На примере Иустина Философа наглядно видно, как христианство
порывало с иудаизмом ("Диалог с Трифоном иудеем") и заимствовало
эллинскую философию, а шире — эллинистический менталитет с его
дуалистической разорванностью души и тела. Из этого дуализма, как
мы знаем, родились ереси гностиков: Валентина, Маркиона,
Карпократа. И гностики тоже внесли свой вклад в формирование
литургии. Но об этом позже.
Иустин Философ создал в Риме первую богословскую школу для борьбы с
гностицизмом. Здесь же ок. 150 г. он написал и свою I Апологию, в
которой даёт самое первое в истории описание Римской Литургии.
Точнее — даже двух: в 65-й главе — Литургия неофитов, предваряемая
крещением, а в 67-й главе — Воскресная Литургия.
Гл. 65: "После того, как омоется таким образом уверовавший... мы
ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы
со всем усердием совершить общие молитвы как о себе так и о
просвещенном... По окончании молитв мы приветствуем друг друга
лобзанием (это т.н. "лобзание мира" и сейчас совершается в алтаре.
Но раз в году, на Пасху, когда в древности крестили оглашенных,
совершается общее "Христосование"). Потом к предстоятелю братий
приносятся хлеб и чаша воды и вина (т.е. разбавленного вина). Он,
взяв это, воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу
всего и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас
этого (т.е. просвещения Истиной). После того, как он совершит
молитвы и благодарения, весь присутствующий народ отвечает: аминь
(как и сейчас) ... После благодарения предстоятеля и возглашения
всего народа (подчёркнут соборный характер евхаристической
молитвы), так называемые у нас диаконы дают каждому из
присутствующих приобщаться хлеба, над которым совершено
благодарение, и вина с водою, и относят к тем, которые
отсутствуют".
В следующей 66-й главе Иустин поясняет: "Пища эта называется у нас
Евхаристией... Пища эта, над которой совершено благодарение через
молитву слова Его (т.е. содержащую установительные слова Христа,
которые приводятся чуть ниже) и от которой через уподобление
(......) получает питание наша кровь и плоть, есть плоть и кровь
того воплотившегося Иисуса".
Гл. 67: "В так называемый день солнца (т.е. воскресенье) бывает у
нас собрание в одно место (очевидно в катакомбный храм) всех
живущих по городам и селам. И читаются, сколько позволяет время,
сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец
перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление...
(т.е.: чтение и проповедь — два главных элемента синаксиса,
сохранившиеся и до ныне). Затем все вообще встаем (значит, во время
синаксиса сидели, как сейчас католики) и воссылаем молитвы. Когда
же окончим молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб и
вино, и вода. И предстоятель также воссылает молитвы и
благодарения, сколько он может (т.е. это ещё харизматическая
молитва даже в Риме, поэтому бессмысленно искать какого-либо
письменно зафиксированного евхаристического чина сер. II века).
Народ выражает свое согласие словом аминь, и бывает раздаяние
каждому и приобщение Даров... а к небывшим они посылаются через
диаконов".
Т.о. суммируя оба описания, получаем следующее чинопоследование
Римской Литургии сер. II века:
I Литургия оглашенных:
· Чтение Св. Писания Нового Завета и (или) Ветхого Завета (гл.
67)
· Проповедь предстоятеля, т.е. епископа.
· Уход оглашенных (гл. 66).
II Литургия верных:
· Общие молитвы (гл. 65; 67).
· Лобзание мира (гл. 65).
· Приношение хлеба и вина (гл. 65-67).
· Благодарение, т.е. Евхаристический канон (гл. 65-67).
· Причащение (гл. 67).
Это — всё та же Апостольская Литургия, которую мы реконструировали
по Новозаветным свидетельствам конца I века. Только порядок её
твёрже, оформленнее и она уже отделилась от агапы.