- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

РУКОВОДСТВО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ



БХАКТИ ВИКАША СВАМИ

РУКОВОДСТВО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ

Практические наставления в духовной жизни.

Вступление.

Человеческая жизнь предназначена не для безумного прихотливого сущест­вования, а для осознания Бога. Кришна является Богом и Его можно понять через процесс бхакти, преданного служения. Наиболее авторитетный путь бхакти для настоящего века раздоров и лицемерия Кали-йуги это тот, которому учил

Господь Шри Чайтанйа Махапрабху. Чайтанйа Махапрабху явился в этом мире пять сотен лет назад. Он является самим Кришной и Он учил легчайшему ме­тоду самореализации : воспеванию Харе Кришна маха-мантры :

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Как предсказал Господь Чайтанйа, это воспевание не ограничивается лишь Индией но должно распространиться по всему миру. Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада был уполномочен Господом Чайтанйей собственноручно сделать этот процесс воспевания всемирно популярным. Исполняя указание Господа Чайтанйи, Шрила Прабхупада основал Международное общество Сознания Кришны в 1966 году в Нью-Йорке. Шрила Прабхупада ушёл из этого мира в 1977 году, но движение которое он начал, продолжает расти.

Каждый день всё больше и больше людей обретают интерес к Сознанию Криш­ны. Читая книги Шрилы Прабхупады и общаясь с членами ИСККОН, многие чувствуют вдохновление для принятия Сознания Кришны в свои жизни. Практика Сознания Кришны проста, но для изучения техники необходимо руководс­тво. По причинам некоторых обстоятельств, таких, например, как проживание вда­ли от центров ИСККОН, многие люди стремятся принять Сознание Кришны, но не способны делать это правильно недостаточных личных наставлений. Эта книга особенно предназначена для таких личностей. Это практическое руководство о том, как воспевать святые имена, поклоняться дома, ставить тилаку, проводить праздники и т.д. Большая часть материала применима для всех преданных, но некоторые темы особенно предназначены для живущих дома. Однако эта книга не заменит личного наблюдения, которое существенно для пре­данных неофитов для того чтобы помочь им возвыситься до трансцендентной платформы. Шрила Прабхупада пишет :"Для того, кто не принимает личное обу­чение под руководством истинного духовного учителя, невозможно даже начать осознавать Кришну."(Бхагават-гита 11.54 комм.)

Так что эта книга может быть лишь не более чем дополнением к личному обучению. Даже с практической точки зрения, чтобы получить правильное представление о процедурах нанесения тилаки, проведения киртана и т.д., обозначенных в этой книге, нужно увидеть как это делают опытные предан­ные. Наставления этой книги основаны на практике сампрадайи Гаудийа-вайшнавов (линии вайшнавов исходящей от Господа Чайтанйи), как выражается в та­ких авторитетных книгах как Хари-бхакти-виласа, Бхакти-расамрита-синдху и Упадешамрита. Более того, наставления данные здесь основаны на учении Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады. Не отклоняясь от предыдущих ачарйев и вечных писаний, Шрила Прабхупада представил Соз­нание Кришны в наиболее подходящей для современного человечества манере.

Наряду с руководством на основе практики Вайшнавов, для новичков в Соз­нании Кришны была включена некоторая полезная информация об определенной важности и интересе. Однако философские аспекты Сознания Кришны не были обсуждены подробно, поскольку они объясняются подробно в книгах Шрилы Прабхупады. Эта книга является практичеким руководством для тех, кто дос­таточно убеждены в философии настолько, что желают применить её в своей собственной жизни. (Чтобы утвердить навыки, обозначенные здесь, читателям настойчиво и повторно советуется ежедневно изучать книги Шрилы Прабхупады.)

Через эти простые занятия в Сознании Кришны любая личность, не зависимо от возраста, касты, вероисповедания, пола или специальности, может легко улучшить своё существование, развить чистую любовь к Богу, избежать ужасно го круговорота рождений и смертей и подготовиться к тому, чтобы возвратить­ся в царство Бога. Движение санкиртаны Господа Чайтанйи Махапрабху предла­гает сейчас эту прекрасную возможность каждому во всём мире.

Поэтому автор этой книги смиренно просит принять Сознание Кришны со всей серьёзностью.

Господь Чайтанйа сказал:"Проснитесь, спящие души, как долго вы будете спать на коленях ведьмы Майи ? Я принёс лекарство, разрушающее вашу болезнь материального существования. Это воспевание святых имён :

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе."

ОСНОВА : ГУРУ, САДХУ и ШАСТРЫ

"Шрила Нароттама дас Тхакур советует :`садху-шастра-гуру-вакйа, читете карийа айкйа`. Значение этого наставления таково, что для того чтобы понять настоящий смысл духовной жизни, человек должен слушать наставления садху, явленных писаний и духовного учителя. Ни садху (святая личность или

вайшнав), ни истинный духовный учитель не говорят ничего, что не соответс­твует явленным писаниям. Таким образом утверждения явленных писаний согласованы с утверждениями духовного учителя и святых личностей. Поэтому человек должен действовать с полным почтением к этим трём важным источникам осознания."(Чайтанйа-чаритамрита Ади 4.8 комм.)

 

Философия и практика Сознания Кришны описаны гуру, садху и шастрами. Шастры (писания) это слова Бога, или (равнозначно) слова сказанные самореализован­ными преданными Бога. Садху строго следуют шастрам, но лишь те писания являются авторитетными, которые принимаются Вайшнавами. Таким образом то, что истинно не является чем-то, чего можно достичь по своей прихоти. Абсолютная Истина не является предметом воображения наших крошечных мозгов. Эта Абсолютная Истина Сознания Кришны передается через вечную и неизменную систему преданного служения. Это признается величайшими ма­хаджанами, садху, такими как Брахма, Нарада и Господь Шива. Эта система обретаема даже сегодня через непрерываемую ученическую преемственность (па­рампару).

Многие люди наполняются энтузиазмом принять Сознание Кришны и пытаются следовать тому, что делают преданные. Но из-за недостатка в правиль­ном руководстве и общении они неспособны правильно продвигаться дальше с неофитской платформы. Их понимание и практика Сознания Кришны часто ошибочны. Это из-за недостатка зрелости и склонности склонности примешивать спекулятивные идеи к чистому преданному служению.

В одном смысле, любое начало в Сознании Кришны хорошо. Но чтобы быть действительно успешным в преданном служении человек должен принять авторитетный процесс. Нужно принять руководство истинного духовного учителя с полной покорностью. Не будет большой пользы, если человек будет просто ду­мать о себе как о религиозной личности только благодаря небольшой внешней практики.

Эта книга будет помогать тем кто желает начать преданное служение, но имеет небольшое личное руководство. Она может помочь новым преданным не запутываться без необходимости на пути бхакти. Это потому что она основана на непогрешимой основе гуру, садху и шастр. По крайней мере читатели не бу­дут иметь измышлений о том как ставить тилаку, совершать санкиртану и т.д.

Но снова нужно подчеркнуть необходимость принятия прибежища у истинного духовного учителя, получения от него инициации, обучения у него и служения ему в полной покорности.

 

ЗНАЧИМОСТЬ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ

Почетный титул "Прабхупада" правильно употребляется для обозначения тех великих духовных учителей, которые внесли непревзойденный вклад в ли­тературу и\или прповедь в мире. Есть такие примеры как Шрила Рупа Госвами Прабхупада, Шрила Джива Госвами Прабхупада, и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада.

Когда члены ИСККОН говорят о "Шриле Прабхупаде", то это относится к Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанте Свами Прабхупаде, к которому так же правильно обращаются как "Шрила Прабхупада", поскольку он занимает уни­кальное положение в религиозной истории мира. В Шримад-Бхагаватам (1.5.11) Вйасадева утверждает что Бхагаватам "предназначен для того чтобы произвес­ти революцию в неблагочестивой жизни заблудшей цивилизации". Ученые Вайшнавы определили, что это утверждение должно относиться к проповеднической миссии, исполняемой Шрилой А.Ч.Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Лишь только он один написал свои комментарии Бхактиведанты на Бхагаватам, как свой наиболее важный вклад в революционное одухотворение всего человеческого общества, потерянного во тьме материализма, спустя пять тысяч лет после того как Вйасадева составил Бхагаватам.

Господь Чайтанйа Махапрабху так же предсказал, что Его святое имя будет распространено в каждом городе и деревне мира. Ачарйи Его сампрадайи предсказывали, что распространение Сознания Кришны будет происходить в течении десяти тысяч лет Золотого Века внутри темного века Кали. Лочан дас

Тхакур в своей книге Чайтанйа Мангал предсказывал, что появится великий се­напати (генерал) чтобы широко и могущественно проповедовать послание Гос­пода Чайтанйи. Это сокровенное задание распространения Сознания Кришны по всему миру было поручено Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанте Сва­ми Прабхупаде.

Чайтанйа-Чаритамрита утверждает, что до тех пор пока человек особо не уполномочен Кришной, то он не может внести Сознание Кришны в сердца масс. Бхактивинода Тхакур, великий Вайшнавский ачарйа явившийся в девятнад­цатом века, предсказывал, что "очень скоро появится великая личность, кото­рая распространит Сознание Кришны по всему миру". Понятно, что эта лич­ность Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.

КИРТАН

ДЖАПА

кришна-нама-маха-мантрера еи та`свабхава

ЧТЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Чтение является расширением процесса слушания; один обретает знание получая его от другого. Существует громадная сокровищница Вайшнавской ли­тературы. Наиболее важные из этих книг были переведены на английский Его Божественной Милостью А.Ч.Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Хотя Шрила Прабхупада больше не присутствует лично вместе с нами, каждый может не­посредственно общаться с ним читая его книги.

Шрила Прабхупада был особо уполномочен Кришной для того чтобы предс­тавить все тонкости Вайшнавского понимания на прямом английском языке, подходящем для восприятия современных людей.

Легчайший способ постигнуть сущность философии Сознания Кришны это читать книги Шрилы Прабхупады. Все, что нам необходимо знать для того чтобы стать полностью осознающими Кришну, полностью описано в книгах Шрилы Прабхупады.

Прабхупада утверждал, что из многих переведенных им книг наиболее важны Бхагават-гита как она есть, Шримад Бхагаватам, Учение Шри Чайтанйи и Нектар преданности. Это глубоко философские работы.

Новичкам советуется начать со вступительных книг, таких как Харе Кришна Вызов, Цивилизация и Трансцендентное, Совершенные вопросы совершенные ответы, Источник Вечного наслаждения и Наука Самоосознания. Другая превос­ходная книга для новичков (или для любого другого) это Шрила Прабхупада Лиламрита (биография Шрилы Прабхупады) Сатсварупы даса Госвами. Как сокра­щенный её вариант, так и полный набор из шести томов ясно представляет по­нимание Сознания Кришны в высоко доступной форме истории о чистом пре­данном.

Когда человек чувствует готовность продолжать дальше до более трудных книг, то ему советуется вначале прочесть Бхагават-Гиту как она есть, Шри Ишопанишад, Нектар Наставлений и Нектар Преданности. Хорошо прочитать Бхагават-гиту по крайней мере дважды. Затем перейти к Учению Шри Чайтан­йи, которое Шрила Прабхупада называл "наш величайший вклад в человеческое общество".

Затем переходите к Шримад Бхагаватам. Бхагаватам это многотомная работа в двенадцати песнях. Это величайшая сокровищница преданности, трансцен­дентного знания, и Ведической культуры - духовная энциклопедия высшего достоинства. Начните с начала и читайте понемногу каждый день. Таким образом можно постепенно прочитать весь Бхагаватам. Затем перейдите к Чайтанйа Чаритамрите -другой многотомной работе которая исчерпывающе и экстатичес­ки описывает развлечения и философию Господа Чайтанйи.

Даже во время изучения Шримад Бхагаватам и других книг хорошо также чи­тать Бхагават-гиту по крайней мере понемногу в день. Так же есть много дру­гой авторитетной Вайшнавской литературы, но нужно понять что наиболее важные книги о Сознании Кришны в настоящий век это те, что написаны Шри­лой Прабхупадой.

Чтение этой Вайшнавской литературы на ежедневной основе существенно для всех преданных. Читайте один, два или по крайней мере пол часа ежедневно. Как и все занятия преданных, читать нужно с глубокой сосредоточенностью и почтением, моля гуру и Кришну о том чтобы они благословили нас способ­ностью понять такие возвышенные предметы. Те, кто развил вкус к этой нек­тарной трансцендентной литературе никогда не привлекутся подобной отбросам литературой мирских писателей. Их знание мудрость и любовь к Кришне будут экстатически возрастать каждый день.

ОБЩЕНИЕ С ПРЕДАННЫМИ

В писаниях постоянно подчеркивается важность общения с преданными(сад­ху-санга). Оно считается истинным источником преданности, настоящей причи­ной её поддержания и развития. Чайтанйа Махапрабху говорил :

кришна-бхакти-джанма-мула хайа`садху-санга`

УСТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА ДОМА

Для преданных домохозяев (особенно для тех кто живут вдали от храма) существенно иметь храм у себя дома. Если иметь храм дома и сделать его

центром семейной жизни, то это преобразует обычный дом в святое место.

Те кто имеют достаточно места и средств иногда сооружают здание хра­ма отдельно от своего дома. Но большинство преданных в своем доме выделяют отдельную комнату под храмовую или алтарную. Те же, у кого есть всего лишь

ограниченное место, могут просто устроить алтарь в своей квартире.

Все члены семьи собираются в храмовую комнату для киртана, арати и чтения писаний; здесь делаются подношения пищи Кришне и все члены семьи

могут индивидуально прийти сюда чтобы читать джапу, изучать писания и мо­литься Кришне. Лучше чтобы это была отдельная комната, чем "шкаф в углу",

поскольку в отдельной комнате можно сохранять атмосферу святости. В других помещениях могут играть дети, а взрослые могут расслабиться, общаться и со­вершать свои семейные обязанности; но храмовую комнату можно использовать лишь строго для духовной практики.

Храмовая комната разделяется на комнату Божеств и зал для молитв. Комната Божеств это отдельная часть в конце храмовой комнаты. Она отделена от зала для молитв занавесом. Даже если невозможно иметь отдельную храмо-

вую комнату, Божества должны быть закрыты занавесом.

В домашнем храме Господу и Его чистым преданным можно поклоняться

в форме их изображений. Позже, когда поклоняющиеся преданные станут более

продвинутыми и опытными, можно установить Божества. Фактически предпо­лагается, что домохозяева, которые получили инициацию, должны совершать

дома поклонение Божествам.

Продвинутое поклонение Божествам должно производиться под руко­водством Вайшнавского гуру; поэтому такое поклонение не объясняется в этой

книге. Если поклоняющийся действительно имеет дух преданности, то поклоне­ние Господу в форме Его изображения не ниже поклонения Господу в форме Его Божества сделанного из дерева, камня или металла. Но поскольку поклонение Божествам немного сложно и обстоятельно, то такое служение позволяется в основном тем преданным, которые доказали свою приверженность этому за оп­ределенный период времени.

Стандартный домашний алтарь должен иметь следующие изображения (см.рис. на стр. 40 - номера соответствуют расположению изображений).

1) Сампрадайа ачарйев : а) Основатель-Ачарйа ИСККОН А.Ч.Бхактиведан-

та Свами Прабхупада, б) Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, в) Гаура Кишора

Дас Бабаджи и г) Бхактивинода Тхакура (некоторые преданные также ставят на свой алтарь изображение Джаганатхи Даса Бабаджи - гуру Бхактивинода Тхаку­ра).

2) Шесть Госвами Вриндавана (Рупа Госвами, Санатана Госвами, Ругху­натха Бхатта Госвами, Рагхунатха Даса Госвами, Гопала Бхатта Госвами и Джи-

ва Госвами) : выдающиеся ученики Господа Чайтанйи, которые под Его руко­водством представили всему миру учения и практику Гаудийа Вайшнавизма.

3) Панча-таттва (Господь Чайтанйа и четверо Его главных спутников). 4 Господь Нрисимхадева (преданные особо поклоняются этой форме Господа

поскольку а) Он защищает их от демонов и беспокойств - очень заметных в этот темный век Кали, и б) Он практически помогает преданным искоренить

демонические желания внутри своих сердец).

5) Радха-Кришна. 6) После принятия инициации или со временем когда

человек формально

принимает прибежище у гуру ИСККОН (см. раздел "Гуру и инициация") на алтарь так же помещается изображение гуру.

Важно так же отметить, что изображения тех, кто находятся выше в ду­ховной иерархии, не должны помещаться ниже изображений тех, кто им покло­няется. Например, изображение гуру никогда не ставится выше изображения

Кришны . Панча-таттва поклоняется Радхе-Кришне и принимает поклонение ачарйев сампрадайи. Поэтому Их изображение нужно помещать выше ачарьев сампрадайи и ниже Радхи-Кришны.

В чистой Вайшнавской сампрадайе Кришне, изначальной Личности Бога, поклоняются вместе с Его экспансиями, внутреними энергиями и чистыми пре­данными ачарйами. Поэтому Вайшнавы разборчивы в том, какие изображения помещать на свой алтарь. Хотя несомненно, такие почтенные личности как по-

лубоги и собственные родственники достойны почитания, но им не поклоняют-

ся в том же месте, что и Кришне. Что касается псевдо-инкарнаций и ложных

садху - для них вообще нет места.

Лучше иметь алтарь специально сделанный из дерева или иных материа­лов, для того чтобы можно было правильно и хорошо разместить на нем все

изображения. Слева перед алтарем (слева если стоять лицом к алтарю) содер­жится небольшой столик высотой около 1 метра для того чтобы ставить на не-

го поднос для арати. Другой маленький столик около 30 см. высотой необходим для подношения пищи, а коврик (предпочтительно из травы куша или другой травы или ткани) так же нужен для того чтобы преданный проводя пуджу или

предлагая пищу мог сесть на него.

Комната Божеств должна быть со вкусом украшена цветами и гирлянда-

ми предлагаемыми ежедневно. Поклонение должно совершаться насколько это возможно богато. Даже те кто имеют небольшие средства должны стараться

совершать поклонение насколько это возможно хорошо в соответствии с их возможностями. По крайней мере нужно регулярно зажигать благовония и со-

держать храмовую комнату чистой и опрятной.

Есть много правил и предписаний соблюдаемых в храмовой комнате. Они перечислены в Нектаре Преданности. В семейной ситуации обычно невозможно придерживаться всех предписаний, но нужно ставить целью такой высокий стандарт, который наиболее практичен.

Храмовая комната это место куда мы приглашаем Кришну, повелителя всех вселенных, прийти лично и господствовать в нашем доме; так что мы

должны поддерживать в храмовой комнате благоговейное отношение.

ТУЛАСИ

"Туласи благоприятна во всех отношениях. Просто видеть это дерево, дотрагиваться до него, молиться, кланяться, слушать о нем, или просто поли­вать его - все это благоприятно. Каждый, кто приходит в соприкосновение с туласи любым вышеописанным способом, тот вечно живет в мире Вайкунтхи."

(Сканда-Пурана)

Поклонение деревцу туласи очень важно в преданном служении. Это лю­бимое растение Кришны. Кришна очень любит листья и ростки туласи. Каждый преданный содержит дома по крайней мере одно два растения туласи, ежед­невно поливает их, предлагает ему поклоны, и бережно заботится о нем. Где бы не цвела туласи, это является признаком бхакти в этом месте.

ТУЛАСИ-АРАТИ

В основном туласи-арати проводят в храмовой комнате. Перед внесением туласи занавески комнаты Божеств закрываются (поскольку нельзя поклоняться

туласи напротив Божеств). Во время арати горшок, в котором растет туласи,

украшают красивой тканью. Украшенная таким образом, туласи-деви помещает-

ся на стол или подставку посредине храмовой комнаты. Как только ее вносят,

один преданный повторяет следующую мантру и все преданные повторяют за

ним (это делается три раза) :

врндайаи туласи-девйаи прийайаи кешавасйа ча

кршна-бхакти-праде деви сатйаватйаи намо намах

Затем поется песня начинающаяся со слов "намо намо туласи" (см. "Пес­ни") и проводится арати следующим образом.

Поднос для арати содержит чашку для ачамана, колокольчик, 3 палочки благовоний, лампадку гхи и маленькую тарелочку с цветами. Так же нужны

спички или свеча или масляная лампа. Преданный совершающий арати сначала

делает ачаман. Затем он предлагает туласи-деви зажженные благовония, затем

зажженную лампадку гхи и затем цветы, вращая их по кругу перед ней. Когда

благовония предложены, их ставят в подставку для благовоний чтобы они тле­ли дальше. Когда лампадка гхи предложена, то преданный который проводит арати передает ее другому преданному, который затем подносит ее каждому

из присутствующих преданных, которые затем дотрагиваются рукой сначала до пламени и затем до своей головы. После предложения цветов несколько из них кладутся к основанию ствола туласи, а остальные раздаются преданным чтобы они могли понюхать.

Когда туласи-арати завершено, преданные обходят по часовой стрелке вокруг туласи-деви воспевая следующую мантру :

йани кани ча папани брахма-хатйадикани ча

тани тани пранашйанти прадакшинах паде паде

и затем киртан Харе Кришна.

НЕСКОЛЬКО ДОПОЛНЕНИЙ О ТУЛАСИ

Листья туласи важны для поклонения Вишну. Листья туласи должны со­бираться утром (в дневные часы - не вечером) с помощью ножниц, которые ис­пользуются специально для этой цели. Обходя ее и предлагая воду будьте бди­тельны, чтобы не задеть ее (помните : она не обычное растение - она является величайшей чистой преданной).

Туласи манджари (ростки и вместилища семян) должны срезаться как только они появляются. Иначе начнут расти очень много растений туласи пов-

сюду и будет очень трудно правильно заботиться обо всех них. Так же ранне

срезание туласи манджари помогает туласи расти сильной и здоровой.

Туласи нужно содержать таким образом и в таком месте, чтобы ее не потревожили животные (собаки любят мочиться на туласи, а козы любят ее

есть). Ее нужно сажать поодаль от дороги, чтобы люди не ходили рассеянно

мимо нее. Дети (и взрослые тоже!) должны быть обучены относиться к ней

почтительно. Туласи не любит горячее летнее солнце, так что старайтесь дер­жать ее в тени.

Хотя туласи имеет признанные лекарственные качества, преданные не помышляют о ней как о лекарстве. Она чистая преданная и достойна нашего

поклонения. Для преданных выращивание туласи это выращивание бхакти и ни­чего больше.

Листья туласи предлагаются с преданностью на лотосные стопы Божеств

и изображений Вишну-таттвы и никому больше. Это означает, что листья тула­си предлагаются лотосным стопам Кришны, Нрисимхадева, Господа Чайтанйи, Нитйананды Прабху, Адвайты Прабху и т.д., но не лотосным стопам Радхарани, Гададхары Пандита, Шривасы Пандита или ачарьев сампрадайи. Однако при поклонении Божествам листик туласи можно поместить в правую руку своего гуру, чтобы он предложил ее лотосным стопам Кришны. Листья туласи так же существенны для предложения бхоги (пищи) Господу.

ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПРОГРАММЫ

Во всех храмах ИСККОН преданные собираются вместе утром и вечером для установленных программ духовной практики. Преданные живущие дома мо­гут насколько это возможно собирать членов своей семьи для подобных прог

рамм. Утвержденные ежедневные программы делают наше Сознание Кришны

стабильным и сильным.

Ниже приводится типичное ежедневное расписание в храмах ИСККОН. В каждом храме могут быть небольшие отличия по времени.

УТРЕННЯЯ ПРОГРАММА

4.00 Преданные встают, моются, ставят тилаку и одевают чистую одежду.

4.30 Мангала-арати.

4.55 Према-дхвани и молитвы Нрисимхе.

5.00 Туласи-арати.

5.10 Начинается время джапы. Большинство преданных повторяют джапу; пуджари совершает пуджу Божествам и одевает их в свежие одежды.

7.00 Шрингара-арати (приветствие Божеств).

7.10 Гуру-пуджа (поклонение Основателю-Ачарье ИСККОН Шриле Прабхупаде).

7.20 Шримад-Бхагаватам класс.

8.15 (приблизительно) утренняя программа заканчивается.

ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГРАММА

18.50 Туласи-арати.

19.00 Сандхйа-арати (Гаура-арати).

19.25 Према-дхвани и молитвы Нрисимхе.

19.30 Бхагавад-гита класс (около часа).

ПЕСНИ

Песни, которые перечислены ниже, поются в особое время во всех хра­мах ИСККОН по всему миру. Перевод можно найти в книге "Песни Вайшнавов

Ачарьев".

Когда петь Песня

Мангала-арати самсара даванала

Туласи-арати туласи кришна прейаси

Гуру-пуджа шри гуру чарана падма

Сандхйа-арати джайа джайа гаурачандер

(перед классом джайа радха-мадхава)

(перед принятием прасада шарира абидйа-джал)

Завершив пение этих песен во время арати киртан продолжается прана-

ма-мантрой Шриле Прабхупаде :

нама ом вишну-падайа кршна-прештхайа бху-тале

шримате бхактиведанта-свамин ити намине

намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине

нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине

После этого продолжайте киртан Панча-таттва маха-мантрой (Шри-кришна -чайтанйа прабху нитйананда шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта . -вринда). Затем продолжайте киртан маха-мантрой (Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе) до конца арати.

После каждого арати произносится Према-дхвани. Затем преданные са-

дятся и поют песню начинающуюся со слов "намасте нарасимхайа" (она не по­ется после Гуру-пуджи).

------------------------------- самсара-даванала-лидха-лока­транайа карунйа-гханагханатвам праптасйа калйана-гунарнавасйа ванде гурох шри-чаранаравиндам

махапробхох киртана-нртйа-гита­вадитра-мадйан-манасо расена романча-кампашру-таранга-бхаджо ванде гурох шри-чаранаравиндам

шри-виграхарадхана-нитйа-нана­шрнгара-тан-мандира-марджанадау йуктасйа бхактамш ча нийунджато`пи ванде гурох шри-чаранаравиндам

чатур-видха-шри-бхагават-прасада­свадв-анна-трптан хари-бхакта-сангхан кртваива трптим бхаджатах садаива ванде гурох шри-чаранаравиндам

шри-радхика-мадхавайор апара­мадхурйа-лила-гуна-рупа-намнам прати-кшанасвадана-лолупасйа ванде гурох шри-чаранаравиндам

никунджа-йуно рати-кели-сиддхйаи йа йалибхир йуктир апекшанийа татрати-дакшйад ати-валлабхасйа ванде гурох шри-чаранаравиндам

сакшад-дхаритвена самаста-шастраир уктас татха бхавйата эва садбхих кинту прабхор йах прийа эва тасйа ванде гурох шри-чаранаравиндам

йасйа прасадад бхагават-прасадо йасйапрасадан на гатих куто`пи дхйайан стувамс тасйа йашас три-сандхйам ванде гурох шри-чаранаравиндам

-----------------------------------

намас те нарасимхайа

прахладахлада-дайине

хиранйакашипор вакшах­шила-танка-накхалайе

ито нрсимхах парато нрсимхо

йато йато йами тато нрсимхах

бахир нрсимхо хрдайе нрсимхо

нрсимхам адим шаранам прападйе

тава кара-камала-варе

накхам адбхута-шрнгам далита-хиранйакашипу­тану-бхрнгам кешава дхрта-нарахари-рупа джайа джагадиша харе

--------------------------------------

намо намах туласи!кршна-прейаси

радха-кршна-сева пабо эи абхилаши

дже томаро шарана лой,тара ванчха пурна хой

крпа кори`коро таре брндавана-баси

мор эи абхилаш,билас кундже дио вас

найане херибо сада джугала-рупа-раши

эи ниведана дхаро,сакхир анугата коро

сева-адхикара дийе коро ниджа даси

дина кршна-дасе кой,эи джена мора хой шри-радха-говинда-преме сада джена бхаси

----------------------------------------

шри-гуру-чарана-падма, кевала-бхакати-садма,

бандо муи савадхана мате

джахара прасаде бхаи, э бхава торийа джай,

кришна-прапти хой джаха ха'те

гуру-мукха-падма-вакйа, читтете корийа аикйа,

ар на корихо мане аша

шри-гуру-чаране рати, эи се уттама-гати,

дже прасаде пуре сарва аша

чакху-дан дило джеи, джанме джанме прабху сеи,

дивйа-джнан хрде прокашито

према-бхакти джаха хоите, авидйа винаша джате

веде гай джахара чарито

шри-гуру каруна-синдху, адхама джанара бандху,

локанатх локера дживана

ха ха прабху коро дойа, дехо море пада-чхайа,

эбе джаша гхушук трибхувана

---------------------------------------------

(джайа) радха мадхава кунджа-бихари

гопи-джана-валлабха гири-вара-дхари

йашода-нандана, браджа-джана-ранджана йамуна-тира-вана-чари

--------------------------------------------

шарира абидйа-джал, джоденрийа тахе кал,

дживе пхеле вишайа-сагоре

та'ра мадхйе джихва ати, лобхамой судурмати,

та'ке джета катхина самсаре

кршна баро дойамой, корибаре джихва джай,

сва-прасад-анна дило бхаи

сеи аннамрта пао, радха-кршна-гуна гао,

преме дако чаитанйа-нитай

---------------------------------------------

джайа джайа горачандер аратико шобха

джахнави-тата-ване джага-мана-лобха

(припев 1) гаурангер аротик шобха

джага-джана-мана-лобха

дакхине нитайчанд, баме гададхара

никате адваита, шриниваса чхатра-дхара

босийачхе горачанд ратна-симхасане

арати корен брахма-ади дева-гане

нарахари-ади кори' чамара дхулайа санджайа-мукунда-басу-гхош-ади гайа

шанкха бадже гханта бадже бадже каратала

мадхура мрданга бадже парама расала

(припев 2) шанкха бадже гханта бадже

мадхур мудхур мудхур бадже

баху-коти чандра джини' вадана уджджвала

гала-деше бана-мала коре джхаламала

шива-шука-нарада преме гада-гада

бхакативинода декхе грорара сампада

КРИШНА ПРАСАД

Приготовление, предложение и раздача прасада (пищи предложенной Вишну) формируют большую часть Вайшнавской культуры. Непреданные не могут осоз­нать как Кришна ест, поскольку пища остается нетронутой. Но фактически Он

ест, и преданные принимают обет вкушать лишь то что вкушал Он.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ

Кришна вкушает лищ то что предлагается с любовью и преданностью. Поэ­тому преданные заботятся о том чтобы достать фрукты, овощи, сахар, зерна и молочные продукты наилучшего качества и приготовить их с вниманием и забо-

той для удовлетворения Кришны.

Мясо, рыбу, яйца, лук, чеснок, грибы, уксус и масур (красный) дал нельзя предлагать Кришне. Чрезмерно пряная пища так же не пригодна для предложения.

Молоко предпочтительно должно быть коровьим. Гхи (особенно гхи из ко-

ровьего молока) лучше всего для приготовления Кришне. Те кто не могут достать

его, могут использовать растительное масло. Традиционно приемлемое расти­тельное масло это горчичное или сезамовое масло. Но из-за того что первокласс­ные продукты дорого стоят в нынешний век, многие преданные живущие дома

поклоняются Кришне согласно своим возможностям и готовят так же на других маслах, таких как арахисовое.

Готовя для Кришны преданные думают о том как Кришна будет наслаж­даться подношением, а не о своем личном наслаждении или других преданных.

Нужно заботливо следить за тем чтобы подношение готовилось чисто. Никто включая поваров не должен пробовать пищу пока она не предложена Кришне.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Особая тарелка и стакан содержатся исключительно для предложения пищи Кришне. Пища приготовленная для Кришны помещается на тарелку вместе со

стаканом свежей воды. Можно так же положить на тарелку кусочки лимона (раз­резав его на четвертинки и удалив косточки) и немного соли.

Жидкие блюда (такие как дал) можно поместить в маленькую посуду пред­назначенную только для таких подношений. На каждое блюдо кладется листик

туласи.

Тарелка собранная таким образом ставится на алтарь, на столик напротив изображения Кришны (если нет алтаря). Сидя напротив алтаря и медитируя на то

как Кришна будет наслаждаться подношением, преданный звонит в колокольчик и

произносит каждую из следующих молитв три раза :

1.нама ом вишну-падайа кршна-прештхайа бху-тале шримате бхактиведанта-свамин ити намине намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине

нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине

2.намо маха-ваданйайа кршна-према-прадайа те кршнайа кршна-чайтанйа-намне гаура-твише намах

3.намо брахманйа девайа го брахмана хитайа ча джагад хитайа кршнайа говиндайа намо намах

(Со времени когда преданный принимает формально прибежище у гуру ИСККОН [см. "Гуру и инициация"] он так же три раза произносит прана­ма-мартру своему гуру перед чтением пранама-мантры Шриле Прабхупаде [пер-

вой в списке выше]).

Преданный медитирует на предложение пищи своему гуру, который затем предлагает ее Кришне. Он не считает себя квалифицированным непосредственно

предлагать что-либо Кришне.

Подношение остается напротив Кришны на 15 минут. Затем тарелка заби­рается и ее содержимое перекладывается либо обратно в кастрюли, где оно было

приготовлено, либо в тарелку для маха-прасада.

Кришна принимает такие подношения, хотя они и просты, если все предла­гается с любовью.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Неприготовленная или непредложенная пища называется "бхога". Пища ко­торая приготовлена и готова для предложения так же называется бхога или более

особо "наиведйа". То что было предложено Кришне называется "прасад". То что бы

ло непосредственно предложено Кришне на тарелке называется "маха-прасад". А

остатки прасада принятого читсым преданным называются "маха-маха-прасад".

УТВАРЬ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ И ВКУШЕНИЯ

Сейчас для приготовления широко используются алюминиевые кастрюли. Но

в действительности они ядовиты и их использование постепенно становится зап­рещенным в Западных странах. Поэтому они не пригодны для использования в приготовлении Кришне.

В Ведической культуре фарфоровые, стеклянные и пластмассовые кастрюли считаются низшего класса. Приемлема утварь для вкушения сделанная из серебра,

камня и бронзы. Нержавеющая сталь, традиционно считающаяся нечистой, тоже

стала использоваться во многих высоко-классных домах. Лучше всего тарелки

сделанные из листьев - выбрасывают после одного использования.

ПОЧИТАНИЕ ПРАСАДА

Принятие прасада это не вкушение обычной пищи. Поэтому мы говорим о "почитании", а не о "вкушении" прасада. Принимать Кришна прасад это величай-

шая привелегия. Прасад означает милость Кришны, поскольку Кришна так добр,

что Он помогает нам духовно продвигаться даже вкушая. Кришна прасад не отли­чен от Самого Кришны и поэтому ему нужно служить и оказывать уважение с благоговением и почтением.

Перед принятием прасада преданные поют молитву начинающуюся с "шарира абидья-джал" (см. "ПЕСНИ").

Для почитания прасада преданные садятся