- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Санкт-Петербург в изобразительном искусстве



XVIII век — время широкого и всестороннего расцвета русской художественной культуры.

Изменения во всех областях жизни, связанные с деятельностью Петра I, привели к сложению новых форм искусства. Бурные преобразования в русской действительности тех лет проявились в строительстве городов и прежде всего Петербурга. Возникла необходимость создания многочисленных городских карт и планов, в составлении которых принимали участие граверы московской Оружейной палаты и Печатного двора. Широкое развитие в начале столетия получила гравюра. Она служила просветительским целям, прославлению побед армии и флота, успехов петровской политики. Большое значение также приобретают гравированные панорамы новой столицы Петербурга. Авторами многих произведений были иностранные мастера, приглашенные из Голландии. Работы этих художников особенно ценны в документальном отношении. Художественный образ Петербурга наиболее выразительно предстает в гравюрах воспитанника московской Оружейной палаты Алексея Зубова. В самом значительном его создании, Панораме Петербурга, возникает величественная картина города-порта, раскинувшегося на невских берегах. Зубов передает масштабный, впечатляющий вид северной столицы, торжественно и горделиво представляющей молодой петровский флот. В этой гравюре отразилось своеобразие манеры художника: подчеркнутая линейная ритмика, сочетание жестких контуров с легкой штриховкой, декоративное изящество. Сосредоточив свое внимание на изображении Петербурга, Зубов почти не обращается к образу Москвы.

Следующий этап в развитии городского пейзажа связан с творчеством знаменитого графика середины XVIII столетия Михаила Махаева.

Двенадцать знатнейших перспектив Петербурга, рисованных художником, гравировали искусные мастера Академии наук под руководством И. Соколова. Петербург Махаева не суровый портовый город, а роскошная, нарядная столица с торжественными архитектурными ансамблями, барочными дворцами и усадьбами. Наряду с панорамами в творчестве художника есть композиции камерного характера, проникнутые поэзией и лирическим чувством, например, Проспект по реке Фонтанке от Грота и Запасного дворца, Вид Летнего дворца с юга. Произведения этого мастера характеризуются строгим построением, пространственной широтой, убедительной передачей световоздушной среды, эмоциональной окраской.

В русском искусстве конца XVIII начала XIX века городской пейзаж становится самостоятельным видом живописи.

Его родоначальником считается выдающийся русский живописец Федор Алексеев. Ему удалось преодолеть сухую документальность произведений предшествующей эпохи. В алексеевских полотнах, наполненных жизненной правдой, перспектива уводит взгляд зрителя в глубину композиции по диагонали, так что точка схода оказывается за пределами картины. С помощью этого приема, характерного для театральной живописи, художник добивался особой естественности в передаче изображаемого. Алексеевым созданы многочисленные виды русских городов, но самые вдохновенные его творения посвящены Петербургу, который приобрел к концу XVIII столетия вид завершенного архитектурного ансамбля. Дворцовая набережная от Петропавловской крепости любимый мотив этого мастера. В гармонически просветленных пейзажах города он с художественным блеском передает торжественный строй петербургской архитектуры, спокойную гладь реки, медленно плывущие лодки, напоминающие гондолы. В петербургских работах 10-х годов XIX века художник соединяет тему пейзажа с темой повседневной жизни города.

В начале XIX века на смену трудоемкой технике гравюры на металле приходит литография.

Несомненный интерес представляют литографированные виды Петербурга и его окрестностей, рисованные в 1820 — 1830 годы А.Мартыновым, С.Галактионовым, К.Беггровым, В.Садовниковым, К.Сабатом. Их произведения, отмеченные строгой графической манерой, удачно передают своеобразие Петербурга. К акварельным и карандашным этюдам городских видов обращаются и архитекторы. Они рисовали как проектируемые, так и реальные ансамбли и здания. Наиболее интересные акварельные и графические образы Петербурга созданы А. Воронихиным и А. Брюлловым.

На характер изображений Петербурга середины XIX столетия определенное влияние оказал романтизм. В городских пейзажах значительное внимание стало уделяться всевозможным явлениям природы: гроза, лунный свет, закат, сумерки. Это придавало городским видам загадочность и таинственность. Романтический образ города сильнее всего раскрывается в живописи Максима Воробьева и учеников его школы. «Осенняя ночь в Петербурге» и «Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью» — одни из лучших картин художника. [16]

А. П. Остроумова-Лебедева запечатлела пейзажи города в чёрно-белых гравюрах и акварелях первой половины XX века.

Мстислав Добужинский запечатлел городские пейзажи в цикле цветных гравюр и картин 1900-х - 1910-х годов.

Д. И. Митрохин создал цикл акварелей и гравюр, запечатлевших Санкт-Петербург — Ленинград 1910-х—1950-х.

Ленинградские художники Михаил Канеев, Ярослав Крестовский, Александр Коровяков, Анатолий Ненартович, Александр Семенов, Арсений Семенов, Вениамин Борисов, Александр Шмидт и другие в 1940-90 годы запечатлели в своих произведениях образ современного Ленинграда.

Иным становится творческий метод у художников, сформировавшихся в 1970-80-е годы. Они стремятся стилизовать виды города, трансформируют композицию в русле традиционных в прошлом жанров. Так, в офорте А.Москвичева, демонстрирующем Петербург с высоты птичьего полета, используется прием, популярный в старинных гравюрах.

Образ Петербурга северного, дождливого привлек молодого графика А.Мажугу, который, словно покорившись осенней красоте, запечатлевает дома на Петроградской стороне, отраженные в холодной воде реки.

Воплощение города загадочного, закрытого для посторонних встречается в творчестве Ф.Васильевой, Л.Кульшарова.

Изображения Санкт-Петербурга довольно часто можно встретить в лаковой миниатюрной живописи, чаще всего город изображался в миниатюрах Федоскино и Холуя, единичные экземпляры можно встретить в других промыслах.

В Федоскино, с присущей ему живописностью и в лучших традициях, имеется огромное количество работ посвященных Петербургу. Вначале XIX в. большое распространение получили изображения Петербурга, и по сегодняшний день интерес не угасает. М. Тугаринов, С.И. Козлов, Н.М. Солонинкин, А.С. Козлов, А.А. Козлова, вот только малая часть имен художников Федоскино воспевающих город.

В произведениях Аллы Козловой зрителя всегда привлекают и покоряют легкость рисунка, приверженность светлому колориту, широкое использование декоративных эффектов перламутра. Ее вещи всегда создают ощущение праздника. Персонажи Аллы Козловой – беззаботные и веселые куколки – барышни XIX века, кружащиеся на льду замерзшей Невы в центре Санкт-Петербурга. Все эти образы искренне выражают душевное состояние автора, которая и в жизни вокруг себя старается создать веселое театральное действо.

В Холуе известны такие имена, как Н. Шведцов, М. Комаров, О. и С. Суворовы, Е. Грачев, М.А. Архипов, Т. Милюшина, В.Н. Седов, С.В. Теплов, А. А. Копиенко. Санкт-Петербург, изображаемый в Холуе, это не живописные виды города, это стилизованные здания, достопримечательности Петербурга, напоминающие палаты. Композиции в работах холуйских художников примечательны - в одной работе собраны все известные места города. Наиболее известный холуйский миниатюрист А. А. Копиенко, с особой точностью и мельчайшими подробностями, переносил великолепные достопримечательности Петербурга, на маленькие шкатулки. [Приложение 1,2] Если Копиенко пытался чуть реалистично передать архитектуру города, то Дмитриев С.М. наоборот декоративно изображал Санкт-Петербург в привычном для Холуя стиле.[Приложение 3] Работы Дмитриева тоже очень мелко прописаны, в них чувствуется Петербург с присущей ему грацией.

Создание композиции

В начале работы над курсовым проектом были продуманы от начала до конца этапы выполнения. Перед выполнением работы в материале, необходимо создать проект на планшете. После множества зарисовок с видами Санкт-Петербурга, были также выполнены зарисовки Петербурга с гравюр художников А. Зубова, М. Махаева. Каждая зарисовка была закомпонована в листе с учетом его формата (А4), учитывалось также разнообразие вариаций композиционных решений. [Приложение 4,5,]

Подробнее изучив материалы различных источников, рассказывающих о гравюрах, а так же просмотрев иллюстративный материал, собранный для курсовой работы, было решено взять за основу одну из гравюр Михаила Махаева в альбоме «Знатнейшие проспекты Петербурга», «Проспект вверх по Неве-реке от Адмиралтейства и Академии наук к востоку».

Задача заключалась в переработке гравюры (компиляции) для росписи шкатулки в технике лаковой миниатюрной живописи. Были выполнены различные варианты зарисовок с гравюры, велась работа по подбору определенного размера изображения. В итоге выбор был остановлен на шкатулке размером 18х6х4см, где все изображение гармонично вписывалось в данный формат. [Приложение 6,7,8]

Работа представляет собой панораму от Адмиралтейства к Академии наук. На первом плане – Нева с многочисленными суднами. Слева Академия наук, пришвартованная к берегу галера с собранными парусами, на ней развиваются флаги. Чуть правее середины располагается большая парусная галера с рядами весел и собранными парусами. На мачтах развеваются вымпелы. Корма венчается высоким фонарем. По направлению к галере, почти параллельно краю композиции плывет остроносая лодка с двумя людьми, одетыми в военную форму (один из них гребет сидя, другой - стоя). Рядом, перпендикулярно ходу лодки - шлюпка, в которой сидят и стоят солдаты с ружьями и пиками. Параллельно шлюпке в правом нижнем углу, еще одна большая парусная галера, идущая вниз по течению. Вверх по течению Невы идут две галеры с развевающимися Андреевскими флагами, вымпелами, поднятыми якорями, с людьми на борту. У правого края - набережная, вдоль которой идет ряд двух, - четырехэтажных домов; первое здание на набережной третьего Зимнего дворца в стиле русского барокко. Здание трехэтажное с полувальмовой крышей, нижний скат которой плавно вогнут. Фасад дворца, обращенный к Адмиралтейству, - с двумя ризалитами, фасад со стороны Невы - гладкий. Вдалеке виднеется Петропавловская крепость и ещё хаотично плывущие галеры. Третий план составляет небо с перистыми и кучевыми облаками.

По окончанию поисков композиционно улучшенного решения, приступили к чистовому рисунку. При выполнении чистовой работы, уделялось внимания качеству выполнения рисунка, ударов линий и соответствию линейного рисунка эскизу. Чистовой рисунок был дополнен новыми элементами, проходила работа над ошибками, допущенными при выполнении зарисовок.

Следующий этап – выполнение цветовых эскизов.[Приложение 9,10] Среди множества вариантов колористического решения композиции, был выбран вариант, выполненный в монохромной гамме, с использованием белил титановых, ультрамарина, умбры жженой, сажи газовой, алюминиевой краски. По данному эскизу был выполнен чистовой вариант колористического решения, проходящий в несколько этапов.

После завершения работы над проектом крышки изделия, приступили к выполнению орнамента на кузовке. Был разработан орнамент подчеркивающий тематику курсовой работы, тонкие стилизованные волны. Орнамент был выполнен алюминиевым порошком, встворенным с гуммиарабиком.

Проект композиции курсовой работы был оформлен на планшете, и после приступили к выполнению в материале.