- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Северные монастыри и их деятельность по хозяйственному освоению русского севера

контрольнаяработа
по дисциплине«История Севера»
Тема:«Северные монастыри и их деятельность по хозяйственному освоению РусскогоСевера (на примере Николо-Корельского монастыря)»

Планконтрольной работы
Введение……………………………………………………………………….….3
1.              Основание истановление Николо-Корельского монастыря………..5
2.              «Взлет ипадение». Хронология строительства и разрушения Николо-Корельского монастыря (XVII –XX вв.)………………………………7
3.              Николо-Корельскиймонастырь – морской форпост……………...….9
4.              Миссионерскаядеятельность Николо-Корельского монастыря в Заполярье (XIX – начало XX в.)………………………………………………..11
5.              Хозяйственнаядеятельность Николо-Корельского монастыря........13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………..15

Введение
В период вхождениясеверных земель в состав Московского государства (1470-е гг.) основными видамиземельной собственности были: черносошная, дворцовая (или удельная, то естьпринадлежащая на праве феодальной собственности московскому князю, позднее –царю), монастырская.
Монастырь – обитель,общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, принявших монашество,монашеский обет.
Монах – отрекшийся отсветских сует, постриженик во ангельский образ, мних, инок, чернец, прописанныйк монастырю. (В.И. Даль, «Толковый словарь русского языка»)
 Северные монастыри, вусловиях отсутствия помещичьего землевладения, были самыми крупными хозяйствамина Севере. Монастыри владели землями, пожнями, рыбными ловлями. Все этопозволяло строить красивые церкви, восстанавливать и значительно приумножатьхозяйство. Наиболее прибыльный промысел – солеварение – вскоре оказался в рукаху монастырей. Это придавало им здесь особое значение. Богатейшими монастырямибыли Соловецкий, Антониево-Сийский, Михайло-Архангельский, Николо-Корельский идругие.
Нынешний Архангельскблагодаря Михайло-Архангельскому монастырю получил свое название иместорасположение. В эпоху Ивана Грозного Поморье приобретает особоегеополитическое положение как для России («окно в Европу»), так и для всегомира (транзит на пути из Европы и страны Востока). Торговые связи с Россиейустанавливают многие европейские страны. Для сосредоточения всех торговыхопераций в одном месте, под наблюдением таможенных чиновников, Иван Грозныйраспорядился выбрать место для будущего портового города. Такое место нашли,где располагался Михайло-Архангельский монастырь, и в 1584 году вокругмонастыря был поставлен деревянный город. В течение некоторого времени новоепоселение называлось либо Архангельским городом, либо Новохолмогорами. С 1613 годагород получил название «Архангельский город».
Монастыри являлисьхранителями культуры и распространителями книжности в регионе. Здесь, какправило велось летописание, собирались богатые библиотеки, писались иконы,открывались духовные училища. Это были своего рода духовные крепости. Исполняяфункции просветителей местного населения, северные монастыри занимались такжеактивной колонизацией северных и сибирских земель. Так, Стефан Пермский(1346-1396) мессионерствовал среди народа коми, составил для них азбуку,перевел на коми-язык богослужебные книги и Библию; соловецкий монах ФеодоритКольский (1489-1570) обращал в православие Кольских лопарей.
В эпоху Смутного времениголод, охвативший центральные районы России, пришел и в Поморье. Монастыри,располагавшие большими хлебными запасами, воспользовались спросом и высокоподняли цены на продовольствие. Голод стал причиной того, что северныекрестьяне шли в кабалу к монастырям. В это же время, для защиты от западныхзахватчиков северных рубежей России правительство построило в поморье системукаменных и деревянных крепостей. Особенно мощные стены были возведены вокругСоловецкого монастыря.
В XVII веке, в «эпоху дворцовыхпереворотов», а также вплоть до середины XX века северные монастыри, благодаря их удаленности и суровомуклимату использовались в качестве мест отбывания ссылки для политическихпреступников.
В устье Никольскогорукава Северной Двины, по которому тогда пролегал тогда основной судовой ход,был поставлен Николо-Корельский монастырь. Стоя на стыке речного и морскогопути поморян, он служил морским форпостом на побережье, хорошо связанным сХолмогорами. Еще в 1772 году академик И.И. Лепехин точно и объективно оценилего роль и значение: «В истории Архангелогородской торговли монастырь сей первоезанимать должен место … При сем монастыре была в Никольском Двинском устье ипристань корабельная и привал Двинских судов из Холмогор и прочих мест…пристань сия пребывала сборищем как иностранных, так и русских судов по 1584год». К этой формулировке остается добавить, что и после основанияАрхангельска, спустя 100-150 лет, судоходство по Никольскому рукаву былодовольно оживленным. К 1419 году обитель имела две деревянные церкви, комплексжилых и хозяйственных построек, причалы.
В середине XVI в., именно у стен монастыря СвятогоНиколая с прибытием сюда английского судна «Эдуард Бонавентура» под началомРичарда Ченслера начались торговые отношения Западноевропейских государств иМосковии.

1.  Основаниеи становление Николо-Корельского монастыря.
Николаевский Корельскиймонастырь был основан преподобным Ефимием Корельским в конце XIV столетия. Обитель постепенно сталаподниматься на пустынном берегу Двинского залива Белого моря. На протяжениимногих веков знаменитый поморский монастырь переживал разные периоды. Дважды, в1419 и 1613 годах он подвергался нападению и разграблению соответственноскандинавских и литовских разбойников.
Николо-Корельскиймонастырь название свое получил от племени «корел», обитавшего на южномпобережье Белого моря, а также в честь Николая Чудотворца, считавшегося наСевере покровителем мореходов, охотников, рыбаков.
Первое упоминание влетописи о монастыре, относящееся к 1419 году, драматическое. «Пришед мурманевойною в 500 человек в бусах и шняках … повоеваша … Варгузу, Онегу, Неноксу, …в Корельском монастыре Святого Николы … церкви сожгли, а христиан посекли …» Этазапись позволяет без натяжки отнести возникновение монастыря на первые годы XV века. Первые сведения о постройках идеятельности монастыря можно найти в сотной грамоте 1558 года, в которойперечисляются Успенская и Никольская деревянные церкви, двадцать келий иноков,гостиные кельи, хозяйственные постройки и ограда вокруг монастыря «в замет».Названо около двадцати вотчинных деревень с крестьянами, земли пашни, пожни, рыбныеловли. Эта грамота, а также другие документы позволяют судить о большойхозяйственной, просветительской деятельности и о роли монастыря как военногофорпоста на северных рубежах России.
Становлению и бурномуразвитию монастыря способствовали несколько обстоятельств.
Во-первых, удачное,вопреки многим утверждениям, месторасположение монастыря. Издавна, изучивособенности Белого моря, очертания берегов, течений и ветров, поморы проложилиморской путь, проходивший через Никольский рукав. Именно здесь, в защищенной ответров тихой гавани, и встал монастырь, назвав который именем Святого Николаямонахи получили многочисленных и благодарных прихожан. Северяне – поморы,купцы, земледельцы, служивые люди – всегда считали своим покровителем НиколаяЧудотворца.
Во-вторых, послеразорительного 1419 года быстрому восстановлению обители способствовала имогущественная новгородская посадница Марфа Борецкая, построившая Никольскуюцерковь в память о погибших на Белом море сыновьях Алексее и Феликсе, а затемодарившая монастырь щедрыми вкладами, новыми землями, пожнями, рыбными ловлями,соляными варницами. Все это позволило построить красивые церкви, восстановить изначительно приумножить хозяйство.
В-третьих, в 1553 годукорабль английской торговой компании под командованием Ричарда Ченслера подошелк гавани монастыря. Царь Иван Грозный откликнулся на предложение англичан оторговле указом об образовании порта Святого Николая, и уже через год потекли вобе стороны обильные товары, принося большие прибыли русским и английскимкупцам, государству и монастырю, который сам вступал в торговые отношения синоземцами. Гавань, быстро обустроенная, кишела большими и малыми судами. Вкороткое северное лето по Двине шли караваны речных судов с грузами в обестороны. Заморские товары перегружались на Волге и по сухопутной дорогедоставлялись в Москву и другие города вплоть до Астрахани.
Доходы монастырюприносили и многочисленные торговые люди, и приезжие служивые, для которых былапостроена еще одна гостиная келья. Солидные вклады в казну делали именитыеприезжие как русские, так и иностранцы, часто следовавшие по государственнымделам. В то же время обитель занимается постоянной хозяйственной работой(связанной с землей, рыбной ловлей, промыслом зверя и солеварением), котораявсегда приносила гарантированный доход. Монастырь богател, обустраивался,строил и приобретал подворья в Холмогорах, Москве, Вологде. Позднее, в 1672году, он содержал скиф на Новой Земле, где священники-мессионеры крестилисамоедов по православному обряду. Старцы, ведавшие хозяйством, получиливозможность откладывать средства на каменное строительство.
Но тревожная обстановкана Севере России, постоянные нападения на торговые суда и побережье Беломорьявражеских кораблей, угрозы недругов Руси сжечь порт Святого Николая заставлялиобитель принимать дополнительные меры по обороне монастыря, просить власти опомощи солдатами, вооружением, боеприпасами.
Между тем соперникиангличан в торговых делах – голландцы обосновываются с разрешения русскихпоселенцев у глубоководного рукава Северной Двины на мысе Пур-Наволок, где поуказу царя Ивана Грозного возводятся гостиные и торговые дворы, закладывается будущийгород Архангельск. Англичане еще долго торговали у стен монастыря, но и они,оценив преимущества Архангельска, в 1591 году покинули свою обжитую факторию.
Но, несмотря на это,семнадцатое столетие монастырь встретил в расцвете своего благополучия.Законченный архитектурный ансамбль, с достаточно грозными крепостными стенами,внушительными башнями поражал современников своеобразной красотой. Все также неуменьшалось число паломников, все также процветала торговля солью, котораядобывалась в варницах Неноксы и Уны, также исправно и своевременно взималасьарендная плата на землю, угодья и пастбища. Поморы, верные своему покровителю,делали изрядный крюк (из-за обмеления Никольского рукава), чтобы поставитьблагодарственную свечу Святому Николаю, чем, несомненно, приносили доходмонастырю. Обитель начинает вплотную заниматься своим обустройством, нонадвигаются тревожные годы Смуты, основательно потрясшей Россию.
Докатились беды и домонастыря. В 1613 году, предприняв ряд попыток овладеть крупными населеннымипунктами Беломорья и Подвинья, в том числе и Холмогорами, и получив отпор,остатки литовско-польских войск нападают на монастырь и, преодолев его слабуюзащиту, грабят и сжигают обитель.

2.  «Взлет ипадение». Хронология строительства и разрушения Николо-Корельского монастыря (XVII–XXвв.)
 
Прошли годы и опятьвстают из пепла церкви, рубятся жилые и хозяйственные постройки.Восстанавливается религиозно-просветительская деятельность обители. Несомненно,что большая часть состояния монастыря была эвакуирована или просто припрятана,ибо отстроившиеся монахи начинают подготовку к каменному строительству. В 60 км, на р. Мечке строится кирпичный завод, нанимаются на стороне мастера, которые обучают вотчинныхкрестьян каменному делу.
В 1668 году поднимаетсяУспенская церковь с трапезной в 160 кв. м. здание, возведенное на высоком подклете, имеет множество подсобных помещений, в том числе «палаткукнигохранительную».
Почти одновременностроится колокольня с восьмериком в ярусе звона. Глава была достроена в 1700году, в новую колокольню были перенесены древние часы с боем и девятьколоколов. Десятый, набатный колокол со Спасских ворот Московского Кремля,отлитый мастером Федором Моториным, был доставлен в монастырь в 1681 году какподарок царя.
Строгий и величественныйхрам Святителя Николая строился шесть лет, с 1670 по 1676 годы. Одновременно сНикольским храмом рядом с трапезной строится одноэтажная каменная поварня.Позднее, в 1852 году, здесь надстраивается второй деревянный этаж, а все зданияпереоборудуются в братскую. Переход, соединивший Никольскую и Успенскую церкви,был построен в 1684 году. Таким образом, в центре монастыря появился целыйкомплекс различного назначения зданий, отличавшийся большой целесообразностью ив то же время строгостью и торжественной величественностью.
В 1690-1692 годахплотники Федор Кулаков «со товарищи» поставили рубленую ограду высотой болеечетырех метров тарасами (каждый второй сруб заполнялся землей и камнями). Вполых срубах – бойницы. Всего ограда имела семь башен, в том числе четыреугловых. Над восточными воротами срубили главную надвратную башню с обломом ибойницами. Восьмигранный шатер венчала сторожевая вышка.
В результате реформыЕкатерины II в 1764 году у большинства монастырейотбираются земли. По указу Екатерины II произошла переориентация деятельности обители в пользу миссионерской ихозяйственной. Вводятся штаты, по которым Николо-Корельский монастырьпереводится в разряд третьеклассных со скудным денежным содержанием, а вместомногочисленных земель ему отводится лишь шесть десятин. Главным «полигоном» длямонахов Святого Николы стала Новая Земля, а также Большеземельская иМалоземельская тундра.
В 1768 году архимандритАнтоний за попустительство узникам, которых в монастыре всегда было несколькочеловек, и пьянство с ними был разжалован и сослан, а вместо него первым игуменом(согласно штатам) стал Герман I.
В 1778 году пожариспепелил старые настоятельские кельи. В мае 1793 года большой пожар от молнииуничтожил главы Никольского храма, сгорела Сретенская церковь (построенная в1736 году на могилах), значительная часть ограды, несколько келий.
1809 год. Все Беломорье иПодвинье готовится к отражению интервенции со стороны Англии. Как и в прежниетревожные времена, в монастырь присылаются солдаты, создается ополчение,пополняются боеприпасы. На о. Ягры возводятся укрепления с береговыми орудиями.В этой компании монастырь последний раз сыграл роль военной крепости.
В 1881-1883 годах вместоизрядно обветшавших заново рубятся ограда и башня. Новая башня и стеныполучились невысокими, рубленными из неотборных бревен и лишенными бойниц. В1897 году была разобрана каменная колокольня до звена. Каменный шатер заменилиболее низким, деревянным, но покрытым железом.
В 1899 году игуменмонастыря Прокопий был отрешен от чина за пьянство, а должность игуменаупразднили.
В 1900-1901 годахпоявился двухэтажный дом – гостиница для богомольцев. В 1909 году обновленыпять глав собора Святого Николая. На Успенской церкви вместо одной главыпоставлено как прежде пять. Все храмовые и церковные кресты сделаны из железа.
В 1915 году в монастырежило шесть монахов и один послушник. В лучшие времена число братии достигало 60человек.
В 1918 году имуществомонастыря было объявлено достоянием народа.
В 1920 году, послевосстановления советской власти на Севере, монастырь закрыт, но в том же годупо постановлению Архангельского губисполкома «Об использовании монастыря длядефективных детей» кардинально переменил свои функции.
1921 год. Колония длядефективных детей реорганизована в трудовую колонию для несовершеннолетнихдетей при Губюсте. В том же году Губернский карательный отдел направляеткомиссию от Губполитпросвета в составе С.Г. Писахова, А.Н. Попова, Б.В. Шергинаи др. для определения художественной ценности предметов и вещей. 22 декабря 1922года члены карательного отряда в присутствии завхоза и двух монахов вскрываютдва сундука настоятеля. Составлена опись, и все имущество передается вкарательный отдел, а частично завхозу колонии Григорьеву.
В 1922 году в монастыребыло: три жилых дома (один двухэтажный полукаменный, 15-комнатный и два деревянныхдвухэтажных, 15-комнатных); три одноэтажных дома; скотный двор с двумя жилымикомнатами; конюшня на четыре стойла; каретник; сеновал; баня на четыреотделения, в том числе отделение с колодезем; рига с гумном; одиннадцатькладовых под собором (из них одна кузница); теплая кладовая с русской печью;сеточная с русской печью и очагом. Площадь монастыря составляла 4230 сажен.
В 1922-1925 годахадминистративным отделом Архангельского губисполкома решается вопрос о судьбеколоколов, в том числе монастырских.
В 1930 году в путевыхзаметках Суслова отмечается, что ограда разбирается на дрова, в настоятельскомкорпусе находится скотный двор, церкви ветшают, переходы разрушаются, порталсобора разбивают.
 30 августа 1930 годаСеверный крайисполком решает вопрос о сносе каменных зданий на строительныематериалы, однако разобрать не смогли из-за прочной связующей кладки кирпичей.В послевоенные годы предпринимались также попытки снести здания. С великимтрудом, используя взрывчатые вещества, удалось разломать часовню.
В 1956 году на запросМосквы управление архитектуры облисполкома дало согласие на слом зданий, как неимеющих исторической ценности. Но, к счастью, это не удалось.

3. Николо-Корельскиймонастырь – морской форпост.
 
Еще в 1411 году двинскойвоевода Яков Стефанович с дружиной разграбил норвежское побережье. В 1412 годув устье Двины вновь появляются шведские и норвежские грабители, но«заволочское» ополчение под руководством воеводы Якова Стефановича «ходишавойною на мурманы по новгородскому повелению… и поеваша мурман». Но шведы инорвежцы вновь грабят селения устья Онеги, Николо-Корельский и Архангельскиймонастыри, опустошают Кегостров, Княжостров и другие поселения. По «двинскойлетописи» мурман приходило на судах «в бусах и в шняках» 500 человек.
Двиняне в общем-тоотразили нападение: в бою на реке им удалось потопить два норвежских корабля, аостальные поспешили отступить, но монастырь перестал существовать на несколькодесятилетий. Со временем Никольская обитель, благодаря всесильной и богатейшейновгородской боярыне Марфе Посаднице, сумела подняться из пепла и тлена.
С освоением англичанамиСеверного морского пути в Московию русские купцы получили что-то вроде каналадля своих товаров на Запад, что не могло не влиять на развитие российского рынкав целом. Вот и Никольский причал как своеобразный транзитный пункт на этом путистановится «портом Св. Николая». Такой статус дают ему иноземцы на своих картахи в деловой переписке.
Г. Попов пишет: «Русскаявнешняя торговля началась при исключительно благоприятных для англичанобстоятельствах: они вели ее беспошлинно; имели право открывать в Россииторговые дома; им предоставляли пристани не только в устье Северной Двины, но ив Холмогорах, Коле, Мезени, Печенге и других приморских пунктах. Любопытно, чтосам Ченслер, довольно основательно ознакомившийся с положением дал в Московскомгосударстве, откровенно писал в своих записках: «Если бы Россия толькосознавала все свое могущество, никому бы с ней не совладать; теперь она подобномолодому коню, которого, несмотря на всю его силу, может обуздать дажеребенок».
В 1555 году Ченслерпришел в Белое море повторно, на этот раз имея на борту не только груз, но инескольких английских купцов. Подойдя к Николо-Корельскому монастырю, англичанеоблюбовали небольшую удобную бухту острова Ягры, построили здесь пристань, вдальнейшем получившей название Никольской, и помещения для хранения привезенныхтоваров. Защищенный от ветров небольшой залив Ченслер назвал рейдом святогоНиколая, а остров Ягры – Розовым из-за обилия цветущего там шиповника.
Привыкшие к аккуратностии порядку англичане стали обустраивать облюбованную ими бухту по всем правиламмореходной науки того времени. Небольшая поначалу пристань у стен монастыряпостепенно становилась не только «окном в Европу», но и воротами дляевропейцев, прибывающих в Московское государство. Англичане новому портупридавали такое значение, что одно время все Белое море называли заливом Св.Николая.
Что же представлял собойэтот порт? Здесь часть заморских товаров с больших кораблей англичан сразу жеперегружались на мелкосидящие дощаники и насады, уходившие вверх по Двине. Наэтих же судах отправлялись и прибывавшие послы, купцы, служащие Московскойторговой компании, созданной в Лондоне в 1554 году. Речным путем караван доходилдо Вологды, где происходила еще одна перегрузка – на этот раз на телеги, азимой на сани. Долгий путь от северного порта для многих «англинских гостей» иих товаров оканчивался в Москве. Но нередко их обозы следовали еще дальше – кдворам компании на Северной Волге и в Астрахани.
В 1568 году прибывший кпристани Св.Николая посол, начальник королевских почт Томас Рандольф посетилмонастырь. Ему принадлежит и редкое из дошедших до нас описание монастыря: «Монастырьвесь выстроен из дерева, монахи одеты как наши прежние, в черные капоры; ихцерковь красива, но переполнена нарисованными образами и восковыми свечами.Дома их низки, с маленькими комнатками. Живут монахи отдельно, живут вместе,сильно предаются пьянству, не учены, писать не умеют, но никогда не поучают, вцеркви торжественны, молятся долго … Городка или жилищ около монастыряСв.Николая нет; только четыре дома, да здание, построенное английской компаниейдля собственных нужд». Очень нелестная характеристика.
Со временем «дом СвятогоНиколая», во многом благодаря всесильной и богатейшей новгородской боярынеМарфе Посаднице, начал процветать и к 80-м годам XV столетия превратился в крупного феодала – обладателяобширных урочищ, пожень и рыбных ловищ.
Оборонное значениемонастыря особенно возросло в связи с крестьянской войной и иностраннойинтервенцией начала XVII века. Сюданаправлялись правительством средства (достигавшие в иные годы третимонастырских доходов) и заставные стрельцы. В конце 1613 года полуторатысячныйотряд ракошан напал на монастырь. Судьба монастыря XV века, когда монастырь был разорен и частично сожжен шведами,словно повторилась в веке XVII.
Восстановившись наполученные средства от правительства и знатнейших боярских фамилий, монастырьпревратился в один из самых значительных и богатых монастырей созданной в 1682году Архангельской епархии. Численность монастырской братии менее чем заполвека увеличилась в четыре раза, с 15 человек, до 60. в тех же пропорцияхвозросло и число монастырских крестьян – их насчитывалось около пятисот.

4.  Миссионерскаядеятельность Николо-Корельского монастыря в Заполярье (XIX– начало XXв.)
С началом освоениярусскими людьми северных территорий, строительством храмов и увеличениемколичеством верующих возникла необходимость в образовании Холмогорской епархии(в 1682 году). В числе своих главных задач новообразованное архиерейскоеначальство видело обращение в православную веру коренных северных народов. В1740 году по решению императрицы Анны Иоанновны, велено было выбрать 15миссионеров для проповедования на северных землях.
До середины XIX столетия на территорииБольшеземельского, Кашинского, Тиунского поселений самоедов время от временипоявлялись православные миссионеры. Но эти акции носили разовый характер. Так,в 1825-1830 гг. архимандрит Антониево-Сийского монастыря Вениамин был посланархиерейским начальством для благовествования Евангелия. Изучив самоедскийязык, он составил грамматику и перевел несколько религиозных книг. Кромекрещения 3000 человек, сотоварищи Вениамина уничтожили много языческих идолов.
Участвовали в данныхмероприятиях и монахи Николо-Корельского монастыря. Так, игумен обители Филаретв 1822-1835 гг., по свидетельству историков, «много потрудился длярелигиозно-нравственного просвещения самоедов, прожив 5 лет в самоедскихтундрах для построения там деревянных церквей для принявших христианствоместных жителей». По данным Архангельского областного архива, Николаевскиймонастырь уже в 1832 году осуществлял духовное оформление как минимум трехприходов в самоедской тундре. Для просвещения коренных северных народов обительв летний период посылала монахов и послушников для несения Евангельского словаязычникам-самоедам.
Несмотря на все усилияРусской православной церкви, большинство представителей коренных северныхнародов оставались язычниками. Среди причин не позволяющим христианскиммиссионерам надолго утвердиться на территориях Крайнего Севера можно назватьследующие: незнание местных языков и диалектов; отсутствие литературы,позволяющей принимать религиозные истины не только из общения со священником;суровый климат северных территорий и связанный с этим быт, отсутствие должногофинансирования со стороны Священного Синода и Архиерейских домов; особенностижизни и быта коренных народов.
Дляпромышленников-поморов – людей не раз в жизни полагавшихся на волю Бога, простонеобходимо было иметь рядом с жильем место, где они могли бы оправить своирелигиозные потребности. В 1877 году из помещения караульной службы в МалыхКармакулях устраивается маленькая часовня Святого Николая, вмещающая 20человек. С тех пор каждое лето в период наиболее активного посещения Матки(поморское название Малой Земли) русскими промышленниками архангельскиеархиереи посылали на остров священников.
Такая ситуациянаблюдалась до 1887 года, когда осознавая возросшую потребность впредставителях Русской православной церкви, епархиальное руководствокомандирует на Новую Землю иеромонаха Николо-Корельского монастыря Иону спсаломщиком и богослужебными принадлежностями. Одну из главнейших своих задачотец Иона выполнил практически сразу после приезда на остров: часовня былапревращена в церковь Святого Николая. Данное событие приветствовалось пушечнымивыстрелами и громкими криками как русских, так и самоедских поселенцевстановища.
Параллельно собустройством церковного хозяйства, отец Иона вел активную просветительскуюдеятельность. Видя, что религиозные представления у самоедов крайне смутны иограничиваются большей частью верой в языческих идолов, миссионер принялсяобращать их в православие. Внушив самоедам необходимость посещения храма,иеромонах превращал в своего рода урок, произнося длинные и поучительные речи онеобходимости молиться, соблюдать послушание и чистоту. Кроме богослужений,обставленных с особой торжественностью, священник проводил личные беседы ссамоедами.
На рубеже 1880-1890-хгодов на территории обители был построен дом для притча, куда и переехалислужители культа из казенного здания спасательной станции.
С постройкой дома дляпритча появилась возможность организовать постоянную школу для местных жителей.В 2 комнатах, снабженных большим количеством письменных принадлежностей ипособий, велось обучение самоедов. В 1895 году в школе обучалось 10 детей.Ежедневно проводилось 2 урока: 1) Закон Божий преподавал отец Иона, 2) предметыначальной школы – фельдшер Михайловский. Перед началом занятий школьникисовершали краткую молитву, а по четвергам совершались молебны Святому Николаю.

5.  Хозяйственнаядеятельность Николо-Корельского монастыря.
 
В условиях отсутствияпомещичьего землевладения, северные монастыри, были самыми крупными хозяйствамина Севере. Монастыри владели землями, пожнями, рыбными ловлями. Все этопозволяло строить красивые церкви, восстанавливать и значительно приумножатьхозяйство. Наиболее прибыльный промысел – солеварение – вскоре оказался в рукаху монастырей. Это придавало им здесь особое значение. Крепкие хозяйствамонастырей, располагавшие богатыми запасами продовольствия, не раз спасаликрестьян в голодные годы.
Кроме чисто религиозныхпричин интереса Русской церкви к поселениям на Новой Земле были иэкономические. Со второй половины XIX столетия на богатые зверьем острова претендовали норвежскиепромышленники. Для большей привязки самоедов к российскому государству былиприняты столь активные меры для христианизации северного края. Организациямонашеского скита была поручена именно Николо-Корельскому монастырю с «цельюпросветить евангельским учением обитателей Новой Земли – самоедов иудовлетворить религиозные потребности промышленников». Мизерной суммы насодержание скита не хватало. Существенной помощью Новоземельской обители сталиблаготворительные взносы. Так, в сентябре 1891 года, анонимный благотворительпожертвовал скиту 500 рублей на приобретение рыболовных снастей для поддержаниямонашеского хозяйства. Однако, после предварительного анализа от этой идеирешено было отказаться. Было признано более целесообразным заняться охотой наморского зверя, что в итоге принесло приходу хороший доход. В 1891 году скитбыл наделен правом пользования небольшими угодьями наравне с местными жителями.
Еще одним аспектомдеятельности монастыря в Большеземельской тундре являлась организациямонастырского оленьего стада. Архивные документы свидетельствуют о «передаче стадаиз-под присмотра священника Исадского под присмотр священника Шаньгина в 1861году. Судя по всему, служители культа, несущие свое послушание на территорияхсамоедской тундры, параллельно со своими духовными функциями занималисьорганизацией хозяйственной работы монастыря. Об этом известен лишь один факт:еще в XVI веке, по распоряжению Филиппа,будущего митрополита московского, а тогда настоятеля Соловецкого монастыря, наостров Анзер было завезено несколько пар оленей.
На примереНиколо-Корельского монастыря можно убедиться в большом значении деятельностимонастырей по освоению Севера России.

Заключение
Одиноко и неприглядностоят сегодня обезглавленные церкви и колокольня Николо-Корельского монастыря,на землях которого сегодня расположился город Северодвинск. Построенные впритыкк нему производственные здания и сооружения исключают в ближайшее времятерриториальную реставрацию замечательного древнейшего памятника истории икультуры Русского Севера.
Надвратная главная башня,срубленная над восточными воротами монастыря в 1692 году, в начале прошлогостолетия была вывезена в Москву, в музей Коломенское, где она сейчас инаходится. Неоднократно перестроенная башня, хотя и сохранила некоторыехарактерные черты грозных боевых башен, но многие конструктивные переделкисводят на нет ее оборонительные достоинства, делают ее декоративной и мирной.
Разрушенные и разоренныев годы Советской власти северные монастыри в наши дни старательновосстанавливаются.
Так Антониево-Сийскиймонастырь, возрожденный 15 лет назад, в наши дни являетсядуховно-просветительским центром Архангельской епархии.
Сорок лет назад, 10января 1967 года, на Соловецких островах был создан музей-заповедник – Меккадля туристов, исследователей и верующих. Строительство монастыря на архипелагеначалось в 1558 году. Монастырь, закрытый после Октябрьской революции, в 1923году стал Соловецким лагерем особого назначения (СЛОН). В 1939 году лагерьупразднили, на его месте разместили воинскую часть. В годы ВеликойОтечественной войны здесь действовала школа юнг, а с 1967 года Соловки открылисвои двери для туристов. В 1991 году монастырь был возвращен Русскойправославной церкви. Происшедшее в минувшем году вхождение Соловецкогомузея-заповедника в международный совет музеев поможет развитию Соловков каккультурного и образовательного центра.
Есть надежда на то, что исудьба Николо-Корельского монастыря не останется без внимания властей иобщественности.
В настоящее времяруководство предприятия «Севмаш» дало согласие своими силами реставрироватьздание Николо-Корельского монастыря при предоставлении управлением архитектурычертежей и фотографий. Хочется верить, что эти обещания не останутся простымисловами и Николо-Корельский монастырь засияет на солнце куполами своих церквей.

Списокиспользуемой литературы
1.        «В Архангельскомгороде было построено» Шалычев А.А. Архангельск, 1994г.
2.        «Севмаш»,информационно-технический вестник, № 14, 1995 г.
3.        «Христианскиймир: религия, культура, этнос», материалы научной конференции, Санкт-Петербург,2000г.
4.        «Россия иЕвропейский Север в начале XXIвека», сборник докладов и тезисов научно-практической конференции студентов. 2.062000г. г. Архангельск.
5.        г-та «ПравдаСевера» от 11.01.2007 г.