- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Религиозный культ и религиозные организации



Основным элементом религии, придающим ей своеобразие, отличающим от других форм общественного сознания и социальных институтов, являетсякультовая система. Специфика религии проявляется в том, что религиозные представления, понятия и образы включаются в культовую систему, приобретают в ней символический характер и в таком качестве функционируют в социальном взаимодействии. Религиозный культ — это социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов.

Культовая система представляет собой совокупность определенных обрядов. Обряд — это совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления. Важнейший признак обряда – его символический характер.

Религиозный культ базируется на вере в наличие между человеком и предметом его веры возможности установления определенных взаимоотношений. Наиболее ярко эти отношения обнаруживаются вумилостивительных действиях, начиная от примитивных форм жертвоприношения и кончая высоко духовными молитвами. Молитва — вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры. Этнографы утверждают, что молитва как специфический религиозный обряд сложилась на основе языческих заговоров и заклинаний, как элемент вербальной магии (магии слова). В качестве вербального компонента она первоначально входила в обряд жертвоприношения. Впоследствии молитва отделилась от жертвоприношения и стала важней­шим компонентом культа многих религий.

Становлениерелигии как социального института представляет собой процесс институционализации религиозных культовых систем.Первичным звеном института религии являетсярелигиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов, в которых воплощаются те или иные религиозные представления.

В первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни и не выделялись в самостоятельный вид деятельности. Круг участников культовых действий совпадал с кругом участников трудовых и иных социальных действий. Поэтому религиозная группа по объему совпадала с другими социальными группами — племенем, родом, общиной и т. п. Постепенно в религиозных группахвычленяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны и шаманы.

По мере монополизации культовой деятельности, этот профессиональный слой превращается в особую социальную группу и становится частью родовой верхушки. Происходит формирование такой системы отношений, при которой руководители общин, старейшины племен и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно играли ведущую роль в религиозной жизни общины.

Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозных представлений, что изменяет социальные функции религии. На передний план выходит задача по регулированию помыслами и поведением людей в интересах правящих классов. Начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий — богослужение и вместе с ним организация служителей культа —жреческие корпорации. Жреческая корпорация — это не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка, отдельное сословие.

По мере усложнения общественных отношений религиозная надстройка преобразуется и усложняется. В развитой форме религиозные организации представляют собойсложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов. На уровне церкви четко разделяютсяуправляющая и управляемая подсистемы. Управляющая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выработкой и переработкой религиозной информации, координацией религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций. Управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осу­ществлять управление религиозной деятельностью.

Основным типом религиозных организаций является церковь.Церковь — это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятель­ности и контроля за поведением людей. Церковь имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определенного обряда индивид автоматически включается в данную ре­лигиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство.

Секта – еще один тип религиозной организации. Она возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.

Таким образом, развитые религии представляют собой довольно сложное структурированное образование, включающее в себя три основных элемента — религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные организации. Тесным образом связанные и взаимодействующие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему.

 


Функции религии в обществе

С позиции социологии, религия предстает в качестве необхо­димой составной части общественной жизни. Она выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. Под понятием «функции религии» в религиоведении подразумевается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество или, вы­ражаясь более просто, что «дает» религия каждому конкретному че­ловеку, тому или иному сообществу и обществу в целом, каким обра­зом она влияет на жизнь людей.

Одной из важнейших функций религии являетсямировоз­зренческая или, как ее еще называют,смыслополагающая. Целью деятель­ности религиозной организации является мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в результате которой вырабатывается определенная кар­тина мира, ценности, идеалы, нормы, что и составляет основные компоненты мировоззрения.Мировоззрение — это сово­купность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отно­шение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и ре­гуляторов его поведения.

Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих сис­тем, включает в систему «мир — человек» дополнительное образование — мир сфантазированных существ, связей и отношений. Оно соотносит с этим миром свои представления о бытии в це­лом и человеческого бытия в частности. Это и позволяет человеку на миро­воззренческом уровне разрешать противоречия реального мира.

Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину ми­ра, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел об­рести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческую функцию религии еще называют функцией смыслополагающей. Религия это то, что делает человеческую жизнь осмысленной, наполняет ее важнейшими компонентами значений.

Второй функцией религии являетсяфункция интегратора и стабилизатора общества. Религия помогает людям осознавать себя как моральную общ­ность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Религия дает человеку возможность самоопределиться в общественной сис­теме и тем самым объединиться с родственными по обычаям, взгля­дам, ценностям, верованиям людьми. Именно посредством культа религия конституирует общество как целое: подготавливает инди­вида к социальной жизни, тренирует послушание, укрепляет соци­альное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности.

В-третьих, необходимо назватьрегулирующую функциюрелигии. С этой точки зрения, религия рассматривается как специфическаяценностно-ориентационная и нормативная система. Каждая религиозная система вырабатывает определенную систему ценностей, реализация которых осуществляется индивидом в про­цессе его деятельности и отношений. Непосредственно регулирую­щую функцию выполняет ценностная установка.Ценностная уста­новка — это своеобразная предваряющая программа деятельности и общения людей, связанная с возможностью выбора их вариантов. Она представляет собой социально — детерминированную пред­расположенность человека к заранее определенному отношению к тому или иному объекту, человеку, событию и т. д. Ценностные уста­новки верующих людей вырабатываются в религиозной организа­ции в процессе общения между людьми и передаются из поколения в поколение.

Каждая религия вырабатывает свою ценностную систему, в соответствии с особенностями вероучения.

 


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ РЕФЕРАТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

Чтобы получить допуск к зачету по дисциплине «Религиоведение» студент должен написать и защитить реферат по данной дисциплине и подготовить к устному зачету ответы на основные вопросы по курсу.

Выбор темы реферата

Студент выбирает тему, номер которой совпадает с четвертой и пятой цифрами его зачетной книжки. Например:

Номер зачетной книжки – 41567076. Следовательно:

Тема реферата № 67: Библия как книга о священной истории человечества.

Рефераты, номер темы которых не совпадает с порядковым номером зачетной книжки студента, к защите не допускаются.

СПИСОК ТЕМ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»