- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятии.



Сенсорное воспитание является основой умственного развития и воспитания ребен­ка.Оно направлено прежде всего на развитиезрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Ребенок познает окружающий мир через ощущения и восприятие. Уровень развития ощущений и восприятия определяет успешность познавательной деятельности ребенка.

 

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

В дошкольном образовании одной из первых педагогических технологий частного характера можно назвать технологию, разработанную итальянским врачом, педагогом М. Монтессори (1870–1952). Цель ее состоит в развитии сенсорных ощущений дошкольников («утончение чувств»). Для этой цели разработана система дидактических средств, с помощью которых осуществлялось это развитие чувств.

В ряде работ отечественных и зарубежных психологов и физиологов (М. П. Денисова и К. Л. Фигурин, А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова, Н. И. Касаткина и А. И. Левикова, М. О. Шрифтзетцер, Дж. Гибсон и др.) показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слухового анализа в развитии восприятия.

Исследования развития детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Ш.А. Абдуллаева, С. Л. Новоселова, Н. М. Щелованов и др.). Внешние свойства предмета с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия. В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаявляется формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствамв ходе овладения практической деятельностью (Ананьев Б. Г. Рыбалко Е. Ф.).

Как показали исследования А. В. Запорожца , Л. А. Венгера и др., развитие восприятия в дошкольном возрастепроисходит на основе усвоения сенсорных эталонов. Л. А. Венгером была разработана теория развития восприятия ребенка, послужившая основой для проведения цикла исследований сенсорных способностей и разработки целостной системы сенсорного воспитания детей.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.

В сенсорном воспитании сложилось традиционное содер­жание. Оно идет от народной педагогики и получило раз­витие в теоретических трудах и практике известных педа­гогов (Ф.Фребель, М. Монтессори, Е. И.Тихеева и др.). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве.

При этом ставит­ся задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обоня­тельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств.

Одновре­менно ребенок учится правильно называть свойства пред­метов(мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу-сверху, близко-далеко, справа-слева).

В отечественной системе сенсорного воспитания тради­ционное содержание расширено и дополнено за счет вклю­чения ориентировки во времени, развития речевого и му­зыкального слуха.

Ориентирование во временипредполагает, что ребенок усваивает представления о час­тях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека).

Речевой (фонематический) слух - это способ­ность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обоб­щать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нор­мами звукопроизношения. Уровень развития фонематичес­кого слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, ког­да перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значе­ния и работать со словом как звуковым комплексом, т.е. формальной единицей.

Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обу­чение детей обследованию предметов, формирование пред­ставлений о сенсорных эталонах.

 

Согласно новейшим исследованиям, ощущение и воспри­ятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка -значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологи называют­ся перцептивными действиями.

С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность (гладкая, шершавая); сжимает, чтобы определить твердость (мягкость, эластичность) и т.д. Задача сенсорного воспита­ния - своевременно обучить ребенка этим действиям.

Обследование – это специально организованное восприятие, направ­ленное на определение детьми формы, величины пред­мета, его свойств. Например, на занятиях по музыке или в игровой деятельности воспитанникам предлага­ется внимательно рассмотреть предметы, с которыми они будут работать – строительный материал, шари­ки, мягкие игрушки, флажки и т. п. Все это дает воз­можность различать предметы по форме, цвету, каче­ствам.

Обоб­щенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операции сравнения, обобще­ния, для развертывания мыслительных процессов.

Дети узнают при знакомстве с предметами и их словесное обозначение – шар, куб, пирамида, круг, квадрат. Словесное усвоение обозначения или назва­ния предмета в дальнейшем помогает ребенку свободно ориентироваться в мире предметов и в окружаю­щей действительности в целом.

Обучение обследованию предметов проводится с учетом возрастных возможностей детей. Здесь воспи­татель продвигается с детьми от простого к сложному. В старшем дошкольном возрасте дети уже анализиру­ют предметы и по форме, и по цвету, и по весу, и по фактуре, что, естественно, еще не доступно детям млад­шей возрастной группы.

Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

Внешние качества и свойства предме­тов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной дея­тельности: системы мер веса, длины, направлений, геомет­рических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др.

Каждый сенсорный эта­лон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном ста­не, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложится на годы школьного обучения. А. В. Запорожец считает, что набор мерок, эта­лонов необходимо давать в дошкольном возрасте. Владея этими мерками, дети будут соотносить с ними любое вос­принятое качество, давать ему определение. Благодаря этим «единицам измерения» ребенок полнее и глубже познает раз­личные свойства конкретных предметов, его восприятие при­обретает целенаправленный и организованный характер.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особен­ности формы, величины предметов, расстояния и др.).

В дошкольном возрастеребенок пользуется так назы­ваемыми предметными эталонами:образы свойств предметов соотносит с определенными предмета­ми (оранжевый цвет называет «как морковка», квадрат оп­ределяет через форму кармашка, платочка). Обычно этот период длится до границы между пятым и шестым годом жизни, но может задержаться, если взрослые «насаждают» предметные эталоны в деятельность ребенка.

Между тем исследования показали, что в старшем дошкольном возра­стедети могут соотносить качества предметов с освоен­ными общепринятыми эталонами: солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Для ребенка этого возраста эталоном цвета выступают семь цветов спектра и их от­тенки, в качестве эталонов формы - система геометричес­ких фигур, для слухового восприятия - «решетка фонем» родного языка, звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и др.

Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольни­ки применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Например, старших детей вовлекают в ремонт книг, коробок для настольно-печатных игр, при этом определяют, какую взять бумагу для подклейки стра­ниц, ремонта обложки, коробки (тонкую, толстую, прозрач­ную), какой длины и ширины вырезать полоски.

Детям ран­него и младшего дошкольного возраста предлагаются иг­рушки, развивающие их ощущения и восприятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследова­нием предмета, с различением признаков, требуют словес­ного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и др.). В некоторых играх ребе­нок учится группировать предметы по тому или иному ка­честву (собирает на красный коврик красные предметы, кладет в коробку игрушки круглой и овальной формы и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и раз­личными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подво­дятся к овладению сенсорными эталонами.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществ­ляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осяза­ния, обоняния. Так, в лесу, парке малыши учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба - коричневого, у ивы - зеленовато-желтого, у осины -красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспри­нимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит опре­делять запахи грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные про­цессы, воображение, формируются эстетические чувства.