Романтизм общая хар-ка: искусство спряталось в иррациональности, романтизме. Романтики-сторонники чистого искусства. Искусство двигается по пути субъективного начала, процесс создания картины играет важную роль. Необычный угол зрения, поиск внутреннего мира человека. В романтизме есть только живопись, поэзия и музыка. Скульптура практически отсуствует. Романтизм пытался судить общество. К концу19 века утверждает свою самоценность.
Темы: раскрытие трагических противоречий между гармоничной личностью и обществом. Романтизм ставит больные вопросы современности. Гармоничность во всей сложности. Родина романтизма Германия. Мыне греки, мы не Римляне, нам другие песни надо. Романтизм заключается в восприятии мира. Настоящий романтик по своему трактует Рим и Грецию. Романтизм рождается в литературной полемике, в теме маленького человека, счастье это как его видит сам человек, а не то как его ему пытается навязать общество. Лозунг: я во всем и все во мне.
Пейзаж- основа для романтиков, природа обладает невиданной мистической силой и способная раскрывать человека.
Тернер: 1775-1851
много акварели, масляных лессировок, яркие световые эффекты. Трактовка пейзажей Лорена в романтике. Морские, мифические и исторические сюжеты.
«дждь пар и скорость»
«вид венеции»
«пожар парламента»
«морозное утро»
«Венеция»
«Кораблекрушение»
«интерьер в пентфорде»
«буран на море»
Блейк:1757-1827
100 акварельных работ на библейскую тему
«книга иова»
«создание адама»
«Лестница Иакова»
Делакруа: 1798-1863
В его работах революция, натурализм, аллегория победы, смерти, войны, трагизм.
«резня на Хиосе»
«ладья Данте»
«свобода на баррикадах»
«смерть сарданапала»
Рунге:1777-1810
Немецкий художник романтист. Мир для него некое мистическое целое.
Помимо портретной и визионерской живописи, книжных иллюстраций к произведениям Л.Тика (1803), выступал как поэт и прозаик, обрабатывал народные сказки (две из этих обработок вошли в Сказки братьев Гримм). В романтизме много символизма. Тема детей становится важна их впервые хорошо прорисовывают
«шар цветка»
«полдень»
«автопортрет»
«великое утро»
«дети Хюльсенбек»
«отдых на пути в египет»
Фридрих:1774-1840
«пейзаж с радугой»
«4 возраста»
«парусник»
«крушение надежды»
«месса в готической руине»
«одинокое дерево»
Для него важна музыка в картине.
В его картинах определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение. Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания
Жерико: 1791-1824
«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812 г.
«Раненый кирасир», 1814 г.
«Плот "Медузы"», 1816 г
«Дерби в Эпсоме», 1821 г.
французский живописец эпохи романтизма
Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию. он исполнил большую и сложную картину «Плот „Медузы“» (находится в Лувре, в Париже). Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.
13. Ф.С. Рокотов. Живопись классицизма
Живопись русского классицизма: вторая пол 18го века актуален пейзаж и бытовой жанр (крестьянский) композиция так же из трех планов
Рокотов 1736-1808
«портрет суровцевой»
Это крепостной художник, поступил в академию хуоджеств, получил вольную. Усложняет язык портрета, он более психологичен и лиричен. Создает законченную харак-ку портретируемого. Портреты писал очень быстро-за 3 сеанса.
«портрет струйской»
«неизвестный в треуголке»
«портрет шувалова»
«портрет галициной»
«портрет Орлова»
«портрет князя Болятинского»
14. Д. Г. Левицкий. Живопись классицизма
Левицкий:1735-1822
Создатель парадного портрета, запечатлел практически весь екатерининский век, всех её вельмож.
Парадный портрет групповой, не простой, слава приходит в 70е года.
«портрет кокорина»
«Петр Демидов»
«Смоляки» серия
потрет «Хрущевой и Хаванской»
«Екатерина 2 в храме правосудия»
15. В.Л. Боровиковский. Живопись классицизма
1757-1825
«Мария Лопухина» сентиментальный портрет. Платочек, поворот головы, простая одежда, опора на постамент, очарование и воздушность.
«портрет Лобановых-Ростовых»
«Лизонька и Дашенька»
«Екатерина Арсеньева»
«графиня Безбородко с дочерьми»
«Екатерина 2»-сентиментальная в голубом пальто.
16. Архитектура стиля классицизм в западноевропейском искусстве.
Четкое разделение целого на части
Хар-ка
-горизонталь преобладает над вертикалью
-композиционно выделяется ось симметрии
-фасад имеет трехчастное деление, с укрупненным центральным и двумя меньшими боковыми резолитами.
-фасад украшен ордерным декором, пилястрами, капителями, карнизами.
Преобладают четкие геометрические формы- франтон, полукруглая арка, ротонда (круг, треугольник, квадрат и прямоугольник)
- популярны центрические планы, равновесность восприятия всех сторон, органично вписано в среду.
17. Скульптура классицизма. Ж.Гудон.
Скульп-ра: четкая разграниченность планов
Расчет на восприятие с одной точки зрения
Обтекаемость четко выраженных форм (фигура замкнута в своем движении, герои, возврат к античности)
Развивается портрет, всегда героичен. Декоративная пластика на фасаде зданий, по определенным правилам.
Гудон: 1741-1828
Его работы связаны с революционной эпохой, создает портреты выдающихся людей
«Вольтер»
«Диана охотница»
«Джордж Вашингтон»
«Портрет музыканта Глюка»
«зима»
18. Живопись классицизма. Н. Пуссен
Николо Пуссен: 1594-1665
Выдающийся художник эпохи классицизма, пытался создать гармонию в картине.
«ренальдо и Армида»
«Аполлон и Дафна»
«Вакханалия» (по мотивам книг авидия)
Очень точные жесты они раскрывают гармонию отношений людей с природой.
Героический образ: «аркадсткие пастухи»
1650-«автопортрет» (как ученый)
«святое семейство»
19. Живопись классицизма. К. Лоррен.
Лорен:1600-1682
Работал в жанре идеального пейзажа, родоначальник классического пейзажа, оригинальный жанр. Абстрагирование от конкретного, сложная идеализированная композиция, нет натуральных мотивов и случайностей. Они лиричны. У него много морских гаваней вперемешку с архитек-ой, различное время суток.
«утро»
«полдень»
«вечер»
«похищение Европы»
«пейзаж с апполоном, музыми и речным божеством»
«отплытие св. Урсуллы»
«пейзаж Давида с героями»
«пейзаж с пастухом и козами»
20. Историческая живопись Лосенко
Антон Павлович Лосенко (1737-1773, Петербург)
«Прощание Гектора с Андромахой»
«владимир и рогнеда»
Все изображение на полотне Лосенко построено в духе театрального классицистического действа. В композиции соблюдено единство трех планов и трех цветов, а также выдерживается иерархия действующих лиц. Чувства главных героев переданы языком театрализованных жестов, их лица освещены возвышенной патетикой. Творческая мысль А. П. Лосенко двигалась в русле художественных тенденций своего времени: живописец стремился раскрыть общечеловеческие качества, отвлеченные идеи в конкретном, психологически мотивированном облике картинных персонажей.
21.Передвижники. Бунт
9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок»
Возникновение товарищества.
Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870—1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили
Репин, Суриков, Дубровский, Маковский, Пряшников, Саврасов, Шишкин, Максимов, Савицкий, Васнецовы, Куинджи, Келин, Поленов,Ярошенко, Левицкий, Левитан, Серов, Корин, Архипов, Куренянц, Моравов
и др. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин,И. П. Трутнев, и др. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный исследователь искусства и критик В. В. Стасов; П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.
Последним главой товарищества, избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов.
Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм.
22.Живопись позднего Романтизма: Брюллов, Иванов
Зарождаются черты, романтического историзма. Противопоставление идеала прозе жизни. Появление гаперболизированных образов, напряженность в калорите, динамика в образах, преувеличение чувств, четкость и построение форм, анатомичность.
Брюллов: 1799-1892
Страдал чахоткой
«последний день Помпеи»
«итальянское утро»
«девушка собирающая виноград»
«всадница»
«портрет крылова»
«автопортрет»
23.Живопись раннего Романтизма: Щедрин, Тропинин, Венецианов, Кипренский
Щедрин: 1791-1830
Пейзажист путешествовал по Италии. Пейзажи яркие, динамичные. Живые. Окрестности Рима. Постепенно отказывается от классического теплого колорита.
«замок св Ангела» -серебристые и голубоватые тона, ощущеие от природы.
Пейзажи Сорренто:
«веранда обвитая виноградом»
«лунная ночь»
«набережная санта Лучия в Неаполе»
«Лунная Гавань близ Соренто»
Впервые пишет Лунные дорожки
Тропинин: 1776-1857
Крупнейший русский портретист бытового жанра
«портрет сына Арсения»
Создает поясное изобр-е человека занятым каким либо делом. Крупный план, портретное сходство
«пряха»
«кружевница»
«вышивальщица»
Все образы миловидны, застенчивы.
«автопортрет с палитрой»
«портрет Пушкина»
Венецианов:
Сознательно избирает своей тематикой бытовой жанр. Многофигурные композоции.
«гумно»-бытовой крестьянский жанр.
«спящий пастушок»-впервые типично русский пейзаж
«на пашне. Весна»
«Захарка»
«гадание»
«портрет Карамзина»
Кипренский Орест Адамович: 1782-1836
«автопортрет»
«портрет Пушкина»
«Жуковский»
«Портрет гусара Давыдова»
«Дарья Николаевна Хвостова»
«портрет Абдулиной»