти предатели гарантировали мусульманам, что сохранят им жизнь, если они спустятся вниз, но Асим отказался и стал сражаться вместе со своими товарищами, семеро из которых в этой схватке были убиты.
Троим оставшимся в живых неверные снова пообещали сохранить жизнь, и они спустились вниз, однако многобожники нарушили своё обещание и связали их. Один из них сказал: «Это только начало!» Позднее ему удалось развязаться, но он был забит камнями, а двоих других – Хубайба ибн Ади и Зайда ибн ад-Дасина – отвели в Мекку и там продали в рабство. В битве при Бадре Хубайб убил аль-Хариса ибн Амира ибн Науфаля, а теперь его дочь и его брат купили его. Некоторое время они держали Хубайба в заточении, а потом отвели в ат-Тан‘им[62], чтобы казнить его там. Перед казнью Хубайб совершил Намаз в два раката, потом проклял их, а потом произнёс такие стихи:
Не боюсь я смерти, коли умру мусульманином,
откуда бы ни послал мне её Аллах!
Если захочет Он, то благословенна будет
каждая часть разорванного на куски тела!
Тогда Абу Суфйан спросил его: «А согласился бы ты оказаться дома, если бы условием этого было бы то, что Мухаммад оказался бы у нас, и мы отрубили бы ему голову?» В ответ ему Хубайб сказал: «Клянусь Аллахом, не порадовало бы меня возвращение домой, даже если бы Мухаммад остался на своём месте, а для моего возвращения потребовалось бы только уколоть его колючкой!», и после этого Укба ибн аль-Харис ибн Амир казнил его в отместку за своего отца.
Что же касается Зайда ибн ад-Дасина, то в день битвы при Бадре от его руки пал Умаййа ибн Халяй, и поэтому его купил сын Умаййи Сафван, казнивший его за гибель своего отца. Есть сообщения о том, что вышеупомянутые нами вопросы Абу Суфйан задавал не Хубайбу, а Зайду.
Кроме того, курайшиты послали людей, чтобы они привезли в Мекку тело Асима, чтобы отрезать его голову и продать ее матери двух сыновей, убитых им при Ухуде, однако Аллах наслал на них множество ос, которые помешали им осуществить задуманное, а ночью прошел сель и унес тело Асима. В своё время Асим дал Аллаху обет, пообещав, что ни один многобожник никогда не коснётся его, и сам он не притронется ни к кому из них, и Аллах защитил его от них после его смерти.
ТРАГЕДИЯ В БИР МА‘УНЕ
Через короткое время после инцидента в ар-Раджи‘а случилось нечто ещё более тяжкое и трагическое. Если говорить кратко, то суть дела состояла в том, что когда один из глав племени бану Амир ибн Са‘са‘а Абу Бара Амир ибн Малик явился в Медину к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он, да благословит его Аллах и приветствует, призвал его к Исламу. Тот не ответил ни согласием, ни отказом, но выразил надежду на то, что жители Наджда согласятся принять Ислам, если Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пошлёт к ним своих представителей, заявив при этом: «Я обеспечу им свою защиту».
И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил к ним семьдесят человек, знавших Коран, которые добрались до Бир Мау‘ны. Там Харам ибн Мильхан, да будет доволен им Аллах, отправился к врагу Аллаха Амиру ибн ат-Туфайлю, чтобы вручить ему послание от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однако Амир даже не взглянул на это послание, и по его приказу один из его людей нанёс Хараму сзади удар копьём, пронзив его насквозь.
После этого Амир призвал людей из племени бану Амир на помощь против мусульман, однако они отказали ему, поскольку Абу Бара гарантировал им свою защиту. Тогда он обратился к сулаймитам, и некоторые из родов племени бану Сулайм пришли ему на помощь, в результате чего все мусульмане, кроме Ка‘ба ибн Зайда и Амра ибн Умаййи Ад-Дамри, были вырезаны. Ка‘б ибн Зайд был ранен, и его сочли убитым, поскольку он спрятался среди тел своих товарищей. Он дожил до битвы у рва[63] и погиб во время осады Медины.
Что же касается Амра ибн Умаййи ад-Дамри, то во время резни он вместе с аль-Мунзиром ибн Укбой находился на пастбище, и они догадались о том, что произошло, увидев хищных птиц, слетевшихся к месту гибели их товарищей. Аль-Мунзир отправился туда и погиб в схватке с неверными, что же касается Амра, то его взяли в плен, и Амр сказал Амиру, что он родом с севера, после чего тот освободил его в обмен на принадлежавшего его матери раба.
После этого Амр ибн Умаййа отправился назад в Медину, а когда он достиг аль-Каркара, то встретил там двух человек из племени бану Килаб и убил их, приняв их за врагов. Однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был связан с этим племенем договором, и когда он, да благословит его Аллах и приветствует, узнал об этом происшествии после возвращения Амра в Медину, то выплатил за убитых установленную компенсацию.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветествует, был весьма опечален тем, что случилось в ар-Раджи‘а и Бир Мау‘не. Оба этих инцидента имели место в течение одного месяца, а именно – в сафаре 4 года Хиджры (в июле – августе 625 г.). Сообщается также, что известия об обоих этих трагических случаях пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в одну и ту же ночь, после чего он целый месяц обращался к Аллаху во время своих утренних Намазов, проклиная убийц, и это продолжалось до тех пор, пока Аллах не передал ему, да благословит его Аллах и приветствует, слова погибших: «Поистине, мы встретились с Господом нашим, Который доволен нами, а мы довольны Им».
СТОЛКНОВЕНИЕ С БАНУ НАДИР
Прошло немного времени, и иудеи из племени бану Надир задумали осуществить нечто ещё более отвратительное, чем то, что совершили люди бану Адаль и Карра, а также те, кто вероломно напал на мусульман в Бир Ма‘уне. Они попросили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встретиться с ними где-нибудь, чтобы послушать аяты Корана и то, что он скажет им об Исламе, обсудить это между собой и принять Ислам в том случае, если они согласятся с ним. И их старейшины условились с ним о такой встрече, а между собой договорились принести туда под одеждой кинжалы, неожиданно напасть на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и убить его. Однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, узнал об этом и решил выселить их из Медины.
Сообщается, что когда Амр ибн Умаййа ад-Дамри, да будет доволен им Аллах, вернулся в Медину и рассказал о том, что он убил двоих людей из племени бану Килаб, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в сопровождении нескольких своих сподвижников пошел к старейшинам бану Надир, чтобы они, в соответствии с условиями заключённого между ними договора, помогли ему выплатить дию(компенсацию)за убитых амиритов. Выслушав его, они сказали: «Мы всё сделаем, о Абу аль-Касим, а ты посиди здесь, пока мы не соберём то, за чем ты пришёл». И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, присел у стены одного из домов, старейшины же уединились и, побуждаемые Шайтаном, стали говорить друг другу: «Кто из вас скинет сверху ему на голову жернов?»
Сделать это вызвался самый злосчастный из них, Амр ибн Джихаш, но Джибриль, спустившийся к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему о том, что они задумали, и тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, быстро поднялся с места и направился в Медину, а сподвижники чуть позже догнали его. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил им о заговоре и принял решение выселить бану Надир из Медины.
Приняв такое решение, он послал к ним Мухаммада ибн Масламу и велел от своего от имени передать им следующее: «Покиньте Медину и не смейте больше оставаться рядом со мной! Даю вам на это десять дней, а тот, кого найдут в городе после этого срока, будет обезглавлен!»
И в течение нескольких дней они готовились к отъезду, но потом глава лицемеров Абдулла ибн Убайй послал к ним своего человека, велев ему передать, чтобы они оставались на своих местах и никуда не уходили, так как у него есть две тысячи воинов, которые войдут в их укрепления и, если потребуется, умрут за них. И он велел ему сказать: «Если изгонят вас, то и мы уйдём вместе с вами и не подчинимся приказу действовать против вас никогда! А если будут с вами сражаться, то мы окажем вам помощь!» (Собрание, 11). Кроме того, посланец передал им его слова: «И вам помогут племена Курайза и Гатафан». Почувствовав за собой силу, они отказались уходить, и заявили посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Никуда не уйдем, а ты поступай, как знаешь!»
Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники воскликнули: «Аллах Превелик», после чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил за себя в Медине Ибн Умм Мактума, вручил Али боевое знамя, направился со своими воинами к укреплениям бану Надир и подверг их осаде. Укрывшиеся в этих укреплениях бойцы бану Надир обстреливали мусульман из луков и метали в них камни, укрываясь за пальмами и фруктовыми деревьями, которые окружали их дома. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал вырубить их пальмы и сжечь сады, после чего дух их был сломлен. Аллах вселил страх в их сердца, и через шесть дней (а по другим сообщениям – через пятнадцать) они согласились покинуть Медину. Племя Курайза отказалось поддерживать их с самого начала, а Абдулла Ибн Убайй и их союзники предали их, и о них Всевышний Аллах сказал так:
«Они подобны Шайтану, сказавшему человеку: “Не веруй!”, а когда он стал неверным, заявившему: “Не имею я к тебе никакого отношения...!”» (Собрание, 16).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, позволил им вывезти все что угодно из имущества, за исключением оружия, и они увезли с собой все, что смогли, вплоть до дверей, окон, деревянных столбов и стропил с крыш своих домов, о чём Всевышний Аллах сказал так:
«Они разрушают свои дома собственными руками и руками верующих, так извлеките же из этого урок для себя, о способные видеть!» (Собрание, 2).
Часть этих людей вместе со своими старейшинами обосновалась в оазисе Хайбар, а часть переселилась в Сирию.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разделил земли и дома бану Надир, в первую очередь между мухаджирами, но часть добычи получили и неимущие из числа ансаров, например Абу Дуджана и Сахль ибн Хузайф. Кое-что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял на содержание своей семьи, а остальное было потрачено на закупку оружия и лошадей, предназначенных для борьбы на пути Аллаха. Кроме того, мусульманам досталось пятьдесят кольчуг, пятьдесят шлемов и триста сорок мечей.
ВТОРОЙ ПОХОД НА БАДР
Мы уже упоминали о том, что после завершения битвы при Ухуде Абу Суфйан условился с мусульманами о вооруженной встрече в Бадре на следующий год, и когда настал месяц ша‘бан 4 года Хиджры (апрель 626 г.), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как и было условлено, повёл своих воинов на Бадр. С Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, было полторы тысячи пеших воинов и десять всадников. Знаменосцем в этом походе Пророк, да благословит его Аллах и приветсвует, назначил Али ибн Абу Талиба, а в Медине оставил вместо себя Абдуллу ибн Раваху.
Что же касается Абу Суфйана, то он повёл за собой две тысячи пеших воинов и пятьдесят всадников, но довёл их только до вади Марр аз-Захран и остановился у известного в тех краях источника воды в Маджанне, ибо страх не оставлял его с того самого времени, как он покинул Мекку. И там он сказал своим товарищам: «Сгодится для такого дела лишь урожайный год, когда вы сможете пасти скот и пить молоко, а этот год засушливый, и поэтому я возвращаюсь, возвращайтесь же и вы!», и никто не стал возражать ему.
Мусульмане же тем временем занялись в Бадре торговлей, продавая имевшиеся у них товары и нажив по два дирхема на каждый вложенный ими дирхем. Через восемь дней, когда Абу Суфйан так и не появился, они вернулись домой.
После этого более года царил мир, поскольку мусульман опасались все их враги, и никто не осмеливался ничего предпринимать против них. За это время посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, удалось обеспечить безопасность людей на самых дальних границах владений мусульман, а в месяце раби аль-авваль 5 года Хиджры он, да благословит его Аллах и приветствует, даже предпринял поход в Думат аль-Джандаль, чтобы покончить с бандами разбойников, после чего повсюду воцарился мир.
НАШЕСТВИЕ СОЮЗНЫХ ПЛЕМЁН
Благодаря мудрым шагам, предпринятым посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в течение более чем полутора лет после выселения иудеев бану Надир во владениях мусульман царил мир, ни с кем не было никаких конфликтов, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с мусульманами получил возможность заняться распространением своей религии и решением своих житейских дел.
Однако иудеям, которых Иса, мир над ним, назвал порождениями ехидны, не нравилось то, что мусульмане живут в мире и спокойствии, и поэтому после того, как они обосновались в Хайбаре и обжились там, они снова начали плести нити заговоров, и в конце концов им удалось привлечь на свою сторону различные арабские племена, с которыми у иудеев были торговые связи, и повести на Медину крупные силы.
В жизнеописаниях посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается, что двадцать человек из числа их старейшин и предводителей отправились к курайшитам и стали подстрекать их к походу на Медину, обещая им свою поддержку. Заручившись согласием курайшитов, они встретились со старейшинами племени Гатафан, которые также дали на это своё согласие, а потом посетили ещё целый ряд племён, и некоторые из них пообещали им своё содействие, а после того как план действий был согласован, все те, кого иудеям удалось привлечь на свою сторону, стали выдвигаться к Медине с таким расчётом, чтобы подойти к городу одновременно.