- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Развитие этнологии как науки.



Этнология.

Машковцева Виктория Вячеславовна.

 

Лекции письменно (на листочках)

 

Развитие этнологии как науки.

Век. Век просвещения.

Новации: вместо простого описания появляются первые попытки критического анализа этнографических сведений, попытки привести собранные данные в систему. В первой половине 19 века стали возникать первые этнологические общества, что свид-ло об утверждении этнологии как самостоятельной науки (Парижское этнологическое об-во в 1839, Американское этнологическое об-во 1842).

 

Середина-2я половина 19 века – время активного развития этнологии в ведущих западно-европ гос-вах, это связано с их активной колониальной политикой.

В 19 веке этнология развивалась наиболее динамично в Англии. Франции и США.

Россия

Активное развитие этнологии не обошло стороной и Россию, сам интерес наблюдался уже в 18 столетии, попытки научно обосновать этногенез русского народа, место России в мировой истории.

Теоретическое осмысление проблем этнологии в России относится к 19 веку. Усиление интереса к этническим проблемам в России 19 столетия объясняется следующими причинами:

- рост самосознания русского народа, вызванный победой в Отеч. Войне 1812 года и появлением славянофильства.

- вхождение в состав России ряда народов, отличавшихся культурным своеобразием (грузины, армяне, молдаване).

- общее развитие науки в России – появление в 1845 году Русского географического общества, в 1949 в составе РГО было открыто отделение этнографии.

 

У истоков русского этнологической мысли стояли: К.М. Бэр, Кавелин, Надеждин. Большую известность в истории русской этнологии получила научна деятельность Миклухо Маклая.

 

На рубеже 19-20 столетий весомый клад в развитие отечественной этнологии внесли труды известного философа Шпета, посвящены проблемам этнической психологии. На развитие этнологии определённое воздействие оказывал марксизм, большую роль в популяризации идей Маркса сыграл Зибер.

 

Новый этап в развитии отечественной этнологии начинается после 1917, открываются новые научные заведения. Которые занимались этническими исследованиями.

В 1918 появился этнографический факультет географического института.

В 1925 фак-т общественных наук в МГУ преобразован в этнологический фак-т.

В 1930 институт народов Севера.

В 1933 институт антропологии, археологии, этнографии.

 

Период после Великой Отеч. войны: несколько фундаментальный направлений в развитии этнологии:

- Изучение народов Азии (Чебоксаров)

- Изучение народов Америки (Аверкиева)

- Изучение народов СССР (Токарев)

- Разработка общетеоретических проблем в этнологии (Левин)

В 70-80 годы 20 века значительный вклад в развитие отеч этнологии внесли Л.Н. Гумилёв, Ю. Бромлей.

В натсоящее время основным научно-исследовательским центром отечественной этнологии является институт этнологии и антропологии РАН. Развитию этнологии сегодня способствуют специализированные журналы: «Этнографическое обозрение», «Этнополитический вестник».

 

Основные этнологические теории и научные направления.

1. Эволюционизм

2. Диффузионизм

3. Американская школа исторической этнологии

4. Функционализм

Эволюционизм

Импульсом для развития эволюционизма стало утверждение в науке принципа развития (Окен – Ламарк – Дарвин).

Основоположниками эволюционизма в этнологии можно считать немецких учёных Клемма, Унгера, Вайца.

Особое развитие эволюционизма получает в Англии (Тейлор, Спенсер, Фрейзер).

Тейлор «Первобытная культура».

-Первая форма первобытного об-ва – анимизм. Сон, болезнь. Обморок и тд. – навели на мысль об особом учении о душе. Душа – нематериальная субстанция, которая может жить отдельно, болезнь-душа покинула на время, смерть-навсегда, сон-путешествие, приход гостей.

- Метод пережитков. В современном об-ве сохранились обычаи, привычки. Чихание – через открытое отверстие может выйти душа.

Фрейзер «Золотая ветвь».

- Выдвинул идею эволюционных стадий в умственном развитии человечества – магия, религия, наука.

- Магия: вера человека в свои сверхъестественные способности ( вызвать дождь, нанести вред человеку на расстоянии)

- Религия: человек теряет веру в свои сверхъестеств способности, а наделяет ими богов и надеется на их помощь.

- Наука: появляются законы науки, они занимают место богов.

Спенсер

-В историческом развитии выделяет 2 важнейшие тенденции: дифференциация и интеграция.

-Отличительный метод – аналогия общества и человеческого организма. В человеческом организме - кровяные частицы, в обществе – деньги, сосуды в организме человека, в обществе – пути сообщения и тд.

 

Американский эволюционизм. Л. Морган.

Посвятил изучение индейских племён «Эракезов».

Морган «Древнее общество».

- выделяет три этапа в развитии первобытного об-ва: дикость, варварство, цивилизация.

Дикость – изобретение гончарного круга – варварство- изобретение металла.

 

Русский эволюционизм.

Ковалевский, Каверин, Зибер.

 

Основные положение концепции эволюционизма:

1. Идея прогресса в общественном развитии.

2. Развитие человечества происходит по тем же законам, что и развитие природы.

3. Развитие человеческой культуры в различных частях света единообразно.

4. Развитие культуры происходит в соответствие со стадиями, едиными для всех культур в мире. Развитие культуры изначально предопределено (метод пережитков).

 

Диффузионизм

Диффузия (лат.) распространение.

В этнологии понимается распространение культурных явлений через контакты между народами (через торговлю, переселение, завоевания).

ОсновоположникРатцель.

Ученик – Лео Фробениус, сопоставляет человека и культуру, человека ниже, чем культура. Культура на 1 месте, но жить без человека культура жить не может. Человек – ноги культуры, он распространяет её.

Гребнер. Теория культурных кругов.

- Объединил культурные достижения народов всей планеты на догосударственные стадии развития в 6 культурных кругов, каждый из них включает примерно 20 элементов, это разного рода элементы материальной и духовной культуры.

- Сделал вывод, что в истории человечества и культуры нет повторяемости, нет закономерности, все явления культуры уникальны, строго индивидуальны. Каждый элемент культуры создаётся только один раз в определённом месте, а затем распространяется по разным странам.

Основополагающие элементы:

1. Культура – это живой организм, все его элементы имеют строго индивидуальный характер.

2. Элементы культуры возникают в конкретной географической среде, в конкретном регионе планеты, а затем распространяются по средствам заимствований. Переносов.

3. У каждой культуры есть свой центр зарождения, задача этнологии – обнаружить его.

4. Факторами, способствующими изменению культуры, являются перемещения, передвижение её элементов.

 

13. 09.

Признаки племени:

1.Внутренняя структура племени основывалась на принципе кровного родства, при котором родовая экзогамия сочеталась с племенной эндогамией.

2.Племена имели сравнительно небольшую численность.

3.Племенное самосознание основывалось на представлении об общности происхождения от какого-либо, чаще всего мифического предка.

4.Единство религиозных представлений и обрядов.

5.Наличие самоназвания племени.

6.Наличие примитивных органов власти (в лице военного вождя, совета старейшин, народного собрания).

 

 

Народность

- это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, определённую общность культуры и зачатки экономических связей.

 

В Европе складывание народностей началось с конца эпохи великого переселения народов. Например, основу немецкой народности составили древнегерманские племенные объединения саксов, баварцев, франков, которые в первые века нашей эры смешались с романизированным кельтским населением. Французская народность сформировалась к 9 веку. В результате смешения гермаских племён бургунтов, вестготов, франков с романизированным населением Галлии.

На территории Руси процесс складывания древнерусской народности приходится на время – конец 9-10 века. Народность складывалась из разноязычных этнических компонентов. Например, в формировании древнерусской народности, наряду со славянскими племенами, участвовали балтские и финно-угорские: поляне, древляне, вятичи, кривичи, северяне и другие.

Отличительные признаки:

1.Племы объединяют брачно-родственные связи, а народность – территориально-политические связи, которые складывались в государственный период.

2.Если племя отличается этническим единством, то народность может включать в себя разнородные этнические компоненты.

Нация (народ)

Данный термин стал активно употребляться в новое время для обозначения совокупности граждан одного государства. Затем ему стали придавать этническое значение. В отечественной этнологии нация – это тип этноса, характерный для периода нового и новейшего времени.

Признаки нации:

1.Достижение экономической общности, в виде национального рынка.

2.Сложение и распространение национального литературного языка.

3.Появление национальной интеллигенции.

4.Общие черты психического склада (менталитет, система ценностей, модель поведения).

5.Национальное самосознание, его уровень и степень развития определяют по критериям:

А) историческая память, знание истории своего народа

Б) отношение к национальным обычаям, праздникам, традициям

В) отношение к языку своего этноса

Г) чувство национального достоинства

Д) самоидентифицирование (отличие себя от лиц других национальностей)

Е) осознание неразрывных связей своего «Я» с жизнью данного этноса.

 

Нация формируется двумя путями. Либо на основе трансформации в неё какой-либо одной народности (шведы, англичане, русские), либо в результате сплочения нескольких народностей, родственных по языку и культуре.

 

Этнические процессы

Этнические процессы – процессы, при которых происходит изменение различных компонентов этноса, например, элементов материальной и духовной культуры, языка, самосознания, социальной структуры.

Групы:

1. Этнообъединительные этнические процессы

1)Этническая фузия – процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый, новый, более крупный этнос.

Пример: слияние восточнославянских племенных союзов в древнерусский народ (поляне, древляне, вятичи)

Скорость этнической фузии зависит от факторов:

- уровень социально-экономического развития страны, в которой идёт процесс фузии, интенсивность хозяйственных и иных связей между отдельными её частями.

- географические условия, в которых живёт население.

- степень языковой, культурной, религиозной и расовой близости групп, участвующих в процессе.

- сложность этнической структуры населения той территории, где идёт процесс фузии.

- наличие у складывающейся этнической общности письменности, которая может играть важную роль в интенсификации процесса, при этом важно, чтобы для всех этносов, участвующих в процессе фузии, был избран какой-то один диалект языка, в качестве основы литературного языка.

 

2)Этническая консолидация– её сущность заключается во внутреннем сплочении этносов, в ходе сглаживания различий между имеющихся внутри него локальными группами.

Пример: после того, как русские сложились в единый народ, в течении длительного времени шло сближение локальных групп в их составе.

 

3)Этническая ассимиляция – процесс растворения ранее самостоятельного этноса или его части, в среде другого, обычно более крупного народа.

Пример: во времена Киевской Руси, финно-угорские племена: мещора, мурома были ассимилированы древнерусским народом.

Скорость этнической ассимиляции зависит от:

- численность ассимилируемой группы.

- характер расселения ассимилируемой группы

- время пребывания ассимилируемой группы в ассимилирующей среде.

- род занятий ассимилируемой группы, её хозяйственные связи с основным населением данной территории.

- семейное положение ассимилируемых, частота вступления в смешанные браки.

- наличие контактов с родиной

- отношения к ассимилируемой группе со стороны окружающей этнической среды.

- близость ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии

- степень развития этнического самосознания

- уровень материальной, духовной культуры ассимилируемой группы

 

4)Межэтническая интеграция – процесс взаимодействия внутри государства или какого-либо крупного региона нескольких, существенно различающихся между собой по языку и культуре, этносов. Результатом этого процесса является – приобретение ими ряда общих черт.

В результате межэтнической интеграции складываются не новые этносы, а особые межэтнические общности.

5)Этногенетическая миксация –в результате неё новый этнос образуется путём слияния народов не связанных родством.

Пример: формирование башкирского этноса, он образовался из тюркских и финно-угорских групп, включил в себя монголоидные и европиоидные элементы.

2. Этноразделительные процессы

1)Этническая парциация – разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, при этом ни один из новых этносов полностью не отождествляет себя со старым.

В первобытную эпоху основной причиной парциации был численный рост племён с истощение ресурсов, это обуславливало деление племён на территориально обособленные части. В более позднее время парциация могла быть вызвана делением этноса государственными границами (после распада Арабского халифата возникло несколько самостоятельных эмиратов, на их основе в новое время сформировались Египет, Сирия, Ливия, Тунис). В результате политического обособления возникло несколько арабских народов, существенно отличающихся друг от друга по языку, культуре, вероисповеданию

2)Этническая сепарация – (отделение, разделение) – отделение от какого-либо этноса его части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос.

Пример: конфессиональные различия привели к отделению боснийских мусульман от остальной части сербов. Отделение эльзастсев от немцев, валлонов от французов. В Бирме араканцы мусульмане отделились от бирманцев буддистов.

 

Национальная политика

1.Понятие и принципы национальной политики

2.Национальная политика в России

 

Лекция

С начала 90х начинается ограничение финской автономности.

1990 – Манифест. Объединение почты Финляндии и России. В гос дело финское делопризводство вводится русский язык, на важные должности – русские чиновники. Несмотря на некоторое дискриминационное отношение, в целом национальная политика была достаточно терпимой.

Национальная политика в советский период.

После октябрьской революции 1917 новая власть стала уделять весомое внимание национальному вопросу, в честности, 2 ноября 1917 года Совнарком утвердил проект декларации прав народов России, в ней провозглашались основные положения советской национальной политики. Народы России получили право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и создания самостоятельных государств.

20 ноября 1917 обращение СНК ко всем трудящимся мусульманам России и Востока. В нём указывалось, что все верования и обычаи мусульманских народов, культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными.

Придерживаясь провозглашённых принципов советской политики,18 декабря СНК признал государственную независимость Финляндии, позже – независимость Польши и Прибалтийских республик.

30 декабря 1922 первый Всезоюзный съезд советов – создание СССР, новое государство на принципе федерализма и равенства субъектов. За союзными республиками – право свободного выхода из состава СССР. После создания СССР началось активное национальное государственное строительство. Его цель: предоставление широкой государственной автономии всем крупным этносам. Например, в 1924-25 года, на территории Средней Азии проведено национальное размежевание. В результате проявились узбекская и туркменская союзные республики. В составе Узбекистана образовалась Таджикская АССР, Кавказская и Киргизская АССР, позднее – статус союзной республики.

Развитие государственности на Кавказе привело к появлению Абхазской и Аджарской автономных республик и Югоосетинская автономная область в Грузии. А Азербайджане образовалась Нахичеванская АССР, Нагорно-карабахский АО. На Украине – Молдавская АССР. В составе РСФСР появилась масса новых автономных республик: Якутская АР, Бурятская АР. За 10 лет после образования СССР, помимо союзных и автономных республик, возникло 10 национальных округов и 230 национальных районов. Эти национально-государственные образования создавались специально для малых народов Севера, Дальнего Востока и Северного Кавказа.

Новая власть всячески содействовала культурному развитию народов СССР. За первые 5 лет советской власти удалось подготовить к печати буквари для взрослых на 39 языках (башкирском, бурятском, марийском, чеченском, для удмуртов).

Однако, в годы ВОВ органами НКВД были проведены мероприятия, в последующем негативно отразившиеся, на межнациональном отношении в стране. Например, в августе 1941 была ликвидирована немцев Поволжья, свыше 430 тысяч депортировано в Северный Казахстан и Южную Сибирь. Следующая вона депортации – конец 1943-начало 44 годов, в конце 43 упразднили Карачаевскую автономную область, Калмыкскую АСС, коренных жителей выслали на Алтай, в Среднюю Азию, Западную Сибирь. В феврале 44 – насильственное переселение чеченцев и ингушей (496 тысяч человек). В марте 44 – балкарцы высланы.

Помимо массовой депортации, в годы войны ещё одним серьёзным нарушением национальной политики стала компания по борьбе с космополитизмом, началась в 1947 году, как акция по укреплению советского патриотизма и преодолению низкпоклонству перед западом. Однако уже к концу 1948 данная компания стала приобретать антисемитский оттенок.

Хрущёвский и Брежневский период характеризуется наибольшей стабильностью в области межнациональных отношений. В эти годы фиксируется наибольшее количество смешанных браков. Кроме того, среди представителей других этносов, значительно возросла доля людей, считающих русский язык родным. Тем не менее, и в эти годы периодически возникали конфликты, имевшие национальный оттенок. В апреле 1965 года состоялось несанкционированное стотысячное траурное шествие в Ереване (геноцид Армян в Турции). В октябре 66 года – массовые митинги крымских татар, проживавших в узбекских городах – Ташкенте, Самарканде, Фергане, их участники требовали разрешить им вернуться на историческую родину и восстановить крымско-татарскую автономию. Наконец, выступления имели место в Прибалтике – октябрь 1977 (принята Конституция СССР 1977 – молодёжь Вильнюса выступила против).

Именно в 50 , в первой половине 80 годов 20 столетия была достигнута наибольшая стабильность в сере межнациональных отношения, правохранительные органы весьма жёстко пресекали любы проявления национализма и межнациональной розни.

Национальная политика в годы перестройки и на современном этапе.

В годы перестройки произошло резкое обострение национального вопроса. В 88 – 91 годах национальные проблемы вышли на поверхность и дали знать о себе в целом ряде кровавых межэтнических конфликтов в разных частях СССР. В сентябре 1989 на пленуме ЦК КППС принят документ «О национальной политике партии в современных условиях». В апреле – мае 1990 Верховный совет СССР принял ряд законов, призванный урегулировать межнациональные отношения. Националисты на всей территории СССР пользовались схожими идеями:

-внушали своим народам мысль о том, что в результате нахождения с составе советского союза, они оказались в состоянии глубокого культурного упадка , порой на грани исчезновения.

- в сознание населения республик внедрялась мысль об экономическом грабеже центра и возможности быстрого улучшения социально-экономической ситуации, при условии выхода из состава СССР.

- в лице русского народа создавался образ врага.

После распада СССР центробежные тенденции стали проявляться и в России. Воспользовавшись декларацией о государственном суверенитете России, лидеры, входивших в неё автономных республик, решили повысить статус своих регионов. В 91 году, ряд бывших автономий избрал президентов, что было призвано подчеркнуть их статус как государственных образований. В сентябре 1991 свою независимость провозгласила Чечня, в октябре 1991 власти Татарстана приняли постановление «Об акте государственной независимости республики Татарстан». 31 марта 1992 принят новый федеративный договор, в нем разграничивались предметы ведения или сферы ведения между центром и тремя типами субъектов федерации: 1. Республики, 2. края, области, города федерального значения, 3. Автономные округа и области. Республики назывались суверенными, вся полнота власти на своих территориях, республики могли самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

В 1993 принята новая конституция, в ней провозглашается равенство субъектов федерации. После прихода к власти Путина, началось значительное укрепление основ федерации, этому способствовал указ президента о создании семи федеральных округов (2000 год), также работа по приведению регионального законодательства в соостветствии с общероссийским.

Фильм «Саамы, Саами».

 

Этнические конфликты

План

1.Этнический конфликт, понятия и причины

2.Формы и динамика этнических конфликтов

3.Способы урегулирования этнических конфликтов.

1. Понятия и причины

В настоящее время насчитывается более 230 государств, немногие из них моноэтнические, преобладающие – полиэтничекие.

Этнический конфликт – конфликт между представителями различных этносов.

Причины этнических конфликтов:

1.Исторические причины – это прошлые негативные взаимоотношения между народами (армяно-тюркский антагонизм, исторический фактор сыграл большую роль в российско-чеченском конфликте – депортация 1944 года).

2.Территориальные споры – дана проблема может возникать под влиянием нескольких причин:

- в силу миграции населения, также других демографических изменений (наглядно в ходе Косовского конфликта между сербами и албанцами).

- территориальная проблема в результате непродуманного изменения границ (решение кавказского бюро РКПБ о передаче нагорного Карабаха в состав Азербайджана).

- столкновения между узбеками и киргизами из-за спорных территорий в Ферганской долине (часть Ошской области Киргизии),

-осень 1992 года конфликт между осетинами и ингушами, причины: территория пригородного района Северной Осетии.

 

3.Экономические причины – проявляются в жёсткой борьбе за природные ресурсы и собственности – земля, вода, месторождения полезных ископаемых (Российско-чеченский конфликт конца 20 века, конфликт между узбеками и киргизами в Ошской области Киргизии).

 

4.Политические причины – возникают в двух основных случаях:

А) когда происходит серьёзное ущемление политических и личных прав и свобод представителей тех или иных этносов, это проявлялось, например, в ходе конфликта в Нагорном Карабахе между армянами и азербайджанцами.

Б) стремление этносов к создаю независимых государств (грузино-абхазский конфликт).

 

5.Религиозные причины (конфессиональные) – В СССР проявился в ходе Карабахского конфликта. Участники: армяне (христиане монофизиты), азербайджанцы (мусульмане шииты).

 

 

Европейская часть России.

Наиболее многочисленным этносом является русские, поскольку, это историческое ядро российской государственности. Помимо русских представлены украинцы и белорусы. В частности доля белорусов наиболее существенна в Карелии (7%) и Калининградской области (8,5%). Украинцы в Белгородской и Воронежской областях (5%), в Москве (3%).

Неславянские народы европейской части занимают преимущественно её переферийные территории. На северо-западе и севере проживают финно-угорские народы: вебсы, саамы, ижорцы, карелы, коми, коми-пермяки.

В Среднем Поволжье и Прикамье проживают финно-угорские народы: удмурты, марийцы, мордва. Крупные тюркские этносы: татары, башкиры, чуваши.

На юго-востоке: моголоязычные каомыки (165 тыс человек, 146 тысяч в самой Калмыкии). В городах европейской части России проживает основная масса евреев (семито-хамитская языковая семья). Всего евреев 536 тысяч человек (175 тысяч в Москве, 106 в Спб).

 

Северный Кавказ.

Наряду с Поволжьем – это наиболее сложный по национальному составу район страны. На северном Кавказе проживает свыше 50 различных народов. На данной территории 8 республик и Дагестан (около 30 этносов).

Народы Кавказа относятся к трём языковым семьям:

1)Северокавказская:

1.Нахско-дагестанская языковая группа (чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, даргинцы).

2.Абхазо-адыгская языковая группа (абхазы, абазины, адыгейцы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы).

2) Алтайская:

1.Тюркская языковая группа (нагайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы).

3) Индоевропейская:

1. Армянская языковая группа

2. Греческая

3. Иранская (осетины, курды)

4.Славянская (русские, украинцы)

 

Сибирь и Дальний Восток.

Население данного региона, особенно северной таёжной и тундровой зоны, до вхождения данного региона в состав России было очень редким. В 17 веке в южные районы Сибири начался приток русских переселенцев, он возрос во второй половине 19 века, в связи с отменой крепостного права. Новым импульсом к развитию переселенческого движения стала постройка Трансиба и Столыпинская аграрная реформа. В советские годы численность населения данного региона выросла в 3 раза.

 

Русские, украинцы и белорусы: 9/10 населения Сибири и Дальнего Востока.

Русские доминируют во всех 4 краях данного региона ( алтайский, красноярский. хабаровский, приморский). Русские буду преобладать во всех национально-государственных образованиях: в республике Алтай 60%, алтайцы 31%, Хакасия 70%, хакасы 11%. Тува и Агинский бурятский автономный округ: местные русских превосходят.

Украинцы на юге Приморского и Хабаровского края, на Чукотке, в Тюменской и Магаданской областях.

Белорусы появились в период Столыпинской аграрной реформы и в советские годы. Тюменская область (1,5%), Хабаровский край (1,5%), Приморье (1%).

 

Сравнительно малочисленные коренные народы Сибири и Дальнего Востока, в общей сложности ок. 1 млн человек. Они размещаются на огромной территории.

 

Наиболее крупные этносы данного региона относятся к алтайской языковой семье. В первую очередь к её тюркской языковой группы (якуты, тувинцы, хакасы, сибирские татары). Помимо этого народы монгольской языковой группы (буряты), их большинство проживает в пределах своих национально-территориальных образований (в Бурятии, Агинский бурятский округ, Усть-ордынский бурятский автономный округ).

 

Все остальные этносы являются крайне малочисленными, они составляют незначительный процент населения даже в пределах своих национальных образований (ненцы, эвенки, долганы).

 

 

15.10.12

 

Европиоидная раса

90% населения России. Основная масса проживает в европейской части страны, здесь условно выделяется 3 зоны, где население разделяется по своей пигментации:

1.На северо-западе ареал распространения блондинов

2.На Северном Кавказе – брюнетов

3.Между ними широкий пояс промежуточных по пигментации групп: тёмно-русые, шатены.

В антропологической классификации это деление соответствует северным, южным европиоидам и переходный или среднеевропейским формам.

 

1.Северные европеоиды

А) атланто-балтийский: высокий рост, светлые волосы, глаза, светлая кожа, развитый волосяной покров.

Представители: эстонцы, латыши, русские: Посков, Новгород, Ленинградская обл.

Б)Беломорско-балтийский тип: средний рост, светлая кожа, волосы, глаза, волосы прямые, нос короткий, средний третичный покров).

- Восточно-балтийский тип: карелы, р. Коми.

-Беломорский тип: северные карелы, побережья Балтийского моря.

 

2.Переходные и среднеевропейские формы европеоидов:

А)Восточно-европейская группа

Б)Атланто-черноморская группа

Черты: светлая кожа, русые или тёмно-русые волосы, светлые или смешанные оттенки глаз, рост средний или выше среднего, средний головной указатель.

Представители: большая часть русских, мордовы, белорусов, украинцев, литовцев, молдаван, живущих в России.

С продвижением на восток европейской части России, у проживающей здесь части европеоидов заметным становится влияние монголоидов. Например, монголоидные признаки имеются во внешнем облике чувашей, татар, марийцев, удмуртов, части мордвы. У них лицо более уплощённое, чем у чистых европеоидов, рост средний или ниже среднего, ослаблен рост бороды, всех их можно отнести к субуральскому типу, он образовался в результате взаимодействия европ и монгол.

 

3.Южные европеоиды Северного Кавказа

4 типа:

А)Кавкасионский: широкое, уплощённое лицо, примесь светлых оттенков глаз и волос, высокий рост (ингуши, осетины, карачаевцы, чеченцы)

Б)Каспийский тип: наиболее тёмная пигментация волос, глаз, кожи, лицо узкое, средний нос (азербайджанцы, курды, народы Восточного Дагестана)

В)Понтийский тип: отличается от кавкасионского большей длинноголовостью и менее широким лицом (адыгейцы, черкесы, часть западных грузин – мингрелы)

Г)арменоидный тип: по пигментации и ширине лица – промежуточное положение между каккасионским и каспийским типом, более резко выражен третичный волосяной покров.ю особенно густота бровей (армяне, ассирийцы, часть грузин)

 

Наеселение Ср Азии и Казахстана значительно разнообразно в расовом отношении. К европеоидам будут относиться таджики, узбеки и туркмены. Таджики и узбеки являются южными европеоидами представителями памиро-ферганского типа. Они отличаются тёмной пигментацией волос и глаз, средним ростом. У части узбеков и таджиков отмечается некоторая примесь монголоидных черт. Туркмены относятся к хоросанскому типу европеоидов.

 

 

Монголоидная раса

Около 9% населения России относится к монголоидам или представителям смешанных форм между монголоидами и европеоидами.

Смешение монголоидов и европеоидов:

А) в эпоху мезолита на северо-западе Сибири и на Крайнем востоке Европы сложилась уральская раса. К ней близка лапаноидная раса. Многие антропологи объединяют их в одну – урало-лапаноидную. Представители: саамы.

Б) в эпоху великого переселения народов в 4-8 века нашей эры масса монголоидного населения Центральной Азии проникли в Западную Сибирь, Казахстан, в Юго-Восточную часть Европы, население которых относилось преимущественно к европеоидам. В резуьтате здесь образовались смешанные расовые типы, например, южно-сибирский (киргизы, казахи).

В)в 17 веке в Сибирь стали проникать первые русские колонисты. В ряде местности они смешались с местным населением, в результате образовались небольшие по численности своеобразные антропологические группы: камчадалы, калымчане.

 

Монголоидная раса

Характерные признаки:

-прямые, часто жёсткие волосы

- слабое развитие третичного волосяного покрова

-желтоватый оттенок кожи

-карие глаза

Наклонённые глазные оси

-уплощённое лицо с сильно выдающимися скулами

- узкий или среднеширокий нос

-наличие эпикантуса (кожная складка верхнего века, прикрывающий слёзный бугорок).

 

В европейской части России типичными монголоидами являются калмыки, они обладают прямыми и тугими жёсткими, чёрными волосами, выступающими скулами, эпикантусом. Среди народов Северного Кавказа монголоидные черты преобладают во внешнем облике нагайцев. Основная масса проживает на территории Сибири и Дальнего Востока.

 

1.Северные (континентальные) монголоиды: менее интенсивная пигментация, массиность скелета, широкое и плоское лицо с выступающими скулами, сильное развитие эпикантуса, более тонкие губы (эвенки, юкагиры, якуты, буряты, тувинцы, хакасы, южные алтайцы)

 

2.Арктические монголоиды: смуглая кожа, тёмные волосы и глаза, слабое развитие эпикантуса, резко очерченный нос, рост бороды, особенности телосложения: грудь более округлая, корпус и рука короче, нога длиннее (чукчи, коряки, эскимосы, алеуты)

 

3.Тихоокеанские монголоиды: смуглая кожа, тёмные глаза, волосы прямые, жёсткие и очень тёмные, эпикантус встречается от 70 до 95% случаев, слабый третичный волосяной покров, нос длинный, лицо средней ширины (корейцы).

 

18.10.12

Христианство

Православие

Догматы:

- вера в единого бога, имеющего три ипостаси.

-признание двойственной природы Христа – Бога и человека.

-признание Священного писания (Ветхий и Новый завет), Священного предания (постановления церковных соборов и учение отцов церкви).

-признание семи таинств.

-обрядовая специфика: совершение обряда крещения путём погружения в воду, сопровождение богослужения только хоровым пением.

-требования к духовенству: целибат чёрного духовенства.

 

Структура РПЦ, Управление.

- отсутствие единой организационной структуры, наличие нескольких автокефальных церквей (Константинопольская, РПЦ, Александрийская, Американская и др.)

 

Управление:

1)Во главе РПЦ – патриарх

- созывает соборы и председательствует на них

-рукополагает епископов

-епархиальный архиерей Московской епархии

- настоятель всех важнейших русских монастырей

2)Постоянный орган при патриархе – Священный Синод.

3)Под юрисдикцией Московской патриархией – 150 приходов в дальнем зарубежье.

-Приходы в Европе – 1 епархий (Сурожская, Корсуеская, Берлинская, Цюрихская, Брюссельская, Гаагская, Венская)

-Южной Америки – Аргентинская епархия

-В составе РПЦ – автономная Японская церковь.

4) РПЦ (на 2.02.2010) 160 епархий, 30142 прихода, 188 монастырей, 28434 священника, диаконы, епископы

5) Сеть православных учебных заведений: 87 духовные школы, 5 академии, 3 университеты, 2 богословские институты, духовные семинарии, училища.

 

Этнический состав приверженцев православия

- восточные славяне (русские, украинцы, белорусы)

-финно-угорские народы уральской языковой семьи (карелы, вепсы, ижорцы, саами, мордва, коми)

- тюркские народы алтайской языковой семьи (чуваши, якуты, хакасы, алтайцы)

-романские народы индоевропейской языковой семьи (молдаване)

- иранская группа индоевропейской яс (осетины)

-абхазо-адыгская группа северокавказской яс (абхазы)

-тунгусо-камчатская группа (чукчи, коряки, эвенки, удэгейцы)

Численность православных в современной России – 70-80 млн человек.

 

Православие:

- Русская православная церковь за границей. Количество адептов – 150 тысяч человек. (русские эмигранты, их