- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Система ценностей. Значимость сексуальной сферы.



Для характеристики самооценки и системы ценностей наиболее показательны ответы на вопрос о желаниях, которые загадало бы придуманное животное (тест “Несуществующее животное”). В большинстве случаев в ответах на этот вопрос наблюдается прямая проекция, т. е. их можно рассматривать как относящиеся к самому ребенку. В этом смысле очень показательны ответы типа “стать красивее”, “чтобы было много друзей”, “стать человеком” (ощущение своей некоторой ущербности, неполноценности). Любые упоминания о “материальном положении” животного (иметь много еды, хороший дом, много денег — при антропоморфности животного) говорят о значимости материальных ценностей. Ответы типа “чтобы на земле был мир”, “чтобы никто не болел” и т. п. не говорят ни о чем, кроме стремления ребенка произвести хорошее впечатление на проверяющего (впрочем, само это стремление типично для хорошо социализированных детей).

Об интересе к сексуальной сфере говорит изображение половых органов, женской груди, независимо от того, как они названы и названы ли вообще (например, если про изображение, по форме и местоположению соответствующее женской груди, сказано, что это “выпуклые глаза на теле”, то это не отменяет его значения как сексуального символа; однако в этом случае важно, чтобы психолог не приписал ребенку свои собственные проекции). В качестве сексуальной символики рассматривается также хвост (особенно если он имеет соответствующую форму), вымя, подчеркнутая волосатость животного. Повышенный интерес к сексуальной сфере может проявляться также в подробном рассказе о рождении детенышей и вообще в подчеркивании темы размножения (особенно если в рассказе об образе жизни животного эта тема предшествует теме питания и места, где оно живет). Указание на бесполые формы размножения (почкование, деление), как правило, свидетельствует о напряженном и внутренне конфликтном отношении к сексуальной сфере.

В рисунке человека интерес к сексуальной сфере проявляется в любом выделении первичных или вторичных половых признаков. Это может быть усиленный нажим на карандаш, большее, чем на рисунке в целом, количество стираний и исправлений, особо тщательное вырисовывание женской груди или бедер, подробная прорисовка мужской мускулатуры, особо широкие бедра у женской фигуры и преувеличенно широкие плечи — у мужской. Значимость сексуальной сферы проявляется также в особо тщательной прорисовке губ, ресниц, прически, в изображении украшений (серьги, кольцо, кулон). О высоком интересе к сексуальной сфере говорит изображение человека обнаженным (речь идет о пластическом изображении, а не о схеме, на которой одежда отсутствует из-за низкой техники рисования). Так же интерпретируется

110

изображение провокативной одежды (с особо большим декольте, подчеркнутым разрезом на юбке и т. п.).

Интерес к сексуальной сфере совершенно естественен для подросткового и юношеского возраста. Если же он в выраженной форме проявляется в более младшем возрасте, то желательно установить его источник. Скажем, если на проблеме деторождения фиксируется ребенок, у которого недавно родились (или скоро должны родиться) брат или сестра, то такая фиксация вполне нормальна и не должна вызывать беспокойства. Однако даже в этом случае чрезмерно грубая сексуальная символика свидетельствует о напряженности данной сферы для ребенка. Тем более важно понять причины высокого сексуального интереса, когда для них нет очевидного биографического основания. Помочь в выяснении этих вопросов могут, в частности, “большие” проективные методики (ТАТ или САТ).

Особенности сферы общения.

Первоначальную информацию об особенностях сферы общения дает методика “Два дома”. Результаты этой методики интерпретируются “впрямую”, без символической дешифровки. Анализируются и количественные показатели: сколько людей ребенок готов поселить в свой дом, и, особенно, качественные: кого именно он туда поселяет и в какой последовательности. Естественно, интересен вопрос о том, поселит ли он туда своих родителей, братьев и сестер; попадут ли в число новоселов одноклассники и другие сверстники; будет ли названа учительница и в какой дом она будет поселена. Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то проверяющий может о нем спросить: “Мы пока никуда не поселили бабушку (учительницу). А ведь ей надо где-то жить.” Недопустимы никакие уточнения типа: “А бабушку ты поселишь вместе с собой или отдельно?” Вообще, по ходу проведения методики больше ни разу не напоминается, что сам ребенок “живет в красном доме”, что этот дом особенно хорош и т. п. Все это говорится только один раз в самом начале.

Основные методики, на основе которых делаются выводы о ситуации в сфересемейных отношений, — это рисунок семьи и “Семья животных”. При анализе оцениваются размер фигур, особенности их расположения на рисунке, последовательность изображения, поза, выражение лиц, детализированность рисунков. Сопоставляется состав нарисованной и реальной семьи ребенка. Если в семье животных изображено несколько детей, то важно выяснить, с кем из них идентифицируется ребенок. Довольно часто это проявляется в словах, когда одного из изображенных детей он называет “ребенок”, а другого — “сестра” или “брат”. Если в действительности у обследуемого

111

мальчика есть старшая сестра, а в семье животных изображено двое детей, причем один из них назван “старшим братом”, а другой — “младшей сестрой”, то, скорее всего, ребенок идентифицируется с тем, кого он назвал “младшей сестрой” (отношения старшинства обычно более значимы, чем пол).

Показателями благоприятной семейной ситуации служат: изображение всех членов семьи, общая деятельность членов семьи или контакт между ними (соприкасающиеся руки), адекватные соотношения между ними по величине (ребенок меньше родителей, но различие не слишком велико).

1) Размер фигур.

Бывает, что в рисунке реальной семьи и/или семьи животных все фигуры изображены очень маленькими или очень большими, в других рисунках соответствующие изменения размера отсутствуют. Это дает основания предполагать, что соответствующие особенности эмоционального состояния связаны именно с семейной сферой. Если размеры рисунков уменьшены, то это значит, что ассоциации, относящиеся к своей семейной ситуации, вызывают у ребенка подавленное, депрессивное состояние. Если размеры резко увеличены, то, следовательно, семейная тематика связана с переживанием тревоги.

Относительная величина изображенной фигуры (по отношению к другим членам семьи) отражает степень значимости данного члена семьи в восприятии ребенка. Так, изображение родителей очень большими, а себя — очень маленьким говорит о том, что ребенок ощущает себя подавленным или заброшенным. Нередко это происходит в тех случаях, когда родители действительно оказывают на него сильное давление, когда они повышенно требовательны или чрезмерно его опекают (для ситуации гиперопекинаиболее типично очень крупное изображение матери). Изображение кого-либо из родителей особо маленьким интерпретируется как представление о его малой значимости в семье. Например, папа, проводящий целые дни на работе и почти не появляющийся дома, нередко изображается маленьким, поскольку в семье он воспринимается ребенком как фигура второстепенная. При конкурентных отношениях с братом или сестрой они также часто изображаются особо маленькими (намного меньшими, чем должны были бы быть в соответствии с их реальным возрастом). Иногда, если ребенок считает, что родители предпочитают ему брата или сестру, они, напротив, изображаются значительно большего размера, чем он сам.

Изображение себя самым высоким говорит о претензиях ребенка на лидирующее положение в семье. Оно часто встречается у избалованных детей,

112

привыкших командовать взрослыми. Однако подобные рисунки не обязательно говорят о том, что ребенок реально играет в семье главенствующую роль; они могут свидетельствовать о том, что ребенок лишь стремится к такой роли. Доминирование собственной фигуры на рисунке может достигаться разными средствами: выдвижением себя на передний план с отодвиганием остальных на задний, помещением себя на какое-нибудь возвышение (на стул, на горку), изображением на себе высокой шапки (верх которой оказывается верхней точкой рисунка) и т. п.

2) Расположение фигур на листе.

Прежде всего определяется, имеется ли между изображенными членами семьи какой-либо контакт. Это может быть физический контакт (соприкасающиеся руки или тела) или же какая-то общая деятельность. Изолированность фигур друг от друга — показатель недостаточно насыщенных эмоциональных отношений в семье. Если изолирована только одна какая-либо фигура, то это, скорее всего, отражает слабую связь данного члена семьи с остальными. Изображение себя отдельно от остальных — свидетельство ощущения своей изолированности в семье (это ощущение не обязательно соответствует действительности). При серьезных нарушениях внутрисемейного общения фигуры разных членов семьи нередко отделены друг от друга перегородками, помещены в разных комнатах или же рисуются на разных листах.

Иногда встречается сверхплотное расположение фигур, когда они частично перекрывают друг друга. Это говорит либо о том, что в семье действительно сверхтесные связи, либо о потребности ребенка в таких связях (чаще всего одно сочетается с другим: привыкнув к сверхтесному контакту, ребенок уже не может обходиться без него в силу недостатка самостоятельности). Повышенная плотность расположения фигур часто встречается в неполных семьях, поскольку в таких семьях у родителя часто возникает чрезмерная “замкнутость” на детях.

Интервалу между фигурами более или менее соответствуют близости отношений. Например, если ребенок изобразил две пары: себя рядом с сестрой и отдельно — родителей, стоящих один рядом с другим, то это может говорить о том, что дети в семье в значительной мере живут своей, отдельной от родителей жизнью. Полезно посмотреть, кого из членов семьи ребенок поместил рядом с собой. Обычно это тот, с кем автор рисунка ощущает наибольшую близость.

3) Последовательность изображения членов семьи.

Первым обычно изображается член семьи, наиболее значимый для ребенка. В отличие от величины изображения, отражающего отношения доминирования

113

(“кто в семье главнее”), последовательность изображения связана со значимостью человека именно для ребенка, а не вообще в семье. От расположения рядом с собой, отражающего эмоциональную близость, последовательность изображения отличается тем, что значимость может определяться чисто бытовыми обстоятельствами (например, тем, кто проводит с ребенком больше всего времени) и не соответствовать эмоциональному отношению ребенка к данному человеку.

Демонстративные дети часто начинают рисунок семьи с собственного изображения. Застенчивые, тревожные дети часто рисуют себя в последнюю очередь.

4) Поза, выражение лица, детализированность.

При анализе позы персонажей используются те же критерии, что и в методике “Рисунок человека”, только на этот раз они должны быть отнесены не к самому ребенку, а к его восприятию того персонажа, поза которого анализируется. Так, если ребенок изобразил одного из членов семьи в экстравертной позе, а другого — в интровертной, то это означает, что именно так он их и воспринимает (очень часто, хотя и не всегда, это восприятие оказывается вполне адекватным). Если все члены семьи изображены в одинаковой позе, той же, что и в методике “Рисунок человека”, то это, скорее всего, проявление идентификации ребенка с другими членами семьи, приписывания им собственных особенностей.

Агрессивная поза какого-либо из членов семьи (поднятая рука, преувеличенная кисть руки) может свидетельствовать о его реальной агрессивности по отношению к ребенку или импульсивности (взрывчатости).

Изображение кого-либо со спины — показатель конфликтного отношения. Если ребенок изображает со спины себя самого, то это свидетельствует либо о конфликтном отношении к семье в целом, либо о чувстве своей отвергнутости, неприятия другими членами семьи. Так же трактуется изображение в профиль, если оно повернуто не к другим членам семьи, а от них.

Выражение лиц изображенных членов семьи может отражать либо чувства ребенка по отношению к ним (улыбка — положительное отношение, мрачная гримаса — негативное или двойственное отношение), либо представления ребенка об отношении к нему. Большой рот, особенно с зубами — признак того, что данный член семьи проявляет по отношению к ребенку вербальную агрессию (часто на него кричит).

Степень детализированности рисунка — показатель эмоционального отношения к данному члену семьи. Наиболее любимые члены семьи рисуются подробнее, с большим количеством деталей, чем менее любимые.

114

5) Соотношение состава реальной и нарисованной семьи.

Отсутствие какого-либо члена семьи говорит либо о том, что он мало значим для ребенка, либо (чаще) о конфликтных отношениях ребенка с ним, негативных эмоциях по отношению к нему (это не значит, что эмоции чисто негативны: они могут бытьамбивалентными, т. е. двойственными). Часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что обычно связано с конкурентностью отношений.

Отсутствие на рисунке себя — частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье отверженным. Степень выраженности этого ощущения проверяется с помощью вопроса: “А ты никого не забыл?” Если ребенок так и не вспоминает, что он не нарисовал себя, то следует более прямой намек: “Я точно знаю, что ты еще кого-то не нарисовал”. Если и это не приводит к дополнению рисунка, то проверяющий впрямую говорит: “Ты забыл нарисовать себя”. Бывает, что даже после прямого указания ребенок уходит от изображения себя, объясняя, что “не осталось места”, что себя он может нарисовать на другом листе и т. п. Это свидетельствует о весьма сильном чувстве отверженности.

Появление “дополнительных” членов семьи (отсутствующих в реальности) говорит о том, что ребенок воспринимает свою семью как недостаточную, в чем-то ущербную. Чаще всего дополнительной фигурой оказывается отец, который в реальной семье отсутствует. В этих случаях можно полагать, что у ребенка очень сильно желание иметь отца, полную семью.

6) Предметы.

Изображение большого количества предметов (мебель, стены комнаты, деревья, если семья изображена в лесу) обычно встречается в тех случаях, когда в семье ослаблены и формализованы контакты, недостаточен уровень эмоционального общения. В этом отношении особенно показательны рисунки, которые начинаются не с изображения людей, а с изображения различных предметов. Аналогичные рисунки встречаются и у аутизированных детей: в этом случае недостаток эмоционального общения обусловлен не семейной атмосферой, а неспособностью ребенка к такому общению.

7) Животные.

Важный дополнительный показатель, имеющийся в тесте “Семья животных”, — это то животное, в виде которого изображен тот или иной член семьи. При интерпретации следует опираться на те общекультурные ассоциации, которые связаны с изображенными животными. Так, изображение кого-либо из членов семьи в виде насекомого (муравья, мухи...) подчеркивает его малую значимость в семье. Упрямые, “колючие” дети часто изображают

115

ребенка в виде ежа. Змея или червяк, как правило, символизируют эмоциональную холодность, а нередко — негативное отношение (если таким образом изображен ребенок, то это может быть проявлением чувства своей отверженности в семье). Хищные животные (тигр, волк) совсем не обязательно символизируют агрессию. Часто они отражают лишь представление о силе и активности. В отличие от этого, крокодил — безусловный символ агрессии. Изображение родителей в виде особо крупных животных (слон, бегемот, носорог) характерно для детей, воспитывающихся в условиях гиперопекии испытывающих сильное давление со стороны родителей.

8) Данные, получаемые по другим тестам.

Некоторую информацию о семейных отношениях ребенка могут давать такие тесты как рисунок дома и рисунок дерева. Так, в ответе на вопрос о том, кто живет в доме, нередко проявляется стремление избавиться от чрезмерной опеки родителей. В этом случае обычно утверждается, что в доме живет ребенок, причем его родители не упоминаются.

Корни дерева интерпретируются как показатель отношения ребенка к своему прошлому и к семье (“корням” в широком смысле слова). При наличии опорной линии, изображающей землю, отсутствие на рисунке корней нормально. Если же опорная линия отсутствует, а дерево изображено как бы обрезанным снизу (без корней и без расширения ствола в нижней части), то это рассматривается как признак слабой бытовой ориентации, отсутствия серьезной привязанности к дому и семье. Чрезмерно большие, подробно вырисованные корни скорее свидетельствуют об острой потребности в опоре и привязанности, чем об их наличии. Очень показательны подробно вырисованные корни без изображения земли или висящие над землей. Подобные рисунки часто встречаются у беженцев, эмигрантов и других детей, лишившихся привычной почвы.

116

Часть III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ