- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Рубенс - эрцгерцогу Альберту



Антверпен, 19 марта 1614 г. [итал.]

Благодаря своей превосходной памяти Эрцгерцог, наверное, помнит, что видел два года тому назад рисунок красками, сделанный мной и служивший эскизом к триптиху1, который должен был украсить собою главный алтарь Гентского собора. Я сделал этот эскиз по просьбе преосвященного Маса, епископа Гентского2 (упокой, Господи, его душу!), который хотел, чтобы это произведение было исполнено со всем возможным великолепием; и несомненно, оно стало бы величайшим и прекраснейшим во всей стране, если бы смерть не поразила епископа. Хотя Капитул собора уже все одобрил, дело остановилось, и я не получил никакого вознаграждения за большую работу, сделанную мною как для мраморных частей3, так и для живописи. Я надеялся, что Монсиньер Епископ4, наследуя епископский престол, унаследует также и это начинание своего предшественника, однако я глубоко ошибался. Он уступил дурным советам и, не бросив ни единого взгляда на мои эскизы [Приписка на полях: Между тем он до сих пор не заключил никакого соглашения или договора со скульпторами и не закупил мрамора], решил соорудить нелепейший главный алтарь без всякого запрестольного образа и украшенный только статуей св. Бавона в мраморной нише с колоннами, а позади алтаря - дарохранительницу для святого Причастия, которая, по моему замыслу, должна была, несмотря на существование образа, находиться на самом алтаре, и в ее подножии должны были храниться мощи. Очень существенно, что Монсиньер Епископ решил истратить на это ту же сумму, что и его предшественник. Я поистине в отчаянии, видя, как рушится прекрасный проект, причем дело не в моем личном интересе, который ничтожен, но в ущербе, который это решение наносит украшению города. Но, быть может, Его Высочество, движимый любовью, с которой он всегда относился к искусству живописи и ко мне, и желая умножить великолепие этого собора, из доходов которого покрываются эти издержки, соблаговолит уведомить Гентского Епископа, что видел и одобрил мой рисунок и что Его Преосвященство хорошо сделает, если будет придерживаться моих планов или по крайней мере ознакомится с ними, прежде чем примет иное решение. Я бы, со своей стороны, был бесконечно обязан, если бы Его Высочество Эрцгерцог соблаговолил оказать мне эту милость, написав Монсиньеру Епископу Гентскому в указанном смысле5. Я заверяю Его Высочество, что отнюдь не движим мыслью о барыше, который мог бы получить в этом случае [Приписка на полях: Теперь я имею больше, чем когда бы то ни было, крупных заказов. Так как это - картины, писанные на холсте, я позволю себе, когда они будут готовы, взять некоторые из них в Брюссель, чтобы показать их Его Высочеству]. Но я по совести могу утверждать, что мой Гентский проект - наипрекраснейшая из вещей, когда-либо сделанных мною. Мое великое желание видеть его осуществленным заставило меня писать Его Высочеству в слишком настойчивых, быть может, выражениях. Прошу Бога сохранить Его Высочество в добром здравии.

1 (Эскиз "Обращение св. Бавона", теперь в Лондоне, Национальная галерея.)

2 (Карел Мас, ум. в 1612 г.)

3 (Видимо, Рубенс проектировал также мраморное обрамление)

4 (Франс Хендрик ван дер Бюрх, епископ Гентский в 1612 - 1616 гг., заказал мраморный алтарь скульптору Р. Колейнс де Ноле, которому помогал брат его Ян.)

5 (Судя по пометке секретаря на прошении Рубенса, Альберт это сделал, но безуспешно. Только в 1624 г. при епископе А. Тристе Рубенс получил заказ на алтарную картину (уже не триптих) "Св. Бавон" с иной композицией. Картина и теперь в соборе.)

Его Высочества преданнейший слуга Пьетро Пауоло Рубенс.

Запись о крещении сына Рубенса в антверпенской церкви Св. Андрея

5 июня 1614 г. [лат.]

Младенец: Альберт1.

1 (Альберт Рубенс (ум. 1657) - секретарь Тайного совета в Брюсселе, автор посмертно изданных латинских сочинений. Был женат на Кларе Дельмонте, дочери от первого брака Сусанны Фоурмент (сестра Елены Фоурмент, второй жены Рубенса).)

Родители: Петер Пауль Рубенс, Изабелла Брант.

Восприемники: господин Иохан де Сильва, от имени Светлейшего Принца Альберта, Герцога Брабантского; Клара Брант2.

2 (Крестные - эрцгерцог Альберт п сестра Изабеллы Брант)

Отчет Рубенса в качестве декана антверпенской гильдии романистов

30 июня 1614 г. [флам. и лат.]

В год 1614, сегодня 30 июня, в день святых Петра и Павла, будучи деканом братства вышеназванных святых, я, Петер Пауль Рубенс, завершил год моего деканства и полностью исполнил все относящиеся к сему церемонии, а именно: обедню с пением, восхваления и мессы за упокой души умерших собратьев, а также банкет в моем доме, причем расход намного превышает полученные деньги, и мне кажется излишним представлять счета, так как уплаченную мною недостававшую сумму я подарил гильдии1.

1 (Так делалось обычно.)

В мой срок [деканства] скончались Преподобный Эмануель Трокнезий, каноник кафедрального собора, и господин Эгидий ван Хоуте. Приняты в гильдию господин Михаель Бойт [Боот] и Петр Пасказий де Деккер.

В тот же день единогласно избран деканом достопочтенный Дионисий Леерманс, и я передал ему шкатулку со всем содержимым согласно описи2. [другой рукой]. 1614. В честь блаженных святых патронов этого братства, они же патроны вышеподписавшегося декана, названного их именами, он преподнес в дар братству две большие картины своей кисти на досках с изображением святых Петра и Павла3, которые отныне включаются в число принадлежащей братству мебели и ежегодно по обычаю должны передаваться вновь избранному декану; здесь это помечено для памяти.

2 (Согласно обычаю.)

3 (Были проданы в 1786 г., когда гильдия была упразднена: в настоящее время утрачены)

Счета антверпенской гильдии аркебузиров

8 января 1615 г. [флам.]

8 января 1615 года, когда договаривались с господином Рюббенсом и позолотчиком Давидом Ремеусом относительно добавочных работ1 в присутствии прежних деканов, истрачено на снедь 46 гульденов 18 стейверов. Вышеназванному Рюббенсу в счет стоимости его работы уплачено, согласно его расписке, 1000 гульденов2. Уплачено также позолотчику Давиду Ремеусу за позолоту [рам] картин и петель [створок], согласно расписке, 110 гульденов. Также за пару перчаток, подаренных, как договорено, жене господина Рюббенса, уплачено 8 гульденов 10 стейверов.

1 (Речь идет о завершения работы над алтарем гильдии, для которого Рубенс сделал триптих со "Снятием со креста".)

2 (Кроме того, Рубенс получил в 1612 г. неизвестную сумму денег и 13 февраля 1621 г. еще 2400 гульденов, после чего выдал общую расписку в получении платы за свою работу. Чтобы покрыть расходы на алтарь, гильдия в 1611 г. получила от магистрата разрешение принять 9 новых членов, освобожденных от всех городских повинностей, причем каждый из них внес 400 гульденов.)

Балтазар Морет - Филиппу де Перальта, общество Иисуса, Толедо

Антверпен, 9 апреля 1615 г. [лат.]

В двух предыдущих письмах я подробно и чистосердечно писал о цене Толедского служебника, молитвенника в двух томах ин-кварто, Диурналия в одну двадцать четвертую листа и других книг. Излишне это повторять. Если условия подходят, мы готовы служить Вам прежде, нежели кому-либо иному, так как питаем почтение к Вам и Вашему ордену. Просим только освободить нас от обязанности переплетать такое количество книг, в Антверпене это затруднительно. Относительно мелкого шрифта, предложенного мною для Толедского служебника, я признаю, что он кажется несколько стертым в Богослужении деве Марии; его можно перелить и вернуть ему ту красоту, которой он отличался в Библии ин-фолио 1603 года. Если друг Вашего Преподобия руководит некоей мастерской, где работают за меньшую цену, мы не будем в обиде, ибо мы столь отягощены заказами, что охотно отсылаем к другим печатникам клиентов, особенно таких, которые более заботятся о низкой цене, нежели о совершенстве исполнения. В этом мы подражаем искуснейшему живописцу, а именно Рубенсу, живущему у нас в Антверпене. Он отсылает несведущих ценителей к неумелым и потому более дешевым художникам, сам же он не испытывает недостатка в желающих купить его прекрасные, но дорогие картины. [...]