Иконы в собственном смысле (как священные изображения) мы впервые
находим у гностиков (например, у Карпакратиан). Это естественно
потому, что именно гностическая традиция в предельных формах
выражала разрыв с Ветхозаветной традицией, запрещающей такие
изображения. Может быть это внецерковное происхождение иконы и
объясняет её запрет на Эльвирском Соборе 306 г.
Следовательно, в отношении к Доникейскому периоду мы вряд ли имеем
право говорить о церковной иконописи. Да и после Никеи всё
изменилось далеко не сразу. Так, Евсевий Памфил еп. Кесарийский,
всегда выражавший мнения официальной Церкви, ещё относится к
"портретам" Христа и апостолов, как к чисто языческому искусству.
Он пишет:
"Не следует удивляться, что язычники таким образом хранят память о
благодеяниях, полученных ими от Спасителя. Мы видели образы
апостолов Петра и самого Христа, которые сохранились в красках до
нашего времени. Это было естественно, так как древние имели обычай
почитать их таким образом, без задних мыслей, как спасителей,
согласно существующему у них языческому обычаю" ("Церковная
история", 7, 18).
В этой связи возникает вопрос: как мы должны оценивать фресковую
живопись римских катакомб? Это была ещё, конечно, не иконопись, а
особое символическое искусство, которое не запрещалось в Ветхом
Завете (Ср. например, символические украшения Скинии). По
происхождению эти символы были библейскими (например, агнец),
собственно христианскими (рыба) и чисто языческими (Орфей). Важен
был, конечно, не сам по себе Орфей, а то, что он сходил в Аид, как
Христос — во ад.
Прот. А. Шмеман пишет: "Ранняя Церковь не знала иконы в её
современном догматическом значении. Начало христианского искусства
— живопись катакомб — носит символический характер, как определил
его проф. В. В. Вейдле, "сигнитивный". Это не изображение Христа,
святых или разных событий священной истории, как на иконе, а
выражение определённых мыслей о Христе и Церкви... В искусстве
сигнитивного типа показательна не трактовка его тем (ибо, как они
трактованы для его целей безразлично), а самый их выбор и их
сочетание.
Оно склонно изображать не столько божество, сколько
функцию божества. Добрый Пастырь саркофагов и катакомб не только не
образ, но и не символ Христа; он — зрительное ознаменование той
мысли, что Спаситель спасает... Искусство это в подлинном смысле
слова вообще не может быть названо искусством. Оно не изображает и
не выражает: оно знаменует..." ("Исторический путь Православия",
Париж, 1989 г. стр. 246).
На вербальном уровне эту функцию знаменования выражает, например,
надпись на гробнице св. Аверния еп. Иерапольского (2 век): "Вера
вела меня повсюду и повсюду она предлагала мне в пищу рыбу от
источника жизни, ту большую чистую рыбу, которую держала в своих
недрах непорочная Дева и которую Она давала друзьям для ядения во
все времена..."
Подобные погребальные надписи и изображения — необходимая ступень к
собственно иконописи. Переход совершился вместе с переходом от
обычного христианского погребения к почитаемой гробнице мученика.
Это потребовало не только зданий нового типа ("Мартириум" и
"Анастасис" Крнстантина Великого), но и изображений нового типа.
Например надгробное изображение апы Шенуте (св. Синутия — ученика
Пахомия Великого и настоятеля Белого монастыря в Египте) уже почти
икона (это 450 год).
Другим катализатором процесса были христологические споры 5 века,
которые вызвали интерес к человеческому облику Христа и Божией
Матери. Так 3 Вселенский Собор (431 г.) утвердил особое почитание
Богородицы (Теотокос) и т.о. породил идеал женской святости. Уже
через 20 лет (в 450 г. по свидетельству византийского историка
Феодора Чтеца) императрица Евдокия (жена Феодосия 2, сосланная им в
Иерусалим) обретает там образ Богоматери с Младенцем и посылает его
в КПль, как якобы написанный самим ап. Лукой. Это была ещё реликвия
(типа пояса и ризы Богородицы, находящихся в КПле) и это была уже
икона.
К тому же времени относятся легенды о платах, на которых Спаситель
оставил свой нерукотворный образ (главный из них будет чудесно
обретён в Эдессе в 6 веке). И это следует рассматривать как первые
попытки обосновать зарождающееся иконопочитание церковным
преданием.
Т.о. мы можем довольно точно датировать рождение иконы серединой 5
века.
Рождение Иконы
114
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!