- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Развитие философии на Востоке и Западе при всей их самобытности и специфичности имеет



ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ


ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

 


Учебно-методическое пособие


для студентов заочного отделения

 

 


Тамбов


Издательство ТГТУ



ББК Ю2я73


В24

 

 


Рецензент


Кандидат философских наук, доцент


Н.В. Медведев

 


Авторы-составители:


Г.Л. Терехова,


Г.М. Дробжева

 

 


В24
Введение в философию. История философских учений: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост.:

Г.Л. Терехова, Г.М. Дробжева. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 44 с.


 


Учебно-методическое пособие включает в себя изложение основополагающих принципов фи-


лософии, ее структуры, истории философских учений, хронологические таблицы, список рекомен-


дуемой литературы.


Предназначено для студентов всех специальностей заочного отделения, может быть использо-


вано и для студентов дневного отделения.


ББК Ю2я73

 


© Тамбовский государственный


технический университет


(ТГТУ), 2004

 

 


Учебное издание

 

 


ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ


ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

 


Учебно-методическое пособие

 


Авторы-составители:


ТереховаГрета Леоновна


ДробжеваГалина Михайловна

 

 


Редактор З.Г. Чернова


Компьютерное макетирование М.А. Филатовой

 


Подписано в печать 22.04.04


Формат 60 × 84 / 16. Бумага газетная. Печать офсетная.


Гарнитура Тimes New Roman. Объем: 2,56 усл. печ. л.; 2,6 уч.-изд. л.


Тираж 500 экз. С. 255

 


Издательско-полиграфический центр


Тамбовского государственного технического университета,


392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14


 

 


Учебно-методическое пособие «Введение в философию. История философских учений» разработа-


но для того, чтобы помочь студентам в организации самостоятельной работы по овладению основами


философских знаний.


Пособие состоит из разделов, в которых изложены важнейшие проблемы и принципы философии,


ее структурные уровни. В этих разделах раскрываются смысл и содержание философских категорий,


даны определения самых значительных направлений, течений и школ в философии.

 

 


ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

 


1.1 МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

 


Мировоззрение является системой взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.


Говоря о природе мировоззрения, необходимо указать на потребность людей в понимании сущности и


характера своих взаимоотношений с мирозданием. Результатом духовного освоения многогранной ре-


альности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом


мировоззрения, т.е. ее носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы,


классы и общество в целом. Следовательно, мировоззрение – это вместе с тем и жизненные позиции,


программы поведения, действий людей. В нем в обобщенном виде представлены познавательные, цен-


ностные, поведенческие ориентиры и их взаимосвязи. Познавательные и ценностные нормы находятся


в сложном единстве и формируются благодаря напряженной духовно-практической работе, которая по-


могает получить целостность человеческого опыта.


Раскрывая зависимость мировоззрения при его формировании от определенных факторов, необхо-


димо учитывать естественно-природные и социально-культурные факторы.


В структуре мировоззрения можно выделить разные уровни, которые определяются различной


глубиной отражения мира. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений.


Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением и миросозерцанием. Здесь фиксируются


лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Само мироощущение может


быть оптимистическим или пессимистическим, стимулирующим людей к труду и творчеству, либо на-


оборот, направляющим их на замыкание в своем личном мире, на отделение от внешнего мира и актив-


ной предметной деятельности в нем.


Следующие по глубине уровня отражения – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается


цельная картина, обозначающая взаимосвязь процессов и явлений. На этом уровне мировоззрение огра-


ничено чувственным опытом и слабо определяется рациональным мышлением. Только тогда, когда


происходит отражение окружающего мира посредством понятий, формируется мировоззрение, способ-


ное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – самый глу-


бинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.


Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.


Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-


рациональное мировоззрение. Важно помнить, что разделение мировоззрения на части весьма условно,


так как все его компоненты находятся в тесной взаимной связи.


Философия является самым поздним в историческом плане видом мировоззрения, возникшим после


мифологии, религии и, конечно, обыденного мировоззрения. Формирование обыденного сознания требо-


вало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных явлений. Ве-


роятно, таким образом складывалась мифологическая форма мировоззрения, для которой характерны:


антропоморфность (гр. аnthropos – человек + morphe – форма) – рассмотрение явлений приро-


ды по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у человека, например,


ощущения, желания, ненависть, любовь и т.п.;


дескриптивность (англ. descriptive – описательный) – стремление к объяснению событий, явле-


ний в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур – герои и боги в ви-


де особых людей (например, мифы о Зевсе, Гере, Меркурии и др.);


синкретизм (гр. synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность объек-


тивного и субъективного миров, что объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны


этой формы мировоззрения;


 

 


связь с магией, что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и выражается в


действиях колдунов, шаманов и других людей, вооруженных начатками научных знаний о теле челове-


ка, о животных, растениях.


Религиозная форма мировоззрения основана на мифологическом мировоззрении с его развитым


представлением о комплексе богов. В отличие от мифологии, религия акцентирует воображение и фан-


тазию на сверхприродном, духовном. На первый план выдвигается психологическая установка – вера в


Бога, в возможность человека установить связь с Абсолютом, достичь подлинных нравственных (боже-


ственных) ценностей и обеспечить свое бессмертие. Одной из существенных предпосылок становления


религии было постепенное развитие мышления человека, когда общие понятия («человек», «мир» и др.)


обретают в сознании самостоятельное бытие, способность к отрыву от своих реальных истоков и к на-


делению их самостоятельным существованием. Наиболее распространенными или, как принято их на-


зывать, «мировыми» религиями явились буддизм (IV – V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.).


Главная черта всех религий – вера в сверхъестественное, сверхприродное.


И, наконец, самый поздний тип мировоззрения – философия. Она возникает на более высоком


уровне общественно-экономического и культурного развития общества. Ее зарождение как специфиче-


ской формы духовной деятельности было связано с такой предпосылкой, как великий культурный пере-


ворот в Древней Греции в VII – V вв. до н.э. Появляется новое – теоретико-познавательное – отношение


между человеком и миром, которое оформляется в рамках предмета мировоззрения.


Существует и так называемая натуралистическая форма мировоззрения, главной особенностью ко-


торой является решение общемировоззренческих вопросов с позиции понятий, принципов и законов от-


дельных конкретных наук (например, концепция тепловой смерти Вселенной Клаузиуса и Томсона).


В отличие от натуралистической формы, философия в решении мировоззренческих проблем опира-


лась на обобщение данных всей науки, всего человеческого опыта познания мира, включая и обыден-


ный.


В заключение можно указать на то, что все содержание философии пронизано любовью к мудрости,


бескорыстному к ней (греч. Phileo – люблю и sofia – мудрость). Мудрость – ее начало и конец, если во-


обще можно говорить о «конце» мудрости. И хотя стержень философии – мудрость, ведущим началом в


философии выступает рационалистически-умозрительная ее сторона.

 


1.2
Основные философские проблемы

 


Реальность философских проблем определяется их спецификой. Во-первых, это предельно


общий характер проблем. Предельная широта философских проблем и понятий связана с их фун-


даментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру («что такое


субстанция?», «что такое причинность?» и т.п.). Во-вторых, это вечность проблем, их инвари-


антность (вопросы: «что такое смысл жизни?», «в чем заключается счастье?» и т.п. поставле-


ны в древнейшие времена, но остаются актуальными и сегодня).


Основной вопрос философии – это вопрос об отношении материи и сознания. Он является основ-


ным потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии.


В зависимости от его решения формулируются две главные, принципиально разные всеобщие ориента-


ции в мире: материализм и идеализм. От центрального вопроса расходятся несколько групп проблем,


соответствующих структуре философского знания: антропологические (экзистенциальные, касающиеся


проблемы подлинного существования человека), гносеологические (теоретико-познавательные), аксио-


логические (ценностные), праксиологические (духовно-практические) и онтологические (природно-


космические, в которых рассматриваются различные аспекты бытия). Эти группы проблем нередко пе-


ресекаются и взаимодополняют друг друга, например, в проблеме сознания. Все философские пробле-


мы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы философии, конкретизируют ее и со-


действуют осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целостность.


Экзистенциальные проблемы неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной по-


требностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. Для индивида весь мир оказывается раско-


лотым на две части: на мое «я» и остальное «не-я», включая природу, общество и других людей. Чело-


века волнуют проблемы смысла жизни, счастья, возможности личного бессмертия и т.д., поэтому фило-


софия антропоцентрична.


Развитие общественных, гуманитарных наук также рождает большое количество философско-


мировоззренческих проблем. Они связаны с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия


и человеческой деятельности. Таковы проблемы соотношения духовного и материального в жизни об-


щества, наличия или отсутствия нравственного прогресса, проблемы добра и зла, социальной справед-


 

 


ливости. Потребности эстетического, художественного освоения мира также порождают много про-


блем; центральной из них выступает проблема прекрасного, которая является предметом исследования


эстетики.


Широким источником философских проблем является естествознание и научно-технический про-


гресс. В науках о природе коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновы мира, бесконечности


(или конечности) пространства и времени, проблемы субъектно-объектных отношений при познании


микромира и т.п.

 


1.3 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

 


Специфика каждой философской системы заключается в том, что она строится на определенных


принципах, представляет собой тот или иной способ философствования. Принцип (лат. рrincipium) есть


исходное положение любой теории, учения; философские принципы являются не только способом по-


стижения реальности в рамках философии, но общей методологией для частных наук.


По основным базовым принципам философские учения разделяются на материализм и идеализм.


Решая основной вопрос философии, материализм придерживается принципа первичности материи по


отношению к духовному. Идеализм за первооснову бытия принимает духовный компонент.


Становление философских знаний должно рассматриваться и в сочетании с другими принципами и


способами, например, диалектикой. Диалектика рассматривается как принцип развития, которое


осуществляется благодаря противоречиям в самой сущности предмета и во многих философских кон-


цепциях считается основным методом познания.


В рамках материалистических и идеалистических воззрений используются разные принципы и спо-


собы исследований, благодаря чему формируются разновидности материализма и идеализма: идеализм


объективный и субъективный, материализм метафизический, механистический, диалектический и др.


Можно отметить также принципы сенсуализма и эмпиризма, которые имеют большое значение в фор-


мировании материалистических концепций. В рамках идеалистических систем, как правило, формиро-


вались такие принципы, как рационализм, иррационализм, панлогизм. Согласно идеалистическому


рационализму, основу всего сущего составляет разум. Одним из его важнейших направлений является


панлогизм (от греч. Pan – все и logos – разум), по которому все действительное есть воплощение разума,


а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Иррационализм (от лат. irrationalis – неразум-


ный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания дейст-


вительности. Основной вид познания есть вера, инстинкт, откровение, а само бытие рассматривается


как иррациональное (А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).


С вопросом о первоначалах бытия связанно разделение на монизм, дуализм и плюрализм. Монизм


(от греч. Monos – один, единственный) – философский принцип, согласно которому мир имеет одно на-


чало. Понятно, что монизм может быть двух видов: материалистический и идеалистический.
Дуа-


лизм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух начал:


материального и духовного (напр. в философии Декарта). Плюрализм (от лат. рluralis – множественный)


предполагает несколько или множество оснований (например земля, воздух, вода и огонь у древних


мыслителей).


К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает вопрос о познаваемости мира или о тождестве


мышления и бытия. При его решении возникли такие позиции, как агностицизм, скептицизм и гносео-


логический оптимизм (позиция, придерживающаяся принципа познаваемости мира).


Согласно агностицизму (от греч. аgnostos – непознаваемый), мир принципиально непознаваем (Про-


тагор, Кант). Отрицательный ответ на этот вопрос давали представители скептицизма, которые отри-


цали возможность достоверного знания (М. Монтень, П. Бейль и др.).


Метафизика выступает как методологический принцип, противоположный принципу развития,


принципу диалектики, игнорирующий всеобщую связь вещей и отрицающий идею самопознания мате-


рии.


Можно привести такие принципы, как гуманизм, расцветший в эпоху Возрождения и ставившийся в


центр мировоззрения человека, достижение достойных условий его существования и развития, а также


свободомыслие, как принцип мышления, признание права разума на свободное критическое исследование


окружающего мира, выдвинутый в ХVII в., и др.

 


1.4 СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ


 

 


Структура философского знания определяется проблемным полем философии. Она представ-


ляет собой круг специфических разделов, которые были и создаются в ходе развития самой фило-


софской мысли.

 


Онтология

 


Термин «онтология» означает учение о бытии (от греч. ontos – сущее и logos – учение). Понятие


«бытие» в философии (при любой его трактовке) является центральным, исходным в осмыслении мира.


При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Здесь затрагиваются проблемы


бытия и небытия, бытия материального и идеального, бытия природы, общества и человека.


Можно выделить следующие формы бытия:


• базирующиеся на предметном бытии: материальные предметы, относящиеся к природе, и мате-


риальные ценности, созданные человеком;


идеальное бытие (мир психического, мир духовно-социо-культурного);


• по атрибутам материи (пространство и время, напр., это «пространственное бытие» и «вре-


менное бытие»);


• по формам движения материи (механическое, физическое, химическое, биологическое и соци-


альное бытие);


• по структурным уровням организации материи (молекулярное, популяционное бытие);


общественное бытие, под которым чаще всего понимают способ производства, взаимодейст-


вующий с общественным сознанием (моралью, искусством, наукой, религией, философией).


Гносеология

 


Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis-знание и logos – учение, понятие и оз-


начает «учение о знании». И хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно не-


давно шотландским философом Дж. Феррером (в 1854 г.), учение о познании стало разрабатываться со


времен Гераклита, Платона, Аристотеля. Гносеология разрабатывалась и в средние века, и в Новое вре-


мя (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в ХХ-ом столетии (С.Л. Франк, Н. Гартман, Л.


Витгенштейн и др.).


Исторически сложились два направления в гносеологии: агностицизм и гносеологический опти-


мизм. Первое направление утверждает, что сущность объектов (материальных и духовных) непозна-


ваема
(Протагор,


Д. Юм, И. Кант, А. Пуанкаре и др.). Для гносеологического оптимизма характерна вера в познавае-


мость не только явлений, но и сущности объектов (Демокрит, Платон, Аристотель, Н. Кузанский, Р.


Декарт,


Г.В.Ф. Гегель, Ж.-П. Сартр и др.).


Основные вопросы, разбираемые в гносеологии: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в по-


знании; чувственное и рациональное в познании; проблема истины; уровни познания (эмпирический и


теоретический); специфика философского знания по сравнению с научным; проблема метода познания


и др.

 


Философская антропология

 


Проблема человека является одной из самых важных для всей философии. Она приобретает


особую актуальность в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает во-


прос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.


Принцип историзма позволит проследить путь возникновения проблем, связанных с человеком. Это


воззрения античных философов о человеке, где он рассматривался как микрокосм, подчиненный выс-


шему
нача-


лу – судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в ко-


тором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог.


В философии Нового времени отмечена прежде всего духовная сущность человека, его способность к


познанию. В XIX – начале XX столетия произошло гипертрофирование духовного начала посредством


сведения его в одних случаях к рациональному началу, в других – к иррациональному. Со временем че-


 

 


ловек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общест-


во со всей необъятной Вселенной.


Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, анализ конкретно-


исторических форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бы-


тия.


Основные проблемы, рассматриваемые в философии человека: природное, социальное и духовное


как факторы развития человека; проблема сущности и существования; смысл жизни как интегральная


характеристика человеческого бытия; человек и Вселенная; сознательное и бессознательное в человеке;


индивид и личность и др.

 


1.4.4
Аксиология

 


Аксиология – это философское учение о ценностях и их природе (от греч. аxios – ценность и logos –


учение). Она непосредственно связана с проблемами общества и личности. В античной, а затем и сред-


невековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики вклю-


чались в его понятие. Основными вопросами теории ценностей были: что есть благо? что есть справед-


ливость? (Сократ, Платон). Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Но-


вое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход


к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Для Канта «ценности» – цели, стоящие перед че-


ловеком. Гегель особое внимание уделяет различению ценностей экономических и духовных. В наше


время появилось множество аксиологических концепций, отражающих ценностные установки совре-


менного мира (для В. Виндельбанда и Г. Риккерта ценности являются не реальностью, а идеалом; М.


Вебер особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества).


Можно выделить следующие группы ценностей:


по содержанию – экономические, политические, социальные и духовные;


по субъекту – субъективно–личностные, формирующиеся в процессе воспитания, образования и


накопления жизненного опыта индивида, и надындивидуальные – групповые, национальные, классо-


вые, общечеловеческие, являющиеся результатом развития общества и культуры;


по их роли в жизни человека и человечества – утилитарные (жилище, питание и т.д.) и духов-


ные. Утилитарные ценности определяют цели деятельности, духовные – ее смысл.


Необходимо отметить, что ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека


извне. Весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его


ценностей.


Социальная философия

 


В узком смысле «социальное» обозначает существование особой области общественных явле-


ний, составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества. В социальной


философии решается круг проблем, затрагивающий соответствующие интересы людей: проблемы


их социального положения, жизненного уровня, образования и т.д.


В широком смысле понятие «социальное» употребляется в значении «общественное» и обозначает


все происходящее в обществе в отличие от происходящего в природе.


В социальной философии понятие «социальное» употребляется как в широком, так и в узком смыс-


ле. Она изучает общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, а также законы его функциони-


рования и развития. Социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явле-


ния и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроиз-


водящейся системы.


Основные проблемы социальной философии: взаимодействия между собой различных обществ;


практическая деятельность людей и их общественные отношения; взаимодействие объективных и субъ-


ективных сторон деятельности и общественных отношений людей; объективные потребности и интере-


сы общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности, присущие человеческому сознанию в


данном обществе и др.


Все вышеназванные явления находятся в диалектическом взаимодействии.


Заслуживают внимания социально-философские воззрения представителей немецкой классической


философии (Кант, Гегель), французских философов Конта и Дюркгейма, других представителей идеа-


листической социальной философии, в том числе неокантианства, современного позитивизма, экзи-


стенциализма и др. Фундаментальное значение имеют высказанные Кантом и Гегелем идеи об объек-


 

 


тивной основе развития общества. Кант видел такую основу в объективно существующем мире умопо-


стигаемых сущностей – «вещей в себе», Гегель – в саморазвитии Абсолютной идеи.


Материализм представляет развитие общества как противоречивый естественно-исторический про-


цесс, развивающийся по своим объективным законам.

 


1.4.6
История философии

 


Несмотря на то, что каждый раздел философии имеет свои истоки в истории философии, сама исто-


рия философии оформляется в отдельную область философского знания. История философии – это


особая развивающаяся система, в качестве элементов которой выступают самые разнообразные кон-


кретные философские концепции. Они возникают и диалектично (т.е. включая и отрицание друг друга)


связываются спецификой ее проблемного поля: постановкой и решением наиболее общих, фундамен-


тальных проблем и выявлением предельных взаимоотношений, существующих между миром и челове-


ком.


Конечно, следует обратить внимание и на то, что это деление в известной мере носит условный ха-


рактер. Философия всегда реализуется как единство двух сторон – истории и теории. Разрыв этих сто-


рон или их абсолютизация приводят к искажению самого предмета философии. Подчинение реального


историко-философского процесса этим абсолютизированным схемам ведет к искажению изложения ис-


тории философии.

 


Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы

 


Историко-философский процесс характеризуется существованием множества философских учений,


школ, течений и направлений. Первичной исходной единицей историко-философского процесса являет-


ся философское учение того или иного мыслителя. Философское учение – это система определенных,


логически связанных друг с другом воззрений. Философские школы – это совокупность философских


учений, объединенных какими-либо идейными базовыми принципами. Совокупность модификаций од-


них и тех же принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято назы-


вать течениями. Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе


именуются философскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность


философских течений (а следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом


отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения (материализм и идеа-


лизм, эмпиризм и рационализм и др.).


Движущей силой историко-философского процесса является столкновение философских подходов,


борьба идей, принципов и личностей. При этом, с развитием историко-философского процесса меняется


предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем.

 


2
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

 

2.1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

 


СКОЕ ЗНАНИЕ».


2 Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. и связан с рефор-


мами Петра Великого. Первыми пропагандистами научного знания и философии Нового времени на Ру-


си были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов (заложил основы материалистической


традиции), А.Н. Радищев (провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в каче-


стве основного стержня светской общественной мысли).


3 Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х годов); в этот период


начинается самостоятельное философское творчество, представленное П.Я. Чаадаевым (центральное


место в его философии занимает проблема человека и философия истории), славянофилами – А.С. Хо-


мяковым (утверждение православия как вечного начала), И.В. Киреевским, Ю.Ф. Самариным, И.С. Ак-


саковым и др.; западниками, ориентировавшимися на западноевропейскую цивилизацию (А.И. Герцен,


Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин и др.).


4 Русская философия конца XIX – начала ХХ вв.; этот этап связан с возникновением философских


систем
(Н.Ф.
Федоров,
Вл.С.
Соловьев,


Н.О. Лосский, Б.Н. Чичерин и др.). Характерными особенностями периода являются антропоцентризм и


гуманизм, религиозный характер философии, а также космизм (теологический в лице Н.Ф. Федорова,


Вл.С. Соловьева, П.А. Флоренского и естественнонаучный, представленный К.Э. Циолковским, В.И.


Вернадским).


5 Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духов-


ным ренессансом начала ХХ в. Из многочисленных представителей можно отметить В.В. Розанова, С.Н.


Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, П.А. Флоанского, С.Н. Трубецкого, А.Ф. Лосева и других. Этих


философов волновали проблемы экзистенциального порядка, проблемы творчества, бытие Бога, «рус-


ская идея», проблемы социального устройства и другие.


В заключение следует отметить, что русская философия сравнительно молода, она впитала в себя


лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. Вместе с тем она, несо-


мненно, самобытна и обладает неповторимым обаянием.


2.9 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ


СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

 


Существуют различные точки зрения по поводу развития современной философской мысли. Со-


гласно первой, основными моделями современного философского мышления являются позитивизм,


марксизм, неотомизм, экзистенциализм и другие. Возникнув на рубеже XIX – XX вв., они до сих пор


имеют единое проблемное поле и общечеловеческую ценность, так как исследуют проблемы человече-


ского бытия и его смысла. Позитивизм рассматривает традиционную проблему соотношения чувствен-


ного и рационального в познании, и новые проблемы – проблему факта, веры, познания и творчества,


 

 


логики познания и др. Позитивизм сегодня представлен «критическим рационализмом» К. Поппера,


теорией «научных революций» Т. Куна, концепцией «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда,


теориями структурализма, концепциями герменевтики и др. Неотомизм продолжил христианскую тра-


дицию в русле католицизма. Современный неотомизм претерпел существенные изменения: в нем поя-


вились концепции аналитической философии религии, эпистемология религии, философско-


антропологические концепции и др. Экзистенциализм возник как учение о поиске человеком подлинно-


го существования и обратил к изучению современных проблем человеческого бытия, культуры, иссле-


дованию переживаний субъекта, его внутреннего мира (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Ка-


мю). Марксизм выступает в разных концепциях – от догматического до творческого, вбирающего в себя


синтез различных мировоззренческих ориентаций.


Существует другая точка зрения, согласно которой в современной философии, в отличие от класси-


ческой, на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выде-


ление и локализация отдельных философских проблем. Они-то и оформляются в отдельные философ-


ские направления.


Все это создает определенную сложность в понимании и изложении историко-философского мате-


риала, так как резко увеличивается само количество философских концепций и даже простое их пере-


числение довольно затруднительно. Авторы последней точки зрения предлагают рассматривать основ-


ные направления современной философии сквозь призму сциентизма и антисциентизма.


Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивыс-


шая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного бы-


тия (неокантианство в лице Г. Когена, феноменология Э. Гуссерля, неопозитивизм Л. Витгенштейна, Р.


Карнапа и др., прагматизм, представленный Ч. Пирсом).


Антисциентизм – социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки как соци-


ального института и как формы постижения мира. В нем наука рассматривается как «демон, выпущен-


ный из бутылки», угрожающий существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтерна-


тивы науке, научному познанию, а в некоторых случаях вообще рациональному взгляду на мир выдви-


гаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы постижения бы-


тия. Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм (М. Хайдег-


гер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.), а также творчество таких мыслителей XIX в., как А. Шопенгауэр, Ф.


Ницше,


А. Бергсон и др. Их взгляды были направлены против принципа антропологического рационализма, а


теоретические исследования подвергли анализу роль и значение психических процессов, не осознаю-


щихся человеком.


Серьезный вклад в развитие вышеупомянутой проблемы был внесен психоанализом, представлен-


ным:


теорией бессознательного З. Фрейда, утвердившего бессознательное как важнейший фактор че-


ловеческого измерения и существования;


теорией «коллективного бессознательного» К.-Г. Юнга, где коллективное бессознательное яв-


ляется отражением опыта предшествующих поколений;


• социологизированием бессознательного в концепции А. Адлера;


• «экзистенциальной дихотомией» Э. Фромма.


Современный микропсихоанализ вышел на уровень рассмотрения таких философских категорий,


как «пустота» и «попытка», связывая психическое бессознательное человека с космической пустотой