- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Романтизм в западноевропейском искусстве:Делакруа, Рунге, Фридрих, Жерико, Блейк, Тернер



Романтизм общая хар-ка: искусство спряталось в иррациональности, романтизме. Романтики-сторонники чистого искусства. Искусство двигается по пути субъективного начала, процесс создания картины играет важную роль. Необычный угол зрения, поиск внутреннего мира человека. В романтизме есть только живопись, поэзия и музыка. Скульптура практически отсуствует. Романтизм пытался судить общество. К концу19 века утверждает свою самоценность.

Темы: раскрытие трагических противоречий между гармоничной личностью и обществом. Романтизм ставит больные вопросы современности. Гармоничность во всей сложности. Родина романтизма Германия. Мыне греки, мы не Римляне, нам другие песни надо. Романтизм заключается в восприятии мира. Настоящий романтик по своему трактует Рим и Грецию. Романтизм рождается в литературной полемике, в теме маленького человека, счастье это как его видит сам человек, а не то как его ему пытается навязать общество. Лозунг: я во всем и все во мне.

Пейзаж- основа для романтиков, природа обладает невиданной мистической силой и способная раскрывать человека.

Тернер: 1775-1851

много акварели, масляных лессировок, яркие световые эффекты. Трактовка пейзажей Лорена в романтике. Морские, мифические и исторические сюжеты.

«дждь пар и скорость»

«вид венеции»

«пожар парламента»

«морозное утро»

«Венеция»

«Кораблекрушение»

«интерьер в пентфорде»

«буран на море»

Блейк:1757-1827

100 акварельных работ на библейскую тему

«книга иова»

«создание адама»

«Лестница Иакова»

Делакруа: 1798-1863

В его работах революция, натурализм, аллегория победы, смерти, войны, трагизм.

«резня на Хиосе»

«ладья Данте»

«свобода на баррикадах»

«смерть сарданапала»

Рунге:1777-1810

Немецкий художник романтист. Мир для него некое мистическое целое.

Помимо портретной и визионерской живописи, книжных иллюстраций к произведениям Л.Тика (1803), выступал как поэт и прозаик, обрабатывал народные сказки (две из этих обработок вошли в Сказки братьев Гримм). В романтизме много символизма. Тема детей становится важна их впервые хорошо прорисовывают

«шар цветка»

«полдень»

«автопортрет»

«великое утро»

«дети Хюльсенбек»

«отдых на пути в египет»

Фридрих:1774-1840

«пейзаж с радугой»

«4 возраста»

«парусник»

«крушение надежды»

«месса в готической руине»

«одинокое дерево»

Для него важна музыка в картине.

В его картинах определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение. Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания

Жерико: 1791-1824

«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812 г.

«Раненый кирасир», 1814 г.

«Плот "Медузы"», 1816 г

«Дерби в Эпсоме», 1821 г.

французский живописец эпохи романтизма

Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию. он исполнил большую и сложную картину «Плот „Медузы“» (находится в Лувре, в Париже). Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.


13. Ф.С. Рокотов. Живопись классицизма

Живопись русского классицизма: вторая пол 18го века актуален пейзаж и бытовой жанр (крестьянский) композиция так же из трех планов

Рокотов 1736-1808

«портрет суровцевой»

Это крепостной художник, поступил в академию хуоджеств, получил вольную. Усложняет язык портрета, он более психологичен и лиричен. Создает законченную харак-ку портретируемого. Портреты писал очень быстро-за 3 сеанса.

«портрет струйской»

«неизвестный в треуголке»

«портрет шувалова»

«портрет галициной»

«портрет Орлова»

«портрет князя Болятинского»
14. Д. Г. Левицкий. Живопись классицизма

Левицкий:1735-1822

Создатель парадного портрета, запечатлел практически весь екатерининский век, всех её вельмож.

Парадный портрет групповой, не простой, слава приходит в 70е года.

«портрет кокорина»

«Петр Демидов»

«Смоляки» серия

потрет «Хрущевой и Хаванской»

«Екатерина 2 в храме правосудия»


15. В.Л. Боровиковский. Живопись классицизма

1757-1825

«Мария Лопухина» сентиментальный портрет. Платочек, поворот головы, простая одежда, опора на постамент, очарование и воздушность.

«портрет Лобановых-Ростовых»

«Лизонька и Дашенька»

«Екатерина Арсеньева»

«графиня Безбородко с дочерьми»

«Екатерина 2»-сентиментальная в голубом пальто.
16. Архитектура стиля классицизм в западноевропейском искусстве.

Четкое разделение целого на части

Хар-ка

-горизонталь преобладает над вертикалью

-композиционно выделяется ось симметрии

-фасад имеет трехчастное деление, с укрупненным центральным и двумя меньшими боковыми резолитами.

-фасад украшен ордерным декором, пилястрами, капителями, карнизами.

Преобладают четкие геометрические формы- франтон, полукруглая арка, ротонда (круг, треугольник, квадрат и прямоугольник)

- популярны центрические планы, равновесность восприятия всех сторон, органично вписано в среду.
17. Скульптура классицизма. Ж.Гудон.

Скульп-ра: четкая разграниченность планов

Расчет на восприятие с одной точки зрения

Обтекаемость четко выраженных форм (фигура замкнута в своем движении, герои, возврат к античности)

Развивается портрет, всегда героичен. Декоративная пластика на фасаде зданий, по определенным правилам.

Гудон: 1741-1828

Его работы связаны с революционной эпохой, создает портреты выдающихся людей

«Вольтер»

«Диана охотница»

«Джордж Вашингтон»

«Портрет музыканта Глюка»

«зима»
18. Живопись классицизма. Н. Пуссен

Николо Пуссен: 1594-1665

Выдающийся художник эпохи классицизма, пытался создать гармонию в картине.

«ренальдо и Армида»

«Аполлон и Дафна»

«Вакханалия» (по мотивам книг авидия)

Очень точные жесты они раскрывают гармонию отношений людей с природой.

Героический образ: «аркадсткие пастухи»

1650-«автопортрет» (как ученый)

«святое семейство»
19. Живопись классицизма. К. Лоррен.

Лорен:1600-1682

Работал в жанре идеального пейзажа, родоначальник классического пейзажа, оригинальный жанр. Абстрагирование от конкретного, сложная идеализированная композиция, нет натуральных мотивов и случайностей. Они лиричны. У него много морских гаваней вперемешку с архитек-ой, различное время суток.

«утро»

«полдень»

«вечер»

«похищение Европы»

«пейзаж с апполоном, музыми и речным божеством»

«отплытие св. Урсуллы»

«пейзаж Давида с героями»

«пейзаж с пастухом и козами»


20. Историческая живопись Лосенко

Антон Павлович Лосенко (1737-1773, Петербург)

«Прощание Гектора с Андромахой»

«владимир и рогнеда»

Все изображение на полотне Лосенко построено в духе театрального классицистического действа. В композиции соблюдено единство трех планов и трех цветов, а также выдерживается иерархия действующих лиц. Чувства главных героев переданы языком театрализованных жестов, их лица освещены возвышенной патетикой. Творческая мысль А. П. Лосенко двигалась в русле художественных тенденций своего времени: живописец стремился раскрыть общечеловеческие качества, отвлеченные идеи в конкретном, психологически мотивированном облике картинных персонажей.


21.Передвижники. Бунт

9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок»

Возникновение товарищества.

Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870—1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили

Репин, Суриков, Дубровский, Маковский, Пряшников, Саврасов, Шишкин, Максимов, Савицкий, Васнецовы, Куинджи, Келин, Поленов,Ярошенко, Левицкий, Левитан, Серов, Корин, Архипов, Куренянц, Моравов

и др. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин,И. П. Трутнев, и др. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный исследователь искусства и критик В. В. Стасов; П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.

Последним главой товарищества, избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов.

Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм.


22.Живопись позднего Романтизма: Брюллов, Иванов

Зарождаются черты, романтического историзма. Противопоставление идеала прозе жизни. Появление гаперболизированных образов, напряженность в калорите, динамика в образах, преувеличение чувств, четкость и построение форм, анатомичность.

Брюллов: 1799-1892

Страдал чахоткой

«последний день Помпеи»

«итальянское утро»

«девушка собирающая виноград»

«всадница»

«портрет крылова»

«автопортрет»
23.Живопись раннего Романтизма: Щедрин, Тропинин, Венецианов, Кипренский

Щедрин: 1791-1830

Пейзажист путешествовал по Италии. Пейзажи яркие, динамичные. Живые. Окрестности Рима. Постепенно отказывается от классического теплого колорита.

«замок св Ангела» -серебристые и голубоватые тона, ощущеие от природы.

Пейзажи Сорренто:

«веранда обвитая виноградом»

«лунная ночь»

«набережная санта Лучия в Неаполе»

«Лунная Гавань близ Соренто»

Впервые пишет Лунные дорожки

Тропинин: 1776-1857

Крупнейший русский портретист бытового жанра

«портрет сына Арсения»

Создает поясное изобр-е человека занятым каким либо делом. Крупный план, портретное сходство

«пряха»

«кружевница»

«вышивальщица»

Все образы миловидны, застенчивы.

«автопортрет с палитрой»

«портрет Пушкина»

Венецианов:

Сознательно избирает своей тематикой бытовой жанр. Многофигурные композоции.

«гумно»-бытовой крестьянский жанр.

«спящий пастушок»-впервые типично русский пейзаж

«на пашне. Весна»

«Захарка»

«гадание»

«портрет Карамзина»

Кипренский Орест Адамович: 1782-1836

«автопортрет»

«портрет Пушкина»

«Жуковский»

«Портрет гусара Давыдова»

«Дарья Николаевна Хвостова»

«портрет Абдулиной»