Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Н. Островский — крупнейший драматург второйполовины 19 века.
«Гроза” — одно из его ярчайшихпроизведений.Оно было написано
в 1859 году,во время коренных перемен, происходивших в русском
обществе. Он один из первыхдал широкое описание купечества в
России. Свою драму “Гроза”, Александр Николаевич написал под
впечатлением отпутешествия по Волге. И не случайно онизбрал именно
такое названиедля своей пьесы.
В слове “гроза”заключен огромный смысл.Гроза— это не только
природное явление, но это и символ перемен в “темномцарстве”, в том
жизненном укладе, который существовал втечение нескольких веков в
русской жизни.
В центре пьесы — конфликт представителей “темногоцарства” с их
жертвами.На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая
жизнь людей. Иглавная героиня — Катерина — не выдерживает гнета,
унижения ее человеческогодостоинства. Об этом свидетельствуют и
изменения в природе: краски сгущаются,надвигается гроза, небо
темнеет. Чувствуется приближение грозы. Все этоявляется предвестием
каких-то грозных событий.
Впервые слово “гроза”звучит в сцене прощания сТихоном. Он говорит:
“… Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Тихонуочень
хочется хоть ненадолго вырваться из атмосферы родительского
дома, вырваться из-под власти своей маменькиКабанихи, почувствовать
себя свободным,“навесь год отгуляться”. Под “грозой”он понимает
гнет матери, ее всевластие, страх перед ней, атакже страх перед
возмездием за совершенные грехи. “Грозанам в наказание посылается”,
— говорит Дикой Кулигину. Иэта боязнь возмездия присуща всем героям
пьесы, даже Катерине. Она ведьрелигиозна и считает свою любовь к
Борису большим грехом, но поделать с собойничего не может.
Единственный, кто не стал бояться грозы, — так это механик-самоучка
Кулигин. Ондаже пытался противостоять этому природному явлению,
соорудив громоотвод.Кулигин видел в грозе лишь величественное и
прекрасное зрелище, проявление силыи мощи природы, а не опасность
для человека. Он говорит всем: “Нучего вы боитесь, скажите на
милость? Каждая теперь травка,каждый цветок радуется, а мы
прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас всегроза!.. Изо
всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.
Итак, в природе гроза уже началась. А что же происходит в обществе?
Тамтоже не все спокойно — назревают какие-то перемены. Грозав этом
случае является предзнаменованием грядущего конфликта, его
разрешения.Катерина уже не в состоянии жить по домостроевским
правилам, она хочет воли, ноу нее уже нет сил бороться с
окружающими. Не случайно, кстати, появлениесумасшедшей барыни на
сцене, которое сопровождается ударами грома. Онапредсказывает
главной героине близкую гибель.
Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта.
Катерина оченьиспугалась слов барыни, ударов грома, приняв их за
знак “свыше”. Она была очень эмоциональной и верующей натурой,
поэтомупросто не смогла жить с грехом на душе — грехом любви к
чужому человеку.Катерина бросилась в пучину Волги, не выдержав
страшного, тяжелого,подневольного существования, которое сковывало
порывы горячего сердца, несмирившись с лицемерной моралью самодуров
“темногоцарства”. Вот такие последствия имела гроза для
Катерины.
Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к
Борису,племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то
стихийное, как и вгрозе. Так же, как и гроза, эта любовь не
приносит радости ни героине, ни еевозлюбленному. Катерина —
замужняя женщина, она не имеет права изменять своемумужу, потому
что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и какни
старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа,
который небыл способен ни защитить свою жену от нападок свекрови,
ни понять ее. НоКатерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца
нашли выход в привязанности кБорису. Он был единственным обитателем
города Калинова, который не вырос в нем.Борис был образованнее
других, обучался в Москве. Он единственный, кто понималКатерину, но
помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. Очевидно,
этобыло не столь сильное чувство, ради которого можно было
пожертвовать всем. Об этом говорит и тот факт, что он
оставляетКатерину совсем одну в городе, советует ей покориться
судьбе, предчувствуя, чтоона погибнет. Свою любовь Борис променял
на наследство Дикого, которого онникогда не получит. Тем самым
Борис также является частью калиновского мира.
Островский в своем произведении сумел показать изменения,
происходившие в русскомобществе во второй половине XIX века. Обэтом
свидетельствует и название пьесы “Гроза”. Но если в природе после
грозы воздух становится чище, происходитразрядка, то в жизни после
“грозы”вряд ли что изменится,скорее всего, все останется на своих
местах.