- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Разновидности взглядов. Направления феминизма



 

Культурный феминизм стал развиваться как движение после гибели радикального феминизма. Фактически, к КУФ примкнули многие члены радикального феминизма. Они принесли свое название "радикальный феминизм", и некоторые из последовательниц КУФ используют этот термин. (Джаггар и Ротенберг даже не считают КУФ отдельным от радикального феминизма направлением, но Эколз детально разбирает их отличия). Разница между ними достаточно четкая: в то время как радикальный феминизм был движением за трансформацию общества, КУФ отходит на позиции авангардизма, вместо того, чтобы строить женскую культуру.

Некоторые попытки увенчались успехом, например, создание кризисных центров для жертв изнасилования, очень много последовательниц КУФ работают в общественных изданиях (но индивидуально, а не как часть общего движения). Культурные феминистки могут время от времени выступать с заявлениями, звучащими ужасно по-викториански, вроде "женщины (биологически) добрее и нежнее, чем мужчины" и что-то в этом роде. (Поэтому, если бы лидерами были только женщины, то мы бы не знали войн).

У меня такие утверждения (что женщины по природе добрее и нежнее)

ассоциировались с Сепаратистскими феминистками, которые как мне казалось,

именно поэтому и не связываются с мужчинами. (Это мнение основано только на опыте моего личного общения с сепаратистками—я ничего не читал на эту тему).

Я знал культурных феминисток, которые требовали от женщин учиться быть добрее и нежнее, но мне не попадался никто, кто бы утверждал, что они добрее по природе. Поскольку многие движения за социальные изменения в 60-е годы оказались раздробленными или кооптировали, людьми овладели пессимистические настроения по поводу вообще возможности социальных изменений. Многие из них обратились к построению альтернатив: поскольку доминирующее общество изменить невозможно, следует его избегать. Это, собственно, и привело к превращению радикального феминизма в КУФ. Отказ от изменения существующего общества объяснялся (возможно, оправданно) усилиями, которые необходимо приложить на построение альтернативного. Оправданием КУФ был биологический детерминизм.

Это оправдание было детально разработано и основывалось на утверждениях, позаимствованных из ужасно неудачных книг, типа "Первый секс" Элизабет Гоулд Дэвис и "Природа совершенной Женщины" Эшли Монтегю. Таким образом, заявления типа "женщины по природе добрее и нежнее" остаются основным базисом КУФ.

Подобная концепция, излагаемая некоторыми представительницами КУФ, заключается в том, что хотя половые отличия (в социальном смысле) могут и не быть предопределены биологически, они столь же закостенелы, сколь и неподатливы. Между альтернативными построениями и идеологией биологического детерминизма (или социальной неподатливости) нет существенной связи.

- Эротический феминизм

Как движение ЭРФ зародился в Германии во время правления Отто фон Бисмарка.

Девизом его правления служили слова "Кровь и железо": Это было общество, с

супермужественными мужчинами, гордое патриархальной силой. Некоторые женщины восстали против этого, став ЖЕНЩИНАМИ. Эротизм приобрел философское, созидательное, жизнетворное значение.

- Эко-феминизм

Эта ветвь феминизма по своей природе носит скорее духовный оттенок, нежели

политический или теоретический. ЭКФ считает, что вследствие принципа силы,

лежащего в основе патриархально-иерархического общества, это общество будет продолжать эксплуатировать свои ресурсы, невзирая на дальнейшие последствия.

При этом прослеживаются параллели между отношением такого общества к окружающей среде, животным, ресурсам и его отношением к женщинам. Своим

сопротивлением патриархальной культуре эко-феминистки выражают также свой протест против разграбления и разрушения Земли.

В действительности ЭКФ можно определить как расширенное социальное

самосознание, в которое включены некоторые наблюдения радикального и культурного феминизма, прослеживающие аналогии между эксплуатацией женщин и эксплуатацией Земли. Остальные "эко-феминистки" ориентируются на различные варианты социализма. Европейские движения Зеленых проделали большую работу, формулируя расширенные на окружающую среду социальные установки феминизма. И хотя первоначально Зеленые движения не рассматривались как часть ЭКФ, сейчас они признаны его жизненно важным компонентом.

-Феминизм и цветные женщины

Белл Хукс пишет о "воинствующих белых женщинах, которые себя называют

радикальные феминистки", но Хукс приклеивает им ярлык "реакционные" (имея в виду культурный феминизм). Ее комментарий является хорошим вступлением к тому направлению в феминизме, начало которому положили цветные женщины. Это наиболее жизненное и динамичное направление, охватывающее основы радикального

феминизма.

В то время как радикальный феминизм, по преимуществу сформулированный образованными белыми женщинами, фокусировался на женских изданиях, - это направление определялось женщинами, которые не хотели (да и не могли) ограничиваться лишь этим. Было бы странно, если бы цветные женщины непреклонно протестовали против одной из форм дискриминации (сексизма), и не учитывали других форм. Важнейшей работой в истории феминизма и цветных женщин является антология Глории А Нзалдуя и Черии Мараджа. Это уникальный вклад цветных женщин, которые на собственном опыте пережили по крайней мере две формы дискриминации, что помогло им удерживать равновесие и чувство реальности по сравнению с теоретическими формами академического феминизма,

возглавляемого образованными белыми женщинами.

-Индивидуалистический или свободный феминизм

Индивидуалистический феминизм базируется на индивидуалистической и свободной (минимум правительства или анархокапитализм) философии, т.е. Философии, которая преимущественно сфокусирована на автономии, правах, свободе, независимости отдельной личности.

-Лесбиянство

Во-первых, это не обязательно "де факто" часть феминизма. Хотя статус

лесбиянки и является сам по себе прямым нарушением традиционных представлений о Женственности, в лесбиянстве присутствует множество мнений по поводу субъекта феминизма, как и среди их "обычных" сестер.

Иногда "обычные" женщины прибегают к лесбиянству как политическому средству, чтобы отвергнуть мужчин. Однако, никогда не надо характеризовать всех феминисток как лесбиянок, и также всех лесбиянок относить к феминизму.

Лесбиянство и феминизм имеют сходные цели и интересы, но это две совершенно различные группы.

-Либеральный феминизм

Это отделение феминизма, которое работает внутри структуры основного потока общества для интеграции женщин в эту структуру. Он тянется корнями еще ко временам Американской Революции. У его истоков стоят Абигаль Адамс и Мэри Волстонкрафт, предлагавшие равные права для женщин. Как это часто случается с либералами, они долго и упорно работают внутри системы, пытаясь добиться каких-либо компромиссов, до тех пор пока некое радикальное движение не сведет все на нет и не отбросит все их компромиссные достижения в сторону.

-Марксистский и социалистический феминизм

Марксизм признает, что все женщины подвергаются притеснениям и приписывает их капиталистической и частно-собственнической системе. Таким образом, делается вывод, что есть только один путь положить конец притеснениям женщин – сломать капиталистическую систему. Социалистический феминизм - результат соединения марксизма с радикальным феминизмом. Эхолс описывает социалистический феминизм, как результат брака между марксизмом и радикальным феминизмом, в котором марксизм выступает доминантным партнером.

-Материальный феминизм

Движение возникло в начале 19 века для освобождения женщин путем улучшения материальных условий их жизни. Это значит снять с женских плеч тяжелое, непосильное бремя домашней работы и стряпни.

-Умеренный феминизм

Ответвление феминизма, которое популярно у молодых женщин, а также у женщин, которые прямо не испытывают на себе дискриминацию. Ближе всего умеренный феминизм связан с либеральным, но при этом в некоторых вопросах разделяет позицию радикалов.

- Поп-феминизм

Этот термин появился некоторое время назад и определяет вид феминизма, призывающий подавлять мужчину, держать его под каблуком и отвергать неправоту женщин. Сомнительно, что такой карикатурный вариант действительно существует, но еще много людей упорно пытаются относить всех феминисток к этой категории.

- Радикальный феминизм

РФ - это оплот теоретической мысли в феминизме. Радикальный феминизм дает фундаментальную основу "оттенкам феминизма". Радикальный феминизм действительно подводит почву под многие идеи феминизма, которые впоследствии формируют пути для развития других видов феминизма. Радикальный феминизм появился приблизительно с 1967-1975 г.

Этот термин относится ко времени феминистского движения, которое выросло из движения за гражданские права и мир в 1967-1968 г. Причиной, по которой эта группа получила название "радикальной", является убежденность, что дискриминация женщин - самая основная форма притеснения, проходящая через все расы, культуры и экономические классы. Это движение имеет своей целью социальные изменения, достаточно революционные по своей сути. По иронии судьбы, это "докопавшееся до сути дела" движение является наиболее

непоследовательным направлением феминизма. В этом его сила, но и его слабость. РФ был всегда движением динамичным, полным как разногласий, так и идей. Его влияние было заметно в формировании других течений феминизма, также как и в обществе в целом.

Вопрос о гендерных ролях является основным для радикального фемнизма. Радикальный феминизм, в первую очередь, ставит вопрос, почему на основе биологических различий мужчины и женщины должны усваивать определенные социальные роли. Радикальный феминизм попытался разграничить биологически- детерминированное поведение и культурно-детерминированное поведение, чтобы освободить и мужчин, и женщин (насколько возможно) от их прежних узких гендерных ролей.

Наилучшим историческим документом этого движения является книга Эсхола "Отвага быть плохим". Другая превосходная книга называется просто

"Радикальный феминизм" под редакцией Анне Каэдф, широко известной радикальной феминистки.

- Сепаратистки

Общепринято и неверно изображать сепаратисток как лесбиянок. Сепаратистки - это феминистки, которые проповедуют отделение от мужчин; иногда абсолютное (тотальное), иногда частичное. Женщинам, которые организуют мероприятия "только для женщин", часто несправедливо приклеивают ярлык сепаратисток. Идея сепаратизма заключается в том, что отделение от мужчин дает возможность женщинам увидеть себя в другом контексте. Многие феминистки, как сепаратистки, так и не являющиеся ими, думают, что это необходимый первый шаг, имея ввиду временное отделение для личностного роста, но не хроническое одиночество.

Существуют нечто общее между сепаратистками и культурными феминистками. Ошибочно считать всех лесбиянок сепаратистками. Это правда, что они не общаются с мужчинами для сексуального взаимодействия, но это неправда, что они из-за этого автоматически исключают все виды общения с мужчинами. И, обратное утверждение, равно неправильно считать всех сепаратисток лесбиянками. К тому же, феминизм лесбиянок может считаться категорией, отличной от сепаратистского феминизма.

Лесбиян-феминизм делает основной акцент на активную связь с женщинами» в отличие от сепаратизма - с его акцентом на прерывании коммуникативных связей с мужчинами. Может показаться странным идея включения нескольких заметок о мужских движениях в описание феминизма. Тем не менее, многие из этих движений начинались как реакция на феминизм: некоторые вдохновлены им, другие противостоят. В этом контексте рассматриваемые мужские движения рассказывают о некоей специфичной реакции мужчин на феминизм.