- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Смешон или трагичен финал по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)

Смешон или трагичен финал по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Недоросля» Д.И.Фонвизина признали вершиной драматургии 18-го столетия. Критики единодушно называли творение автора «комедией воспитания», поскольку в пьесе поднимаются важнейшие вопросы нравственности, воспитания, образования, помещичьего невежества и произвола.

«Недоросль» написан в своеобразном жанре. Он представляет собой классицистическую комедию, где соблюдено единство места, времени и действия, а герои носят «говорящие» фамилии.

Вместе с тем с произведении имеются черты реализма: Фонвизин обращается к актуальным проблемам современности, высмеивает пороки поместного дворянства. Гуковский назвал «Недоровля» - «полукомедией, полудрамой», и с этим нельзя не согласиться.

В пьесе присутствует много комедийных эпизодов. К примеру, вызывают смех мечты Скотинина о женитьбе на Софье ради разведения поголовья свиней; комично выглядит хозяйка имения Простакова, презирающая образование: «Без наук люди живут и жили», неуч Митрофан с размышлениями о слове «дурак», которому следует быть прилагательным, поскольку оно прилагается к глупцу. Но эти комичные на первый взгляд сцены при глубоком понимании оказываются трагичными, ведь действующие лица управляют имениями и носят дворянские титулы. На деле эти ограниченные баре своим невежеством доставляют лишь страдания окружающим.

Поучителен финал пьесы, когда деспотичная Простакова лишается управления имением, которое переходит к Правдину. Ее любимое чадо моментально отворачивается: «Да отвяжись, матушка, так навязалась», хотя ей в этот момент крайне необходима сыновья поддержка. Стародум дает мудрую характеристику сложившейся ситуации: «Вот злонравия достойные плоды». Этими словами автор выразил собственную позицию, показав в комедии, чем оборачивается дурное воспитание. Для драматурга, мечтавшего о просвещенном поколении молодежи, это поистине трагедия

Таким образом, сложно однозначно определиться с финалом пьесы – комичен он или трагичен. Фонвизин настолько мастерски переплел смешное с грустным, поднял актуальные для всех времен проблемы, что до сих пор заставляет соотечественников «смеяться сквозь слезы».

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Опасен или смешон Митрофанушка по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»- высшее художественное достижение русской литературы 18-го вв. Это произведение написано в период правления императрицы Екатерины II, в период, когда произвол помещиков и бесправие крепостных крестьян составляли главный конфликт в социально-политической жизни России. «Недоросль» это- комедия о воспитании.

Становление личности происходит только в обществе, и в этом процессе участвуют семья и ближайшее окружение. В семье складывается определённый уклад, привычки, традиции, которым человек следует всю жизнь. В комедии Д. И. Фонвизин показывает, какие пагубные плоды приносит дурное воспитание в злонравной семье на примере одного из героев.

Митрофан - сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян Простаковых. Имя Митрофан означает «подобный, похожий на мать». Ему 16, он - обжора, невежда и бездельник. Митрофан резвится на голубятне и любит свиней, чем очень похож на своего дядю Скотинина. Цель жизни у него отсутствует, учиться он не хочет, мечтает лишь жениться на богатой девице.

Митрофан учится грамоте у трёх учителей уже 4 года. Учителя в доме Простаковых- забавные карикатуры: бывший кучер Вральман, дьячок Кутейкин и отставной сержант Цыфиркин. Ребёнка они не неволят, он так и не научился читать и считать, мал и беден его словарь. Матушка Простакова не чает в нём души. Фонвизин показал неразумность её слепой, животной любви, которая губит сына. Мать не хочет с ним расставаться, не отпускает его на службу, стараясь обеспечить ему беззаботное будущее. В ответ Митрофан относится к матери пренебрежительно, не уважает её, не любит, совсем не жалеет, играя на её чувствах. Разговаривая с матерью, отвечает бессердечно: «Отвяжись ты», « Такая дрянь в глаза лезла, то, ты матушка, то батюшка.» Простаков, боясь жены, заискивает перед сыном, называя его «умное дитя», «затейник», «забавник». Няня Еремеевна старалась обучать его хорошему, но бесполезно. В ответ Митрофан грозился её избить, называет «старой хрычовкой».

Весь стиль своего поведения Митрофан копирует со своей матери. Госпожа Простакова имеет полную власть над своими крестьянами, всё отобрала у крепостных и думает только о том, что ещё с них содрать. Она постоянно грубит крепостным, называя их «скот», «болван», «бестия», бьёт свою няньку Еремеевну, прослужившую в доме 40 лет, и, вероятно, нянчившую её в детстве. Простакова безбожна и бесчеловечна. Муж боится при ней слово молвить и подличает перед своим сыном. Дяде Скотинину «свиной хлев» заменяет и «храм науки», и «домашний очаг». Никто из них отроду ничего не читал. В образе Митрофана Фонвизин показал самые дурные качества характера, самые дурные взгляды. Воинствующее невежество, в котором рос Митрофанушка, домашняя обстановка в доме его матушки Простаковой несомненно готовят будущего изверга. Первое представление «Недоросля» в театре в 1782 г. принесло огромный успех великой русской комедии. Позвучали слова Фонвизина: «Угнетать рабством себе подобных - беззаконно.» Автор заставлял зрителей задуматься над тем, что именно Екатерина утвердила деспотический образ правления в России и благодаря её политике процветает рабство и хозяйничают Простаковы и Скотинины, которые прямо ссылаются на царские указы о вольности дворянства.

В своей комедии Фонвизин изобразил и подлинно прогрессивных дворян. В образе Стародума показана самореализация личности, высокая духовность, гражданская активность. Стародум ненавидит деспотизм самодержавной власти Екатерины, он- враг рабства. Екатерине не нравилась сатира Фонвизина. Писателю закрыли путь в печать. Д.И. Фонвизин тяжело заболел в сорок лет и через семь лет умер.

Проблемы воспитания молодого поколения, затронутые Фонвизиным в комедии «Недоросль», актуальны и сегодня. Личность человека прежде всего предполагает наличие у него системы взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл его жизни. Общество многообразно, и в нем сосуществуют люди разных взглядов. Высшим светом общества являются люди, которые убеждены в ценности человечества, проявляют гуманное и справедливое отношение к другим людям и трудятся на общее благо. Люди, смысл жизни которых ограничен их собственным «я» и житейскими заботами, менее интересны. Во все времена и сегодня подобных людей было предостаточно. Однако, по-моему убеждению счастливы в этом мире только люди, имеющие необъятную страсть к познанию, человеколюбие и занимающие активную позицию в жизни. Именно к этому надо стремиться в своём самовоспитании.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.