- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Сегодня Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они творили.



Сура 36 «Йа Син», аят 65

 

 
 


57 То есть люди будут заходить в мечеть и выходить из нее, не совершая молитвы, или, заходя в мечеть, будут проходить, не совершая двух рак'атов приветствия мечети.

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 158


Они скажут кожам своим: «Почему вы стали свидетельствовать против нас?» Они скажут: «Нас заставил говорить Аллах, Который заставляет говорить всякую вещь».

Сура 41 «Разъяснены», аят 21

 

Возможно также, что люди достигнут таких вершин знания, что научатся понимать язык животных и заставят «говорить» неодушевлённые предметы, как это было, например, когда изобрели телевизор и радио.

 

Воды Евфрата обнажат гору золота

Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Близится то время, когда обнажит Евфрат золото, и пусть тот, кто застанет это время, ничего не берёт из него». А в другой версии говорится: «Обнажит Евфрат гору золота»[Бухари; Муслим].

А в версии Муслима говорится: «Не наступит Час, пока не обнажит Евфрат гору золота, из-за которого люди станут сражаться, и из каждой сотни будет убито девяносто девять. И каждый из них будет говорить: "Может быть, именно я спасусь"»[Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 78; Муслим, № 2894].

А вот как передаёт этот хадис Убайй ибн Ка'б: «Близится время, когда Евфрат обнажит гору золота и люди, услышав об этом, устремятся к ней. А стоящие возле неё скажут: "Если мы оставим людей в покое, они всё растащат", и они начнут сражаться за это золото, и из каждой сотни будет убито девяносто девять человек» [Муслим, № 2295].

Под словом «обнажит»подразумевается, что вода Евфрата высохнет, — так говорит ан-Навави. Причиной этого может быть изменение направления его течения. Это золото находится под землёй, и местонахождение его неизвестно, и когда река перестанет течь по своему обычному руслу и потечёт возле этой горы, она обнажится. А Аллах знает обо всём лучше.

Посланник запретил тем, кто окажется рядом с этой горой, брать из неё что-либо потому, что это послужит поводом для смуты, сражения и кровопролития.

ГЛАВА 9. ЕЩЕ НЕ ПРОИЗОШЕДШИЕ СОБЫТИЯ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПРИБЛИЖЕНИЕ ЧАСА 159


Земля обнажит скрытые в её недрах сокровища

Абу Хурайра передаёт слова Посланника Аллаха : «Земля обнажит свои сокровища, и будут возвышаться подобия колонн из золота и серебра. И придёт убийца и скажет: "Вот из-за этого я убил!" И придёт человек, порвавший родственные связи,и скажет: "Вот из-за этого я порвал родственные связи!" И придёт вор и скажет: "Вот из-за этого мне отрубили руку!" После этого они оставят их и уйдут, ничего не взяв» [Муслим, № 1013].

Это одно из чудесных знамений Аллаха. Он повелит земле вытолкнуть из своих недр скрытые в них сокровища. А когда люди увидят, как много вокруг золота и серебра, у них пропадет желание брать его и им станет больно от того, что они совершили грехи и ослушивались Аллаха ради того, чтобы получить эту ничтожную по сути вещь.

 

 

Мусульмане будут искать убежища и защиты в Медине

Когда приблизится Час, мусульмане ослабеют и потеряют былую мощь. Их окружат враги и осадят их, укрывшихся в Медине.

Ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт слова Посланника Аллаха : «Близится то время, когда начнётся осада мусульман, укрывшихся в Медине, так что самым дальним укреплённым пунктом их будет Салях58»[Абу Давуд; аль-Нкйк; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 8033].

 

Появление правителя по имени Джахджах

Аль-Джахджах — человек из потомства Кахтана. Он окажется у власти и будет могущественным и суровым правителем. Абу Хурайра передаёт, что Пророк сказал: «Не наступит Час, пока не появится человек из потомства Кахтана, который будет руководить людьми с помощью своей палки» [Бухари; Муслим].

А в версии Муслима говорится: «Не уйдут навсегда дни и ночи, пока не станет правителем человек по имени Джахджах».

Возможно, что речь идёт о двух разных людях. В «Сунан» ат-Тирмизи в хадисе от Абу Хурайры упоминается о том, что этот

 

 
 


58 Салях — место недалеко от Хайбара.

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 160


человек — из мавали59. Абу Хурайра передаёт слова Посланника Аллаха : «Не уйдут навсегда дни и ночи, пока не станет правителем человек из числа мавали, которого будут называть Джахджах» [Тирмизи; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 7561].

Под словами «будет руководить людьми с помощью своей палки»подразумевается, что он будет подчинять себе людей с помощью силы, принуждать их, и они будут покоряться ему, то есть это указание на его могущество и суровость. Слово джахджах означает 'тот, кто много кричит', а это свойственно как раз тому, кто правит «с палкой», как говорит Ибн Хаджар [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 78].

А вот к добру или злу будет он направлять людей таким образом, мы не знаем, потому что Посланник нам об этом не сообщил.

 

Смуты и испытания

'Абдаллах ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Мы сидели у Посланника Аллаха ,разговаривая о грядущих смутах и испытаниях. И он упомянул о многих из них, а когда дошёл до "смуты попон", один человек спросил: "А что такое <смута попон >?" Он ответил: "Это смута, от которой люди будут бежать, теряя своё имущество и близких. А после неё будет <смута благоденствия>. Выйдет она из-под ног человека из моей семьи. Он станет утверждать, что он — от меня, но на самом деле он не имеет ко мне отношения, ибо мои приближённые — только богобоязненные. Потом люди помирятся и совместно изберут человека, который на самом деле будет столь же неподходящим для них, как не подходит бедро к ребру. Затем будет <чёрная смута>, и она не обойдёт стороной никого из этой общины, и когда скажут, что она прекратилась, она продолжится дальше. И во время неё будет человек просыпаться верующим, а засыпать уже неверующим. И будет человек засыпать верующим, а просыпаться уже неверующим. И разделятся люди на два лагеря — лагерь, в котором только верующие и нет лицемеров, и лагерь, в котором только лицемеры и нет верующих. И если увидите это, ждите, что сегодня-завтра

 
 


59 Мавали (ед. ч. мауля) — вольноотпущенники или неарабы, которые присоединялись к какому-нибудь племени и находились под его покровительством, становясь его союзниками.

ГЛАВА 9. ЕЩЕ НЕ ПРОИЗОШЕДШИЕ СОБЫТИЯ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПРИБЛИЖЕНИЕ ЧАСА 161


появится Даджжаль"»[Абу Давуд; Ахмад; аль-Хаким; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 974].

Попона — это ткань, которой покрывают спину верблюда до того, как положить на неё седло. Добавление слова «попона»к слову «смута» указывает на то, что смута эта, начавшись среди людей, будет неотступно сопровождать людей подобно тому, как плотно прилегающая попона «сопровождает» спину верблюда. Аль-Хаттаби сказал: "Возможно, что эта смута сравнивали с попоной из-за того, что она будет беспросветной и тёмной, подобно чёрной верблюжьей попоне».

«Смута благоденствия» названа так потому, что причиной её зарождения станет всё то, что составляет собой благополучие и радует человека: достаток, здоровье и т. д. Ведь человек совершает грехи и ослушивается, когда у него много благ и есть все возможности и средства для этого.

«Как не подходит бедро к ребру»— так по-арабски говорят о чём-то неподходящем, потому что бедро никак не присоединить к ребру, да и пользы от такого соединения никакой, ибо оно туда явно не подходит.

«Чёрная смута»названа так потому, что она покроет людей своим злом словно копотью»

 

Появление Махди

 

Хадисы, в которых упоминается Махди

В достоверных хадисах говорится, что Всевышний Аллах в конце времён пошлёт справедливого правителя, который встанет во главе нашей общины. Будет он из семейства Посланника ,одним из потомков Фатымы , и имя его и имя его отца будет совпадать с именем Посланника и именем его отца. В хадисах он описывается как человек с широким лбом и орлиным носом. Он наполнит землю справедливостью после того, как наполнилась она притеснением и несправедливостью.

Вот некоторые хадисы о нём.

1. 'Абдаллах ибн Мас'уд передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Не наступит конец миру этому, пока не станет правителем арабов человек из людей дома моего, причём имя его будет совпадать с моим» [Тирмизи; Абу Давуд].

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 162


А в версии Абу Давуда говорится: «Если бы осталось миру существовать всего один день, Аллах продлил бы этот день, чтобы послать в него человека из моего потомства [или: из людей дома моего]. Имя его будет совпадать с моим именем, а имя его отца будет совпадать с именем моего отца. Он наполнит землю справедливостью после того, как наполнилась она притеснением и несправедливостью» [Сахих аль-джами' ас-сагир, № 5180].

2. Умм Саляма передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Махди — из моей семьи, из потомства Фатымы» [Абу Давуд; Ибн Маджа; аль-Хаким; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 6, с. 22]60.

3. 'Али передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Махди — один из нас, людей дома. Аллах подготовит его за одну ночь»[Ахмад; Ибн Маджа; Сахих аль-джами ас-сагир, т. 6, с. 22]61.

4. 'Али также передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Даже если бы до конца времён оставался всего один день, Аллах послал бы человека из людей дома моего, который наполнит землю справедливостью подобно тому, как до этого наполнилась она притеснением»[Ахмад; Абу Давуд; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 5181].

5. Абу Са'ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Махди — из моего потомства. Это человек с широким лбом и орлиным носом. Он наполнит землю справедливостью подобно тому, как до этого наполнилась она притеснением и несправедливостью. Править он будет семь лет»[Абу Давуд; Миш кат аль-масабих, № 5454]62.

6. Абу Са'ид аль-Худри также передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Наполнится земля несправедливостью и притеснением, и когда это произойдёт, Аллах пошлёт человека из моего потомства с таким же именем, как у меня. Он наполнит землю справедливостью после того, как наполнилась она когда-то притеснением и насилием»[Баззар; аль-Хаким; Ахмад; Ибн Хиббан].

Абу Ну'айм приводит этот хадис в книге «Аль-Хилья = Украшение» в таком виде: «Не наступит Час, пока не наполнится земля притеснением, несправедливостью и жестокостью, после

60 Аль-Албани назвал этот хадис достоверным.

61 Аль-Албани назвал этот хадис достоверным.

62 Хадис с хорошим иснадом.

 

ГЛАВА 9. ЕЩЕ НЕ ПРОИЗОШЕДШИЕ СОБЫТИЯ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПРИБЛИЖЕНИЕ ЧАСА 163


чего появится человек из моей семьи и наполнит землю справедливостью подобно тому, как раньше наполнилась она притеснением и несправедливостью»63.

Абу Са'ид передаёт такой хадис: «Появится в моей общине Махди, и Аллах дарует ему дождь, и земля выведет свои растения, и даровано будет людям богатство, которое будет распределяться справедливо, и станет много скота, и община обретёт могущество. Проживёт он так семь или восемь лет»[аль-Хаким]64.

А вот версия этого хадиса, приводимая у Абу Давуда: «Даже если бы миру этому осталось существовать всего один день, Аллах продлил бы этот день для того, чтобы послать в него человека из моего потомства. Имя его будет совпадать с моим именем, а имя его отца — с именем моего отца, и он наполнит землю справедливостью»[Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1529].

 

Насколько достоверны хадисы, в которых упоминается Махди?

Шейх 'Абд-аль-'Азиз ибн 'Абдаллах ибн Баз (да помилует его Аллах) сказал по этому поводу следующее: «Люди осведомлены о Махди, хадисов о нём существует немало, и они передаются большим количеством людей, что не оставляет сомнений в их достоверности. Об этом говорили многие учёные. Хадисы эти передаются по разным путям, от разных людей, однако смысл у них у всех один, хотя он и облачён в разные формы. Эти хадисы указывают на появление в будущем реального человека, обладающего определёнными качествами. Его имя Мухаммад ибн 'Абдаллах аль-'Аляви аль-Хасани65. Он будет потомком аль-Хасана ибн 'Али ибн Абу Талиба . Этот правитель — милость Всевышнего Аллаха, которую пошлёт он нашей общине в конце времён. Он придёт и установит справедливость, и при нём восторжествует истина. Он устранит насилие и притеснение, и через него Аллах распространит благо и справедливость в мусульманской общине и выведет людей на истинный путь.

 
 


63 Аль-Хаким сказал, что иснадэтой версии хадиса безупречен согласно требованиям аль-Бухари и Муслима.

64 Аль-Хаким, аз-Захаби и Ибн Хальдун назвали этот хадис достоверным.

65 То есть он потомок аль-Хасана, сына 'Али ибн Абу Талиба и Фатымы,дочери Посланника Аллаха .

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 164


Я изучил немало хадисов, в которых говорится о Махди, и пришёл к такому же выводу, как и аш-Шаукани, Ибн аль-Каййим и другие. Среди них есть достоверные, есть хорошие, есть слабые, но подкрепляющие друг друга, и есть присочинённые. Нам же достаточно тех, у которых нормальные иснады, независимо от того, достоверны ли они сами по себе или считаются таковыми из-за наличия других достоверных хадисов с таким же смыслом. А слабые хадисы, подкрепляющие друг друга, принимаются учёными в качестве аргумента. Абсолютное большинство учёных считают, что Махди действительно появится в конце времён и это — истина. Что же касается тех немногих учёных, которые отрицают грядущий приход Махди, то на их слова не стоит обращать внимания» ['Абд-аль-Мухсин ибн Хамд аль-'Аббад. Ар-Радд 'аля ман каззаба би-ль-ахадис ас-сахиха аль-варида фи ль-Махди].

Шейх 'Абд-аль-Мухсин ибн Хамд аль-'Аббад посчитал, от скольких сподвижников передаются хадисы о Махди, и оказалось, что их двадцать шесть, а книг, в которых эти хадисы приводятся, — тридцать шесть. Они есть в четырёх «Суннах», в «Муснаде» Ахмада, в «Сахихе» Ибн Хиббана, в «Мустадраке» аль-Хакима и других источниках ['Абд-аль-Мухсин ибн Хамд аль-'Аббад. 'Акидат ахль ас-сунна ва-ль-асар фи ль-Махди аль-мунтазар].

Многие учёные собрали эти хадисы и посвятили им отдельные труды. Они привели цепочки передатчиков и изучили их. Среди них Абу Бакр ибн Абу Хайсама Зухайр ибн Харб, как говорит Ибн Хальдун, и среди них Абу Ну'айм.

Ас-Суюты сократил написанное Абу Ну'аймом в его книге «Аль-'Урф аль-варди фи ахбар аль-Махди = Сообщения о Махди»и внёс некоторые добавления. Материал этот есть в его изданном сборнике фетв «Аль-Хави». А Ибн Касир посвятил упоминаниям о Махди отдельную небольшую книгу, а также некоторую часть своей книги «Аль-Фитан ва-ль-маляхим = Смуты и битвы». Ибн Хаджар аль-Мекки написал книгу«Аль-Кауль аль-мухтасар фи 'аля-мат аль-Махди аль-мунтазар = Сокращённый рассказ о приметах Махди». Писал на эту тему и аль-Муттаки аль-Хинди и Мулла аль-Кари, который назвал свою книгу «Аль-Мащраб аль-варди фи маз-хаб аль-Махди = Сообщения о Махди», а также Мар'и ибн Юсуф аль-Ханбали, ас-Сан'ани и другие.

Многие исследователи хадисов, в том числе аль-Хаким, аз-Захаби, Абу Ну'айм, Ибн аль-'Араби аль-Малики, аль-Куртуби. шейх ислама Ибн Таймийя, Ибн Каййим аль-Джаузийя, Ибн Хаджар
ГЛАВА 9. ЕЩЕ НЕ ПРОИЗОШЕДШИЕ СОБЫТИЯ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПРИБЛИЖЕНИЕ ЧАСА 165


аль-'Аскаляни, ас-Суюты и другие, подтвердили достоверность хадисов, в которых упоминается аль-Махди [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, т. 4,с. 40-41], поэтому не стоит обращать внимание на слова тех, кто, будучи недостаточно сведущим в этой науке, утверждает, что эти хадисы слабые или даже присочинённые.

 

 

Что говорят о Махди представители различных течений в исламе

1. Приверженцы Сунны. Их убеждения основаны на приведённых нами достоверных хадисах. Они верят в то, что Махди — это праведный и справедливый правитель, которого Аллах пошлёт к людям в качестве обновителя религии, и с помощью него Аллах возвысит ислам.

Ибн Хальдун говорит: «Знай, что всем последователям ислама на протяжении веков было известно, что в конце времён появится человек из семейства Пророка ,который укрепит религию и установит справедливость. За ним последуют мусульмане, и в его распоряжении окажутся владения мусульман. Его будут называть Махди... Следом за его приходом появится Даджжаль и произойдут все события, указывающие на приближение Судного дня. 'Иса спустится после его прихода и убьёт Даджжаля или поможет Махди убить его, и будет совершать молитву под руководством Махди» [Ибн Хальдун. Мукаддима].

2. Шииты-имамиты. Они считают, что Махди — это их последний, двенадцатый имам, Мухаммад ибн аль-Хасан аль-'Аскари, который, согласно их убеждениям, является потомком аль-Хусейна ибн 'Али, а не аль-Хасана. Они убеждены в том, что он вошёл в подземное помещение в Самарре более тысячи ста лет назад, а было ему тогда пять лет, и с тех пор он где-то живёт, но его никто не видит. Он и есть Махди, пришествия которого они ожидают. Однако никаких доказательств и подтверждений этой их теории нет. Более того, она явно противоречит логике. К тому же Аллах сделал людей смертными и дал им относительно недолгую жизнь, а в их теории это установление Аллаха в расчёт не принимается. И ещё — какой смысл ему скрываться где-то, если он жив? Как раз напротив — он обязан выйти, призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого...

3. Те, кто отрицает существование Махди. Это отдельные люди, относящие себя к приверженцам Сунны, которые, однако, не обладают особыми знаниями в области исследования текстов и цепочек передатчиков. Их доводы разбили учёные, посвятившие
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 166


этому отдельные сочинения. Последнее из таких сочинений, которое я видел, принадлежит перу выдающегося учёного шейха 'Абд-аль-Мухсина и называется «Ар-Радд 'аля ман каззаба би-ль-ахадис ас-сахиха аль-варида фи ль-Махди». Есть ещё книга шейха Хамуда ибн 'Абдаллаха ибн Хамда ат-Тувайджри, которая называется «Аль-Ихтиджадж би-ль-асар 'аля ман анкара аль-Махди аль-Мунтазар».

4. Люди, находившиеся у власти в прошлом, каждый из которых утверждал, что он и есть аль-Махди, или это говорили о них некоторые люди. Некоторые из них были праведными людьми, каждого из которых называли Махди — не потому, что считали его тем самым Махди, о котором говорил Посланник ,а просто в надежде на то, что он будет одним из имамов, ведомых прямым путём, которые говорят и судят по Истине. Один из таких людей — аббасидский халиф аль-Махди. А некоторые из правителей, утверждавших, что они и есть Махди или о которых говорили так грешные и порочные люди, были далеко не праведными. Например, безбожник 'Убайдаллах ибн Маймун аль-Каддах, родившийся в 259 г. х. и умерший в 322 г. х. Его дед был иудеем, выходцем из семьи огнепоклонников. Он объявил о своей принадлежности к семейству Посланника Аллаха, хотя это была заведомая ложь. Он заявил, что он и есть Махди, пришествие которого предсказал Пророк . Он пришёл к власти и обрёл могущество. Его потомки установили своё правление в Магрибе, Египте, Хиджазе, Шаме. Немало горя и бед принесли они мусульманам. Они говорили даже о своей божественности и утверждали, что у Шариата есть внешняя (явная) и внутренняя (сокрытая) сторона. Это были правители рафидитов и карматов, принадлежащих к секте батынийя. Они прикрывались рафидизмом и принадлежностью к семейству Пророка , которой на самом деле не было. Их религией было безбожие, которое они и распространяли. Они имели немалое влияние до тех пор, пока Аллах не избавил от них мусульманскую общину посредством Салях-ад-дина аль-Айюби, который уничтожил их. Был ещё магрибский «Махди» Мухаммад ибн Тумарт (485-524 г. х.). Это был лжец и притеснитель. Он заявил о том, что он и есть ожидаемый всеми Махди. Он приказывал своим сподвижникам сидеть в могилах66 и сообщать людям о том, что он — Махди, а потом, ночью, засыпал

 

66 То есть они спускались в могилу, после чего закрывали её сверху и говорили людям, оказавшимся поблизости, что Мухаммад ибн Тумарт — Махди, чтобы люди решили, что это умершие вещают из своих могил.

ГЛАВА 9. ЕЩЕ НЕ ПРОИЗОШЕДШИЕ СОБЫТИЯ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПРИБЛИЖЕНИЕ ЧАСА 167


их, живых, землёй в этих могилах, чтобы никто никогда не разоблачил его [Ибн аль-Каййим. Аль-Манар аль-муниф].

5. Кисаниты. Они утверждают, что Махди — это Мухаммад ибн аль-Ханафийя (сын 'Али ибн Абу Талиба, брат аль-Хасанаи аль-Хусейна по отцу), который до сих пор жив и находится на горе Ридва, между двумя львами, которые охраняют его, и там у него два источника, из воды и мёда. С ним туда вошли сорок его сподвижников, и сейчас о них ничего неизвестно. Они утверждают, что все они живы и что он вернётся после долгого отсутствия и наполнит землю справедливостью после того, как она наполнилась насилием и притеснением. А держат его там в качестве наказания за его выход к 'Абд-аль-Малику ибн Марвану, а по другой версии, к Язиду ибн Му'авии.

Именно об этом говорил Касир 'Изза:

 

Внук, который не вкусит смерти до тех пор, пока

Не поведёт за собою конницу с поднятым знаменем.

Некоторое время его не будет видно среди них.

Он на горе Ридва, и у него — вода и мёд.

 

Ас-Сейид аль-Хумайри тоже был последователем этого течения, и вот написанные им строки:

 

Скажи имаму: «Да стану я выкупом за тебя!

На этой горе затянулось твоё пребывание...»

 

Как же ничтожны их умы, как мало они понимают — верят абсолютно бездоказательным утверждениям...

 

 

Время пришествия Махди

Шейх 'Абд-аль-'Азиз ибн Баз говорит: «Ибн Касир в книге "Аль-Фитан ва-ль-маляхим" пишет: "Я думаю, произойдёт это, когда спустится 'Иса. На это указывает хадис, переданный аль-Харисом ибн Абу Усама. В нём говорится: <Их предводитель Махди>,а это указывает на то, что, когда спустится 'Иса ибн Марьям, Махди уже будет с людьми. На это указывают и некоторые версии хадиса, приводимые у Муслима, и не только. Однако чётких указаний в них нет, поэтому утверждение это хотя и очень вероятное, но далеко
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 168


не категоричное"» [Ар-Радд 'аля ман каззаба би-ль-ахадис ас-сахиха аль-варида фи ль-Махди].

Муслим приводит в своём «Сахихе» сообщение от трёх матерей верующих — Умм Салямы, Хафсы и 'Аиши — о том, как Посланник сообщил, что войско отправится к Дому за укрывшимся там человеком и Аллах сделает так, чтобы оно провалилось под землю в пустыне. Умм Саляма рассказывает: «Посланник Аллаха сказал: "Один человек будет искать убежища у Дома, и пошлют за ним войско, и, когда будут они проезжать через пустыню, земля под ними провалится".Я спросила: "О Посланник Аллаха, а как же те, кто был с ними не по своей воле?" Он ответил: "Они тоже провалятся вместе с ними, однако в Судный день, когда они будут воскрешены, с каждым из них поступят согласно его намерению"»[Муслим, № 2882].

А Хафса передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «К этому Дому непременно направится войско, которое предпримет поход на него. Когда они будут в пустыне, земля под теми, кто был в середине, провалится и идущие в начале закричат тем, кто едет позади, а потом земля провалится и под ними, и останется только один человек, который и сообщит людям о том, что произошло».

А в другой версии хадиса говорится: «Придут к Дому в поисках защиты люди, которые будут немногочисленны и беззащитны, и у них не будет оружия и снаряжения...» [Муслим, № 2883].

'Аиша передаёт, что однажды Пророк стал вздрагивать во сне. Она говорит: «И мы сказали: "О Посланник Аллаха! Ты делал во сне то, чего никогда не делал раньше". Он сказал: "Удивительное дело... Люди из моей общины отправятся к Дому за человеком из Курайша, который укроется там. И когда будут они пересекать пустыню, земля под ними провалится". Мы сказали: "О Посланник Аллаха, ведь в этом месте могут оказаться и другие люди". Он сказал: "Да, среди них будут те, кто действовал сознательно, те, кого принудили, а также случайные путники. Все они погибнут разом, однако в Судный день их ждёт разная участь"» [Муслим, № 2884]67.

Кто этот человек, который станет искать убежища у Дома и которому поможет Аллах, погубив тех, кто пожелает причинить

 

 
 


67 Другие версии этого хадиса приводятся у Ахмада, Абу Я'ля, аль-Хакима, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и других.

ГЛАВА 9. ЕЩЕ НЕ ПРОИЗОШЕДШИЕ СОБЫТИЯ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПРИБЛИЖЕНИЕ ЧАСА 169


ему вред? Будет ли это Махди, о котором говорилось в вышеупомянутых хадисах? Мы не знаем... Это знает только Аллах.

 

 

Махди — тот самый халиф, который будет сыпать деньги горстями?

В хадисах упоминается халиф, во время правления которого умножится благо — так, что будет он сыпать деньги горстями, не считая их. Будет ли это Махди или кто-то другой? Это известно только Аллаху.

Джабир ибн 'Абдаллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «При жизни последних поколений моей общины появится халиф, который будет сыпать деньги горстями»[Муслим, № 2913].

А Абу Са'ид передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Будет среди ваших халифов такой, который будет сыпать деньги горстями, не считая их»[Муслим, № 2914].