- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Русское искусство 10-13 века



В 988г. Совершается крещение Руси, время правления Владимира Красно Солнышко. С принятием у Византии православного Христианства на русскую почву приходят иконопись, монументальная живопись, крестово-купольная система, жития святых. Искусство культовое, церковное, отражает идеи православия.К наиболее древним примером русского искусства относятся мозаики и фрески собора Святой Софии во Владимире и Михайловского монастыря в Киеве.МозаикаИзображение Богоматери Оранты в верхней части апсиды Софии Киевской.Иконография Оранта («молящаяся»), характерно изображение фигуры в полный рост, с поднятыми руками и ладонями, направленными к небу. Фигура несколько непропорционально, т.е. изображение выполнено не на ровной поверхности, а в апсиде. Очень крупные черты лица, выразительные глаза. Одеяние – голубой хитон (небесная, божественные небеса), темный вишневый с золотым мафорий (вишневый – цвет Христа, золото – слава божья). Фигура парит. Золотой фон, как божественное сияние. На мафории на месте плеч и на лбу – звезды (символ три единства бога, чистота богоматери).Григорий Нисский в нижней части апсиды Софии Новгородской.Очень выразительное лицо, и глаза. В одной руке Библия, правой рукой благословляет. Передана особая глубина веры. Ярый иконопочитатель, живший в эпоху иконоборчества в Византии.Дмитрий Солунский, Михайловский монастырьВ отличии от Византии, воин, эпосный богатырский образ. Ощущение телесной силы, мощи. Передает русский дух.Апостолы идут на причастию (Евхаристия), Михайловский монастырь.Начинает проявляться русский дух. Фреска.Наряду с божественными образами, изображали реальных исторических героев.Фреска на хорах «Сцена предстояния Ярослава мудрого с семьей перед Христом» в Софии Киевской.В центре восседающий Христос, по левую руку фигура Ярослава Мудрого, у которого в руках макет будущей Софии Киевской и далее сыновья. По правую руку жена Ярослава Ирина и далее дочери.Сохранилась только фреска «Дочери Ярослава»1.«Сцена охоты на медведя», на стенах башнях Софии Киевской

2.«Битва ряженных» 3.«Скоморохи и музыканты», «Богач и черт», 12в., церковь Спаса на НередицеНа стуле сидит богач и показывает на рот, прося воды, но черт предлагает испить пламя.В композиции чувствует народное подсмеивание. Есть некая повествовательность. Общенародная христианская оценка бытия.Икона «Владимирская богоматерь» 11-1пол 12в.-неизвестный мастер: по искусствоведческой версии автор Евангелист Лука, на доске со стола трапезы – точка зрения православия.Иконография – Елиуса, т.е. Умиление (наличие касания)

Трактовка образа младенца, как маленького взрослого. Богоматерь одета в мафорий (плащь с капюшоном), который украшен звездами (две звезды на плечах и одна звезда на лбу), звезды восьмиконечные – вифлиемские. Три звезды- три единства бога: отец сын и дух, с другой стороны тройная чистота богоматери: в зачатии, в рождении, после рождения.«Ангел – златые власы», сер. 12в. (новгородская школа)Оплечное изображение ангела. Его образ по стилю передает настроение заступничества за людской род. Это с одной стороны образ одного из архангелов, с другой стороны символика образ молодого Христа, который является жертвой за все грехи. Ощущение совмещенности состояния: и печаль и счастье (спасение будет, но путь будет тяжелым). Довольно яркое, крупноватое, плакатное в образе. Тонкость красоты черт, светлая одухотворенность.«Спас нерукотворный», конец 12в. (новгородская школа)В иконе бросается в глаза выразительная яркая линия, обрисовывающая черты облика Христа. Явно присутствует ассиметрия (по разному изогнуты брови, что придет лику особенную выразительность). Проведены золотые полосы в волосах – ассисты, которые выражали в новгородской живописи особое почитание. Нижний ярус – квадрат, устойчивость.Далее ярус – круг, нимб, божественный мир.Последний ярус – лик Христа на фоне креста, символ божественной любви.Суровость лика, в котором передается внутренняя энергетика творца.В 13в. на другой стороне была написала икона «Поклонение кресту». «Благовещение устюжское», 12-начало 13в.Благовещение – праздник 7 апреля. Отмечать начинают с 4 века, а изображать с 5 века. Архангел говорит о будущем рождении. Идет посыл руки архангела Гавриила, как посланника Бога. В левой руке Богоматерь держит нить, т.к. она в храме делала полотно. И лик Богоматери, и лик архангела написаны в чисто византийском стиле (наложение нескольких слоев охры). В волосах архангела ассисты. Античность в облики архангела. Образ Марии наполнен смиренным принятием новости. Нить в ее руках – символ, прообраз нити, как жизни Христа. Ноги Марии стоят крепко – она земная, ангел – парит, он внеземная сущность. В верхней части открыт спектр, где вседает сам вседержитель, который наблюдает всю сцену.«Успение Богоматери» («Облачение Успенское»), 12-начало 13в.Многофигурная композиция, один из последних известных памятником живописи домонгольского периода. Зритель включается в композицию, в происходящее. Композиция объединяет в себе разнопространственные и разновременные композиции. Верхний ярус – группа летящих ангелов, восседающих апостолов на облаках, которых направляют ангелы. Наверху канун этого дня (ангелы собрав всех апостолов, по небу направляются к богоматери.Второй ярус – пространство мирское, где идет акт успения Богоматери. Прощание с Богоматерью.Около лика Богоматери Иоанн Богослов. За гробом фигура бога, который объединяет мир небесный и земной. Он воспринимает душу Марии (на руках у него ребенок), и далее наверху открыт спектр, куда ангелы уносят душу Марии. Особенностью новгородской живописи является использование ярких, сочных, локальных цветов. Не работали на нюансах, не искали соответствие цвета, а сопоставляли контрастные цвета. Черная линия границы между цветами.

 

Иконы 13 века. Феофан Грек

«Богоматерь Великая Панагия», 1/3 13 века.Икона найдена в Ярославле в Спасском монастыре, вскоре после революции в 1919 году. Панагия – всесвятая. Иконография Панагия близка в иконографии Оранта. Отличительная черта иконографии Панагия – это наличие медальона в скалках мафория. Трактовка образа Христа в медальоне – Эммануил («С нами бог»). Иконография Знамение напоминает иконографию Панагия, только она поясная. В верхних углах иконы образы, двух архангелов. Пробела на иконе выполнены не белилами, а сусальным золотом, в результате создается ощущение, что Богоматерь тонет в сверкании света. Очень сильно привлекает внимание белый цвет. Высота иконы 193,2 х 120, 5 метра. «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий», 2 половина 13 века, новгородская школаНеобычна композиция, бросается в глаза сильная разномасштабность, с выделением фигуры Иоанна. Георгий – воин, великомученик, покровитель княжеской власти. Власий – епископ. Единение церкви небесной и церкви земной. Разномасштабность – типичный прием выделения иерархически главного в композиции. Иоанн написал труд «Лествица, возводящая на небо» (лестница = Лествица). В иконе использована особая краска – киноварь. Бесплотность, безобъемность, ощущение созидание духа. Черная вставка с крестами – схимник. В 13 веке в Новгородской школе иконописи прослеживаются два направления, одно из которых является стилистически близким к Византийскому стилю. Другой стиль, относится к демократическому направлению, т.е. близость к народным образам. «Николай Чудотворец» Пример Византийского направления. Очень строго, никакого фона.«Никола Липный» (изображение Николая Чудотворца)Название происходит от названии реки – Липна. На этой реке был построен храм, и для него была заказана икона. Пример демократической ветви. Яркость, цвет, радость, множество декора, нарядность. Более мягкий, нежный образ. Редкий пример, когда осталось имя иконописца – Алексей Петров. В 14 века, в 70 годах, в Новгород, где уже сформировалось самостоятельная художественная школа живописи, появляется знаменитый иконописец, выходец из Константинополя – Феофан, по прозвищу «Грек».Феофан Грек работал в таких русских городах, как Феодосия, Нижний Новгород, Москва, Великий Новгород. Единственным местом, где сохранились фрески Феофана Грека, является церковь Спаса Преображения на Ильине Улице.Для живописной манеры Феофана Грека характерно широкие удары кисти, уверенно положенные блики, преобладание красно-коричневых и желтых охр.Фрески Феофана написаны на серо-синем фоне. Творчество Феофана невозможно понять вне исихазма – «покой, безмолвие, отрешенность» (греч.). Это мистическое учение в рамках византийской православной церкви. В широком смысле - это аскетическое учение о пути к единению человека с Богом через очищение сердца слезами и самососредоточение сознания, включая систему психофизического контроля. Сторонники исихазма стремились постоянно ощущать присутствие божества. Главная цель –переделывание, преобразование тварной плоти. Белильные движки лежат на затемненных участках тела, будто освещают святого божества огнем. С другой стороны как бы преобразованная плоть, просвещает божественный огонь, с помощью белильных движков показывается и напряжение образа, и сила дерзновения, а иногда передает и глубокое чувство страдания.Церковь спаса Преображения на Ильине улице:Образ Адама, Илья пророк, Авель, Богоматерь знамения (на стенах в нижней части)Троица (фреска алтарной стены на хорах верхнего предела)Фигуры Сары, Авраама. Грек трактует композицию Троицы, как жанровую сцену. В композиции четко главная фигура – Бог-отец, занимает центр стола. Типичное цветовое решение: охра на сине-сером фоне.На противоположных стенах Феофан Грек изображает столпников (христианский святой, из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышеной площадке, башне и т. п.)Пантократор,Столпник Даниил,Столпник Олимпий. Макарий Египетский Образ аскета, но не царственно-мудрый, не ревностный обличитель зла, а метущийся собственными страстями, одолеваемый искатель истины. Трагическая неуемность в его чертах: в глазах – скорбь, мольба и надежда. Контраст цвета. Белильные движки создают динамичную живопись (нервную, напряженную). Страсти, раздумья, порывы людей в целом этом образе. Он абсолютно высвечен божественным огнем.Благовещенский собор Московского кремля.Икона «Богоматерь» (деисусный чин)Икона «Иоанн предтече» (деисусный чин)Икона «Богоматерь Донская» оборотная сторона «Успение богоматери»

 

 

Андрей Рублев

Родился между 1360 и 1370 годом, и умер в 1430 году. Был монахом. Работал во многих русских городах. Фреска «Страшный суд», Успенский Собор во Владимире

Успенский Собор в Звенигороде, Иконостас. Иконы «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Работал вместе с Феофаном Греком в Благовещенском Соборе Московского Кремля над иконостасом. Мягкость, лиризм, глубинная божественная любовь творца к своему созданию, мягкие линии, смирение, готовность понять и принять, надежда на спасение – все это присуще образам Рублева. Икона «Архангел Михаил», Успенский Собор в Звенигороде.Плавная линия разворота плеч, наклон головы направлен к молящемуся. Линия явственная, работа графична. Близко посаженые глаза. Отделка голубая на крыле названа «голубец». Икона «Спас», Успенский Собор в Звенигороде.Четкая линия глаз, бровей, губ. Смотрит прямо, плечи в одно строну, а голова повернута в другую сторону. Ощущение направленности. Умные, понимающий взгляд. Излучает гармонию, покой и любовь.Икона «Апостол Павел», Успенский Собор во Звенигороде.Фигура немного наклонена, как бы выпадая, припадая к нам. Складки одежды подчеркивают мягкость. Синий хитон. Фреска «Страшный суд», Успенский Собор во Владимире.Другая концепция страшного суда рождается в рамках православной церкви. Святые, ангелы, апостолы – все собрались для того, чтобы выслушать, милосердно отнестись к грехам человека и простить. Мягкая линия поворота головы. В ликах страдание, он сочувствует и понимает. Концепция, которая вселяется в человека веру в прощение.Центральная фигура – Господь в круге, божественный знак – вечность. Руки расположены крестом: те, кто пойдут в рай и те, кто пойдут в ад. Мягкие движения поворота рук.Фрагмент фрески «Страшный суд» «Святой лука» Икона «Благовещение пресвятой Богородицы» в Благовещенском Соборе Московского Кремля.Ангел светится как бы изнутри. Высветления в результате, которого вариант голубого высвечивается изнутри, лучезарный свет, идущий от ангела.Икона «Троица», Троицкий Собор Троице-Сергиевой Лавры.Писалась для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Нет яств, нет главы дома, есть три ангела, которые абсолютно одинаковы. Единение ангелов, в состоянии светлого, духовного пребывания в любви Божьей. Легкие наклоны головы, которые объединяют их. На столе одна чаша – символ жертвы. Центральный ангел, как бы занес руку, чтобы начать благословлять. С левой стороны ангел уже закончил, а справа только заносит, чтобы начать благословлять. Центральная фигура – вишневый и синий, цвет – бог-сын. Слева – пурпурный, бог-отец. Слева – зеленый – бог-святой дух. Стол не похож на стол. Это алтарь, на котором будет принесен в жертву Христос. Ощущение что чаща скользит к нам со стола. В этой иконе закодирована фигура восьмигранника –символ Вифлеемской звезды. Боковые ангелы как бы парят в невесомости. Три ангела - три путника, у которых есть посохи. Бог отец – посох подходит к образу дома, это образ церкви, дом бога, ветхий завет. Первая действующая ипостась, когда бог дает описание своего дома. Эта фигура наиболее прямосидящяя, вертикаль своего символа, вертикаль своего дома. Бог-сын посох указывает на древо, движение крона дуба соответствует линии наклона головы. Христос - это древо жизни.Бог-святой дух, указывает посохом на скалу, поворот наклона в том же ритме, что и скала. Прообраз непоколебимости веры. Вся композиция как древо жизни. Нижняя часть композиции более устойчива, графична, статична – корневище дерева, а дальше идет ствол более витиеватый и самый верх как легкое движение кроны. Единение трех ипостасей.

 

 

Новгородская икона 15 века.

Из всей древнерусской живописи, в музейных собраниях богаче всего представлена Новгородская школа 15 века. Благодаря плодовитости новгородских художников и множеству иконописных мастерских. В этих иконах та же яркость, самобытность, былинно-сказочный лад, отличавший новгородскую школу. В 15 веке новгородское творчество развивалось без всякого участия иноземных мастеров и целиком отмечено это искусство самой яркой и чисто новгородской самобытностью. Икона «Святой Георгий»Русский музей Санкт-Петербурга.Образ Георгия – воина. Динамичное движение, которое выходит за поля иконы. Яркое белое пятно коня на красном фоне. В верхнем углу открыты спектр неба, откуда выходит рука Господа, благословляя. Внизу адские глубины, откуда выползает чудовище.Икона «Святой Георгий»Третьяковская Галерея в Москве.Образ былинного героя. Красивая линия изгиба тела. Яркий плащ на золотом фоне, рядом с белым пятном коня. Орнаментальность. В верхнем углу открыты спектр неба, откуда выходит рука Господа, благословляя. Внизу адские глубины, откуда выползает чудовище.Икона «Битва Суздальцев с Новгородцами» или «Чудо от иконы Богоматерь Знамение»В данной иконе рассказываются реальные события новгородской истории, относящиеся к 12 веку. Икона была написана в назидание москвичам. Композиционное решение разделено на три яруса. В каждом ярусе рассказывается об определенном моменте битвы.1 ярус: имеет в своей основе композиционно объединенные, разновременные события. Общее духовное подготовка к битве Суздальцев. В левой части священнослужители из церкви Спаса Преображения на Ильине улице выносят икону «Знамение» и на улице ставят ее, служат молебен перед иконой. Следующее событие – после молебна икону вносят в Кремль. 2 ярус: на горбатый мост выезжают представители Новгорода и к ним навстречу едут представители Суздальцев, для возможного регулирования. За стеной стоят новгородские войска. Парламентеры встречаются на мосту, на стенах уже водружены икона «знамение». Со стороны Суздальцев открывается огонь стрел, которые расстреливают икону. Войска изображены четкими рядами, четкая вертикаль копий и флагов. 3 ярус: меняется изображение суздальский войск . потерян строй, т.к. они были ослеплены иконы, новгородцы изгоняют Суздальцев. Цветовое решение: сочный, яркий, локальный цвет, который контрастно сопоставляется друг с другом.Деисус и молящиеся новгородцыОсобенность: был сделан заказ боярской семьи Кузьминых – в иконе должны были быть обращённые к Иисусу апостолы, а ниже к нему же должны быть обращены реальные люди, живая семья Кузьминых (нижний ярус иконы). Фигуры бояр изображены с поднятыми руками и головами, т.к. предполагается, что Иисус над ними.Икона была написана по заказу современника художника, глава семьи Кузьминых.Два яруса: в нижнем ярусе в молитвенных позах, подняв глаза к верхнему ярусу, где в окружении святых восседает Христос, стоят представители боярской семьи.Наличие на одной иконе верхнего яруса святых и нижнего яруса живых, является символом объединения мира высшего и нашего мира. Все в едином порыве, мольбе, идея соединения всего мироздания при помощи молитвы.Верхний ярус: хрестоматиенНижний ярус: информативен (представление о мужской верхней одежде, сафьяновые сапоги, образы женщин новгородцев, определенные законы домостроительства (значимость и положение в семье, иерархия семьи). Положение женщин в семье (они стоят по краям, женщины стоят не после мужчин, а за мужчинами, т.е. за мужем, которые оберегает ее) Икона «Чудо о Флоре и Лавре» Композиционное решение четко построено на сопоставлении двух ярусов. Характер композиционного решения различен в этих частях.На верхней части иконы три фигуры: по центру фигура Архангела Михаила, которая находится на центральной оси. Справа и слева фигура Фрола и Лавра, в идентичных позах Нижний ярус более оживлен. Верхний более статичен.В иконе идет благословление на служении. В руках архангела поводья от коней, которые стоят чуть ниже. Эти поводья Архангел передает в руки Флора и Лавра. В нижнем ярусе пасущийся табун, изображение динамично и реалистично. Табун пасут еще трое мужчин – брать из Капидакии, которые так же как когда то Флор и Лавры были язычниками, занимались коневодством, поклонялись языческим богам, приняли христианство и за христианством приняли смерть, т.е. по сути говоря, мученики. Изображение Флора и Лавра вместе с капидакийскими братьями, это попытка сказать о том, что это единство служения судьбы. Цветовое решение: локальный цвет, расположенный по принципу контраста. На золотом фоне яркими пятнами дается изображение лошадей. Контрастное сочетание в окрасе лошадей, чередование насыщенных цветов. Одеяние братьев так же контрастное. Черная граница, которая отмечает линию перехода.Икона «Положение во гроб»Вся композиция развивается постепенно, но улавливается единая линия развития по вертикали.Нижний ряд – ложе, на котором фигура Христа в плащанице – горизонтальное начало композиции. Первый ряд прощающихся и у лица прильнула богоматерь. За богоматерью две фигуры, которые располагаются по диагонали и каждая последующая немного выше. Ярким контрастом воспринимается второй ряд – фигуры стоя. В этом ряду приковывает внимание фигура Марии Магдалены. Очень эмоциональная поза. Возведя руки вверх, она продолжает линию развития вверх. Далее идут горки – обобщенный ландшафтный фон, который продолжают ярусный подъем вверх. Единая логика развития. Идея направления пути: от земного, от абсолютной горизонтали, к его будущего вознесению.

 

Дионисий. 15 век. Москва

Дионисий родился в 30 годах 15 век и скончался после 1502 года. Сведений о нем очень мало. Не был монахом, а бы иконописец-мирянин.продолжатель рублевского искусства. Работал в Боровск, Волоколамск, Ферапонтов монастырь, Москва. На манеру письма оказало влияние в целом то время, когда он работал. 15 век, век окончания татаро-монгольского ига, время правления Ивана 3, появляется идея «Москва – третий Рим». Перед искусством стояла задача передача парадности, мощи, силы новой власти. Любимый художник Ивана 3. Отличительные черты письма Дионисия – праздничность, нарядность, парадность, яркость. Образы удлиненные, лишенные телесности, парящие, бестелесные, что создает впечатление пребывания в другом мире. Фигуры неспешно двигаются, движения под час замирают, они размеренно-медлительны, спокойны жесты. Цельность и красота композиции Дионисия основаны на внутреннем равновесии всех частей. В Ферапонтовом монастыре Дионисием расписана церковь Рождества Богородицы.Фрески пишет на отличительном для Дионисия фоне – лазурном. Использует розовый цвет – цвет душевной утонченности. Нет крепкого попирания фигуры. Еще отличает Дионисия перламутровый цвет,белый - жемчужный.В основе фресок церкви Рождества Богоматери лежит акафист (сборник стихов, посвященных богоматери, были написаны еще в 5 веке в Византии) Рождества Богоматери.фрески: Пантократор (в чаще купола),Богоматерь на троне (центральная апсида),Покров Богоматери (в люнете)В ногах богоматери стоит Роман Сладкопевец, автор акафиста.Пение всякое побеждает (розовый цвет)Изображение Святого Георгия (жемчужный цвет) на столбе,несколько фрекос,сцена принятия вести от испуга до принятия.Николай чудотворец (в боковой апсиде),иоан претече.Дионисий на столбах дает несколько сцен Благовещения. В этих сцена он передает изменяющееся состояние Богоматери от испуга к удивлению и, наконец, к принятию. Иконы:Богоматерь Одигитрия

Иконография Одигитрия – путеводительница. Дается поясное изображение. На одной руке находится младенец, а другой указывает на младенца, как бы указывая путь. Поясные изображения архангелов в верхних углах иконы. В руках младенца – свиток, другой рукой он благословляет весь мир.Икона житие митрополита АлексияЖитийная икона. Митрополит Алексий – духовный эталон недавнего прошлое Дионисия. Для житийной иконы, главное композиционной чертой является – выделение центра, фигура митрополита. Эта фигура окружена маленькими иконами – клейма, и в этих клеймах рассказывается об особо значимых событиях митрополита. Клеймы читаются сверху вниз, слева направо. В одной руке святое писание, второй рукой благословляет.РаспятиеОчень глубокое произведение Дионисия. Иная концепция распятия. Нет страдания, боли. Очень изящная линия тела. Ощущение что руки не прибиты, а раскрыты для всего мира. Стоящие рядом Богоматерь и Иоанн Богослов не страдают, а просто опечалены. Доминантным является не физическое страдание, а жертва, которая принесена, радость и просветление, которая эта жертва дает всем. Удивительное написание белого.