Система ордеров Древней Греции.
Ордерная система – единый архитектурный язык, возникший в искусстве Древней Греции.
Ордер (от латинского «ordo» — строй, порядок) — вид архитектурной композиции, состоящий из вертикальных несущих опор (колонн) и горизонтальных несомых частей (антаблементов).
Наиболее распространённые в античной архитектуре ордеры — дорический, ионический и коринфский.
Дорический ордер возник на берегах Эгейского моря, где проживали дорийцы – одна из народностей Древней Греции. Встречается с VI века до н.э.
Лаконичный и мужественный он считался «мужским» ордером.
Дорическая колонна была без базы и имела сильное утончение. Украшалась каннелюрами Капитель состояла из эхина (круглой подушки) и квадратной абаки.
Ионический ордер — от более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Считался «женским» ордером, из-за утончённости, изысканности и разнообразных украшений.
Возник в середине VI века до н.э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря.
Отличительной чертой ионического ордера является капитель, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют.
Коринфский ордер — является вариантом ионического ордера, с более насыщенным декором.
Характерной особенностью является капитель, покрытая листьями аканта.
Величайшим примером др. греческой архитектуры является Афинский Акрополь – V в. до н.э. (др.-греч. – верхний город — возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города. На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города).
Наиболее известный памятник античной архитектуры Парфено́н — расположен на афинском Акрополе. Это главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице, построен в 447-438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина.
2. Византийская Христианская архитектура сформировалась постепенно, ориентируясь на особенности христианских богослужений и опираясь на традиции, сложившиеся в архитектуре Римской империи, в которой существовало два типа сооружений: центрические (античные мавзолеи) и базиликальные (античные общественные здания).
Центрические здания в плане представляли квадрат, круг (ротонда), восьмигранник или греческий крест. В этом стиле построены христианские храмы:
Крестообразная – Мавзолей Галлы Плацидии и восьмигранная – Сан-Витале в Равенне в Италии.
Базиликальные здания, более крупные, делились на нефы. В этом стиле построены: Трёхнефная базилика Сен-Аполлинаре Нуово в Равенне).
Христианский храм – пример внутренней (внутренне-внешней) архитектуры. Он просторен и богато украшен внутри. Ранние византийские храмы можно уподобить раковинам, шершавая оболочка которых таит перламутр и жемчужины мозаик.
Все части христианского храма имеют символическое значение:
Свод – небесный свод, купол – «небо небес», амвон– гора, с которой проповедовал Христос, престол– место Гроба Господня, четыре угла которого – четыре стороны света. Церковь– образ распятия Христова поэтому в самой структуре храма должен быть запечатлен символ христианства – крест. Храм должен быть направлен на восток, в сторону Иерусалима.
Долгие поиски византийских архитекторов завершились новым типом храмового здания – укороченная базилика – крестово-купольный храм. Он стал образцом для всего православного мира.
Такой тип храма – крестово-купольный – был выбран для самого выдающегося произведения византийского зодчества главного собора столицы — собора Святой Софии в Константинополе (начало VI в.)
Этот шедевр мировой архитектуры построили мастера Анфимий из Тралл и Исидор из Милета Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. Прорывом Анфимия и Исидора стала гигантская полусфера главного купола.
Мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии и повелел сохранить собор в новом качестве. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья.
Романская архитектура.
Ведущий романский архитектурный тип: соборы монастыри замки. Размеры церквей увеличились, что повлекло создание новых конструкций сводов и опор.
Характерные черты романской церкви:
Главнейшие особенности сооружений: тяжеловесность и приземистость
Главные элементы сооружений:
Постройки, составленные из простых геометрических форм – кубов, призм, цилиндров,
Массивные стены с узкими проемами окон и ступенчато-углубленными порталами,
Башни.
Основные средства внутренней отделки:
настенная живопись, рельефы, являвшиеся частью стены. На сводах и стенах храмов изображали библейские сюжеты. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом.
Готическая архитектура
«Готическое» означало «варварское» в противовес «римскому». Готическое искусство обозначает европейское искусство позднего Средневековья.
Центром общественной и духовной жизни средневекового города являлись церковные соборы.
Ведущий архитектурный тип: собор.
Главнейшие особенности сооружений – лёгкость и устремлённость ввысь.
Главные элементы сооружений:
Башни с высокими стрельчатыми арками,
Остроконечный башенки (пинакли),
Связующие открытые полуарки (аркбутаны),
Вертикальные выступы стен (контрфорсы),
Витражи на окнах
Многочисленные декоративные детали
Для готики характерен богато украшенный фасад с резными деталями. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах».
Notre Dame de Paris, XII-XIVвека (Собор Парижской Богоматери) – «огромная каменная симфония».
Собор в Кёльне – совершенное произведение готики. Строительство главного храма велось в два приёма – в 1248—1437 гг. и в 1842—1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор стал самым высоким зданием мира.
Ренессанс. Общая характеристика.
В 14 в. в Италии, а затем в 15-16 вв. в других европейских странах происходит возрождение («ренессанс») античного искусства.
Отличительная черта эпохи Возрождения – интерес к человеку, интерес к античной культуре.
В эпоху Возрождения изменились все виды искусства: архитектура, живопись, графика, скульптура.
В архитектуре утвердились принципы античной ордерной системы.
Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела.
В традиционную религиозную тематику произведений искусства вошли новые сюжеты: античная мифология, история, бытовые сцены, пейзаж, портрет.
Наряду с настенными росписями, появилась картина, возникла живопись масляными красками.
На первое место выступила личность художника. Поразительна одарённость мастеров Ренессанса – они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой.
Возрождение делят на 4 этапа:
Проторенессанс (2-я половина 13-14 в.в.).
Раннее Возрождение(начало 15 в.-конец 15 в.).
Высокое Возрождение(конец 15-начало 16 в.).
Позднее Возрождение(середина 16 в.-90-е гг. 16 в.).
Имена художников, скульпторов.
Северное Возрождение – период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции, который принято выделять в отдельное стилевое направление.
Стилевые различия в живописи с итальянским Возрождением: в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньше внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Питер Брейгель Старший, также мастер поздней готики Ян ван Эйк.
2. Барокко (итал. причудливый, странный) – один из главных стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16-середины 18 веков.
Искусству барокко свойственны:
Грандиозность, пышность и динамика
Патетическая приподнятость
Эффектная зрелищность.
В скульптуре – живописная текучесть формы, причудливость образа.
Требовалось, чтобы сюжет картины содержал серьёзную духовно-нравственную идею, способную благотворно воздействовать на зрителя. Такой сюжет можно было найти только в истории, мифологии или библейских текстах.
Основными художественными ценностями картины признавались рисунок и композиция, не допускались резкие цветовые контрасты. Композиция картины делилась на чёткие планы.
Романтизм характеризует
1 внимание к духовно-творческой жизни личности
2 изображение сильных страстей и характеров
3 одухотворение природы
В России — передвижничество
Система ордеров Древней Греции.